Новое в законодательстве Воронежской области

5 декабря 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Информсвязь - КонсультантПлюс", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Предусмотрено, что председатель областной Думы вправе возвратить проект закона Воронежской области субъекту законодательной инициативы, предложить субъекту законодательной инициативы в установленные сроки представить необходимые материалы, если форма представленного проекта закона Воронежской области не отвечает требованиям регламента. Председатель областной Думы при внесении проекта нормативного правового акта группой субъектов законодательной инициативы назначает ответственного из числа внесших проект субъектов законодательной инициативы, уполномоченного представлять данный проект нормативного правового акта на заседании ответственного комитета областной Думы и (или) на заседании областной Думы. К компетенции Совета Думы относится принятие решения об утверждении, изменении или отклонении решений комитетов областной Думы по результатам предварительного рассмотрения проектов нормативных правовых актов Воронежской области, поступивших в областную Думу. Отмечено, что при формировании комитетов областной Думы предложения по кандидатурам на должности председателей комитетов и их заместителей вправе вносить до формирования Совета Думы во Временный секретариат областной Думы депутаты областной Думы и депутатские объединения. В предварительный вариант проекта повестки дня очередного заседания областной Думы включаются вопросы, поступившие не позднее чем за 10 (ранее - 15) дней до дня заседания областной Думы.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Уточнен Порядок межведомственного взаимодействия министерства социальной защиты Воронежской области с исполнительными органами Воронежской области и органами местного самоуправления в рамках оказания поддержки участникам специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и членам их семей. Отмечено, что гражданин может быть проинформирован об оказании поддержки либо об отказе в оказании поддержки в том числе посредством автономной пользовательской копии программы для ЭВМ "Дневник самоконтроля качества жизни".

Внесены изменения в Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Воронежской области. Уточнены периодичность и порядок проведения контрольных мероприятий и профилактических визитов. В частности, отмечено, что инспекционный визит и выездная проверка могут быть проведены с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор". По окончании проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, составляется акт контрольного мероприятия. По результатам проведения контрольного мероприятия без взаимодействия с лицензиатом акт составляется в случае выявления нарушений лицензионных требований. Определены правила и критерии присвоения лицензиату публичной оценки уровня соблюдения обязательных требований по результатам проведения профилактического визита и (или) контрольного мероприятия. Уточнен досудебный порядок обжалования решений государственной жилищной инспекции Воронежской области, действий (бездействия) ее должностных лиц.

Расширен Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории городского округа город Воронеж, к которым в числе прочего отнесено поступление в контрольный орган от муниципального бюджетного учреждения городского округа город Воронеж "Единый оператор городских пассажирских перевозок" сведений о невыполнении в течение полугодия 30% рейсов, предусмотренных расписанием движения по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

К основным функциям управления отнесено направление уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Установлено, что проведение торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Воронеж, осуществляется только в форме аукциона (ранее проведение торгов осуществлялось также в форме конкурсов).

Установлено, что действие Положения о порядке предоставления в безвозмездное пользование муниципального казенного имущества городского округа город Воронеж не распространяется на правоотношения в сфере предоставления в безвозмездное владение и пользование объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, в случаях, установленных статьей 46.4 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Уточнено, что в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения в том числе воинских должностей и должностей федеральной государственной гражданской службы иных видов. Право включения в стаж муниципальной службы периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знания работы в которых необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей, возлагается на коллегиальный орган, состоящий из представителей администрации города, Воронежской городской Думы и Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Внесены изменения в Перечень особо значимых инвестиционных проектов. В частности, перечень дополнен новыми особо значимыми инвестиционными проектами: "Производственный комплекс по производству лимонной кислоты объемом 10000 тонн в год, ООО "Цитрон", в Аннинском муниципальном районе с объемом инвестиций 3333,33 млн руб. и сроком реализации проекта - 2023 - 2038 годы; "Строительство племрепродуктора родительского стада индейки второго порядка на 6 млн яиц в год, ООО "Плем-Репродуктор "Донская Индейка", в Каширском муниципальном районе с объемом инвестиций 2225,42 млн руб. и сроком реализации проекта - 2024 - 2032 годы; "Строительство тепличного комплекса "Воронеж-Агро" по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте площадью 38,13 га, расположенного по направлению на запад от г. Бобров Бобровского района Воронежской области, ООО ТК "Воронеж-Агро", в Бобровском муниципальном районе с объемом инвестиций 18305,89 млн руб. и сроком реализации проекта - 2023 - 2039 годы. По проекту "Техническое перевооружение и расширение действующего производства по обработке семян сельскохозяйственных культур, ООО "ССЦ "ЗП-Павловский", в Павловском муниципальном районе объем инвестиций увеличен с 221,417 млн руб. до 450,771 млн руб., срок завершения реализации перенесен с 2026 на 2028 год. Инвестиционный проект "Строительство складского комплекса на территории Воронежской области, ООО "ВАЙЛДБЕРРИЗ", в Новоусманском муниципальном районе исключен из перечня. Указанные изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования документа.

