Новое в законодательстве Амурской области

5 декабря 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Фирма "ДОМ", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены изменения в Регламент Правительства Амурской области.

Согласно внесенным дополнениям установлен порядок согласования и предварительной проработки обращений к Президенту Российской Федерации, связанных со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов социальной сферы.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Согласно внесенным дополнениям установлено, что муниципальные учреждения в случае отсутствия потребности в использовании закрепленной за ними на праве оперативного управления техники, виды которой предусмотрены перечнем видов имущества, необходимого для осуществления решения задач в интересах гуманитарных миссий и отдельных задач в сфере обороны и безопасности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2023 г. N 2059-р, вправе безвозмездно передавать по договору пожертвования такое имущество Общероссийскому общественному движению "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ" с согласия собственника имущества. Перечень документов, представляемых муниципальным учреждением для получения согласия собственника имущества, и порядок рассмотрения таких предложений устанавливаются постановлениями администрации города.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Согласно внесенным дополнениям, вступающим в силу с 1 января 2026 года, установлено, что от уплаты транспортного налога освобождаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, состоящие (состоявшие) в региональном реестре перевозчиков легковым такси Амурской области в налоговом периоде, за который предоставляется налоговая льгота, в отношении зарегистрированных на них транспортных средств с мощностью двигателя до 250 л. с. (до 183,9 кВт) включительно, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси Амурской области, или зарегистрированных после 1 февраля 2023 года на них гибридных транспортных средств, в отношении которых оформлен электронный паспорт транспортного средства, с суммарной мощностью двигателей (мощностью двигателя) свыше 250 л. с. до 350 л. с. (свыше 183,9 кВт до 257,4 кВт) включительно, сведения о которых внесены в региональный реестр легковых такси Амурской области, в следующих размерах от исчисленной суммы налога: 100% в отношении транспортного средства, с года выпуска которого прошло не более 3 лет, 50% в отношении транспортного средства, с года выпуска которого прошло более 3 лет, но не более 5 лет.

Исчисление указанных сроков начинается с года выпуска соответствующего транспортного средства. Сведения о перевозчиках легковым такси и транспортных средствах, содержащиеся в региональном реестре перевозчиков легковым такси Амурской области и региональном реестре легковых такси Амурской области, направляются в налоговые органы министерством транспорта и дорожного хозяйства Амурской области в срок до 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Документами, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу в отношении гибридных транспортных средств, являются свидетельство о регистрации транспортного средства, выписка из электронного паспорта транспортного средства.

Согласно внесенным дополнениям, вступающим в силу с 1 января 2026 года, установлено, что в соответствии с положениями абзаца десятого пункта 1 статьи 284.9, пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации пониженную ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов в размере 0 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов, 13,5 процента в последующие налоговые периоды. Указанные налоговые ставки применяются до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта, но не позднее отчетного (налогового) периода, в котором совокупный объем расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, образующихся в связи с применением мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в отношении инвестиционного проекта, реализуемого в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, превысил 50 процентов объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен специальным инвестиционным контрактом.

Согласно внесенным дополнениям установлено, что от уплаты налога на имущество организаций освобождаются автономные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность по предоставлению туристических информационных услуг, учредителем которых является Амурская область, в отношении переданных им в собственность объектов из собственности Амурской области в качестве имущественного взноса. Документами, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу, являются решение органов государственной власти о передаче объектов в собственность, документы, подтверждающие постановку на бухгалтерский учет имущества.

С 1 января 2026 года установлено, что организации, являющиеся участниками специальных инвестиционных контрактов, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного (приобретенного) в ходе реализации этих контрактов: в размере 100 процентов исчисленного к уплате налога в течение пяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки налогоплательщиком на учет в качестве объекта основных средств первого имущества, созданного (приобретенного) в ходе реализации специального инвестиционного контракта, в размере 50 процентов исчисленного к уплате налога с шестого по десятый год с месяца, следующего за месяцем постановки налогоплательщиком на учет в качестве объекта основных средств первого имущества, созданного (приобретенного) в ходе реализации специального инвестиционного контракта, в размере 25 процентов с одиннадцатого года и в последующие годы с месяца, следующего за месяцем постановки налогоплательщиком на учет в качестве объекта основных средств первого имущества, созданного (приобретенного) в ходе реализации специального инвестиционного контракта. Указанная налоговая льгота применяется в период действия специального инвестиционного контракта, но не позднее отчетного (налогового) периода, в котором остаточная стоимость объектов основных указанных средств, составит 50 процентов от первоначальной стоимости данных объектов. Документами, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу, являются специальный инвестиционный контракт, документы, подтверждающие постановку на бухгалтерский учет имущества.

