<Письмо> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 28.06.2019 N 10-1532-МС "О рассмотрении обращения"
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
от 28 июня 2019 г. N 10-1532-МС
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Учреждение) рассмотрело обращение относительно порядка согласования местоположения границ земельных участков и сообщает.
Согласно уставу ФГБУ "ФКП Росреестра", утвержденному приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331 (в редакции приказов Росреестра от 13.12.2016 N П/0595, от 28.06.2017 N П/0302, от 11.12.2017 N П/0579, от 10.09.2018 N П/0378, от 27.09.2018 N П/0403, от 21.12.2018 N П/0504, от 04.03.2019 N П/0073, от 11.03.2019 N П/0079), Учреждение не наделено полномочиями по разъяснению положений законодательства Российской Федерации, практики его применения, толкованию нормативных правовых актов.
Вместе с тем, по вопросам, содержащимся в Обращении, Учреждение считает необходимым отметить следующее.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН).
Частью 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ установлено, что местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ (далее - Акт согласования) личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в Акте согласования.
В соответствии с пунктом 60 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее - Требования) в реквизит "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" включаются сведения о смежных земельных участках, границы которых уточнены в результате выполнения кадастровых работ.
Перечень сведений о правообладателях смежных земельных участков, подлежащих отражению в графе "3" реквизита "4" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках", установлен пунктом 61 Требований.
При этом, в соответствии с пунктом 85 Требований в Акт согласования включаются также сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, в отношении которого в результате кадастровых работ оформляется Акт согласования. Обозначение характерных точек границы такого земельного участка указывается от соответствующей начальной точки до этой же точки (например, от точки н1 до точки н1). В указанном случае графа "Кадастровый номер смежного земельного участка" Акта согласования не заполняется, заполнение остальных граф осуществляется в соответствии с их наименованием.
Кроме того, от имени указанных лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления (часть 4 статьи 39 Закона N 221-ФЗ).
Согласно пункту 8 части 5 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет в отношении земельных участков, образуемых на основании решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд осуществляется без одновременной государственной регистрации прав.
В соответствии с положениями Земельного кодекса (подпункт 4 пункта 1 статьи 56.7) и Закона о регистрации (часть 7 статьи 60) орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии, либо организация, подавшая ходатайство об изъятии земельного участка, вправе обращаться в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета.
Вместе с тем, в действующем законодательстве отсутствуют положения, устанавливающие полномочия органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии, либо организации, подавшей ходатайство об изъятии земельного участка, на участие в согласовании местоположения границ изымаемого земельного участка от лица его правообладателя или особенности проведения согласования местоположения границ земельного участка в случае уточнения местоположения его границ в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд или устанавливающие особенности согласования местоположения границ при выполнении кадастровых работ в данном случае (указанная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 29.06.2016 N ОГ-Д23-8005).
При этом, в соответствии с положениями Закона о регистрации право собственности на изымаемые земельные участки у правообладателей таких земельных участков прекращается только после государственной регистрации перехода права.
Учитывая изложенное, согласование местоположения границ изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка должно проводиться в порядке, установленном статьей 39 Закона N 221-ФЗ.
Таким образом, по мнению Учреждения, в Акте согласования в соответствии с пунктом 85 Требований от точки н1 до точки н1 должны указываться сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка (либо, согласно части 4 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, сведения о его представителе).
М.В.СЕМЕНОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей