Новое в законодательстве г. Санкт-Петербурга

14 ноября 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "КАДИС", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Изменениями, внесенными в Закон Санкт-Петербурга от 05.07.2006 N 385-57 "О территориальных избирательных комиссиях в Санкт-Петербурге", скорректированы, в частности, срок принятия решения о формировании территориальной комиссии и порядок проведения ее первого заседания.

Согласно изменениям, внесенным в Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2006 N 587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии", к ее полномочиям среди прочего отнесено обеспечение на территории Санкт-Петербурга реализации мероприятий, связанных с повышением правовой культуры избирателей, обучением организаторов выборов, референдумов и иных участников избирательного процесса.

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Санкт-Петербурга от 20.06.2012 N 341-60 "О выборах высшего должностного лица Санкт-Петербурга - Губернатора Санкт-Петербурга", в частности, уточнены порядок принятия решения о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии в случаях, установленных федеральным законодательством, порядок создания и расходования средств избирательных фондов и порядок голосования.

Изменения, внесенные в Закон Санкт-Петербурга от 17.02.2016 N 81-6 "О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", среди прочего коснулись порядка включения граждан в список избирателей и исключения из указанного списка, сроков выдвижения и самовыдвижения кандидатов, вопросов финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и порядка голосования.

Изменения внесены также в Закон Санкт-Петербурга от 21.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований города федерального значения Санкт-Петербурга". Уточнены положения, регламентирующие порядок создания и расходования средств избирательных фондов кандидатов, порядок голосования и основания назначения повторных и дополнительных выборов.

Закон Санкт-Петербурга вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Уточнено, в частности, что оценке регулирующего воздействия подлежат среди прочих проекты нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз.

Предусмотрено, что Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Внесен ряд изменений в положения о комитетах Санкт-Петербурга.

В частности, скорректированы полномочия комитетов по образованию, по физической культуре и спорту, по социальной политике Санкт-Петербурга и по здравоохранению, закрепленные в положениях об указанных комитетах, утвержденных постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 225, от 09.03.2004 N 364, от 16.09.2008 N 1182 и от 27.12.2013 N 1070.

Установлено, что указанные комитеты осуществляют функции уполномоченного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга на утверждение государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере и обеспечение предоставления государственных услуг в социальной сфере потребителям государственных услуг в социальной сфере по отраслям: "Образование", "Физическая культура и спорт", "Социальная защита", "Здравоохранение" соответственно.

Уточнен Перечень государственных информационных систем и баз данных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, содержащих информацию, подлежащую размещению в государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Открытые данные Санкт-Петербурга" в форме открытых данных, а также исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, предоставляющих информацию, подлежащую размещению в указанной государственной информационной системе в форме открытых данных, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.07.2014 N 571, в части информации, касающейся комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.

Кроме того, внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.07.2017 N 611 "О создании государственной информационной системы Санкт-Петербурга "Единая карта петербуржца" и внесении изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 N 1095". В новой редакции изложено Положение о государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Единая карта петербуржца". Определены ее назначение, цели создания, состав и описание ГИС Санкт-Петербурга "Единая карта петербуржца", функции ЕКП, полномочия оператора ЕКП, а также порядок предоставления и распространения информации, содержащейся в ЕКП, порядок доступа к информации, содержащейся в ЕКП, правовые основания обработки персональных данных.

В обновленный Перечень исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга - обладателей информации, подлежащей включению в государственную информационную систему Санкт-Петербурга "Единая карта петербуржца", вошли комитеты по здравоохранению, по информатизации и связи, по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, по образованию, по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, по развитию туризма Санкт-Петербурга, по социальной политике Санкт-Петербурга, по транспорту, по физической культуре и спорту и комитет финансов Санкт-Петербурга.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Исключено положение, устанавливающее административную ответственность за жестокое обращение с животными.

Предусмотрено, что Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

ЖИЛИЩЕ

Установлены цели, участники, соисполнители Региональной программы, а также ее целевые показатели и ожидаемые результаты реализации.

Ответственным исполнителем Региональной программы определен комитет по энергетике и инженерному обеспечению.

