Новое в российском законодательстве (ежедневно)

11 марта 2021 года

КОРОНАВИРУС

По 30 июля 2021 г. предлагается продлить срок действия временных правил регистрации граждан в качестве безработных, а также осуществления таким гражданам социальных выплат

Временные правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 (действует по 31 марта 2021 г.) и устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Как отмечают инициаторы проекта, необходимость продления срока действия временных правил вызвана тем, что в настоящее время на рассмотрении Госдумы находится законопроект, предусматривающий в том числе изменения, необходимые для развития механизма оказания государственных услуг в области содействия занятости населения в электронной форме на основе единой цифровой платформы.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

К 2022 г. должны быть созданы условия для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его негативного влияния на развитие экономики

Утверждена Концепция системы мониторинга и оценки ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации.

Концепция направлена в числе прочего на:

оперативное выявление на систематической основе актуальных проблем, вызовов и угроз в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, а также резервов для повышения эффективности использования ограниченных временных, финансовых, материальных и человеческих ресурсов;

создание необходимых условий для сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его негативного влияния на развитие экономики и социальной сферы, экономической безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, повышение собираемости налогов и таможенных пошлин, а также для противодействия недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности и снижения бюджетных расходов на организацию контроля товарных рынков.

Концепцию планируется осуществить в 2 этапа:

I этап - 2021 - 2022 годы. На этом этапе, в частности:

разрабатывается необходимое нормативно-правовое и методическое обеспечение;

расширяется охват приоритетных для наблюдения и принятия мер анализируемых отраслей промышленной продукции;

организуется работа автономной некоммерческой организации "Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции";

развивается государственная информационная система промышленности, в рамках которой автоматизируются процессы сбора и обработки информации в ходе проведения отраслевых и региональных анализов рынков промышленной продукции, оценки правоприменительной практики органов власти, оценки развития института общественного контроля;

II этап - 2023 - 2025 годы - обеспечивается развитие системы мониторинга:

внедряются и применяются наилучшие методологии, стандарты и практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции, развивается нормативно-правовое и методическое обеспечение;

проводятся регулярные анализы региональных рынков по приоритетным для наблюдения и принятия мер отраслям промышленности (группам товаров);

осуществляется активное содействие развитию корпоративного и общественного контроля в рассматриваемой сфере;

проводится активная пропаганда противодействия незаконному обороту промышленной продукции в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

"Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства"
(утв. Президентом РФ 08.03.2021 N Пр-366)

Президент РФ поручил проверить систему оплаты труда работников организаций бюджетной сферы

Правительство РФ должно определить соответствие уровня оплаты труда этих работников целевым показателям, установленным Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", с учетом:

- сведений обо всех работниках, в том числе о замещаемых ими должностях, об условиях их замещения (полный, неполный, ненормированный рабочий день, совместительство, работа в ночное время, с вредными и (или) опасными условиями труда и так далее), об общем трудовом стаже и стаже работы по специальности, об уровне квалификации, о наличии ученой степени, а также сведений об иных условиях, учитываемых при установлении заработной платы работнику;

- информации о соотношении среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров организаций и среднемесячной заработной платы работников организаций (без учета заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров).

По результатам проведенного анализа надлежит обеспечить устранение причин, по которым не были достигнуты целевые показатели оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, и осуществить комплекс мер, направленных на совершенствование системы оплаты труда работников этих организаций, в том числе:

дать нормативно-правовое толкование понятия "средний доход от трудовой деятельности" и определить соотношение такого дохода со средней заработной платой в субъекте РФ;

осуществить корректировку ключевых показателей эффективности деятельности руководителей организаций бюджетной сферы;

представить предложения об установлении и дифференциации в субъектах РФ окладов (должностных окладов), ставок заработной платы научных работников государственных и муниципальных организаций в зависимости от замещаемой должности и уровня квалификации таких работников.

Установлен перечень актов, оценка соблюдения обязательных требований которых осуществляется Росстандартом в рамках предоставления разрешений

Перечень содержит нормативные правовые акты (их отдельные положения) в следующих областях: ведение единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации; утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений; утверждение первичных референтных методик (методов) измерений и референтных методик (методов) измерений.

Предусмотрены, в том числе: гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц нормативного правового акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования; виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД.

Даны разъяснения о сроках предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти при его направлении почтовым отправлением

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 N 74 (далее - Порядок, Отчет, Приказ N 74).

Согласно пункту 1 Порядка Отчет представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Положения относительно конкретизации представления сроков в зависимости от способа представления Отчета в соответствующий орган в Порядке отсутствуют.

