Новое в законодательстве Мурманской области

19 декабря 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Экономик Консультант", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Внесены изменения в Закон Мурманской области от 24.03.2003 N 390-01-ЗМО. Установлено, что решением Избирательной комиссии Мурманской области, принятым по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, полномочия территориальной избирательной комиссии могут быть прекращены досрочно в случае изменения административно-территориального устройства Мурманской области, повлекшего упразднение административно-территориальной единицы, либо в случае преобразования соответствующего муниципального образования. Внесенными изменениями в Закон Мурманской области от 23.06.2005 N 640-01-ЗМО определено, что комиссия референдума и участковая комиссия обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период кампании референдума обращения о нарушении федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение референдума, настоящего Закона в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно внесенным изменениям в Закон Мурманской области от 07.07.2005 N 652-01-ЗМО установлено, что к государственным должностям Мурманской области относится должность председателя Избирательной комиссии Мурманской области, заместителя председателя Избирательной комиссии Мурманской области, секретаря Избирательной комиссии Мурманской области, председателя территориальной избирательной комиссии, являющегося юридическим лицом, заместителя председателя территориальной избирательной комиссии, сформированной в пределах административно-территориальной единицы город Мурманск, секретаря территориальной избирательной комиссии, сформированной в пределах административно-территориальной единицы город Мурманск. Внесенными изменениями в Закон Мурманской области от 21.12.2010 N 1288-01-ЗМО установлено, что комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период кампании областного референдума обращения о нарушении федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение областного референдума в порядке, установленном Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ. Также определено, что порядок открытия, ведения и закрытия специального счета фонда референдума устанавливается Избирательной комиссией Мурманской области по согласованию с Отделением по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации. Указанным порядком устанавливаются особенности открытия, ведения и закрытия специального счета фонда референдума без личного присутствия (дистанционно). Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств фонда референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются Избирательной комиссией Мурманской области.

Согласно внесенным изменениям установлено, что депутаты, помощники депутатов, работники аппарата Думы и иные участники, присутствующие на заседании областной Думы, должны соблюдать деловой стиль в одежде, соответствующий официальному характеру деятельности Думы. Также уточнено, что председательствующий на заседании Думы вправе: предупреждать депутата в случае нарушений настоящего Регламента, в том числе если депутат вышел за рамки установленного времени для выступления, а после повторного предупреждения лишать его слова по обсуждаемому вопросу; объявить участнику заседания Думы замечание за неэтичное поведение и нарушение настоящего Регламента; по просьбе выступающего продлить время для выступления, но не более чем на 1 минуту.

Согласно внесенным изменениям в перечень полномочий Комиссии по подведению итогов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Мурманской области установлено, что к полномочиям комиссии относится утверждение плановых значений показателей перечня показателей, используемых для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных округов Мурманской области (приложение N 1 к Методике мониторинга достижения органами местного самоуправления городских и муниципальных округов Мурманской области плановых значений показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных округов Мурманской области) и утверждение методики расчета фактических и плановых значений показателей Перечня показателей, используемых для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных округов Мурманской области (приложение N 1 к Методике мониторинга достижения органами местного самоуправления городских и муниципальных округов Мурманской области плановых значений показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных округов Мурманской области). Также внесены изменения в положение об организации и проведении опроса населения с целью определения оценки эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности Мурманской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применении результатов опроса. Установлено, что доклад об итогах проведенного опроса должен содержать: рейтинги городских и муниципальных округов, организаций по уровню удовлетворенности населения по установленным критериям; анализ полученных результатов в разрезе установленных критериев, муниципальных образований и организаций с обоснованием выявленных проблем и возможных причин их возникновения; предложения по дальнейшей работе, необходимой для улучшения полученных результатов, и решению выявленных проблем, в том числе по устранению обоснование целесообразности разработки и реализации программ по повышению результативности деятельности соответствующих организаций или органов местного самоуправления; обоснование целесообразности отстранения от должности должностных лиц или расторжения договора с руководителями соответствующих организаций, непосредственно ответственных за значение уровня удовлетворенности населения ниже пороговых значений по соответствующим критериям, и др.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