К числу задач Региональной программы отнесены: развитие и модернизация существующей газораспределительной системы Санкт-Петербурга; обеспечение необходимых поставок природного газа потребителям; внедрение газомоторного топлива в автотранспортном комплексе Санкт-Петербурга; снижение объемов реализации емкостного сжиженного углеводородного газа населению путем перевода многоквартирных и жилых домов на территории города на природный газ.

Общий объем ее финансирования составляет 22710,47 млн рублей.

В приложениях приведены план мероприятий, сводный и пообъектный планы-графики догазификации, объемы реализации и финансирования мероприятий в рамках пообъектного плана-графика догазификации, сводный и пообъектный планы-графики догазификации территорий ведения гражданами садоводства для собственных нужд, объемы реализации и финансирования мероприятий в рамках пообъектного плана-графика догазификации территорий ведения гражданами садоводства для собственных нужд и материалы к Региональной программе, содержащие, в частности, характеристику текущего состояния и анализ основных показателей газоснабжения и газификации Санкт-Петербурга, прогноз ожидаемых результатов и описание рисков реализации Программы, объемы и источники ее финансирования.

Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 09.12.2022 N 90-пг (с внесенными изменениями), ранее утверждавшее аналогичную Программу на 2022-2031 годы, признано утратившим силу.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Скорректирован понятийный аппарат, используемый в Законе Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132.

Предусмотрено, что под многодетной семьей понимается семья (неполная семья), имеющая в своем составе трех и более детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков и падчериц (при условии их совместного проживания с одним из родителей, а также отчимом (мачехой) и его (ее) детьми), статус которой устанавливается бессрочно, а предоставление мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки такой семье осуществляется до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по очной форме обучения.

Закон вступает в силу с 1 января 2026 года.

Установлены Перечень соотнесений мероприятий социальной реабилитации и абилитации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), предусмотренных приказом Минтруда России от 18.09.2024 N 466н, наименованиям и видам социальных услуг в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге", рекомендуемых для исполнения таких мероприятий, и Перечень предоставляемых инвалиду (ребенку-инвалиду) социальных услуг в соответствии с названным Законом Санкт-Петербурга при наличии в индивидуальной программе реабилитации или абилитации рекомендаций по мероприятиям по профессиональной реабилитации и абилитации, физической реабилитации и абилитации с использованием средств физической культуры и спорта.

Определено, что реализация перечисленных мероприятий до перехода учреждений социального обслуживания к реализации мероприятий и оказанию услуг по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов в соответствии со стандартами оказания услуг по отдельным основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляется в рамках предоставления социальных услуг в соответствии с указанными перечнями.

СПб ГКУ ГИРЦ, администрациям районов Санкт-Петербурга, государственным поставщикам социальных услуг, предоставляющим социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания при постоянном проживании, государственным поставщикам социальных услуг, реализующим индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), дан ряд предписаний и рекомендаций по организации работы в целых исполнения распоряжения.

Признано утратившим силу с внесенными изменениями распоряжение комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 10.06.2020 N 439-р "О мерах по реализации приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.06.2017 N 486н и от 15.10.2015 N 723н в части организации администрациями районов Санкт-Петербурга работы по реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (детей-инвалидов) по социальной реабилитации или абилитации, по предоставлению дополнительных технических средств реабилитации за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, по проверке наличия приобретенного для ребенка-инвалида товара и услуги, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала".

Утвержденные нормативы регулируют размеры финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга на услуги по монтажу и подключению устройства "тревожная кнопка" и на услуги по обслуживанию граждан посредством указанного устройства.

Так, норматив финансирования по обслуживанию граждан при использовании стационарного устройства "тревожная кнопка" составил 1035,19 рубля в месяц на одного человека, при использовании сотового устройства "тревожная кнопка" - 974,64 рубля в месяц на одного человека.

К категории заявителей на предоставление государственной услуги отнесены социально ориентированные некоммерческие организации, указанные в подпункте 1 пункта 2.2 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", оценка качества оказания общественно полезных услуг которых относится к компетенции Комитета, созданные в предусмотренных законодательством формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, государственных и муниципальных учреждений) и соответствующие установленным критериям.

Предусмотрено, что Комитет принимает решение о выдаче заключения о соответствии качества оказываемых общественно полезных услуг установленным критериям либо об отказе в выдаче такого заключения в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении государственной услуги без взимания государственной пошлины.

Определены исчерпывающие перечни документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, оснований для отказа в их приеме, оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.

