Новое в российском законодательстве (ежедневно)

28 сентября 2021 года

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

На период до 2030 года утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях

Концепция определяет необходимый набор механизмов для государственной поддержки творческого (креативного) предпринимательства в целом, а также создания необходимых условий для формирования и устойчивого развития творческих (креативных) индустрий с учетом "умной" специализации территорий.

К творческим (креативным) индустриям относятся в том числе:

индустрии, основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность);

индустрии, основанные на искусстве (театр, музыка, кино, анимация, живопись, деятельность галерей и др.);

современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, компьютерные и видеоигры, блогерство, печатная индустрия, средства массовой информации, реклама и пр.);

прикладные творческие (креативные) индустрии (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, гастрономическая индустрия и т.п.).

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Предложены требования к участию кредитных и некредитных финансовых организаций в финансовых группах и финансовых холдингах

Законопроект вводит понятия финансовой группы и финансового холдинга, а также условия, при которых объединения юридических лиц признаются финансовыми группами или финансовыми холдингами. В частности, финансовой группой признается объединение юридических лиц, находящихся под контролем или значительным влиянием одной кредитной или некредитной финансовой организации, а финансовым холдингом - объединение юридических лиц, находящихся под контролем нефинансовой организации, одним из участников которого является финансовая организация, и доля финансовой деятельности в деятельности которого составляет не менее 40 процентов.

Законопроектом устанавливаются общие требования к деятельности финансовых групп и холдингов (в частности, обязанность уведомлять Банк России об образовании финансовой группы и холдинга, раскрывать информацию о деятельности финансовой группы и холдинга, составлять и представлять в Банк России отчетность), а также требования к финансовой устойчивости финансовых групп (норматив достаточности капитала финансовой группы, требования к системам управления рисками и капиталом и внутреннего контроля финансовой группы, требования к плану восстановления финансовой устойчивости финансовой группы).

Банк России наделяется рядом полномочий в отношении финансовых групп и холдингов, необходимых для осуществления эффективного надзора за деятельностью НФО на консолидированной основе (в частности, правом требовать признания объединения финансовой группой или холдингом, правом ограничивать проведение кредитными организациями и НФО - участниками финансовой группы (холдинга) отдельных операций с иными участниками финансовой группы (холдинга), правом проводить оценку систем управления рисками, капиталом и внутреннего контроля финансовой группы) и полномочием направлять предписание акционерам (участникам) НФО в случае совершения указанными лицами сделок с НФО, повлекших потерю финансовой устойчивости НФО или финансовой группы.

Отмечается, что в законопроекте реализован принцип пропорциональности регулирования: его требования распространяются только на те виды НФО, в отношении которых на индивидуальной основе установлены требования к финансовой устойчивости (негосударственные пенсионные фонды, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг (кроме инвестиционных советников), организаторы торговли, клиринговые организации, управляющие компании, микрофинансовые организации). Кроме того, предусматривается право Банка России не распространять отдельные требования законопроекта на финансовые объединения с небольшим масштабом деятельности.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Программа предоставления субсидий на трудоустройство безработных граждан распространена на граждан, испытывающих трудности в поиске работы

Вносимыми изменениями предусматривается возможность предоставления субсидий работодателям, принимающим на работу граждан, которые зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных и относятся к категории инвалидов, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.

Постановление также содержит положение, согласно которому при оценке результата предоставления субсидии не учитываются трудоустроенные безработные граждане, уволенные на основании статьи 80 Трудового кодекса РФ (по инициативе работника).

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

В типовые формы договоров о порядке взаимодействия территориального органа ПФР с кредитной организацией или почтовой организацией внесены положения, регулирующие порядок выплаты пенсий при введении режима чрезвычайной ситуации

Так, на территории, на которой введен режим чрезвычайной ситуации, ПФР имеет право осуществлять выплату пенсии, включая ее доставку, ранее текущего месяца.

При взаимодействии с организацией почтовой связи Фонду необходимо формировать и направлять доставочные документы для выплаты пенсии ранее текущего месяца на территории, на которой введен режим чрезвычайной ситуации.

