<Письмо> ФАС России от 26.07.2023 N ДФ/59546/23 "О рассмотрении обращения"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 26 июля 2023 г. N ДФ/59546/23

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

ФАС России, рассмотрев обращение по вопросу применения положений постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604, Положение), сообщает следующее.

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, такой показатель оценки как "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: "Общая цена исполненных участником закупки договоров"; "Общее количество исполненных участником закупки договоров"; "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".

Согласно подпункту "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта подтверждается, в том числе исполненным договором (договорами), актом (актами) приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, составленные при исполнении такого договора (договоров).

При этом ФАС России отмечает, что согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" запрещается установление требований, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" в отношении показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", участником закупки может быть предоставлен любой исполненный договор (договоры) сопоставимого характера с предметом планируемой закупки.

Вместе с тем комиссия по осуществлению закупок производит оценку представленных в заявке документов исходя из установленных порядком оценки заявок требований, которые не должны ограничивать количество участников закупок и создавать преимущественное положение определенному хозяйствующему субъекту.

При этом, по мнению ФАС России, установление заказчиком в порядке оценки заявок положения, предусматривающего принятие к оценке сведений исключительно по договорам генерального подряда, не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что подтверждается выводами ФАС России, изложенными в решениях от 14.04.2021 по делу N 21/44/105/423, от 01.06.2022 по делу N 28/06/105-1626/2022.

Дополнительно ФАС России сообщает, что наличие или отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства рассматривается в каждом конкретном случае при проведении контрольного мероприятия, исходя из положений извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), с учетом фактических обстоятельств осуществления закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, публичных интересов и других факторов, в том числе специфики конкретной закупки и заявок участников закупки.

Д.В.ФЕСЮК