По мнению Минприроды России, представление Отчета в соответствующий орган носит гражданско-правовой характер.

Так, согласно части 3 статьи 108 ГПК РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок, может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

С учетом изложенного, последним днем срока для представления Отчета (во всех возможных форматам представления Отчета (пункты 3,4 Порядка)) следует рассматривать 25 марта до двадцати четырех часов.

Даны разъяснения по вопросу указания "специальных меток" машино-мест при подготовке технического плана

Сообщается, в частности, что поскольку установление (закрепление) специальных меток необходимо исключительно для целей выполнения кадастровых работ, вопросы по определению лиц, которые вправе или обязаны формировать систему специальных меток для указанных целей, о способах обозначения таких меток, документах, закрепляющих систему меток, а также по определению действий кадастровых инженеров в случае отсутствия в здании, сооружении или помещении, в котором расположены машино-места, специальных меток, обеспечивающих необходимые измерения, могут быть определены типовыми стандартами осуществления кадастровой деятельности.

Также отмечается, что Требованиями к подготовке технического плана и составом содержащихся в нем сведений, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 943, не предусмотрено указание какого-либо документа, "содержащего информацию о "системе специальных меток", и на который должен ссылаться кадастровый инженер при подготовке технического плана.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Минюстом даны разъяснения по вопросам обращения взыскания на денежные средства должников, являющихся индивидуальными предпринимателями

Согласно статье 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Денежные средства, находящиеся на любом из счетов физлица, могут быть предметом исполнительного производства как по требованиям, связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности, так и по иным требованиям.

При взыскании сумм налога с физического лица, имеющего статус индивидуального предпринимателя, банку или иной кредитной организации необходимо соблюдать очередность списания денежных средств со счета, закрепленную пунктом 2 статьи 855 ГК РФ.

При этом кредитная организация должна осуществлять расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Получить патент на применение ПСН теперь можно в электронном виде, в том числе через "Личный кабинет ИП"

Получить "электронный" патент можно, направив заявление через "Личный кабинет ИП" или по ТКС.

ФНС также напоминает, что с 11 января 2021 года индивидуальные предприниматели подают заявление на получение патента по новой форме.

В заявлении не нужно заполнять адрес места жительства или пребывания.

Кроме того, патент может быть выдан с любого числа месяца на любое количество дней, но не менее чем на месяц в пределах календарного года. В заявлении должны быть указаны конкретные даты срока, на который ИП хочет получить патент.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Обновлены правила предоставления субсидии в целях оказания образовательных и информационно-консультационных услуг, направленных на развитие экспортного потенциала предприятий - участников региональных программ "Повышение производительности труда и поддержка занятости"

Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Бюджет".

Субсидия предоставляется организации, указанной в федеральном проекте "Системные меры по повышению производительности труда", входящем в состав национального проекта "Производительность труда".

Среди направлений расходования субсидии теперь указаны также оплата услуг по оценке деловой репутации потенциальных иностранных контрагентов; оплата услуг почтовой связи для направления предприятиям - участникам акселерационной программы приглашений для принятия участия в акселерационной программе заказными письмами с уведомлением о вручении.

Дополнены требования к условиям соглашения о предоставлении субсидии.

Установлено, что результатом предоставления субсидии является количество предприятий - участников национального проекта "Производительность труда", получивших акселерационную поддержку по развитию экспортного потенциала.

Показателем, необходимым для достижения результата, является доля предприятий-участников, прошедших обучение по программе, которые заключили экспортные контракты в течение одного года по завершении участия в программе.

Утверждены общие требования к согласованию новых условий договоров (соглашений) в случае уменьшения казенному учреждению ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств

В случае уменьшения доведенных лимитов бюджетных обязательств казенное учреждение:

обеспечивает согласование новых условий исходя из необходимости достижения определенных результатов и объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств;

определяет возможность или невозможность достижения результата на основании такого договора (соглашения) при уменьшении размера средств, предусмотренных указанным договором (соглашением) без изменения иных его условий.

Возражения на проект дополнительного соглашения формируются получателем средств из бюджета не более одного раза и оформляются казенным учреждением протоколом, содержащим обоснование учета или отклонения возражений.

Определен порядок отражения операций с целевыми средствами юрлиц и ИП при казначейском сопровождении в случаях, предусмотренных законом о федеральном бюджете 2021 - 2023 годов

Порядок устанавливает правила отражения операций по зачислению и списанию целевых средств, подлежащих казначейскому сопровождению, в пределах остатка средств на соответствующих аналитических разделах, открываемых в разрезе каждого государственного контракта, контракта учреждения, договора о капитальных вложениях, договора о проведении капитального ремонта, контракта (договора), соглашения, средства по которому подлежат казначейскому сопровождению, на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, открытом в территориальном органе Федерального казначейства.