Организации, осуществляющие в качестве основного один из видов экономической деятельности, включенных в раздел Общероссийского классификатора видов экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", и имеющие на балансе объекты электрогенерации, предусматривающие использование в качестве топлива природный газ, поставляемый по сети газораспределения природного газа, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в размере 20 процентов в течение трех налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором указанные объекты учтены на балансе в качестве объектов основных средств. Документами, подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу, являются документы, подтверждающие постановку на бухгалтерский учет указанного имущества.

с 1 января 2026 года скорректированы отдельные виды предпринимательской деятельности и размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по ним значения корректирующего коэффициента, учитывающего территорию действия патентов.

Установлены на 2026 год размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по отдельным видам предпринимательской деятельности исходя из размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, определенного на единицу показателя.

С 1 января 2026 года будут установлены налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих основной вид экономической деятельности в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 10 "Производство пищевых продуктов", 11.07 "Производство безалкогольных напитков; производство упакованных питьевых вод, включая минеральные воды", в следующих размерах: в 2026 году - 2 процента, в 2027 году - 3 процента, в 2028 году - 4 процента, в 2029 году - 5 процентов. Установлены налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих основной вид экономической деятельности в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 49.31.21 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении", 49.39.11 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении", в следующих размерах: в 2026 году - 3 процента, в 2027 году - 4 процента, в 2028 году - 5 процентов.

Также будут установлены налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих основной вид экономической деятельности в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 49.31.21 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении", 49.39.11 "Регулярные перевозки пассажиров автобусами в междугородном сообщении", в следующих размерах: в 2026 году - 7,5 процента, в 2027 году - 11 процентов, в 2028 году - 13 процентов. Установлены налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих основной вид экономической деятельности в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 10 "Производство пищевых продуктов", 11.07 "Производство безалкогольных напитков; производство упакованных питьевых вод, включая минеральные воды", в следующих размерах: в 2026 году - 7 процентов, в 2027 году - 9 процентов, в 2028 году - 11 процентов, в 2029 году - 13 процентов.

Внесены изменения в Порядок предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных с транспортировкой извести для производства силикатного кирпича.

Установлено, что субсидия предоставляется на возмещение части затрат получателя, связанных с транспортировкой извести для производства силикатного кирпича, фактически понесенных в текущем финансовом году и (или) финансовом году, предшествующем году подачи заявления о предоставлении субсидии. Субсидия предоставляется в размере 95% от суммы фактически понесенных и документально подтвержденных затрат (без учета налога на добавленную стоимость).

Для получения субсидии получатель в срок до 10 декабря текущего года представляет в министерство строительства и архитектуры Амурской области соответствующие документы.

Типом результата предоставления субсидии является оказание услуг (выполнение работ).

Внесены изменения в Порядок определения объема и условия предоставления из областного бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области, субсидий на иные цели.

Согласно внесенным дополнениям установлено, что субсидия предоставляется учреждениям также в целях реализации мероприятий по перегону, вводу в эксплуатацию и приемке воздушного судна, приобретаемого по долгосрочному государственному контракту финансовой аренды (лизинга) воздушного судна, оформлению соответствующей документации, обеспечения финансовой устойчивости учреждения.

Учреждение, заинтересованное в получении субсидии, представляет в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области следующие документы: в случае предоставления субсидии на реализацию мероприятий по перегону, вводу в эксплуатацию и приемке воздушного судна, приобретаемого по долгосрочному государственному контракту финансовой аренды (лизинга) воздушного судна, оформлению соответствующей документации - приказ о направлении сотрудников в командировку, заявления сотрудников о выдаче денежных средств в подотчет, ценовые (коммерческие) предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на приобретение товаров (выполнение работ, оказание услуг), долгосрочный государственный контракт финансовой аренды (лизинга) воздушного судна; в случае предоставления субсидии на обеспечение финансовой устойчивости учреждения - расчет выпадающих доходов, связанных с сокращением количества летных часов.

Размер субсидии определяется исходя из: в случае предоставления субсидии на реализацию мероприятий по перегону, вводу в эксплуатацию и приемке воздушного судна, приобретаемого по долгосрочному государственному контракту финансовой аренды (лизинга) воздушного судна, оформлению соответствующей документации - стоимости реализации мероприятий по перегону, вводу в эксплуатацию и приемке воздушного судна, приобретаемого по долгосрочному государственному контракту финансовой аренды (лизинга) воздушного судна, оформлению соответствующей документации; в случае предоставления субсидии на обеспечение финансовой устойчивости учреждения - документов, содержащих расчеты выпадающих доходов, связанных с сокращением количества летных часов.

Внесены изменения в Правила предоставления субсидий на реализацию мероприятий по содействию повышения кадровой обеспеченности предприятий агропромышленного комплекса (в части выплат стимулирующего характера специалистам и учителям).

В соответствии с внесенными изменениями установлено, что субсидия предоставляется на возмещение части фактически понесенных затрат в году предоставления субсидии, а также с 2026 года - в году, предшествующем году предоставления субсидии: 1) до 90 процентов фактически понесенных затрат в целях предоставления выплат стимулирующего характера специалистам по заключенным контрактам (договорам) с агровузами и (или) профильными научными учреждениями, а также до 30 процентов фактически понесенных затрат в целях выплат стимулирующего характера специалистам по заключенным контрактам (договорам) с иными вузами и (или) иными научными учреждениями; 2) до 95 процентов фактически понесенных затрат в целях предоставления выплат стимулирующего характера учителям.

Определено, что в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах заявителям расходы на уплату налога на добавленную стоимость не возмещаются, в том числе при использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.

Согласно внесенному уточнению результат предоставления субсидии - "привлечены квалифицированные работники к реализации ключевых проектов в сфере агропромышленного комплекса за счет предоставления выплат стимулирующего характера (человек)".

Внесены изменения в Правила предоставления субсидии на поддержку приоритетных направлений агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования (в части поддержки проведения агротехнологических работ).

Согласно внесенным изменениям установлено, что для участия в отборе заявители представляют для возмещения затрат на приобретение семян сельскохозяйственных растений: сертификаты соответствия, выданные органом сертификации, действующие на момент посева, на приобретенные семена сельскохозяйственных растений, которые должны иметь заверенные органом сертификации сведения о количестве семян сельскохозяйственных растений, отгруженных заявителю, и (или) протоколы испытаний семян сельскохозяйственных растений, выданные органом сертификации, действующие на момент посева, на приобретенные семена сельскохозяйственных растений, содержащие сведения о соответствии семян сельскохозяйственных растений государственным стандартам ГОСТ Р 52325-2005 (семена сельскохозяйственных растений), ГОСТ Р 32592-2013 (семена овощных, бахчевых культур, кормовых корнеплодов и кормовой капусты), и заверенные органом сертификации сведения о количестве семян сельскохозяйственных растений, отгруженных заявителю; согласие на обработку персональных данных, оформленное в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (для индивидуальных предпринимателей).

Внесены изменения в Правила предоставления субсидии на реализацию мероприятий по содействию повышения кадровой обеспеченности предприятий агропромышленного комплекса (в части возмещения затрат на строительство (приобретение) жилья).

Установлено, что субсидия предоставляется на возмещение части фактически понесенных затрат (недополученных доходов) на строительство (приобретение) жилья, переданного (планируемого к передаче) в муниципальную собственность или собственность Амурской области, по месту расположения этого жилья, предоставляемого специалистам агровуза (профильного научного учреждения) по договору найма жилого помещения в пределах Амурской области.

