Новое в российском законодательстве (ежедневно)

30 июля 2021 года

КОРОНАВИРУС

Уточнены условия въезда на территорию РФ в связи с угрозой распространения коронавируса

Согласно поправкам, иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяются положения пункта 2 распоряжения Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р, въезжающие в РФ с территорий государств - членов ЕАЭС через воздушные пункты пропуска, предъявляют отображаемый в приложении "Путешествую без COVID-19" отрицательный результат лабораторного исследования, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия, за исключением лиц, въезжающих из третьих государств через территории государств - членов ЕАЭС транзитом либо с кратковременной остановкой, при условии предъявления ими отрицательного результата проведенного на территории третьего государства лабораторного исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию РФ, а также билетов и (или) посадочных талонов по всему маршруту следования в РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, на которых распространяются положения пункта 2 указанного распоряжения, въезжающие в РФ с территорий Азербайджанской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан через воздушные пункты пропуска с 1 сентября 2021 г. при въезде предъявляют отображаемый в приложении "Путешествую без COVID-19" отрицательный результат лабораторного исследования материала, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию РФ, за исключением лиц, въезжающих в РФ из третьих государств через территории указанных государств транзитом либо с кратковременной остановкой, при условии предъявления ими отрицательного результата проведенного на территории третьего государства лабораторного исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию РФ, а также билетов и (или) посадочных талонов по всему маршруту следования в РФ.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Разъяснены особенности государственной регистрации права собственности наследника

В Письме рассматриваются следующие случаи:

если в ЕГРН зарегистрировано право собственности только пережившего супруга (наследника) при отсутствии у наследодателя иных (помимо пережившего супруга) наследников внесение новых записей в ЕГРН, осуществление "перерегистрации" права собственности супруга, запись о зарегистрированном праве собственности которого уже содержится в ЕГРН, на основании в том числе свидетельства о праве на наследство не требуется;

если у умершего супруга имеются и другие наследники, то у пережившего супруга (титульного собственника) помимо принадлежащей ему 1/2 доли в праве на это недвижимое имущество (как его супружеской доли имущества, нажитого в браке), "остается" доля, перешедшая к нему по наследству (в этом случае потребуется внесение новой записи в ЕГРН - осуществление государственной регистрации права общей долевой собственности пережившего супруга на основании свидетельства о праве на наследство и документа, на основании которого ранее было зарегистрировано право собственности);

если в ЕГРН зарегистрировано право общей совместной собственности обоих супругов, ранее произведенная запись о государственной регистрации права общей совместной собственности должна быть погашена и внесена новая запись об осуществлении государственной регистрации права собственности (права общей долевой собственности, если имеются и иные наследники, принявшие наследство) пережившего супруга на основании свидетельства о праве на наследство и документа, на основании которого ранее было зарегистрировано право общей совместной собственности.

Рассмотрен вопрос относительно полномочий кадастрового инженера по представлению без доверенности в орган регистрации прав документов, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ

В частности, сообщается, что кадастровый инженер вправе представлять в орган регистрации прав без доверенности документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ, в том числе если кадастровые работы выполняются в связи с подготовкой технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости, для строительства которого в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не предусматривается выдача разрешения на строительство и/или разрешения на ввод в эксплуатацию, и заказчиком кадастровых работ является собственник земельного участка либо лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, или лицо, которому в соответствии с Земельным кодексом РФ предоставлено право на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления или установления сервитута.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

С 01.03.2022 вступает в силу профстандарт "Контролер холодноштамповочных работ"

Основной целью вида профессиональной деятельности является обеспечение выпуска изделий холодноштамповочного производства, соответствующих требованиям нормативно-технической документации и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации.

Предусмотрены, в том числе требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе.

Приказ действует до 1 марта 2028 года.

С 1 марта 2022 г. вступает в силу новый профстандарт "Стерженщик ручной формовки"

Основной целью вида профессиональной деятельности является обеспечение качества литейных стержней при ручной формовке.

Определены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минтруда России от 08.02.2017 N 150н.

