Обзор законопроектов
26 января 2024 года
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Проект закона подготовлен в целях усиления ответственности за нарушение порядка обработки персональных данных.
Инициаторы документа предлагают ввести обязанность по уведомлению Роскомнадзора в случае утечки персональных данных, а также сократить перечень исключений, когда оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления Роскомнадзора.
КоАП РФ дополнят новыми составами правонарушений, предусматривающих административную ответственность за утечки баз данных, содержащих персональные данные.
Градация размера штрафа будет зависеть от количества потерянной информации. Например, за неправомерную передачу информации, включающей персональные данные от одной тысячи до десяти тысяч субъектов персональных данных или от десяти тысяч до ста тысяч идентификаторов, максимальный штраф составит 5 млн. руб.; от десяти тысяч до ста тысяч субъектов персональных данных или от ста тысяч до одного миллиона идентификаторов - 10 млн. руб.
Вместе с тем за утечку специальных категорий персональных данных, относящихся к наиболее чувствительным данным, планируют установить повышенные административные штрафы.
За повторные правонарушения введут санкции в виде оборотных штрафов - от 0,1% до 3% годовой выручки компании.
Сроки принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами планируют сократить. Соответствующий законопроект принят в первом чтении.
Так, заявление соискателя лицензии о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы орган государственного жилищного надзора должен будет рассмотреть в срок не более 5 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов. Сейчас этот срок составляет 30 рабочих дней.
Общий срок принятия решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии, как следует из проекта Закона, не будет превышать 10 рабочих дней.
Кроме того, планируют ввести электронную форму сдачи квалификационного экзамена для осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
Правительство РФ предложило ужесточить административную ответственность в сфере пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
Согласно законопроекту неисполнение обязанности по участию в мероприятиях по тушению лесного пожара на соответствующем лесном участке повлечет штрафные санкции для граждан в размере от 5 тыс. руб. до 15 тыс. руб., для должностных лиц - от 15 тыс. руб. до 25 тыс. руб., для ИП - от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., а для юрлиц - от 100 тыс. руб. до 250 тыс. руб.
За непредставление ИП и организациями данных учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия законодатели также введут штрафы, максимальные размеры которых составят 10 тыс. руб. для предпринимателей и 80 тыс. руб. - для компаний.
В целях повышения эффективности осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) в области охраны окружающей среды и природопользования органы исполнительной власти наделят дополнительными полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Представленный законопроект уточняет перечень видов услуг по погребению участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы.
Кроме того, проект актуализирует перечень государственных структур, оплачивающих услуги по погребению.
Подготовленные изменения, по мнению авторов проекта, позволят исключить неоднозначное толкование норм, устанавливающих виды погребальных услуг, и обеспечить достойное погребение граждан, имеющих особые заслуги перед государством.
ФИНАНСЫ
Правительство РФ подготовило законопроект в связи с отменой акцизных марок для маркировки табачной продукции.
Предусматривается введение термина "учетно-контрольная специальная марка" для средств идентификации, наносимых на упаковку табачной и подакцизной никотинсодержащей продукции.
Указанные марки будут использоваться в т.ч. в целях обеспечения контроля за правильностью определения налоговой базы по акцизам в отношении табачной и никотинсодержащей продукции. Речь идет о случаях, когда определенный налогоплательщиком размер налоговой базы меньше объема реализованной продукции по данным государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Законопроект предусматривает внесение ряда изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в целях актуализации его норм.
В частности, законодатели предлагают:
- исключить утратившие актуальность нормы, касающиеся порядка уменьшения или отчуждения доли участия Банка России в уставном капитале ПАО Сбербанк;
- исключить норму о проведении повторной проверки кредитной организации в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего такую проверку, а также норму об участии представителей центрального аппарата Банка России при проведении повторной проверки на основании решения Совета директоров;
- обязать все системно значимые кредитные организации использовать модельный подход к оценке величины кредитного риска, т.е. подход на основе внутренних рейтингов;
- разрешить использовать средства пенсионного фонда Банка России для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России с привлечением третьих лиц, в т.ч. НПФ;
- предоставить право Совету директоров Банка России организовывать личное страхование своих служащих.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Правительство РФ предложило законопроект, направленный на совершенствование законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ).
Проектом предлагается использовать информационный ресурс ФНС России "Мои чеки онлайн" в качестве нового способа исполнения обязанности по передаче кассового чека. Это позволит исключить затраты продавцов на печать бумажных кассовых чеков. Планируется, что в таком информационном ресурсе будут храниться электронные чеки, а покупатель сможет иметь полную информацию о покупках и предъявлять чеки для возврата товаров или гарантийного обслуживания. Однако выдавать чек с использованием информационного ресурса будет возможно только с согласия покупателя.
Помимо этого, упрощается процедура регистрации, перерегистрации или снятия с регистрационного учета ККТ:
- вводятся новые способы подачи заявлений на регистрацию, перерегистрацию, снятие с регистрационного учета ККТ через личный кабинет портала госуслуг и через изготовителя ККТ;
- предусматривается возможность осуществлять перерегистрацию ККТ в связи с заменой фискального накопителя без подачи в налоговый орган соответствующего заявления при условии направления в налоговый орган через оператора фискальных данных отчета об изменении параметров регистрации;
- сокращаются с 10 до 5 рабочих дней сроки предоставления ФНС России госуслуги по регистрации, перерегистрации и снятию с регистрационного учета ККТ.