Кроме того, закреплено право банка и организации почтовой связи передавать Фонду информацию об изменении данных, на основании которых осуществляется доставка пенсии пенсионеру.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся учета расходов при налогообложении доходов физлиц от реализации ценных бумаг, полученных безвозмездно или с частичной оплатой

При реализации ценных бумаг, которые были получены в собственность, в том числе на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования, в составе расходов на их приобретение при определении финансового результата в соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 НК РФ, может быть учтена сумма полученной от их приобретения материальной выгоды, с которой был исчислен НДФЛ в соответствии с пунктом 4 статьи 212 НК РФ, при условии, что данный налог был фактически уплачен в бюджет.

На 2022 год предельную базу по страховым взносам предлагается установить в следующих размерах: на ОСС - 1 032 000 рублей, на ОПС - 1 565 000 рублей

Согласно проекту постановления с 1 января 2022 года для исчисления страховых взносов предельная величина базы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также предельная величина базы на обязательное пенсионное страхование подлежат индексации в 1,069 раза и составят в отношении каждого физического лица нарастающим итогом сумму, не превышающую соответственно 1 032 000 рублей и 1 565 000 рублей.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Внесено уточняющее дополнение в постановление Правительства РФ, которым вносились изменения в методику отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока

Согласно дополнению требование о чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта - отрицательной при отсутствии господдержки и большей либо равной нулю в случае ее предоставления - не применяется к инвестиционным проектам, участвовавшим в отборе в период со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ от 16 октября 2014 г. N 1055.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Установлен порядок доведения до сведения кредитных организаций перечня иностранных государств или административно-территориальных единиц, денежные переводы из которых подлежат обязательному контролю

Зашифрованный файл указанного перечня направляется Росфинмониторингом в личный кабинет кредитной организации в раздел "Перечни".

Размещение перечня осуществляется не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем государственной регистрации нормативного правового акта, утверждающего указанный перечень либо вносящего в него изменения. Датой доведения перечня до кредитных организаций считается рабочий день, следующий за датой его размещения в личном кабинете.

Сведения, содержащиеся в перечне, относятся к информации ограниченного доступа.

В приложении приведена форма перечня и порядок ее заполнения.

Банком России утвержден план по противодействию коррупции на 2021 - 2024 годы

План включает в себя перечень мероприятий по таким направлениям, как:

реализация поручений, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

обеспечение соблюдения служащими Банка России запретов, ограничений и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции, их устранение;

взаимодействие Банка России с институтами гражданского общества и гражданами, обеспечение доступности информации о деятельности Банка России.

С 1 октября 2021 года будет применяться новая редакция Условий проведения операций по предоставлению и погашению кредитов Банка России, обеспеченных ценными бумагами или правами требования по кредитным договорам

Внесенными изменениями, в частности, исключено использование понятия "операционный день", уточнен порядок формирования предмета залога по кредитам овернайт, предусмотрена возможность отзыва кредитной организацией направленного в Банк России уведомления о досрочном исполнении обязательств по кредиту Банка России. В документе также уточнены формулировки отдельных критериев, применяемых при включении нерыночных активов в пулы обеспечения и при проверке нерыночных активов, включенных в пулы обеспечения.

Также предусматривается, что при изменении реквизитов кредитной организации (полное фирменное наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, ИНН) изменения в договор вносятся в одностороннем порядке путем направления кредитной организацией в Банк России соответствующего уведомления.

Банком России предлагается изменить прежний порядок ограничения ставок по вкладам, основанный на ставке LIBOR

В настоящее время Банк России использует LIBOR для установления максимального размера ставки вкладов, вводимого в целях ограничения, предусмотренного статьей 74 закона о Центральном банке Российской Федерации.

В соответствии с предложенным законопроектом максимальный размер процентной ставки, вводимой в качестве ограничения, не может быть меньше двух третей процентной ставки по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам в соответствующей валюте и по сроку привлечения.

Указанная ставка будет рассчитываться как среднее арифметическое средневзвешенных процентных ставок по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам в рублях, в долларах США, вкладам в евро.

Одновременно предусматривается замена термина "ставка рефинансирования Банка России" на термин "ключевая ставка Банка России".

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Минпросвещения России напоминает о порядке предоставления статистических данных по форме ФСН N СПО-1

Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования, предоставляют статистические данные по форме ФСН N СПО-1 до 5 октября 2021 г. исключительно в электронном виде.

