Обзор законопроектов
24 октября 2025 года
- ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
- СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ФИНАНСЫ
- ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
- ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
- Внесенные законопроекты
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Управляющие компании многоквартирных домов будут нести ответственность за создание препятствий операторам связи.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, закрепляющий административную ответственность управляющих компаний многоквартирных домов, которые нарушают установленный порядок доступа операторов связи к общему имуществу дома.
Как указано в обосновании проекта, сложившаяся практика показывает, что управляющие компании часто нарушают правила недискриминационного доступа операторов связи к общему имуществу для монтажа и эксплуатации сетей связи. Они навязывают дополнительные условия для получения доступа, уклоняются от его предоставления или вовсе отказывают в нем. Эти действия ограничивают конкуренцию на рынке телекоммуникационных услуг и ущемляют права жителей на выбор оператора связи.
Для пресечения этих нарушений предлагается дополнить КоАП РФ новым составом: нарушение управляющей компанией правил взаимодействия с оператором связи при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме.
В случае нарушения установленных правил взаимодействия с оператором связи будут применяться штрафные санкции в следующих размерах: от 10 тыс. руб. до 40 тыс. руб. - для директора управляющей компании, от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. - для управляющей компании.
Законопроект об изменении ответственности за просрочку оплаты госзаказов прошел стадию первого чтения.
В настоящее время ответственность за нарушение заказчиком срока оплаты товаров, работ, услуг наступает только по договорам, заключенным с субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). На рынке закупок, отмечают авторы проекта, складывается ситуация меньшей защищенности поставщиков, не являющихся субъектами МСП, от недобросовестных заказчиков.
В связи с этим законодатели предлагают установить ответственность за нарушение заказчиком сроков оплаты всем поставщикам вне зависимости от их принадлежности к субъектам МСП. Это позволит обеспечить возможность привлечения к ответственности недобросовестных заказчиков и обусловит повышение конкуренции при проведении закупок отдельными видами юридических лиц в связи с уверенностью участников в защите их прав на получение своевременной оплаты за поставленные товары, оказанные услуги и проведенные работы.
В новых регионах РФ предлагают установить разные сроки легализации для приборов учета и сертификатов.
Законодательная инициатива предусматривает дифференцированный подход к переходному периоду для документов в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Декларации и сертификаты соответствия, а также сертификаты о происхождении товаров будут действовать до 1 января 2026 года, а документы о поверке счетчиков воды, газа и электроэнергии - до окончания срока их действия.
Как следует из пояснительной записки, это решение направлено на предотвращение массовой внеочередной поверки приборов учета и позволит избежать дополнительной финансовой нагрузки на население новых субъектов РФ.
Депутаты предлагают установить новые составы административных правонарушений для организаторов азартных игр.
Законопроект предусматривает административные штрафы за нарушения в работе с перечнями граждан, добровольно отказавшихся от азартных игр. КоАП РФ дополнят двумя новыми составами правонарушений.
Первый из них направлен против приема ставок или выдачи игровых фишек лицам, включенным в федеральные перечни граждан, отказавшихся от участия в азартных играх. Направление рекламных сообщений таким гражданам также будет считаться нарушением.
Второй состав нарушений касается несоблюдения установленного порядка работы с заявлениями граждан - как о включении в эти перечни, так и об исключении из них, в т.ч. нарушение сроков передачи информации единому регулятору азартных игр.
За указанные нарушения предусматриваются штрафы: для должностных лиц - от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб., для юрлиц - от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб.
Кроме того, расширяется перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по таким нарушениям.
Правительство РФ выступило с инициативой об оптимизации и либерализации административной ответственности в сфере таможенного регулирования.
В частности, актуализируются формулировки в связи с трансформацией Таможенного союза в ЕАЭС.
В ст. 16.2 КоАП РФ законопроектом предлагается внести изменения, которые предусматривают:
- ввод фиксированных штрафов (вместо кратности к стоимости товаров) при недекларировании табака и алкоголя в пределах: до 250 сигарет и до 10 литров алкоголя;
- дифференцированное наказание при недекларировании товаров, не облагаемых пошлинами (налогами) и не подпадающих под ограничения: штрафы без учета стоимости товара;
- исключение ответственности в случае недостоверных сведений, если сумма занижения пошлин менее 5 евро;
- расширение перечня условий для освобождения от ответственности при добровольном уточнении декларации до выпуска товаров.
В статьи 16.4, 16.16 КоАП РФ вводится возможность назначения ответственности в виде предупреждения вместо штрафа.
Согласно предлагаемым изменениям в ст. 19.7.13 КоАП РФ:
- смягчается ответственность: допускается 8-дневный "льготный" срок для добровольного представления или исправления форм;
- уточняется диспозиция статьи для единообразного применения и исчисления сроков давности;
- исключается часть 2 статьи ввиду снижения повторных правонарушений.
Планируемые изменения в ст. 32.2 КоАП РФ позволят уплачивать штраф не только нарушителю, но и иному лицу (физическому или юридическому), что особенно важно для взыскания штрафов с иностранных лиц.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
С 1 января 2026 года в России повысится минимальный размер оплаты труда. Соответствующий законопроект прошел стадию первого чтения.