С целью упорядочения нормативных правовых актов Мурманской области внесены изменения в постановления Губернатора Мурманской области. Внесенными изменениями в постановления: от 26.11.2009 N 201-ПГ, от 28.02.2012 N 23-ПГ, от 23.04.2013 N 67-ПГ, от 15.07.2013 N 117-ПГ, от 17.03.2014 N 31-ПГ, от 13.08.2015 N 96-ПГ, от 11.12.2015 N 146-ПГ, от 04.04.2016 N 42-ПГ, от 02.09.2016 N 115-ПГ, от 20.06.2017 N 75-ПГ, от 28.12.2020 N 208-ПГ, от 11.08.2021 N 107-ПГ, от 11.08.2021 N 108-ПГ, от 17.11.2021 N 156-ПГ слова "государственной власти" исключены. Также внесенными изменениями в постановление Губернатора Мурманской области от 02.06.2010 N 74-ПГ установлено, что расходы по проезду должностного лица к месту командирования и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг (сборов) агентства (иной организации) по оформлению и бронированию проездных документов (билетов), а также плату за их доставку, предоставлению в поездах постельных принадлежностей, расходы по оплате багажа и ручной клади, расходы по оплате выбора места, оплату комиссий банков (терминалов)), а также по проезду из одного населенного пункта в другой, если должностное лицо командировано в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах, воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами (билетами), по следующим нормам Губернатору Мурманской области, первым заместителям Губернатора Мурманской области, заместителям Губернатора Мурманской области: воздушным транспортом - по билету любого класса обслуживания; морским и речным транспортом - по тарифам, устанавливаемым перевозчиком, но не выше стоимости проезда в каюте люкс с комплексным обслуживанием пассажиров железнодорожным транспортом - в вагоне любого типа, любого класса обслуживания.

Изменен объем финансирования государственной программы Мурманской области "Формирование современной городской среды", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 28.12.2024 N 991-ПП, до 5912094,69 тыс. рублей. Изложены в новой редакции: таблица подраздела 2 "Показатели государственной программы", таблица подраздела 3 "Помесячный план достижения показателей государственной программы в 2025 году", таблица подраздела 4 "Структура государственной программы".

Изменен объем финансового обеспечения за весь период реализации с 2024 по 2030 годы государственной программы Мурманской области "Государственное управление и гражданское общество", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 11.11.2020 N 793-ПП, до 28862894,2 тыс. рублей, в том числе: этап I - 2021 - 2024 гг.: 12464262,5 тыс. рублей; этап II - 2025 - 2030 гг.: 16398631,7 тыс. рублей. Также внесены изменения в раздел 2.5 "Финансовое обеспечение государственной программы".

Согласно внесенным изменениям в Порядок проведения конкурсного отбора муниципальных образований Мурманской области для предоставления субсидии из областного бюджета местным бюджетам на реализацию инициативных проектов установлено, что под молодежной инициативой понимается инициативный проект, внесенный лицом/группой лиц в возрасте от 18 до 35 лет включительно в целях реализации мероприятий по следующим направлениям: осуществление работ по строительству и реконструкции, не требующих получения разрешения на строительство (реконструкцию), техническому перевооружению, ремонту объектов, помещений, пространств общественной инфраструктуры, к которым относятся молодежные пространства, организованные на базе муниципальных учреждений, уличные пространства, оборудованные и используемые для проведения мероприятий с молодежью; приобретение оборудования, материалов и техники для обустройства и улучшения материально-технической базы объектов, помещений, пространств общественной инфраструктуры, к которым относятся молодежные пространства, организованные на базе муниципальных учреждений, уличные пространства, оборудованные и иные проекты, направленные на решение вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.

Изменен объем финансирования государственной программы Мурманской области "Развитие энергетики и коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 19.12.2024 N 907-ПП, до 47401163,67 тыс. рублей. Внесены изменения в таблицу раздела 5 "Финансовое обеспечение государственной программы".

В целях увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Мурманской области, в связи с отсутствием потребности в средствах по отдельным мероприятиям внесены изменения в объемы финансирования государственной программы Мурманской области "Образование и наука", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 11.11.2020 N 791-ПП, предусмотренные для Министерства образования и науки Мурманской области в 2025 году, с уменьшением их на 1202300 (Один миллион двести две тысячи триста) рублей 00 копеек в рамках регионального проекта "Педагоги и наставники" по следующим мероприятиям: обеспечены выплаты денежного вознаграждения за классное руководство, предоставляемые педагогическим работникам образовательных организаций ежемесячно, на 1069500 (Один миллион шестьдесят девять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек; обеспечены выплаты денежного вознаграждения за классное руководство (кураторство), предоставляемые педагогическим работникам образовательных организаций ежемесячно, на 80900 (Восемьдесят тысяч девятьсот) рублей 00 копеек; обеспечены выплаты ежемесячного денежного вознаграждения советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями на 51900 (Пятьдесят одна тысяча девятьсот) рублей 00 копеек.