Программное обеспечение для подготовки сведений по форме ФСН N СПО-1 будет доступно с 20 сентября 2021 г. в личном кабинете образовательной организации по адресу http://stat.miccedu.ru.

"Разъяснение практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность (ППЗ 15 - 2021) "Об отнесении проверки качества выполнения задания к аудиторской деятельности"
(приложение N 8 к протоколу заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 23.09.2021 N 60)

В случаях, когда МСА требуют осуществить проверку качества выполнения аудиторского задания, без завершения такой проверки аудит не может считаться проведенным в соответствии с МСА

Разъяснены некоторые вопросы, касающиеся проверки качества выполнения аудиторского задания.

В числе прочего сообщается, что аудитор должен соблюдать все МСА, являющиеся значимыми для конкретного аудиторского задания.

Определены требования к подготовке и проведению аудита в случае, когда аудиторская организация определила, что необходима проверка качества выполнения задания.

Разработаны Методические рекомендации в целях повышения результативности осуществления СРО аудиторов и Федеральным казначейством контроля соблюдения аудиторами законодательства о ПОД/ФТ

Контроль соблюдения аудиторами законодательства о ПОД/ФТ осуществляется в процессе внешнего контроля качества работы (ВККР).

Рекомендации касаются организации и осуществления проверок, определены требования критерии отнесения объектов контроля к уровням риска ПОД/ФТ, а также прописаны меры реагирования в отношении аудиторов в зависимости от уровня риска, к которому они отнесены, и результатов контрольно-надзорных мероприятий.

СТРОИТЕЛЬСТВО

С 17 января 2022 г. вводится в действие свод правил "Инженерно-экологические изыскания для строительства. Общие правила производства работ"

Настоящий свод правил устанавливает общие технические требования и правила производства инженерно-экологических изысканий для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории и выбору площадок (трасс) строительства (обоснования инвестиций), при подготовке проектной документации объектов капитального строительства, строительстве и реконструкции зданий и сооружений.

С 17 января 2022 года вводится в действие свод правил "Трубопроводы из непластифицированного поливинилхлорида самотечных систем водоотведения. Правила проектирования, строительства и эксплуатации"

Свод правил устанавливает правила проектирования, строительства и эксплуатации наружных и внутренних самотечных систем водоотведения бытовых сточных вод, промышленной и ливневой канализации, с использованием труб и фасонных частей со сплошной и структурированной стенкой, изготовленных из непластифицированного поливинилхлорида.

С 20 января 2022 г. вводится в действие свод правил "Инженерные изыскания для строительства на континентальном шельфе. Общие требования"

Настоящий свод правил устанавливает общие требования при выполнении инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических и инженерно-экологических) на континентальном шельфе РФ для подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории и для выбора площадок (трасс) строительства, при подготовке проектной документации объектов капитального строительства, строительстве, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений.

Свод правил может быть применен при выполнении инженерных изысканий во внутренних морских водах, в территориальном море РФ и на морском побережье.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Актуализирована методика расчета предельного размера платы за услуги по хранению приобретенной сельскохозяйственной продукции в процессе проведения государственных закупочных интервенций

Предельный размер платы определяется на срок до 3 лет.

Приводится формула расчета предельного размера платы за услуги по хранению приобретенной сельскохозяйственной продукции в интервенционный фонд.

Признается утратившим силу Приказ Минсельхоза России от 17 октября 2017 г. N 519, которым утверждена аналогичная методика.

Обновлены ветеринарные правила, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию очагов оспы овец и коз

Изменения коснулись порядка проведения профилактических, диагностических и иных мероприятий, а также особенностей установления карантина. Осуществлять указанные в правилах мероприятия наряду с юридическими и физическими лицами обязаны также ИП, являющиеся владельцами восприимчивых животных.

В целях эффективного осуществления таких мероприятий на владельцев животных возложены новые обязанности, в частности:

не допускать совместного содержания вакцинированных против оспы и невакцинированных против оспы восприимчивых животных;

до получения результатов диагностических исследований на оспу запретить въезд и выезд транспортных средств (за исключением специальных транспортных средств) лиц проживающих и (или) временно пребывающих на территории хозяйства.

Кроме того, закреплена обязанность юридических лиц и ИП, госорганов, уполномоченных в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, госучреждений и граждан при обнаружении восприимчивых животных с клиническими признаками, характерными для оспы, либо трупов животных в течение 24 часов любым доступным способом сообщить об этом уполномоченному должностному лицу.