Установлено, что цели и задачи долговой политики Воронежской области на 2024 - 2025 годы выполнены. По состоянию на 01.01.2025 государственный долг составил 28 млрд 404,4 млн рублей. Основным фактором, определяющим долговую политику в 2026 - 2028 годах, остается соблюдение условий, установленных дополнительными соглашениями о реструктуризации, соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, заключенными с Минфином России и Казначейством России. Целью долговой политики является обеспечение потребностей в заемном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения Воронежской областью обязательств по его погашению и обслуживанию. На 2026 - 2028 годы запланирован дефицит областного бюджета: на 2026 год - в сумме 9776,6 млн рублей, на 2027 год - 9831,7 млн рублей, на 2028 год - 8425,0 млн рублей. В составе источников финансирования дефицита областного бюджета предусмотрено изменение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета в сумме до 10000,0 млн рублей ежегодно. В 2026 - 2028 годах будет продолжено взаимодействие с Минфином России и Казначейством России по вопросам привлечения бюджетных кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Городской бюджет на 2025 год увеличен по доходам с 48318446,01328 тыс. рублей до 53324447,7379 тыс. рублей, по расходам - с 50114010,01328 тыс. рублей до 54420011,7379 тыс. рублей. Дефицит бюджета городского округа составляет 1095564 тыс. рублей (ранее - 1795564 тыс. рублей). Также уточнены основные характеристики городского бюджета на 2026 и 2027 годы.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Установлено, что сезонный зал (зона) обслуживания посетителей должен располагаться на территории, прилегающей к объекту общественного питания (помещению, где расположен объект общественного питания) или примыкающей к такому объекту. Расстояние от объекта общественного питания до сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей измеряется по прямой линии от входа в объект общественного питания до ближайших элементов сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей и устанавливается органами местного самоуправления. Заключение о соответствии сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей установленным требованиям выдается исполнительным органом Воронежской области в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Определены требования к схеме размещения сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей, а также условия, при которых разрешается и не допускается размещение сезонного зала (зоны) обслуживания. Размещение сезонного зала (зоны) обслуживания посетителей производится ежегодно на любой период времени с 1 апреля по 31 октября.

Согласно внесенным изменениям предельный максимальный тариф на услугу по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом, установленный в размере 2212 рублей 65 копеек за 1 тонну авиационного топлива (без НДС), действует до 31.12.2026.

Уточнены общие требования градостроительных регламентов в части использования земельных участков и объектов капитального строительства. В частности, указано, что минимальный процент застройки в границах земельного участка для всех видов территориальных зон, допускающих размещение застройки, принимается для отдельных видов производственной деятельности - 13% и для ряда сельскохозяйственных производств - 21%.

В новой редакции изложены карты территориальных зон, подзон территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, а также карта территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории. Правила землепользования и застройки дополнены описанием местоположения границ территориальной зоны ОДБ - 46, описание местоположения границ территориальной зоны ОДС(о) - 140 исключено.

В новой редакции изложены карты территориальных зон, подзон территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, а также карта территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории. Актуализированы описания местоположения границ отдельных территориальных зон. Правила землепользования и застройки дополнены описанием местоположения границ территориальной зоны РТ - 32.

В Генеральный план городского округа город Воронеж внесены изменения, согласно которым площадь территории населенного пункта город Воронеж в границах городского округа город Воронеж, утверждаемых Генеральным планом, составляет 38005,6314 га (ранее - 38003,8645 га). Уточнены отдельные параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, за исключением линейных объектов, а также технико-экономические показатели Генерального плана. В новой редакции изложены карта границ населенного пункта город Воронеж, карта функциональных зон, сведения о границах населенного пункта город Воронеж, входящего в состав городского округа город Воронеж. Кроме того, внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж. В новой редакции изложены карты территориальных зон, подзон территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории и карта территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории. Актуализированы описания местоположения границ отдельных территориальных зон.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