В целях увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Мурманской области внесены изменения в объемы финансирования государственной программы Мурманской области "Развитие энергетики и коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 19.12.2024 N 907-ПП, предусмотренные для Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области в рамках комплекса процессных мероприятий "Обеспечение бесперебойного функционирования и повышения энергетической эффективности объектов и систем жизнеобеспечения муниципальных образований Мурманской области", в связи с отсутствием потребности в средствах, с уменьшением их на 24092828 (Двадцать четыре миллиона девяносто две тысячи восемьсот двадцать восемь) рублей 52 копейки, в том числе: по мероприятию (результату) "Обеспечено финансирование выполнения задач по подготовке объектов и сетей ЖКХ муниципальных образований к отопительному периоду" на 23580906 (Двадцать три миллиона пятьсот восемьдесят тысяч девятьсот шесть) рублей 80 копеек; по мероприятию (результату) "Предоставлена поддержка для закупки и доставки нефтепродуктов и топлива в районы Мурманской области с ограниченными сроками завоза грузов" на 511921 (Пятьсот одиннадцать тысяч девятьсот двадцать один) рубль 72 копейки.

Изменены объемы финансирования государственной программы Мурманской области "Здравоохранение" до 196440031,3 тыс. рублей. Изложены в новой редакции: таблица подраздела 2.5 "Финансовое обеспечение государственной программы" и таблица раздела 3 "Перечень объектов капитального строительства".

ЖИЛИЩЕ

Внесенными изменениями установлено, что количество стандартного жилья, реализуемого в соответствии с пунктом 2 статьи 3, устанавливается Правительством Мурманской области. Количество стандартного жилья, подлежащего предоставлению гражданам, указанным в пункте 2 статьи 10 настоящего Закона, по договорам найма стандартного жилья с правом его выкупа по доступной цене, сроки действия договоров найма стандартного жилья определяются Правительством Мурманской области. Также уточнено, что правом на заключение договора найма стандартного жилья с правом его выкупа по доступной цене обладают граждане, не обеспеченные жилыми помещениями в месте осуществления трудовой или служебной деятельности, приглашенные работодателями для замещения должностей по определенным Правительством Мурманской области профессиям (специальностям), в обеспеченности которыми имеется потребность в соответствующих отраслях (сферах управления) Мурманской области. Указанные граждане должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Мурманской области.

Закон вступает в силу с 1 января 2026 года.

Изменен объем финансирования муниципальной программы города Мурманска "Жилищно-коммунальное хозяйство" на 2023 - 2028 годы", утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 14.11.2022 N 3521, до 1962404,4 тыс. рублей. В новой редакции изложены: таблица раздела 2 "Перечень показателей муниципальной программы "Жилищно-коммунальное хозяйство", раздел 4 "Перечень объектов капитального строительства", раздел 6 "Сведения об объемах финансирования муниципальной программы".

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

С 1 января 2026 года признан утратившим силу Закон Мурманской области от 05.12.2024 N 3056-01-ЗМО "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Мурманской области в связи с Законом Мурманской области "Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" и признании утратившим силу Закона Мурманской области "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Мурманской области в связи с Законом Мурманской области "Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Мурманской области".

Документ вступает в силу с 1 января 2026 года.

Приостановлено до 1 января 2029 года действие: 1) абзаца четвертого пункта 1 статьи 7 Закона Мурманской области от 07.07.2005 N 652-01-ЗМО "О государственных должностях Мурманской области"; 2) пункта 9 статьи 50 Закона Мурманской области от 13.10.2005 N 660-01-ЗМО "О государственной гражданской службе Мурманской области"; 3) пунктов 2 и 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 17.12.2009 N 1172-01-ЗМО "О Резервном фонде Мурманской области". Признан утратившим силу Закон Мурманской области от 07.12.2023 N 2938-01-ЗМО "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Мурманской области в связи с Законом Мурманской области "Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Мурманской области".

Данный документ вступает в силу с 1 января 2026 года.

Внесенными изменениями уточнено, что Председателем Комиссии является заместитель Губернатора Мурманской области, координирующий работу исполнительных органов Мурманской области по вопросам реализации государственной политики Российской Федерации, формирования и реализации государственной политики Мурманской области, а также нормативно-правового регулирования в сфере социально-трудовых отношений и занятости населения. Заместителями председателя Комиссии являются руководитель исполнительного органа Мурманской области, осуществляющего функции в сфере охраны труда, представители сторон социального партнерства - Мурманского областного совета профсоюзов и Союза промышленников и предпринимателей Мурманской области (Регионального объединения работодателей).

Согласно утвержденному Положению о межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации граждан в Мурманской области установлено, что межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации граждан в Мурманской области является координационным органом и образуется в целях обеспечения согласования действий исполнительных органов Мурманской области, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также иных органов, организаций и общественных объединений при реализации мероприятий по профессиональной ориентации граждан различных категорий в Мурманской области. В состав комиссии входят следующие лица: председатель комиссии, два заместителя председателя комиссии, секретарь комиссии и члены комиссии. Состав комиссии утверждается Правительством Мурманской области. Председателем комиссии является министр труда и социального развития Мурманской области.

