Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 31.05.2017 N 2-КЭ "О возможности судьи, пребывающего в отставке, работать воспитателем семейной группы при муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении"

КОМИССИЯ СОВЕТА СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

от 31 мая 2017 г. N 2-КЭ

О ВОЗМОЖНОСТИ

СУДЬИ, ПРЕБЫВАЮЩЕГО В ОТСТАВКЕ, РАБОТАТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ

СЕМЕЙНОЙ ГРУППЫ ПРИ МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В комиссию Совета судей Российской Федерации по этике поступил запрос судьи в отставке, полномочия которого прекращены на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) - по письменному заявлению судьи. Заявителю назначено ежемесячное содержание, выплачено выходное пособие из расчета ежемесячного денежного вознаграждения по последней должности за полных 20 лет работы в качестве судьи.

Заявитель - женщина, не достигшая возраста 50 лет, ее семья имеет статус многодетной. Учитывая состояние здоровья и возраст младших детей, заявитель рассматривает вопрос о трудоустройстве воспитателем семейной группы при муниципальном детском саде.

Копией Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида" подтверждается, что данное образовательное учреждение является муниципальным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Республики Татарстан и бюджета муниципального образования города Казани. Основной целью деятельности этого учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

С запросом не представлены сведения о принятии учредителем учреждения - муниципальным образованием г. Казани - решения о создании группы семейного типа в названном дошкольном образовательном учреждении; о направленности группы (общеразвивающая, оздоровительная или комбинированная); о должностных обязанностях воспитателя такой семейной группы.

1. Согласно пункту 2 статьи 15 Кодекса судейской этики, утвержденного VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 (ред. от 08.12.2016), судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, и участвовать в различных публичных мероприятиях, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации и не причиняет ущерб интересам правосудия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о статусе судей отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу. Одновременно с этим на него распространяются запреты и ограничения, вытекающие из статуса судьи, в том числе запрет осуществления оплачиваемой деятельности, за исключением ее отдельных видов.

Подпунктом 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей (в редакции Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ) установлен общий запрет для судей заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Согласно разъяснению Президиума Совета судей Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей под стажем работы в должности судьи имеется в виду исключительно период осуществления судейской профессиональной деятельности, а не совокупный стаж, рассчитываемый по правилам статьи 7 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", положения которой подлежат применению только при исчислении стажа работы, дающего право на ежемесячное пожизненное содержание и на дополнительные льготы.

Законность данного разъяснения проверялась в судебном порядке. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 10 июня 2016 г. по административному делу N АКПИ16-384 в удовлетворении требования о признании указанного разъяснения недействующим отказано и признано, что оно не выходит за рамки адекватного истолкования положений пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей, не влечет изменения правового регулирования, установленного федеральным законодательством в отношении запретов и ограничений, вытекающих из статуса судьи, в связи с чем не может рассматриваться как ограничение прав судей, находящихся в отставке.

2. До принятия Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в подпункте 5 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей указывалось на возможность занятия судьей преподавательской деятельностью.

Законодательство, регулирующее статус судьи, не определяет такие понятия как "преподавательская" и "педагогическая" деятельность, а потому представляется необходимым руководствоваться определениями, содержащимися в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон "Об образовании в Российской Федерации").

Названный Закон определяет образование как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения (пункты 1 - 3 статьи 2), а педагогическим работником признает физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (пункт 21 статьи 2).

Согласно части 2 статьи 46 Закона "Об образовании в Российской Федерации" номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Должность воспитателя в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включена в соответствующую номенклатуру, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678.

Из изложенного следует, что воспитатель дошкольного образовательного учреждения является педагогическим работником, и как педагогическая деятельность работа судьи, пребывающего в отставке, в такой должности не противоречит законодательству о статусе судей, вне зависимости от возраста судьи в отставке и его стажа работы в должности судьи.

3. Закон "Об образовании в Российской Федерации" разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций.

Присмотр и уход за детьми - это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038).

Порядок, в частности, предусматривает возможность создания в образовательной организации семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

Так, Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации "Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений дошкольных образовательных учреждений", разработано примерное положение о порядке организации групп семейного типа при муниципальных дошкольных образовательных учреждения (письмо от 27.09.2012 N 08-406).

Из указанных рекомендаций и положения следует, что группы семейного типа как структурные подразделения дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), с реализацией образовательной программы, направленной на реализацию государственного стандарта дошкольного образования, создаются по решению учредителя ДОУ.

Примерное положение разграничивает педагогический и обслуживающий персонал группы семейного типа (пункт 4.3); закрепляет, что воспитатель группы семейного типа, принимаемый на работу в ДОУ в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, должен иметь педагогическое образование и располагать достаточными для открытия группы жилищными условиями (пункты 2.2, 2.8).

Таким образом, отнесение к педагогической деятельности работы в качестве воспитателя семейной группы, созданной при ДОУ, может решаться с учетом конкретных обстоятельств функционирования такой группы, ее направленности, содержания трудовых обязанностей воспитателя и т.п.

Представляется, что трудовая деятельность, которая сводится исключительно к присмотру и уходу за детьми и не предусматривает участие в образовательной деятельности, по смыслу Закона "Об образовании в Российской Федерации" и Закона о статусе судей педагогической деятельностью не является.

Такую деятельность на платной основе судья в отставке может осуществлять при наличии условий, установленных в абзаце первом пункта 4 статьи 3 Закона о статусе судей, - в государственных и муниципальных учреждениях, при наличии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении возраста 55 лет (для женщин - 50 лет).

4. Следует отметить, что каждый судья, рассматривая возможность работы в том или ином учреждении, в той или иной должности, обязан самостоятельно определять, не противоречит ли его деятельность федеральному законодательству (статье 3 Закона о статусе судей) и Кодексу судейской этики.