Настоящий Приказ действует до 1 марта 2028 года.

Актуализирован профессиональный стандарт "Землеустроитель"

Целью профессиональной деятельности данных специалистов является обеспечение рационального использования земель и их охраны, создание благоприятной окружающей среды и улучшение ландшафтов.

В перечень осуществляемых ими трудовых функций входит подготовка данных для составления землеустроительной документации, разработка землеустроительной документации, проведение исследований по вопросам рационального использования земель и их охраны, совершенствования процесса землеустройства.

Приведены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, другие характеристики.

Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 5 мая 2018 г. N 301н, которым утвержден аналогичный стандарт.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

С 01.03.2022 вступает в силу обновленный профстандарт "Специалист по технологиям механосборочного производства в машиностроении"

Основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение качества и производительности изготовления машиностроительных изделий.

Предусмотрены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе.

Приказ действует до 01.03.2028.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минтруда России от 13.03.2017 N 274н.

Актуализирован профессиональный стандарт "Специалист по проектированию технологической оснастки механосборочного производства"

Целью профессиональной деятельности указанных специалистов является создание конструкций эффективной технологической оснастки для установки заготовок на станках, сборочных операций, контроля и измерений в механосборочном производстве.

В перечень осуществляемых ими трудовых функций входит проектирование технологической оснастки механосборочного производства.

Приводятся требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе.

Признается утратившим силу приказ Минтруда России от 13 марта 2017 г. N 271н, которым утвержден аналогичный стандарт.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г.

На 2021 - 2023 годы заключено межотраслевое соглашение по организациям, подведомственным Минобрнауки России

Сторонами Соглашения являются:

работники федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений науки, научного обслуживания, здравоохранения, культуры, дошкольного образования, федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Минобрнауки России, в лице их полномочных представителей - Всероссийского профессионального союза работников Российской академии наук, Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации, Общероссийской общественной организации Профессиональный союз работников агропромышленного комплекса Российской Федерации;

работодатели - в лице их полномочного представителя - Минобрнауки России.

Положения Соглашения:

являются обязательными для выполнения и не ограничивают права работодателей в расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки работникам при наличии собственных средств для их обеспечения;

распространяются на работодателей и работников организаций, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения, и служат основой при заключении региональных и территориальных отраслевых и иных соглашений, коллективных и трудовых договоров;

применяются при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Установлен размер отношения среднемесячной суммы взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в ПФР в предшествующем квартале, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, равный 0,304413119

Указанный размер отношения для определения величины ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, установленной в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ, применяется на период с августа по октябрь 2021 года.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Утверждена форма уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний и форма уведомления об отказе от такой уплаты, а также порядок их заполнения и представления в электронном виде

Представление уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний и уведомления об отказе от уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний в электронной форме осуществляется в соответствии с порядком, установленным приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@.

Утверждена форма уведомления о наступлении обстоятельств, влекущих изменение сведений, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, а также порядок ее заполнения и представления в электронном виде

Форма уведомления утверждена в связи с принятием Федерального закона от 15.10.2020 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6508) и в целях приведения нормативных правовых актов ФНС России в соответствие с положениями главы 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса РФ.

Уведомление представляется в налоговые органы при наступлении в течение налогового периода, за который представляется налоговая декларация по акцизам на нефтяное сырье обстоятельств, влекущих изменение сведений, указанных в свидетельстве о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, в соответствии с пунктом 20 статьи 179.7 НК РФ.

Зарегистрирован приказ ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@, направленный на приведение информации о системах внутреннего контроля участников налогового мониторинга к единому стандарту

Теперь компании будут предоставлять более подробную информацию о рисках. Предполагается раскрытие информации о коде вида экономической деятельности (ОКВЭД), к которой относится риск; о норме Налогового кодекса, с которой связан раскрываемый риск; детальная информация о сделке (операции), в отношении которых выявлен риск (в том числе о контрагенте, виде сделки, реквизитах договора).