Изменены объемы финансирования государственной программы Мурманской области "Занятость и труд", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 11.11.2020 N 792-ПП, до 9065418,0 тыс. рублей. Изложена в новой редакции таблица подраздела 2.5 "Финансовое обеспечение государственной программы". Также изменены объемы финансирования подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом" до 5565,0 тыс. рублей.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Утверждена комплексная программа Мурманской области "Доступный Север" на 2026 - 2028 годы с объемом финансирования 149525,32 тыс. рублей. Установлено, что целью программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения (далее - МГН) в Мурманской области. Определены задачи программы - формирование уровня доступности для инвалидов и иных МГН в Мурманской области приоритетных объектов социальной инфраструктуры в Мурманской области. Также определены ожидаемые результаты реализации программы: увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов; увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов Мурманской области.

Согласно внесенным изменениям установлено, что право граждан на получение и пополнение ЕСПБ устанавливается государственным областным казенным учреждением - центром социальной поддержки населения Мурманской области, подведомственным Министерству труда и социального развития Мурманской области. Для получения ЕКЖ (с нефинансовыми приложениями) в целях использования транспортного приложения ЕСПБ или подключения транспортного приложения ЕСПБ к действующей ЕКЖ в виде национального платежного инструмента (платежной карты "Мир") граждане представляют следующие документы (сведения): а) личное заявление на изготовление ЕКЖ (с нефинансовыми приложениями) для использования транспортного приложения ЕСПБ или подключения транспортного приложения ЕСПБ к действующей ЕКЖ в виде национального платежного инструмента (платежной карты "Мир") по форме, утверждаемой Министерством труда и социального развития Мурманской области, с указанием в нем сведений, подтверждающих проживание заявителя на территории Мурманской области. В случае подключения транспортного приложения ЕСПБ к действующей ЕКЖ в заявлении указывается номер соответствующей ЕКЖ; б) документы, удостоверяющие личность заявителя либо удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя заявителя; в) документы установленного образца, подтверждающие отнесение заявителя к одной из категорий граждан, включенных в Перечень (удостоверение, справка, свидетельство).

С 1 января 2026 года установлена квота - количество рабочих мест педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территории Мурманской области, при трудоустройстве на которые в 2026 году осуществляется компенсация расходов на оплату жилых помещений.

Дополнено новым Порядком предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Мурманской области на постоянное место жительства, единовременных выплат на обзаведение имуществом и (или) социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании судебных актов, вступивших в законную силу, постановление Правительства Мурманской области от 22.12.2022 N 1042-ПП "О реализации мероприятий, направленных на оказание поддержки жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории Российской Федерации". Определено, что Порядок устанавливает процедуру и условия предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Мурманской области на постоянное место жительства, единовременной выплаты на обзаведение имуществом и (или) социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, чье право подтверждено судебными актами, вступившими в законную силу. Единовременная выплата и (или) социальная выплата предоставляются гражданам за счет средств финансовой поддержки публично-правовой компании "Фонд развития территорий". Также определено, что право на получение единовременной выплаты и (или) социальной выплаты имеют граждане, чье право удостоверено судебным актом, вступившим в законную силу. Министерство труда и социального развития Мурманской области является исполнительным органом Мурманской области, уполномоченным на предоставление единовременных выплат. Министерство строительства Мурманской области является исполнительным органом Мурманской области, уполномоченным на предоставление гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области, социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов. Социальная выплата предоставляется гражданам при соблюдении в совокупности условий предоставления жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на территорию Мурманской области на постоянное место жительства, единовременной выплаты на обзаведение имуществом и (или) социальной выплаты на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов.

В целях увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Мурманской области в связи с отсутствием потребности в средствах по отдельным мероприятиям внесены изменения в объемы финансирования государственной программы Мурманской области "Социальная поддержка", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 11.11.2020 N 788-ПП, предусмотренные для Министерства образования и науки Мурманской области в 2025 году в рамках комплекса процессных мероприятий 7 "Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа указанной категории детей, а также граждан, желающих взять детей на воспитание в семью", с уменьшением их на 223947426 (Двести двадцать три миллиона девятьсот сорок семь тысяч четыреста двадцать шесть) рублей 00 копеек, в том числе: по мероприятию "Сформирован специализированный жилищный фонд для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" на 204818600 (Двести четыре миллиона восемьсот восемнадцать тысяч шестьсот) рублей 00 копеек; по мероприятию "Предоставлена социальная поддержка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, воспитывающимся в замещающих семьях" на 11851300 (Одиннадцать миллионов восемьсот пятьдесят одна тысяча триста) рублей 00 копеек; по мероприятию "Установлен социальный патронат над детьми в целях профилактики социального сиротства" на 753200 (Семьсот пятьдесят три тысячи двести) рублей 00 копеек; по мероприятию "Предоставлены меры социальной поддержки выпускникам образовательных организаций из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" на 563100 (Пятьсот шестьдесят три тысячи сто) рублей 00 копеек; по мероприятию "Предоставлена ежемесячная жилищно-коммунальная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" на 36900 (Тридцать шесть тысяч девятьсот) рублей 00 копеек; по мероприятию "Организовано предоставление ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа" на 48026 (Сорок восемь тысяч двадцать шесть) рублей 00 копеек; по мероприятию "Проведен ремонт жилых помещений, сохраненных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей" на 5876300 (Пять миллионов восемьсот семьдесят шесть тысяч триста) рублей 00 копеек.