На платформе Московского инновационного кластера https://i.moscow/ запущен новый сервис, позволяющий рассчитать размер государственной поддержки, на которую могут претендовать столичные компании

Сервис работает по принципу калькулятора на сайтах банков. Рассчитать поддержку можно по четырем видам субсидий: для социальных предприятий, гостиничного бизнеса, для спортивных, культурных, досуговых и детских образовательных организаций, а также для участников инновационного кластера. Речь, в частности, идет о компенсации затрат на покупку и лизинг оборудования, субсидиях на экспорт и инжиниринг, выгодных условиях кредитования для открытия нового дела или пополнения оборотных средств.

До этого представители бизнеса сами оценивали размер потенциальной поддержки исходя из затрат. Новый инструмент поможет избежать ошибок при подсчете и узнать точную доступную им сумму.

Сейчас на платформе Московского инновационного кластера https://i.moscow/ действует 18 сервисов, в том числе навигатор более чем по 200 мерам поддержки. На ряд городских мер предприниматели могут подать заявки в онлайн-формате.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Принят закон, направленный на совершенствование порядка осуществления иностранных инвестиций в отдельные хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение

Речь идет о хозяйственных обществах, для которых деятельность, имеющая стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, не является основной, и связана с оказанием услуг по водоснабжению (водоотведению), выполнением работ с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.

Законом, в частности, предусматривается снятие запрета на совершение сделок, влекущих установление контроля организацией, находящейся под контролем иностранного государства, над указанными обществами или организациями, не имеющими стратегического значения, под контролем которых находятся эти стратегические общества.

Данные сделки подлежат обязательному предварительному согласованию правительственной комиссией в установленным порядке.

Вводится упрощенный порядок принятия решения о предварительном согласовании сделки (или согласования установления контроля), совершаемой иностранным инвестором, при условии его соответствия установленным требованиям.

При упрощенном порядке решение принимает ФАС с учетом заключений Минобороны и ФСБ об отсутствии угрозы обороне страны и безопасности государства, а также Роспотребнадзора, Минэкономразвития и Минстроя.

Одновременно дополняется перечень обязательств, возлагаемых на заявителей о предварительном согласовании сделок (согласовании установления контроля). Это, в том числе: продолжение осуществления вида деятельности, имеющего стратегическое значение, передача в установленный срок прав на осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению и (или) деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, подлежащей лицензированию, и (или) прав в отношении имущества, необходимого для этих видов деятельности, иному лицу с соблюдением требований закона либо в государственную или муниципальную собственность.

Внесено уточнение в перечень лабораторных исследований в области карантина растений

В перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.02.2017 N 201, код "4404 10 000 0" заменен кодом "4404 10 000".

Настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 12 сентября 2020 г.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Информация о недобросовестных арендаторах лесных участков и покупателях лесных насаждений должна исключаться из реестра по истечении двух лет

В реестр включаются сведения о нарушении законодательства арендаторами и покупателями лесных насаждений, а также информация о лицах, которые уклонились от заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Конституционным судом РФ статья 98.1 Лесного кодекса РФ была признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку она позволяла бессрочно ограничивать права лиц, включенных в реестр.

Принятым законом установлено, что орган, уполномоченный на ведение реестра, исключает из него соответствующую информацию по истечении двух лет с даты ее включения в реестр или по решению суда.

Кроме того, согласно закону информация, содержащаяся в реестре более двух лет на день вступления закона в силу, должна быть исключена из него.

Обновлена форма заявления о внесении изменения в разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов

Аналогичная форма была утверждена Приказом Минсельхоза России от 24.12.2015 N 660, который признан утратившим силу Приказом Минсельхоза России от 15.10.2020 N 612.

ПРАВОСУДИЕ

"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 1 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)

Верховным Судом РФ подготовлен первый за 2021 год обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека

Обзор включает в себя практику Европейского Суда по правам человека, Комитета ООН по правам человека в сфере уголовных и уголовно-процессуальных отношений (в т.ч. запрет пыток, иного недопустимого обращения (недопустимость домашнего насилия), право на свободу и личную неприкосновенность (лишение свободы согласно закону, несвоевременное составление сотрудниками полиции протокола задержания) и др.).

Отмечается, что в целях эффективной защиты прав и свобод человека судам необходимо при рассмотрении административных, гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных и иных дел учитывать правовые позиции, сформулированные межгосударственными органами по защите прав и свобод человека.