Согласно документу МРОТ предлагается зафиксировать в сумме 27093 руб. в месяц. Предлагаемое значение определяет нижнюю границу оплаты труда для всех работников.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Жителям новых регионов перерассчитают социальные выплаты.
Правительственный законопроект определяет порядок исчисления ежемесячной страховой выплаты от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний для граждан, проживающих (проживавших) в ДНР и ЛНР.
Гражданам, страховое обеспечение которым назначили по украинскому законодательству и которые не могут подтвердить размер выплаты по состоянию на 28 февраля 2023 года, ежемесячную страховую выплату будут исчислять из среднего размера такой же компенсации в Ростовской области.
При этом перерасчет произведут по итогам переосвидетельствования в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы.
ФИНАНСЫ
Правительство РФ предложило упростить налоговый учет для иностранных организаций в российских банках.
Согласно законопроекту при открытии счета обязанность по подаче заявления в налоговую инспекцию перейдет с самой компании на банк. Это освободит иностранные организации от лишней процедуры.
Налоговая инспекция, в свою очередь, должна будет зарегистрировать компанию в течение пяти рабочих дней после получения документов от банка. Подтверждающую выписку из ЕГРН налоговая также направит в банк для передачи клиенту.
Предельный объем льгот для резидентов территорий с преференциальным налоговым режимом ограничат в зависимости от объема осуществленных ими инвестиций в объекты основных средств или НИОКР. С такой инициативой выступило Правительство РФ, подготовив соответствующие изменения в части первую и вторую Налогового кодекса РФ.
Законопроектом предлагается предоставить субъектам РФ возможность устанавливать как отрасли, на которые распространяется проектируемое регулирование, так и конкретное соотношение объема предоставляемых льгот и инвестиций резидента. В качестве дополнительных условий для получения фискальных льгот предусматривается обязательное выполнение резидентом инвестиционных обязательств по договору об осуществлении деятельности на территории и своевременное представление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень контролируемых обязательств по договору также будут устанавливать субъекты РФ.
Как следует из пояснительной записки к проекту, предлагаемые меры совершенствования налогового регулирования направлены на стимулирование резидентов преференциальных режимов наращивать объемы капитальных вложений и НИОКР, создавать новые производства, своевременно выполнять отдельные "контролируемые показатели" по соглашению и позволят минимизировать долю резидентов с "нулевой" отчетностью.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Продажу табака и вейпов предложили запретить на всех остановках общественного транспорта.
Законопроект исключает возможность розничной торговли табачной и никотинсодержащей продукцией на остановочных пунктах всех видов городского и пригородного транспорта. Данное ограничение будет действовать независимо от их оснащения - под него подпадают как простые уличные остановки со знаками, так и оборудованные павильоны.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Правительство РФ предложило внести изменения в законодательство об ОМС в рамках подготовки бюджета ФФОМС на 2026 - 2028 годы.
Законопроект затрагивает широкий круг вопросов - от страхования иностранных работников и наделения губернаторов новыми полномочиями до предоставления единовременных жилищных субсидий сотрудникам ФФОМС.
В частности, предусматривается следующее:
- урегулирование вопроса приобретения прав в сфере ОМС для отдельных категорий граждан, указанных в Федеральном законе "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
- предоставление работникам ФФОМС единовременной жилищной субсидии и иных социальных гарантий, аналогичных установленным для государственных гражданских служащих;
- организация информационного взаимодействия между СФР и ФФОМС для оперативного отслеживания изменения статуса (работающий, неработающий) у временно пребывающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;
- предоставление высшему должностному лицу субъекта РФ права принимать решение об осуществлении территориальным фондом на территории субъекта РФ полномочий страховых медицинских организаций сроком не менее чем на 3 года;
- закрепление с 01.01.2027 за ФФОМС полномочий по утверждению порядка согласования нормативов расходов на выполнение территориальными фондами своих функций, а также порядка определения размера указанных нормативов;
- определение численности застрахованных лиц, включая неработающих, в новых субъектах РФ ФФОМС совместно с территориальными фондами ОМС на основе данных персонифицированного учета в сфере ОМС;
- уточнение порядка использования медицинскими организациями средств ОМС после завершения участия медицинских организаций в реализации программ ОМС;
- определение особого порядка финансового обеспечения медицинской помощи по базовой программе ОМС в отдельных медицинских организациях, перечень которых установит Правительство РФ.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Предложенный группой депутатов законопроект направлен на совершенствование общественных отношений в сфере оказания бесплатной юридической помощи лицам, вынужденно покинувшим место постоянного жительства.
В перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, предлагается включить лиц, ходатайствующих о признании их вынужденными переселенцами, беженцами, признанных вынужденными переселенцами, беженцами либо получивших временное убежище на территории РФ.
Бесплатная юридическая помощь будет оказываться таким лицам при обращении за оказанием юридической помощи по вопросам предоставления мер соцподдержки, признания их беженцами, вынужденными переселенцами, предоставления временного убежища или приема в гражданство РФ.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