Согласно внесенным изменениям в приказ Министерства труда и социального развития Мурманской области от 09.08.2022 N 485 определено, что в случае необходимости уточнения сведений, указанных в полученных документах, данные сведения запрашиваются учреждением в органах (организациях), воинских частях, в распоряжении которых они находятся, в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в том числе, при наличии технической возможности, в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Также определено, что для установления единовременной материальной помощи указанным в пункте 1.1 постановления N 500-ПП военнослужащим, сотрудникам и военнослужащим пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, получившим увечье (ранение, травму, контузию), необходимы следующие документы (сведения): а) ходатайство военно-медицинского управления Северного флота о выплате единовременной материальной помощи - в отношении военнослужащих подразделений Северного флота; б) ходатайство пограничного органа Федеральной службы безопасности Российской Федерации, подразделения которого дислоцируются на территории Мурманской области, о выплате единовременной материальной помощи - в отношении сотрудников или военнослужащих пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации; в) справка военно-врачебной комиссии о степени тяжести полученного увечья (ранения, травмы, контузии); г) сведения о регистрации по месту жительства в Мурманской области или регистрации по месту дислокации воинских частей на территории Мурманской области, или о прохождении службы в подразделениях, дислоцированных на территории Мурманской области, - в отношении военнослужащих; д) письменное заявление граждан согласно приложению N 8 к Порядку; е) копии документов, удостоверяющих личность заявителя, либо копии документов, удостоверяющих личность представителя заявителя и подтверждающих его полномочия; ж) сведения, подтверждающие факт неполучения аналогичных мер поддержки в иных субъектах Российской Федерации - в случаях, указанных в пункте 1.2 постановления N 500-ПП.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Согласно внесенным изменениям в основные характеристики областного бюджета на 2025 год, утвержденные Законом Мурманской области от 18.12.2024 N 3069-01-ЗМО, определено, что прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета составляет 124754602,8 тыс. рублей, общий объем расходов областного бюджета составляет 151746908,4 тыс. рублей. Изложены в новой редакции приложения к закону: "Распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Мурманской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2025 год", "Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Мурманской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам и подразделам классификации расходов областного бюджета на 2025 год", "Ведомственная структура расходов областного бюджета по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Мурманской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2025 год", "Распределение межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на 2025 год".

Утверждены основные характеристики бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Мурманской области на 2026 год: прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 28597015812,00 рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 27504784900,00 рублей, и межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета в сумме 707604408,00 рублей; общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 28602529633,00 рублей. Также установлены основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2027 и 2028 годов: прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2027 год в сумме 30807704412,00 рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 29709148500,00 рублей, получаемых из областного бюджета в сумме 707604408,00 рублей, и на 2028 год в сумме 32996059812,00 рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 31890652700,00 рублей, получаемых из областного бюджета в сумме 707604408,00 рублей.

Закон вступает в силу с 1 января 2026 года.

Утверждены основные характеристики областного бюджета на 2026 год: 1) прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета в сумме 121141312,6 тыс. рублей; 2) общий объем расходов областного бюджета в сумме 144868462,4 тыс. рублей; 3) верхний предел государственного внутреннего долга Мурманской области на 1 января 2027 года в сумме 99704074,6 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Мурманской области в сумме 4400000,0 тыс. рублей; 4) дефицит областного бюджета в сумме 23727149,8 тыс. рублей. Также утверждены основные характеристики областного бюджета на 2027 год и на 2028 год: 1) прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2027 год в сумме 117923878,8 тыс. рублей и на 2028 год в сумме 121135442,8 тыс. рублей; 2) общий объем расходов областного бюджета на 2027 год в сумме 125694053,9 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 2831515,5 тыс. рублей, и на 2028 год в сумме 130159637,4 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 5952888,9 тыс. рублей; 3) верхний предел государственного внутреннего долга Мурманской области на 1 января 2028 года в сумме 106893306,9 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Мурманской области в сумме 4400000,0 тыс. рублей; 4) верхний предел государственного внутреннего долга Мурманской области на 1 января 2029 года в сумме 110528753,1 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям Мурманской области в сумме 0,0 тыс. рублей; 5) дефицит областного бюджета на 2027 год в сумме 7770175,1 тыс. рублей, дефицит областного бюджета на 2028 год в сумме 9024194,6 тыс. рублей.