В форме "Информация об организации системы внутреннего контроля" предполагается более стандартизованное представление информации обо всех внутренних нормативных документах налогоплательщика в отношении организации и функционирования СВК участников налогового мониторинга.

Детализация раскрываемых данных позволит налоговым органам активнее применять риск-ориентированный подход в налоговом мониторинге.

<Информация> ФНС России от 29.07.2021 "О развитии проекта проактивного налогообложения имущества организаций можно узнать на обновленном портале"

На портале ФНС "Новый порядок налогообложения имущества организаций" реализованы новые возможности

Теперь тут можно узнать нюансы применения с 2022 года заявительного порядка предоставления льгот по налогу на имущество для российских организаций, о сверке сведений об объектах налогообложения, а также о единых сроках уплаты имущественных налогов организаций, введенных с 2022 года.

ФНС России продолжает реализацию проекта проактивного (бездекларационного) администрирования налогообложения имущества организаций. Новый порядок администрирования не предусматривает проведение камеральных проверок, запросов документов у налогоплательщиков, принятия обеспечительных мер, включая приостановление операций по счетам.

В рамках проекта с 2021 года отменена обязанность организаций представлять отчетность по транспортному и земельному налогам за 2020 год и последующие периоды. С 2023 года проект проактивного (бездекларационного) налогообложения распространяется на объекты недвижимости, облагаемые налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Уточнен порядок администрирования Банком России поступлений в бюджетную систему РФ отдельных видов доходов

В частности:

внесены изменения в перечни правовых оснований по источнику доходов федерального бюджета Перечня источников доходов федерального бюджета, администрируемых Банком России;

Департамент обработки отчетности заменен на Департамент управления данными;

определен перечень источников доходов федерального бюджета, закрепленных за Департаментом управления данными.

Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Внесены изменения в порядок отражения в бухгалтерском учете операций с наличной иностранной валютой и чеками уполномоченным банком

В частности, уточнены нормативные правовые акты, в соответствии с которыми осуществляется отражение в бухгалтерском учете операций с наличной иностранной валютой и чеками.

Также скорректированы записи некоторых счетов для отражения проводимых операций.

Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2022 года.

Внесены изменения в порядок ведения и оформления кредитными организациями кассового журнала по приходу 0401704 и кассового журнала по расходу 0401705

В частности, уточнены положения нормативных актов, регулирующих указанные операции, уточнен порядок заполнения кассовых журналов, уточнен порядок подсчета сумм наличных денег по кассовым документам, внесены изменения в некоторые приложения.

Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с 1 января 2022 года.

Внесены изменения в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 487-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций"

В частности, исключены используемые по тексту слова "центральные контрагенты" в соответствующих падежах.

Также включены новые строки в приложения 3 и 4.

Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2022 года.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Исключено требование о необходимости предоставления клиринговой организацией отчета о рисках должностным лицам, ответственным за управление рисками, на ежедневной основе

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Банк России: в отчете доверительного управляющего должен содержаться арифметический расчет суммы его вознаграждения

Регулятором выявлены практики ненадлежащего предоставления профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по управлению ценными бумагами и денежными средствами, информации о расчете вознаграждения в составе клиентских отчетов.

В связи с этим сообщается, что в таком отчете, помимо суммы вознаграждения управляющего должен быть приведен ее арифметический расчет, на основе которого клиент с учетом отраженной в отчете информации может самостоятельно проверить верность исчисления суммы вознаграждения.

При этом отражение в отчете абстрактной формулы расчета или методики расчета, либо отсылок на положения договора, закрепляющие порядок расчета вознаграждения, без приведения арифметического расчета суммы вознаграждения не является надлежащим исполнением обязанности управляющего.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Даны разъяснения о маркировке коньяка и необходимости замены слов "Российский коньяк" словами "коньяк России"

Сообщается, в частности, что пунктом 41.3 статьи 3 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" (далее - Закон N 468-ФЗ) предусмотрено, что коньяк России - коньяк, полностью (на 100 процентов) произведенный из винограда, выращенного на территории РФ.