Регламентированы состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности их выполнения в электронной форме и в МФЦ.

Приведены формы используемой документации.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

К категории получателей субсидий отнесены субъекты малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга, заключившие договоры микрозайма и в полном объеме выполнившие обязательства по выплате основного долга и процентов по указанным договорам.

Определены требования к участникам отбора на предоставление субсидий и условия их предоставления.

Предусмотрено, что для участия в отборе субъект МСП подает заявку по прилагаемой форме и документы согласно приведенному перечню.

Урегулированы вопросы, связанные с рассмотрением заявок, принятием решения о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, заключением соглашения с победителем отбора и перечислением субсидии.

Установлены требования к представлению отчетности и требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления субсидий, ответственность за их нарушение.

Приведены максимальные размеры предоставляемых субсидий, перечень отчетных документов, требований к ним, а также порядок проверки отчетности.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Установлен состав информации, содержащейся в государственной информационной системе Санкт-Петербурга "Жилищно-коммунальное хозяйство Санкт-Петербурга". В него среди прочего включены сведения о льготах, таблица начислений за жилищно-коммунальные услуги, перечень жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых по дому и по помещению.

Утвержден Порядок предоставления информации и доступа к информации, содержащейся в указанной государственной информационной системе Санкт-Петербурга.

В частности, урегулированы вопросы, связанные с заключением соглашения об информационном взаимодействии с определенными категориями пользователей, а также с осуществлением доступа к закрытой части государственной информационной системы и к размещенной в ней информации.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Предусмотрено, что порядок маршрутизации пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями основан на принятых подходах к диагностике и лечению, представленных в актуальных версиях клинических рекомендаций, утверждается распоряжением комитета по здравоохранению и актуализируется ежегодно в сроки, установленные паспортом регионального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями (город федерального значения Санкт-Петербург), либо по мере необходимости.

Регламентированы алгоритмы и сроки оказания различных видов медицинской помощи таким пациентам, а также порядок их льготного лекарственного обеспечения.

Урегулированы вопросы, связанные с медицинской реабилитацией и санаторно-курортным лечением.

Определены перечень ответственных за маршрутизацию лиц, их полномочия и зоны ответственности, механизм контроля за соблюдением порядка маршрутизации, регламенты маршрутизации при отдельных нозологиях.

Приведены, в частности, перечни медицинских организаций Санкт-Петербурга, оказывающих пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями первичную специализированную медико-санитарную помощь и специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь в стационарных условиях.

Признано утратившим силу распоряжение Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга от 22.02.2024 N 76-р "Об организации оказания медицинской помощи взрослому населению с болезнями системы кровообращения".

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Предусмотрено, что положения Закона не применяются к отношениям в области использования собак в культурно-зрелищных целях и их содержания, к отношениям, возникающим при перевозке собак любым видом транспорта, и к отношениям в области содержания служебных собак.

Определены обязанности владельцев собак, а также дополнительные требования к содержанию собак.

К их числу среди прочих отнесена обязанность использования поводка для собаки, находящейся вне места ее содержания, а для потенциально опасной собаки и собаки, рост которой в холке превышает сорок сантиметров, - поводка и намордника, установлен запрет на нахождение владельца собаки в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения с собакой вне места ее содержания.

Кроме того, перечислены места, в которых нахождение с собакой запрещено.

В ряд законов Санкт-Петербурга внесены соответствующие изменения.

В частности, изменениями, внесенными в Закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге", введено наказание в виде административного штрафа за нарушение дополнительных требований к содержанию собак, а изменением, внесенным в Закон Санкт-Петербурга от 12.12.2019 N 612-139 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в области обращения с животными", полномочия Правительства Санкт-Петербурга дополнены утверждением типовой формы таблички, содержащей предупреждающую надпись о наличии на территории, принадлежащей владельцу собаки на праве собственности или ином законном основании, собаки, рост которой в холке превышает сорок сантиметров, потенциально опасной собаки.

Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, за исключением положения, устанавливающего административную ответственность за отсутствие на территории, принадлежащей владельцу собаки, рост которой в холке превышает сорок сантиметров, потенциально опасной собаки, таблички, содержащей предупреждающую надпись, которое вступает в силу по истечении 6 месяцев после дня официального опубликования.