Обзор законопроектов
27 июня 2025 года
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Законопроектом предлагается закрепить механизм заключения соглашения с уполномоченным государственным органом, исполнение которого будет являться основанием для освобождения лица от административной ответственности.
Предусматривается, что хозяйствующие субъекты, не имеющие возможности исправить выявленные в рамках контрольного (надзорного) мероприятия нарушения в срок, получат возможность применить долгосрочную инвестиционную программу по их устранению в обмен на отказ контрольных (надзорных) органов от применения к ним санкций в виде привлечения к административной ответственности.
Кроме того, в целях недопущения злоупотребления правом на заключение соглашения и уклонения от административной ответственности закрепляются положения о приостановлении течения сроков давности привлечения к административной ответственности, а также о приостановлении производства по делу о соответствующем правонарушении на период исполнения соглашения.
Проектом предлагается установить административную ответственность за неисполнение должником - госорганом, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) казенным учреждением требований исполнительного документа неимущественного характера.
За указанное правонарушение предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб.
По мнению разработчиков, принятие проекта позволит судебному приставу-исполнителю эффективно контролировать надлежащее исполнение должниками требований исполнительного документа неимущественного характера.
Проект Закона подготовлен в целях установления административной ответственности за неисполнение отдельных требований, связанных с осуществлением казначейского сопровождения.
Предлагается дополнить КоАП РФ новыми положениями, устанавливающими ответственность за нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при исполнении государственных (муниципальных) контрактов, договоров и контрактов, средства которых подлежат казначейскому сопровождению, а также за нарушение срока утверждения сведений об операциях со средствами, подлежащими казначейскому сопровождению.
Устанавливается, что протоколы об указанных административных правонарушениях будут составляться и рассматриваться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим казначейское сопровождение, финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований), осуществляющими казначейское сопровождение, а также судьями - в случае если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Законопроект о правовом статусе Общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест" (далее - РКК) прошел стадию первого чтения.
Документ определяет правовое положение РКК, цели и задачи, структуру, организационные и имущественные основы деятельности РКК.
Целями деятельности РКК являются оказание благотворительной, гуманитарной, социальной и иной помощи, повышение качества и продолжительности жизни населения и распространение необходимых для этого знаний.
Членом РКК может быть любой гражданин Российской Федерации, а также иностранный гражданин, лицо без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, участвующие в деятельности РКК, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами Российской Федерации.
Порядок формирования, функционирования, прекращения полномочий, компетенции органов управления РКК, органа контроля РКК и Центрального аппарата РКК определяются Уставом РКК.
Порядок выплаты действительной стоимости доли участника общества предлагают скорректировать.
Согласно законопроекту по заявлению лица, которому подлежит выплата действительной стоимости доли или части доли участника общества, будет устанавливаться и выплачиваться действительная стоимость доли участника общества в размере ее рыночной стоимости.
При наличии такого заявления установление действительной стоимости доли участника общества в размере ином, чем размер рыночной стоимости, не допускается.
В целях обеспечения гарантии выплат лицам, которым подлежит выплата действительной стоимости доли участника общества, в случаях, если до истечения срока исполнения обязанности общества выплатить действительную стоимость доли ее рыночная стоимость не установлена или имеются возражения общества или лица, которому подлежит выплата действительной стоимости доли, в отношении установленной оценщиком величины ее рыночной стоимости, общество выплачивает действительную стоимость доли в порядке, установленном Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", с последующим определением разницы между выплаченной суммой и рыночной стоимостью доли, которая подлежит доплате обществом или возврату обществу.
Указанные последствия также наступают, если действительная стоимость доли участника общества была выплачена обществом до получения соответствующего заявления.
Аналогичный порядок предусмотрен законопроектом также для случаев обращения взыскания на долю участника общества в уставном капитале общества.
Правительство РФ разработало законопроект, позволяющий госпредприятиям напрямую передавать инвесторам аэродромы или здания, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских и государственных воздушных судов инфраструктуру воздушного транспорта и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи.
В настоящее время государственные или муниципальные унитарные предприятия передают указанное имущество концеденту с последующей его передачей концессионеру. Разработчики проекта предлагают наделить государственные и муниципальные унитарные предприятия полномочиями по участию на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению, в т.ч. по передаче концессионеру права владения и пользования имуществом инфраструктуры воздушного транспорта, без оформления промежуточной передачи этого имущества концеденту.
Принятие проекта, как ожидают его авторы, позволит сократить сроки передачи по концессионному соглашению концессионеру указанного имущества, а также минимизировать риски привлечения к ответственности концедента за нарушение сроков передачи такого имущества.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Размер пособия по беременности и родам для женщин, обучающихся по очной форме в образовательных и научных организациях, увеличат.
В настоящее время указанное пособие выплачивается в размере стипендии за 140 дней отпуска и в среднем составляет от 9333 руб. до 23333 руб.
Законодатели предлагают вместо этого установить пособие в размере 100% прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ независимо от получения стипендии. Ожидают, что средний размер пособия по беременности и родам обучающимся женщинам составит 90202 руб.
Полномочия по назначению и выплате пособия передадут СФР. Финансирование будет осуществляться из федерального бюджета.
ФИНАНСЫ
Порядок осуществления полномочий администратором доходов бюджета, должностные лица которого не наделены правом возбуждения дел об административных правонарушениях и их рассмотрения, предлагают детализировать.
Администраторы доходов бюджетов от денежных взысканий (штрафов), назначаемых судами, будут обязаны направлять информацию, необходимую для уплаты штрафа, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах. При этом будет указываться уникальный идентификатор начисления в день получения запроса органов, а также уточненная информация о сумме начисления, подлежащей оплате, - не позднее дня, следующего за днем получения вынесенного судьей постановления (судебного акта) по результатам рассмотрения гражданских и административных дел, дел об административных правонарушениях и уголовных преступлениях.
Международным холдингам облегчат доступ к налоговым льготам.
Предложенный сенаторами законопроект вводит механизм, при котором международные холдинговые компании смогут применять пониженные ставки по налогу на прибыль организации, предусмотренные ст. 284.10 Налогового кодекса РФ.
Обязательным является соблюдение следующего условия: доля расходов, понесенных международной холдинговой компанией на приобретение товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за отчетный (налоговый) период составляет более 70% от общей суммы понесенных ею расходов на приобретение товаров (работ, услуг).
Закрепляется, что расходы по операциям с ценными бумагами не будут учитываться при оценке права международных холдинговых компаний на пониженные ставки налога на прибыль.
Также документ уточняет правила налогообложения первой продажи акций экономически значимых организаций (далее - ЭЗО) после их создания. Принятие этой инициативы, по мнению ее авторов, позволит инвесторам в более крупном размере, чем предусмотрено сейчас, учитывать расходы на приобретение ценных бумаг, тем самым уменьшая размер налогооблагаемого дохода при первой продаже акций и долей ЭЗО.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
В целях обеспечения эффективного использования рыбоводными предприятиями предоставленных им рыбоводных участков законопроектом предлагается ввести процедуру производственного контроля в границах указанных участков, которая будет направлена на предупреждение и выявление нарушений законодательства о рыбоводстве и рыболовстве.
Производственный контроль будут осуществлять юрлица и ИП, заключившие договор пользования рыбоводным участком.
Добросовестным пользователям рыбоводных участков позволят организовать работу по охране своих участков. В частности, им разрешат составлять акты о наличии признаков административного правонарушения или преступления для направления в Росрыболовство.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