В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 31732-2014. Межгосударственный стандарт. Коньяк. Общие технические условия, введенным в действие приказом Росстандарта от 10 сентября 2014 г. N 1042-ст (далее - ГОСТ 31732-2014), под коньяком понимается винодельческая продукция с объемной долей этилового спирта не менее 40,0%, изготовленная из коньячных дистиллятов, полученных фракционированной дистилляцией (перегонкой) виноматериала, произведенного для выработки коньяка из винограда вида Vitis vinifera, и выдержанных в контакте с древесиной дуба не менее трех лет. Также предусмотрено, что наименование "коньяк" допускается дополнить прилагательным, производным от названия государства, принявшего стандарт (Российский коньяк и др.).

Согласно пункту 5.1.1 ГОСТ 31732-2014 коньяк производят в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологической инструкции для коньяка конкретного наименования, с соблюдением требований или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

С учетом изложенного, при маркировке коньяка может указываться информация в наименовании конька в соответствии с ГОСТ 31732-2014.

Также сообщено, что в соответствии с пунктом 1 части 4.3 статьи 4 ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - ТР ТС 022/2011) наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции. Придуманное название пищевой продукции (при наличии) должно быть включено в наименование пищевой продукции и расположено в непосредственной близости от него.

СВЯЗЬ. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

С 1 декабря 2021 г. вступает в силу новый порядок обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия

Утвержденные Правила устанавливают порядок информационного взаимодействия посредством обмена документами в электронном виде федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов, а также организаций, осуществляющих публично значимые функции, в случае, если указанные участники осуществили присоединение к системе межведомственного электронного документооборота.

Также предусмотрен порядок информационного взаимодействия при ведении глобального адресного справочника и порядок работы с уведомлениями в процессе обмена документами в электронном виде.

Признано утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 N 1494.

С 1 января 2022 года вступает в силу порядок создания и выдачи удостоверяющим центром Банка России квалифицированных сертификатов ключей проверки электронных подписей

Сертификаты выдаются кредитным организациям, операторам платежных систем, некредитным финансовым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанные в части первой статьи 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды деятельности, кредитным рейтинговым агентствам, бюро кредитных историй, лицам, осуществляющим актуарную деятельность.

Создание и выдача сертификатов осуществляются на безвозмездной основе. Сертификат создается и выдается при первичном обращении в удостоверяющий центр Банка России или в случае прекращения действия квалифицированных сертификатов по основаниям, указанным в части 6 статьи 14 Федерального закона "Об электронной подписи".

Сертификат создается и выдается на основании заявления, которое подается на бумажном или электронном носителе информации либо направляется в виде электронного документа, к которому приложены необходимые документы.

Срок создания и выдачи сертификатов - в течение двух рабочих дней после дня поступления подтверждения достоверности представленных заявителем сведений и/или документов.

Информация о выданном сертификате вносится в реестр.

Определены критерии принадлежности к проектам в сфере искусственного интеллекта в целях предоставления субсидии на поддержку пилотных проектов апробации технологий искусственного интеллекта в приоритетных отраслях экономики

Реализованы положения Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на поддержку некоммерческой организацией Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий пилотных проектов апробации технологий искусственного интеллекта в приоритетных отраслях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.05.2021 N 767.

К критериям определения принадлежности проектов к проектам в сфере искусственного интеллекта относятся: критерий предмета проекта; критерий базовой технологии проекта; критерий результата реализации проекта.

К технологиям искусственного интеллекта относятся технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта, включая: компьютерное зрение; обработку естественного языка; распознавание и синтез речи; интеллектуальную поддержку принятия решений; перспективные методы искусственного интеллекта.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Предложены 28 индикативных показателей для федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения

В перечне таких показателей:

количество проведенных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

общее количество проверок, по итогам которых выявлены правонарушения;

общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок;

общая сумма наложенных и взысканных административных штрафов;

количество решений, принятых судебными органами, об отмене результатов контрольных (надзорных) мероприятий.

Индикативные показатели формируются с учетом реализуемого риск-ориентированного подхода и используются при подготовке ежегодного доклада о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения.