Новое в законодательстве Омской области
12 декабря 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "Региональные Системы", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
В Законе Омской области от 29 октября 2024 года N 2743-ОЗ "О преобразовании всех поселений, входящих в состав Большеуковского муниципального района Омской области, путем их объединения с наделением вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа", Законе Омской области от 3 декабря 2024 года N 2778-ОЗ "О преобразовании всех поселений, входящих в состав Кормиловского муниципального района Омской области, путем их объединения с наделением вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа" исключены отдельные положения в части избрания Первого Главы.
В Законе Омской области от 5 июня 2025 года N 2856-ОЗ "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" на территории Омской области и о внесении изменений в отдельные законы Омской области" установлены наименования органов местного самоуправления в Омской области.
Признан утратившим силу Закон Омской области от 9 февраля 2005 года N 609-ОЗ "О наименованиях органов местного самоуправления в Омской области".
Изменения вступают в силу с 16 декабря 2025 года.
Установлено, что решением Избирательной комиссии Омской области, принятым по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, полномочия территориальной избирательной комиссии могут быть прекращены досрочно в случае изменения административно-территориального устройства Омской области, повлекшего упразднение административно-территориальной единицы, либо в случае преобразования соответствующего муниципального образования.
Филиалы публичного акционерного общества "Сбербанк России" представляют в Избирательную комиссию Омской области сведения об операциях по счетам, открытым нижестоящим избирательным комиссиям, в соответствии с соглашением между публичным акционерным обществом "Сбербанк России" и Избирательной комиссией Омской области.
В случае, если избиратель повторно обращается с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного, решение о выдаче такого бюллетеня принимается участковой избирательной комиссией.
Определен порядок проведения электронного голосования.
Закон вступает в силу с 16 декабря 2025 года.
В Законе Омской области от 15 января 2002 года N 339-ОЗ "Об Избирательной комиссии Омской области" скорректированы положения о статусе члена Избирательной комиссии с правом решающего голоса, финансовом обеспечении деятельности Избирательной комиссии и другие.
В Законе Омской области от 7 июля 2003 года N 456-ОЗ "О выборах в органы местного самоуправления Омской области" утверждено, что дополнительные выборы депутатов представительного органа муниципального образования не назначаются и не проводятся в год, предшествующий году проведения основных выборов депутатов данного представительного органа муниципального образования, а также в год проведения указанных выборов, за исключением установленного случая.
Решением Избирательной комиссии Омской области, принятым по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, полномочия территориальной избирательной комиссии могут быть прекращены досрочно в случае изменения административно-территориального устройства Омской области, повлекшего упразднение административно-территориальной единицы, либо в случае преобразования соответствующего муниципального образования.
В законах Омской области от 15 февраля 2005 года N 615-ОЗ "О референдуме Омской области" и от 15 февраля 2005 года N 616-ОЗ "О местном референдуме в Омской области" определен порядок проведения электронного голосования.
В Законе Омской области от 8 апреля 2013 года N 1523-ОЗ "О порядке формирования участковых избирательных комиссий на территории Омской области" установлено, что в период со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, период со дня назначения референдума и до определения результатов выборов, референдума территориальная комиссия обязана назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по установленным обстоятельствам, не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В Положении о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Омской области дополнительно установлено, что Министерство в сфере развития энергетического комплекса Омской области обеспечивает в соответствии с законодательством подготовку перечней объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, подлежащих передаче в безвозмездное владение и пользование системообразующей территориальной сетевой организации и (или) территориальной сетевой организации, утверждает указанные перечни и направляет их правообладателям объектов, системообразующей территориальной сетевой организации, территориальной сетевой организации (если ей могут передаваться объекты в соответствии с законодательством), а также уполномоченным органам местного самоуправления.
Признан утратившим силу Указ Губернатора Омской области от 29 апреля 2022 года N 70 "О Схеме и программе развития электроэнергетики Омской области на 2022 - 2026 годы".
В перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении государственных услуг Омской области, в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами исполнительной власти Омской области государственных услуг Омской области, добавлена услуга по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Административный регламент регулирует вопросы предоставления государственной услуги по предоставлению имущества, находящегося в казне Омской области, за исключением земельных участков и жилых помещений, в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление без проведения торгов и регулирует порядок ее предоставления.
Заявителями при предоставлении государственной услуги являются физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления), обратившиеся с заявкой о передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление имущества, находящегося в казне Омской области.
Максимальный срок предоставления государственной услуги, исчисляемый с даты регистрации заявки и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, вне зависимости от способа подачи заявки и категории (признаков) заявителя составляет 30 календарных дней. Срок предоставления государственной услуги продлевается на 90 календарных дней в случае, когда проведение оценки рыночной стоимости при вовлечении в сделку имущества, находящегося в казне Омской области, является обязательным в соответствии с законодательством.
Признан утратившим силу приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 18 июня 2012 года N 34-п "Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги "Предоставление имущества, находящегося в казне Омской области, в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление без проведения торгов".
ЖИЛИЩЕ
С 1 марта 2026 года к полномочиям Правительства Омской области в сфере жилищных отношений отнесено установление порядка проведения технического учета жилищного фонда, в том числе его технической инвентаризации и технической паспортизации, организации и ведения архива технической документации на объекты государственного учета жилищного фонда.
Административный истец обратился в Омский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать частично недействующим оспариваемый приказ.
В обоснование требований указано, что оспариваемым приказом вновь не учтены экономически обоснованные расходы общества на оборудование объектов размещения твердых коммунальных отходов весовым оборудованием. Кроме того, административный ответчик превысил полномочия, пересчитав выручку общества за 2022 год с использованием расчетного подхода, подлежащего применению при установлении долгосрочных тарифов, что привело к ее искусственному завышению.