Согласно внесенным изменениям в постановление Правительства Мурманской области от 11.11.2020 N 776-ПП изложена в новой редакции таблица подраздела 2.5 "Финансовое обеспечение государственной программы" паспорта государственной программы "Финансы". Определен общий объем финансирования в размере 66981817,9 тыс. рублей.

Внесены изменения в Порядок предоставления гранта в форме субсидии из областного бюджета некоммерческой организации Мурманской области на финансовое обеспечение деятельности Центра развития кинопроизводства Мурманской области. Установлено, что итоговая оценка производится путем исчисления средней арифметической величины оценок членов конкурсной комиссии с точностью до двух знаков после запятой. Оценки, присвоенные организациям членами конкурсной комиссии, оформляются в письменной форме. Также внесены изменения в Порядок предоставления субсидии из областного бюджета на возмещение затрат, связанных с производством национальных фильмов на территории Мурманской области. Установлено, что в случае принятия решения об отказе в участии в конкурсе организация вправе отозвать свою заявку путем отклонения заявки в системе "Электронный бюджет".

Внесенными изменениями в Правила предоставления субсидии на продукцию животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям Мурманской области - крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям установлено, что результатом предоставления субсидии является производство и реализация на территории Мурманской области получателем продукции животноводства по состоянию на дату и в объемах, определенных Соглашением, по видам продукции. Если расчетная сумма субсидий, заявленная победителями отбора к субсидированию, больше объема распределяемых средств субсидии в рамках отбора получателей в системе "Электронный бюджет", расчет объема произведенной и реализованной продукции животноводства, определяемого Соглашением как результат предоставления субсидии, производится в порядке, предусмотренном пунктом 5.4 раздела 5 настоящих Правил. Также внесены изменения в Правила предоставления субсидии на продукцию животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям Мурманской области, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а именно уточнено, что результатом предоставления субсидии является производство и реализация на территории Мурманской области получателем продукции животноводства по состоянию на дату и в объемах, определенных Соглашением, по видам продукции. Если расчетная сумма субсидий, заявленная победителями отбора к субсидированию, больше объема распределяемых средств субсидии в рамках отбора получателей в системе "Электронный бюджет", расчет объема произведенной и реализованной продукции животноводства, определяемого Соглашением как результат предоставления субсидии, производится в порядке, предусмотренном пунктом 5.4 раздела 5 настоящих Правил.

Внесенными изменениями в Программу оздоровления государственных финансов Мурманской области на 2019 - 2029 годы уточнено, что общий экономический эффект по итогам 2024 года от реализации мероприятий Программы составил 1679,6 млн рублей (по сравнению с плановым значением на 2024 год вырос на 1108,1 млн рублей, или в 2,9 раза), в том числе за счет реализации мероприятий по росту доходного потенциала - 571,7 млн рублей, по оптимизации (сокращению) расходов - 1107,9 млн рублей. Также в новой редакции изложен План мероприятий по оздоровлению государственных финансов Мурманской области на 2019 - 2029 годы.

Согласно внесенным изменениям установлено, что неиспользованные денежные средства, выделенные из резервного фонда, подлежат возврату на единый счет областного бюджета не позднее представления отчета о целевом использовании выделенных средств. В течение 5 рабочих дней после возврата на единый счет областного бюджета неиспользованных средств, выделенных из резервного фонда, главный распорядитель средств областного бюджета инициирует изменения в сводную бюджетную роспись в целях восстановления бюджетных ассигнований резервного фонда, за исключением случая возврата неиспользованных средств в году, следующем за годом выделения средств из резервного фонда. Также уточнено, что получатели средств, выделенных из резервного фонда, представляют в исполнительный орган Мурманской области, на который соответствующим постановлением Правительства Мурманской области возложены функции по контролю за целевым использованием выделенных средств, подробный отчет о целевом использовании выделенных средств с приложением документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств у получателей средств и факт направления средств по целевому назначению (сметы, счета, договоры, акты приема-передачи, акты выполненных работ, платежные поручения и т.п.). Форму отчета и перечень документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, определяет исполнительный орган Мурманской области, на который соответствующим постановлением Правительства Мурманской области возложены функции по контролю за целевым использованием выделенных средств, если иное не предусмотрено постановлением Правительства Мурманской области о выделении денежных средств из резервного фонда.

Изложенный в новой редакции Порядок предоставления грантов в форме субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на поддержку научно-исследовательских проектов молодых ученых Мурманской области определяет условия, цели и порядок предоставления грантов в форме субсидии из областного бюджета некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на поддержку научно-исследовательских проектов молодых ученых Мурманской области, требования к отчетности, требования об осуществлении контроля (мониторинга) за соблюдением условий и порядка предоставления грантов и ответственность за их нарушение. Гранты предоставляются в рамках комплекса процессных мероприятий "Среднее профессиональное, высшее образование и наука" государственной программы Мурманской области "Образование и наука", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 11.11.2020 N 791-ПП. Общий объем бюджетных средств, выделяемых ежегодно на поддержку исследовательских проектов молодых ученых, составляет 4000000 (четыре миллиона) рублей. Максимальный размер одного гранта составляет 400000 (Четыреста тысяч) рублей. Гранты предоставляются Министерством образования и науки Мурманской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству как получателю бюджетных средств.

Согласно внесенным изменениям, вступающим в силу с 1 января 2026 года, установлено, что расходование субвенций при осуществлении переданных полномочий в отношении животных без владельцев - кошек (котов) старше 5 месяцев осуществлять с применением понижающего коэффициента, равного 0,6, к стоимости услуг в разрезе выполненных мероприятий в отношении одного взрослого животного без владельца. Также уточнено, что предоставление субвенций из областного бюджета местным бюджетам муниципальных образований Мурманской области осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения местных бюджетов, на лицевой счет соответствующего администратора доходов, уполномоченного на использование субвенций, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местных бюджетов муниципальных образований, источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Изложен в новой редакции Порядок определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета автономной некоммерческой организации "Туристский информационный центр Мурманской области", утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 21.09.2021 N 666-ПП, устанавливающий правила определения объема и предоставления субсидии из областного бюджета в виде имущественного взноса автономной некоммерческой организации "Туристский информационный центр Мурманской области" на финансовое обеспечение затрат, направленных на развитие туризма, в рамках реализации государственной программы Мурманской области "Экономический потенциал", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 11.11.2020 N 780-ПП. Целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат получателя субсидии, связанных с обеспечением текущей деятельности и выполнением уставных задач получателя субсидии, а также затрат, связанных с реализацией мероприятий, направленных на развитие туризма в Мурманской области. Установлено, что Министерство туризма и предпринимательства Мурманской области является главным распорядителем бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и на плановый период. Субсидия предоставляется получателю субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии со сводной бюджетной росписью, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных министерству. Также определено, что получатель субсидии обязан ежеквартально в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, за IV квартал - не позднее 15 января года, следующего за отчетным, представлять в министерство по формам, определенным типовыми формами соглашений, установленными Министерством финансов Мурманской области, в системе "Электронный бюджет" следующие отчеты: об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия (отчет предоставляется с приложением копий первичных учетных документов, подтверждающих произведенные расходы по каждой сделке в соответствии с перечнем затрат: договор или счет, платежное поручение, товарная накладная или акт выполнения работ, оказания услуг); о реализации плана мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии (контрольных точек); отчет о достижении значений результата предоставления субсидии и характеристик результата.

Согласно внесенным изменениям установлено, что в целях оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образовательной деятельности органы местного самоуправления обеспечивают достижение следующих показателей результативности предоставления местным бюджетам субвенции: фактически начисленная заработная плата педагогического работника, имеющего статус молодого специалиста, включающая все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, отработавшего установленную законодательством Российской Федерации месячную норму рабочего времени и исполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), в течение первых трех лет работы с момента первого трудоустройства на педагогическую должность не может быть ниже 65000 руб. (с учетом районного коэффициента и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Вступает в силу с 1 января 2026 года.