Согласно внесенным дополнениям определено, что субсидия предоставляется также на приобретение готового жилого помещения или жилого дома (дома блокированной застройки) по договору купли-продажи, построенного не ранее чем за 5 лет до даты заключения договора купли-продажи жилого помещения или жилого дома (дома блокированной застройки).

Предусмотрено, что в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах заявителем расходы на уплату налога на добавленную стоимость не возмещаются, в том числе при использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, возмещение части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.

В соответствии с внесенными уточнениями субсидия предоставляется в размере до 90 процентов фактически понесенных затрат (недополученных доходов) на строительство (приобретение) жилья, переданного (планируемого к передаче) в муниципальную собственность или собственность Амурской области, по месту расположения этого жилья, предоставляемого специалистам агровуза (профильного научного учреждения) по договору найма жилого помещения в пределах Амурской области. Максимальный объем затрат, который может быть учтен при расчете размера субсидии, не может превышать расчетную стоимость строительства (приобретения) жилого помещения, индивидуального жилого дома, дома блокированной застройки, которая определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (72 кв. метра - для одиноко проживающего гражданина или на семью из 2, 3 или 4 человек либо по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 5 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в Амурской области, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в установленном порядке, на квартал представления в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявки на предоставление субсидии на очередной финансовый год и плановый период. Конкретный размер субсидии указывается министерством сельского хозяйства Амурской области в соглашении о предоставлении субсидии.

Утвержденный Порядок определяет цели, условия и правила предоставления грантов в форме субсидий, источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, некоммерческим организациям на приобретение транспортных средств для организации отлова животных без владельцев, категории лиц, имеющих право на получение гранта, а также порядок возврата гранта.

Грант предоставляется главным распорядителем средств областного бюджета - управлением ветеринарии Амурской области.

Грант предоставляется в целях поддержки некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с животными без владельцев (в части приобретения транспортных средств для организации отлова животных без владельцев на территории Амурской области). К категории лиц, имеющих право на получение гранта, относятся некоммерческие организации, не являющиеся казенными, бюджетными, автономными учреждениями, осуществляющие деятельность по содержанию животных без владельцев на территории Амурской области. Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат организаций на приобретение транспортных средств для отлова животных без владельцев на территории Амурской области. Отбор организаций для предоставления гранта осуществляется путем проведения конкурса. Грант носит целевой характер и не может быть использован на цели.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внесены изменения в постановление Правительства Амурской области "О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований областного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Амурской области".

Согласно внесенным изменениям установлены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание: 1) автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения V категории в размере 321 тыс. рублей/км - на содержание; 2634 тыс. рублей/км - на ремонт; 8242 тыс. рублей/км - на капитальный ремонт; 2) автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения V категории, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены в рамках концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве не ранее 2022 года и в отношении которых или участка таких автомобильных дорог Правительством Амурской области принято решение об их использовании на платной основе, а также автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения V категории, входящих в опорную сеть автомобильных дорог Амурской области, в размере 806 тыс. рублей/км - на содержание; 4738 тыс. рублей/км - на ремонт; 12008 тыс. рублей/км - на капитальный ремонт.

Определено, что нормативы финансовых затрат в части автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения V категории, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены в рамках концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве не ранее 2022 года и в отношении которых или участка таких автомобильных дорог Правительством Амурской области принято решение об их использовании на платной основе, применяются к соответствующим автомобильным дорогам при условии осуществления в отношении них дорожной деятельности на основании концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Внесены изменения в Порядок обеспечения питанием обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях Амурской области.

Установлено, что обучающиеся, осваивающие программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, и обучающиеся, осваивающие программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, обеспечиваются бесплатным питанием в случае их обучения в образовательных организациях по очной форме обучения исходя из нормы 115 рублей в день (для образовательных организаций, расположенных в г. Тында, - 200 рублей в день) на одноразовое питание одного обучающегося.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Согласно внесенным дополнениям установлено, что право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют родители, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах.

Право на получение видов бесплатной юридической помощи (правовое консультирование в устной и письменной формах, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях), оказываемой адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, имеют родители, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах, по вопросам восстановления в родительских правах или отмены ограничений в родительских правах.