Поскольку судом установлено, что при принятии оспариваемого приказа Региональная энергетическая комиссия Омской области неверно применила положения Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, оспариваемый приказ противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, и подлежит признанию недействующим.
Административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
С 1 января 2026 года на территории Омской области установлена минимальная заработная плата (без учета районного коэффициента, установленного для Омской области): для работников некоммерческих организаций, организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области, а также работников, участвующих в общественных работах, организованных в соответствии с Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации", - 27093 руб., для работников других работодателей - 27390 руб.
Соглашение вступает в силу с 1 января 2026 года и действует по 31 декабря 2026 года включительно.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Требования к качеству услуг по погребению, предоставляемых супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, а также требования к качеству услуг по погребению при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, изложены в новой редакции.
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Внесены изменения в Порядок взаимодействия государственных органов Омской области, являющихся главными распорядителями средств областного бюджета, по подготовке изменений в закон Омской области об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 22 августа 2022 года N 432-п.
Установлено, что в целях рассмотрения вопросов исполнения областного бюджета Министерство финансов Омской области, в том числе на основании предложений главных распорядителей, при необходимости подготавливает соответствующую информацию и представляет ее на рассмотрение Комиссии по подготовке изменений в закон о бюджете.
Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления рассматривает данную информацию.
Утверждены основные характеристики бюджета города Омска на 2026 год: в частности, общий объем доходов бюджета города Омска в сумме 40389463207,07 руб., общий объем расходов бюджета города Омска в сумме 40389463207,07 руб., а также дефицит (профицит) бюджета города Омска в сумме 0,00 руб.
Также утверждены безвозмездные поступления в бюджет города Омска, ведомственная структура расходов бюджета, адресная инвестиционная программа города Омска на 2026 год на плановый период 2027 и 2028 годов.
Решение вступает в силу с 1 января 2026 года и действует до 31 декабря 2026 года.
Положения решения в случае изменения объемов безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и расходов бюджета города Омска за счет поступлений целевого характера, а также при внесении изменений в 2026 году в сводную бюджетную роспись в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 9 настоящего Решения и отсутствия возможности отражения соответствующих изменений в бюджете города Омска в 2026 году действуют до 1 февраля 2027 года.
Скорректированы основные характеристики бюджета города Омска на 2025 год: в частности, увеличены общий объем доходов бюджета с 43520545484,30 руб. до 43613890963,12 руб., общий объем расходов бюджета с 46159243234,46 руб. до 46278585080,17 руб., а также дефицит бюджета с 2638697750,16 руб. до 2664694117,05 руб.
Прогноз поступлений налоговых и неналоговых доходов, безвозмездные поступления в бюджет города Омска, распределение бюджетных ассигнований бюджета города Омска по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, а также другие показатели на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов изложены в новой редакции.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уточнено, что оценка соблюдения запретов и ограничений, установленных Законом Омской области от 23.12.2024 N 2787-ОЗ, осуществляется органом контроля, в том числе в рамках привлечения к административной ответственности в соответствии с Кодексом Омской области об административных правонарушениях.
С 16 декабря 2025 года скорректирована статья в части нарушения установленного областным законом требования о передаче в режиме реального времени в региональную информационную систему навигации информации о месте нахождения транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок по межмуниципальному и (или) муниципальному маршрутам регулярных перевозок.
Уточнено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участник договора простого товарищества передают в режиме реального времени информацию о месте нахождения транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам по межмуниципальным и (или) муниципальным маршрутам, в региональную информационную систему навигации.
Изменения вступают в силу с 16 декабря 2025 года.
Внесены изменения в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области, в части дорог, обеспечивающих подъезд от автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения Омской области к административным центрам поселений и населенным пунктам Омской области.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Административный регламент регулирует вопросы согласования Министерством имущественных отношений Омской области местоположения границ земельных участков, находящихся в собственности Омской области, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение их границ или уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Заявителем при предоставлении государственной услуги может быть физическое либо юридическое лицо.
Максимальный срок предоставления государственной услуги, исчисляемый со дня регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, составляет 14 календарных дней.
Признан утратившим силу приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 23 марта 2016 года N 18-п "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Согласование местоположения границ земельных участков".
ОБОРОНА
В Положении о Межведомственной комиссии при Губернаторе Омской области по вопросам деятельности Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества" на территории Омской области уточнено, что для осуществления своей деятельности Комиссия имеет право создавать рабочие группы по основным направлениям деятельности Комиссии.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
В Кодексе о государственных должностях Омской области и государственной гражданской службе Омской области установлено, что лицо, замещающее государственную должность Омской области, освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
В Законе Омской области от 29 июня 2017 года N 1983-ОЗ "О противодействии коррупции в Омской области" помимо вышеуказанного изменения, скорректирован порядок применения к лицу, замещающему муниципальную должность, мер ответственности.
В Законе Омской области от 22 марта 2018 года N 2060-ОЗ "О представлении отдельными категориями лиц сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты данных сведений" внесены изменения в порядок приема, осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
ПРАВОСУДИЕ
В Законе Омской области от 8 октября 2001 года N 303-ОЗ "О мировых судьях Омской области" уточнено, что структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере обеспечения деятельности мировых судей во взаимодействии с Советом судей Омской области.
Работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими Омской области. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Омской области. Работники аппарата мирового судьи также могут замещать должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Омской области. Положение об аппарате мирового судьи утверждается уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере обеспечения деятельности мировых судей.
В Законе Омской области от 18 декабря 2001 года N 323-ОЗ "О номерах и границах судебных участков мировых судей Омской области" скорректированы номера и границы отдельных судебных участков мировых судей Омской области.