<Письмо> Минобрнауки России от 04.06.2015 N ВК-1444/07 "О родительской плате за присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 июня 2015 г. N ВК-1444/07

О РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЕ

ЗА ПРИСМОТР И УХОД ЗА ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В дополнение к письму Министерства от 24 апреля 2013 г. N ДЛ-101/08 "О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми" Минобрнауки России направляет разъяснения в части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата) детей с ограниченными возможностями здоровья.

Категория "обучающийся с ограниченными возможностями здоровья" определена в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (пункт 16 статьи 2 Закона N 273-ФЗ).

Таким образом, данная категория обучающихся определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Законе N 273-ФЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 8 и пунктом 3 части 1 статьи 9 Закона N 273-ФЗ создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей (органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования) соответствующих организаций.

Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (часть 2 статьи 65 Закона N 273-ФЗ).

Согласно статье 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в особой социальной поддержке.

Минобрнауки России считает целесообразным включить родителей (законных представителей), имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, в категорию освобожденных от родительской платы.

Для реализации мер социальной поддержки семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредителям образовательных организаций следует принять правовые акты, освобождающие от родительской платы названную категорию семей.

В.Ш.КАГАНОВ