В новой редакции изложен Административный регламент министерства природных ресурсов и экологии Воронежской области по предоставлению государственной услуги "Организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня". Регламентированы сроки и последовательность административных процедур, осуществляемых министерством природных ресурсов и экологии Воронежской области, порядок взаимодействия между министерством и физическими лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе предоставления государственной услуги. Максимальный срок предоставления государственной услуги в части организации и проведения государственной экологической экспертизы составляет 72 рабочих дня со дня регистрации запроса о предоставлении услуги и необходимых документов и (или) информации. Срок проведения государственной экологической экспертизы может быть продлен на 20 рабочих дней по заявлению заказчика. Срок предоставления заявителю результата государственной услуги составляет 2 рабочих дня со дня принятия решения о предоставлении государственной услуги. Информация о размере платы, взимаемой за предоставление государственной услуги, размещается на Едином портале государственных и муниципальных услуг, на Портале Воронежской области в сети Интернет.

Внесены изменения в Положение об управлении экологии Администрации городского округа город Воронеж. К функциям управления дополнительно отнесено обеспечение организации и проведения в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности на территории городского округа город Воронеж, предусмотренных Правилами проведения оценки воздействия на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2024 N 1644 "О порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду".

К полномочиям Администрации городского округа город Воронеж отнесено предоставление разрешения на право вырубки зеленых насаждений (ранее - предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников). Скорректированы ограничения в сфере использования зеленого фонда. Так, на озелененных территориях общего и ограниченного пользования (за исключением земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также на садовых и огородных участках, в случаях, когда не требуется получение разрешения на право вырубки зеленых насаждений), озелененных территориях специального назначения запрещается самовольно вырубать, обрезать, пересаживать деревья и кустарники, в том числе сухостойные, больные и аварийные, проводить работы по обрезке кроны с нарушением сроков и объемов, указанных в разрешительной документации. Актуализированы правила правомерной рубки или проведения иных работ, связанных с повреждением и уничтожением зеленых насаждений. Приведен перечень необходимых документов: для строительства (реконструкции) зданий, строений, иных объектов капитального строительства; при проведении работ по сносу зданий или сооружений; при проведении строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе линейных объектов; при размещении, установке объектов, не являющихся объектами капитального строительства (сборно-разборных конструкций, сооружений общего пользования, элементов благоустройства и иных, за исключением нестационарных торговых объектов); при проведении инженерно-геологических изысканий; при проведении санитарных рубок (в том числе удаления аварийных деревьев и кустарников), обрезок, реконструкции зеленых насаждений и капитального ремонта (реставрации) объектов озеленения (парков, бульваров, скверов, улиц, внутридворовых территорий) и др.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Установлено, что правовую основу документа вместо Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" составляет Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти". Срок проведения экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях или общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему должен составлять не менее 7 (ранее - 10) календарных дней и включать не менее 5 рабочих дней.

Установлено, что видеосъемка и фотосъемка в здании Воронежской городской Думы могут проводиться только аккредитованными представителями СМИ по согласованию с руководителем информационно-аналитического управления Воронежской городской Думы времени и места их проведения. Аккредитованные представители СМИ обязаны сообщать название, тематику и дату выхода телепрограммы, для которой проводится съемка. Работа представителей СМИ не должна создавать помех для работы депутатов и сотрудников Воронежской городской Думы.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

В государственную программу Воронежской области "Развитие образования" внесен ряд изменений. Из программы исключены положения, утверждавшие формы отчетов об использовании субсидии из областного бюджета, предоставляемой в рамках государственной программы. Отмечено, что отчеты об использовании средств представляются по форме, утвержденной министерством финансов Воронежской области. Определен порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области на создание (проектирование) строений, сооружений (быстровозводимых конструкций) для общеобразовательных организаций.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Базовый подушевой норматив финансирования на прикрепившихся лиц в соответствии с перечнем расходов на медицинскую помощь, финансовое обеспечение которых осуществляется по подушевому нормативу финансирования, увеличен с 1651,46 рубля до 1661,51 рубля. В новой редакции изложены следующие приложения к Тарифному соглашению: "Перечень фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, размер финансового обеспечения и коэффициент специфики на 2025 год"; "Оплата медицинской помощи в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц на 2025 год"; "Перечень показателей результативности деятельности медицинских организаций, имеющих прикрепившихся лиц (включая показатели объема медицинской помощи), критерии их оценки и целевые значения критериев на 2025 год"; "Перечень расходов на оказание медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется вне подушевого норматива финансирования, на 2025 год".