Настоящий приказ вступает в силу 1 марта 2022 года и действует до 1 марта 2028 года. Аналогичный Приказ Минсельхоза России от 23 января 2018 года N 24 признан утратившим силу.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

С 1 января 2022 года сроком на 5 лет вводятся антидемпинговые пошлины в отношении графитированных электродов, происходящих из КНР

Антидемпинговые меры распространяются на электроды, классифицируемые кодом 8545 11 008 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

Приведены размеры ставок антидемпинговой пошлины в зависимости от производителя.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

По 31 декабря 2021 г. закрыто промышленное рыболовство бычков в Камчатско-Курильской подзоне

Ограничения введены в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

По 31 декабря 2021 г. закрыто промышленное рыболовство синца в Цимлянском водохранилище в границах Волгоградской области

Ограничения введены в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования.

СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Обновлен перечень программ, которые должны быть предварительно установлены на продаваемую в России электронику в 2022 году

В перечень включены приложения "Яндекс.Браузер" и "Kaspersky Internet Security" для предустановки их на компьютеры и системные блоки, имеющие операционную систему.

Поисковая система "Яндекс" утверждена как используемая на устройствах по умолчанию.

Кроме того, внесенные изменения предполагают, что на электронику могут также предустанавливаться программы, изготовленные не только в России, но и в государствах - членах ЕАЭС.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Утверждены методические рекомендации по разработке вузами показателей эффективности деятельности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

Рекомендации закрепляют особенности внедрения и функционирования в образовательных организациях высшего образования системы эффективного контракта, представляющего из себя трудовой договор, содержащий совокупность согласованных сторонами трудовых отношений показателей и критериев оценки эффективности деятельности работника, достижение которых или их перевыполнение напрямую влияет на назначение стимулирующих выплат.

Определены цели и задачи внедрения такой системы, а также основные принципы, которыми необходимо руководствоваться при разработке и утверждении показателей и критериев эффективности деятельности работника.

Минобрнауки России также рекомендованы перечни показателей эффективности учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы педагогов.

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

С 1 марта 2022 г. вводится в действие актуализированный порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

Порядок устанавливает правила подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, а также персонала специализированных организаций, непосредственно осуществляющих оценку уязвимости объектов транспортной безопасности и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами РФ, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, а также требования к учебно-тренажерной базе, в том числе тренажерам.

Признается утратившим силу Приказ Минтранса России от 31 июля 2014 г. N 212, которым утвержден аналогичный порядок.

Настоящий приказ действует до 1 марта 2028 г.

ПРАВОСУДИЕ

Конституционный Суд РФ обязал законодателя установить период, в течение которого может быть принято решение о пересмотре судебного акта о возмещении реабилитированному расходов на оплату юридической помощи

Не соответствующей Конституции РФ и ее статьям признана статья 401.6 УПК РФ как не ограничивающая период с момента вступления в силу судебного акта о возмещении реабилитированному расходов на оплату юридической помощи, в течение которого может быть принято решение суда кассационной инстанции о пересмотре этого акта, влекущее поворот его исполнения и возврат присужденных реабилитированному сумм.

Конституционный Суд отметил, что в главе 18 УПК РФ нет специальных правил, которые позволяли бы судам по своему усмотрению уменьшать размер возмещения вреда исходя из доказанного в судебном заседании размера действительно понесенных реабилитированным расходов. Высокая стоимость помощи, полученной от адвоката, не может как таковая служить поводом к сокращению объема прав реабилитированного на возмещение причиненного ему вреда.

Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, при этом он не лишен возможности включить соответствующие нормы не в статью 401.6 УПК РФ, а в другие его положения либо предусмотреть иной срок, ограничивающий пересмотр судебного акта о возмещении причиненного реабилитированному вреда.

До вступления в силу изменений, вытекающих из настоящего постановления, отсутствие в статье 401.6 УПК РФ указания на то, что недопустим пересмотр судом кассационной инстанции судебного акта о возмещении реабилитированному вреда, причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием, влекущий поворот исполнения этого акта, не дает оснований осуществлять такой пересмотр за пределами года со дня вступления этого акта в законную силу.