Внесенными изменениями в приложение к постановлению администрации города Мурманска от 28.07.2016 N 2307 изложено в новой редакции наименование порядка: "Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрирование которых осуществляет администрация города Мурманска и подведомственное ей казенное учреждение". Также определено, что подтверждающими документами для признания безнадежной к взысканию задолженности являются: справка об учитываемых суммах задолженности по уплате платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; справка о принятых мерах по обеспечению взыскания задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации предусмотренных регламентом реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, установленным в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации; документы, подтверждающие случаи признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в том числе: а) документ, свидетельствующий о смерти физического лица - плательщика платежей в бюджет или подтверждающий факт объявления его умершим; б) судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет, являвшегося индивидуальным предпринимателем, а также документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о прекращении физическим лицом - плательщиком платежей в бюджет деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судебного акта о признании его несостоятельным (банкротом); в) судебный акт о завершении конкурсного производства или завершении реализации имущества гражданина - плательщика платежей в бюджет; г) документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра юридических лиц о прекращении деятельности в связи с ликвидацией организации - плательщика платежей в бюджет; д) документ, содержащий сведения из Единого государственного реестра юридических лиц об исключении юридического лица - плательщика платежей в бюджет из указанного реестра по решению регистрирующего органа; е) акт об амнистии или акт помилования в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа или судебный акт, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет, в том числе в связи с истечением установленного срока ее взыскания; ж) постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основанию, предусмотренному пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве"; з) судебный акт о возвращении заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве; и) постановление о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания; к) документы, подтверждающие сумму задолженности (акт сверки расчетов, инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, иные документы, подтверждающие сумму задолженности); л) документ, содержащий сведения из Единого федерального реестра сведений о банкротстве о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Внесенными изменениями уточнено, что смета администрации города Мурманска, подготовленная отделом бухгалтерского учета и отчетности администрации, утверждается заместителем Главы города Мурманска и заверяется гербовой печатью. Смета учреждения утверждается Главой города Мурманска, заместителем Главы города Мурманска в соответствии с распределением обязанностей, управляющим делами администрации города Мурманска, заверяется гербовой печатью и направляется учреждению.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Изложена в новой редакции муниципальная программа города Мурманска "Градостроительная политика" на 2023 - 2028 годы, утвержденная постановлением администрации города Мурманска от 14.11.2022 N 3531. Определен объем финансирования программы в размере 956629,0 тыс. рублей. Назначен ответственным исполнителем муниципальной программы комитет территориального развития и строительства администрации города Мурманска. Ожидаются следующие конечные результаты реализации программы к 2028 году: проведение 14 мероприятий, направленных на устойчивое развитие территорий; выдача 321 разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; проведение шести архитектурных конкурсов; заключение пяти муниципальных контрактов в отношении проведения работ по инженерным изысканиям и кадастровых работ для подготовки схемы размещения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями, либо для стоянки технических или других средств передвижения инвалидов вблизи их места жительства на территории муниципального образования город Мурманск; заключение двух договоров на обеспечение земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры; изготовление 280 рекламных материалов социальной наружной рекламы в срок до 2024 года включительно; размещение 9036 рекламных материалов социальной наружной рекламы; заключение двух договоров на определение рыночной стоимости права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; выдача 1470 предписаний о демонтаже рекламных конструкций; обеспечение водоотведения на двух объектах. Целью муниципальной программы является обеспечение устойчивого развития территорий города Мурманска. Также определен перечень основных мероприятий и проектов муниципальной программы города Мурманска "Градостроительная политика" на 2023 - 2028 годы.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Изменены объемы финансирования муниципальной программы города Мурманска "Обеспечение экологической безопасности и улучшение окружающей среды муниципального образования город Мурманск" на 2023 - 2028 годы до 2378156,9 тыс. рублей. Изложены в новой редакции раздел 4 "Перечень объектов капитального строительства" и раздел 5 "Сведения об объемах финансирования муниципальной программы".

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Внесенными изменениями продлен срок реализации программы "Витаминизация" для населения Мурманской области, включающей в себя скрининговые исследования на дефицит витамина D граждан, проживающих (зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания) на территории Мурманской области, достигших 18-летнего возраста, проведение мероприятий по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом витамина D, а также формирование приверженности к здоровому образу жизни, по 25.12.2026.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Изложенное в новой редакции Положение о порядке предоставления субсидий общественным объединениям пожарной охраны определяет цель, условия, порядок и сроки предоставления субсидии из областного бюджета общественным объединениям пожарной охраны в соответствии с Законом Мурманской области от 07.07.2011 N 1365-01-ЗМО "О добровольной пожарной охране в Мурманской области". Целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение затрат общественных объединений пожарной охраны в рамках реализации государственной программы Мурманской области "Общественная безопасность", утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 11.11.2020 N 775-ПП. Министерство региональной безопасности Мурманской области осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и на плановый период.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Согласно внесенным изменениям в Порядок взаимодействия участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области установлено, что Государственное юридическое бюро осуществляет свою деятельность в соответствии с Порядком организации деятельности государственного юридического бюро Мурманской области, утвержденным Правительством Мурманской области. Исполнительные органы Мурманской области и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов в течение трех рабочих дней со дня направления в государственное юридическое бюро (его территориальное подразделение) или адвокату документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, сообщают гражданину о месте и времени предоставления бесплатной юридической помощи государственным юридическим бюро (его территориальным подразделением) либо данные адвоката (фамилия, имя, отчество, адрес адвокатского образования, в котором он осуществляет свою деятельность) для последующего оказания бесплатной юридической помощи. Также постановление было дополнено Порядком организации деятельности государственного юридического бюро Мурманской области.