Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ГТК РФ от 23.02.1996 N УБТП-10-12/500 "Об опросах должностных лиц таможенных органов при производстве по делам о нарушении таможенных правил"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 февраля 1996 г. N УБТП-10-12/500

ОБ ОПРОСАХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ

ОРГАНОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ

ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

В правоприменительной деятельности таможенных органов имеют место случаи, когда отдельные руководители таможенных постов и таможен запрещают должностным лицам, в производстве которых находятся дела о нарушении таможенных правил, производить опросы сотрудников таможенных органов, проводивших таможенный контроль, а последним давать объяснения и подписывать протоколы.

В этой связи доводим до сведения следующее.

Сотрудники таможенных органов, осуществляющие возложенные на них функциональные обязанности по осуществлению таможенного контроля и таможенного оформления, валютного контроля, начислению и взиманию таможенных платежей и др., могут непосредственно обнаруживать нарушения таможенных правил либо являться очевидцами действий по совершению правонарушения и его выявлению и пресечению.

При этом они могут располагать информацией не только о событии правонарушения и его признаках, но и об обстоятельствах, влияющих на степень и характер ответственности лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, и о причинах и условиях, способствовавших его совершению (ст. 320 ТК России), что делает их незаменимыми источниками доказательств по делам о нарушении таможенных правил.

Объяснения таких свидетелей имеют существенное значение для обоснованного и законного разрешения дела по существу на основании полного, всестороннего и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 322 ТК России).

В соответствии со ст. 314 и ст. 333 ТК России должностное лицо таможенного органа, в производстве или на рассмотрении которого находится дело о нарушении таможенных правил, вправе производить опрос в качестве свидетеля любого физического лица или должностного лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.

Исчерпывающий перечень лиц, которые не могут опрашиваться в качестве свидетеля либо освобождаются от обязанности давать объяснения, приведен в ст. 314 ТК России. К таким лицам отнесены:

- адвокат и оказывающий юридическую помощь представитель лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с оказанием таких услуг и помощи;

- лицо, которое в силу своих физических или психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать им правильные объяснения;

- супруг и близкие родственники физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил.

При условии соблюдения этих положений сотрудники таможенных органов в качестве свидетелей в соответствии со ст. 325 ТК России могут быть опрошены о любых обстоятельствах по делу, подлежащих установлению, в том числе и о личности физического лица или должностного лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил, и о своих взаимоотношениях с ним.

За отказ или уклонение от дачи объяснений без уважительных причин свидетели, в том числе и сотрудники таможенных органов, несут ответственность, предусмотренную ст. 442 ТК России.

Таким образом, должностные лица таможенных органов, в производстве или на рассмотрении которых находятся дела о нарушении таможенных правил, в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации вправе опрашивать в качестве свидетеля любого сотрудника таможенного органа или таможенного учреждения, осуществлявшего функции по таможенному контролю и таможенному оформлению, валютному контролю, начислению и взиманию таможенных платежей и др., в результате которых выявлено правонарушение, либо являющегося очевидцем совершения правонарушений или его выявления и пресечения независимо от его должностного положения и не спрашивая для этого каких-либо разрешений.

Устанавливаемые руководителями таможенных органов запреты и ограничения на осуществление ими таких полномочий являются незаконными и свидетельствуют либо о непонимании ими сущности и задач правоохранительной деятельности таможенных органов и основных законодательных положений о производстве по делам о нарушении таможенных правил, что крайне негативно характеризует их профессиональную подготовку, либо о намеренном воспрепятствовании ведению производства по делу о нарушении таможенных правил.

Кроме того, такие факты крайне отрицательно сказываются на уровне взаимопонимания и взаимодействия таможенных органов и их структурных подразделений.

Учитывая изложенное, прошу разъяснить должностным лицам таможенных органов их права и обязанности при производстве по делам о нарушении таможенных правил и принять меры, исключающие возможность возникновения указанных выше ситуаций.

Начальник Управления

по борьбе с таможенными

правонарушениями ГТК РФ

М.В.ВАНИН