Новые модели фискальных накопителей должны будут проходить экспертизу в экспертной организации аналогично тому, как это предусмотрено для новых моделей ККТ.
Кроме того, конкретизируется понятие субъекта, у которого возникает обязанность применения ККТ, в случае привлечения посредника для приема денежных средств.
Также предлагается освободить:
- операторов фискальных данных от обязанности представлять в ФНС России при получении разрешения на обработку фискальных данных лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи;
- ИП от обязанности применять ККТ при оказании услуг населению в сфере образования и физической культуры и спорта по аналогии с образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями.
В первом чтении принят законопроект, направленный на увеличение автомобилей российского производства среди автомобилей-такси в нашей стране.
Для этого парламентарии предлагают дополнить Федеральный закон "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации..." новой нормой, которая предоставляет субъектам РФ право устанавливать обязательные требования к уровню локализации транспортных средств (далее - ТС), используемых в качестве легковых такси, измеряемому в баллах. При этом решения субъектов РФ не будут распространяться на ТС, которые уже используются в качестве такси на момент принятия таких решений. Таким образом акт субъекта РФ не будет обязывать таксопарки и самозанятых граждан отказаться от использования низколокализованных автомобилей-такси, которые они уже начали эксплуатировать на момент вступления акта в законную силу.
Правом устанавливать минимальный обязательный уровень требований к локализации автомобилей-такси законопроект предлагает наделить Правительство РФ.
Также Правительство РФ будет устанавливать категории ТС, используемых в качестве легкового такси, на которые не будут распространяться требования о локализации.
Предлагаемое законодательное решение, по мнению разработчиков проекта, позволит дополнительно простимулировать спрос на отечественные высоколокализованные автомобили со стороны таксомоторной отрасли, что положительным образом скажется на продажи и производство российских легковых автомобилей.
Депутаты вышли с инициативой законодательно урегулировать деятельность организаторов исследований структуры рынка потребления.
Согласно проекту под структурой товарного рынка понимаются информация об уровне спроса и предложения на товарном рынке в Российской Федерации и об условиях обращения определенного товара на соответствующем товарном рынке, включая информацию о стоимости товаров, объемах производства, импорта (экспорта) и продаж товаров, обобщенные данные о потребителях, производителях и импортерах товаров, условиях реализации товаров и принципах определения их цены, иная информация, необходимая для продвижения определенного товара (категорий товаров) на рынке.
Документ устанавливает права и обязанности исследовательских компаний, а также требования к ним:
- не менее 80% уставного капитала компании должно принадлежать российским юридическим (физическим) лицам;
- компания должна быть российским юрлицом;
- обработка полученных в результате исследования данных, их систематизация, анализ и хранение должны производиться на технических средствах, размещенных на территории России;
- не допускается исполнение любых решений недружественных государств о введении ограничительных мер в отношении России, дискредитации страны, а также манипуляция данными, публикация и использование заведомо недостоверных данных.
Реестр исследовательских компаний будет вести ФАС России. Для включения в реестр необходимо направить заявление. Исследовательские компании, не включенные в реестр или исключенные из него, не вправе осуществлять исследование рынка. Заключение с такими компаниями договоров не допускается.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ
Депутаты поддержали законопроект о конфискации имущества за финансирование преступной деятельности против безопасности Российской Федерации.
Перечень преступлений, по которым может применяться ст. 104.1 УК РФ "Конфискация имущества", будет существенно расширен. В частности, к ним предлагают отнести следующие преступления:
- публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ, исполнении государственными органами РФ своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ или войска национальной гвардии РФ;
- публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства.
Кроме того, депутаты предлагают применять дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского и почетного звания, а также госнаград в отношении лиц, совершивших преступления против безопасности Российской Федерации. Привилегий лишат за фейки о Вооруженных силах РФ, публичные призывы к экстремизму и к нарушению целостности Российской Федерации, за дискредитацию российской армии и призывы к санкциям, за оказание помощи международным организациям, а также за реабилитацию нацизма.
ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ
Проект Закона направлен на создание дополнительных условий для предотвращения использования института нотариата в подозрительных операциях по легализации доходов.
Правило о предоставлении нотариусу выданного кредитной организацией документа, подтверждающего передачу (перечисление) заемщику денежных средств, будет распространено на все случаи обращения за совершением исполнительных надписей.
Предусматривается возможность проверки документов, подтверждающих передачу (перечисление) заемщику денежных средств кредитной организацией, которая реорганизована или ликвидирована.
В случае реорганизации кредитной организации ее правопреемник обязан будет проверить факт выдачи таких документов по запросу нотариуса.
Внесенные законопроекты
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
О НОВЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНАХ
ЗАКОНОПРОЕКТЫ, НЕ ВНЕСЕННЫЕ В ГД ФС РФ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