Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N АКПИ17-202 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 1.1, 1.3, 1.3.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 942>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2017 г. N АКПИ17-202

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Гашуниной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Б. о признании частично недействующими пунктов 1.1, 1.3, 1.3.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942 утверждено Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (далее - Положение).

Согласно абзацу четвертому пункта 1.1 Положения в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, в частности указанные в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

В соответствии с пунктом 1.3 Положения периоды службы (работы, учебы), указанные в пунктах 1.1 и 1.2 названного Положения, засчитываются в выслугу лет, если эта служба (работа, учеба) проходила в органах и организациях (учреждениях) Российской Федерации, а также Союза ССР и республик в составе СССР, если иное не оговорено соответствующими межгосударственными соглашениями.

В силу абзаца первого пункта 1.3.1 Положения в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии прокурорским работникам, уволенным со службы в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", засчитывается на льготных условиях период службы (в том числе время нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 22 августа 1994 г., N 17 (действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1540).

Гражданин Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими абзаца четвертого пункта 1.1, пункта 1.3, абзаца первого пункта 1.3.1 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат статьям 4, 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", поскольку не позволяют засчитывать в выслугу лет в льготном исчислении сотрудникам органов и организаций прокуратуры периоды прохождения службы в советское время, а также период прохождения службы после 31 декабря 1991 г. в Республике Кыргызстан во время происходившего там вооруженного конфликта.

Административный истец Б. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству юстиции Российской Федерации (поручение от 19 апреля 2017 г. N СП-П4-2435).

Представитель Правительства Российской Федерации Т. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Т., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гашуниной Н.А., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно пункту 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Таким законодательным актом является Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "а" статьи 13 названного Закона предоставляется лицам, имеющим на день увольнения со службы выслугу на службе в органах внутренних дел 20 лет и более.

В целях реализации прав граждан, проходивших службу в органах и учреждениях прокуратуры, на пенсионное обеспечение Положение определяет особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины.

В пункте 1.1 Положения определены периоды службы, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии, к ним, в частности, отнесены периоды службы, приведенные в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей". Таким образом, абзац четвертый пункта 1.1 Положения имеет отсылочный характер и не может рассматриваться как нарушающий права и законные интересы административного истца.

Включение в выслугу лет для назначения пенсий гражданам, проходившим службу в органах и учреждениях прокурорам периодов, не связанных со службой в органах и учреждениях прокуратуры, является льготой, позволяющей увеличивать выслугу для назначения пенсии.

Пункт 1.3 Положения соответствует названному Закону, статья 4 которого предусматривает, что пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших службу в других государствах, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Закрепляя право на получение пенсии за выслугу лет для лиц, имеющих необходимую выслугу на соответствующей службе, федеральный законодатель в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" установил правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.

Пункт 1.3.1 Положения предусматривает льготное исчисление периодов службы (в том числе нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения в органах прокуратуры Российской Федерации, действовавших на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, в составе объединенной следственно-оперативной группы и в Кавказской межрегиональной прокуратуре.

Доводы административного истца о том, что пункт 1.3.1 Положения должен распространяться в том числе на соответствующие периоды службы в Республике Кыргызстан, не основаны на законе.

Так, в отношении военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, которые привлекались для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, фактически участвовавших в выполнении задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, льготное исчисление выслуги лет закреплено Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (статья 5).

Распространение на граждан, проходивших службу в органах и учреждениях прокуратуры, условий и норм пенсионного обеспечения, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, включая условия, касающиеся исчисления выслуги лет, само по себе не означает, что все периоды работы (службы), которые подлежат включению в выслугу лет при назначении пенсий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, должны учитываться и при исчислении выслуги прокурорам.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Б. о признании частично недействующими пунктов 1.1, 1.3, 1.3.1 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

А.М.НАЗАРОВА