Новое в российском законодательстве (ежедневно)

10 марта 2021 года

КОРОНАВИРУС

<Информация> ФНС России от 09.03.2021 "С 9 марта бизнес может подать заявление на получение льготного кредита под 3%"

С 9 марта 2021 года банки начали принимать заявления на выдачу льготных кредитов по ставке 3% в рамках новой программы поддержки бизнеса "ФОТ 3.0"

Действие предыдущей программы "ФОТ 2.0" заканчивается 1 апреля.

Принять участие в новой программе могут компании из наименее восстановившихся отраслей: гостиничный и ресторанный бизнес, сферы культуры, туризма, спорта и развлечений. Размер кредита будет зависеть от количества сотрудников, занятых в организации. Максимальная сумма - 500 млн рублей. Главное условие - заемщик должен сохранить не менее 90% рабочих мест в период действия кредитного договора.

Кредит со ставкой 3% можно будет оформить с 9 марта по 1 июля 2021 года на срок до 12 месяцев. Поручителем выступит государство в лице "ВЭБ.РФ".

В течение первого полугодия заемщик не будет выплачивать основной долг и проценты по кредиту. Во втором полугодии это можно будет делать равными долями ежемесячно.

Для получения кредита на особых условиях организации (в том числе социально ориентированные НКО) и индивидуальные предприниматели могут обратиться в банки, которые подключились к цифровой платформе ФНС России.

С порядком доступа кредитных организаций к информационным сервисам цифровой платформы ФНС России можно ознакомиться в специальной рубрике официального сайта ФНС России.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ужесточена административная ответственность за отдельные нарушения требований пожарной безопасности

Установлено, что повторное нарушение требований пожарной безопасности, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, повлечет за собой наложение административного штрафа: на граждан - в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

Кроме того, определено, что в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, деятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц, может быть приостановлена на срок до тридцати суток.

Ужесточена административная ответственность за правонарушения в сфере предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума

Внесенными в КоАП РФ изменениями существенно увеличены размеры административных штрафов:

за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне установленного агитационного периода либо в местах, где проведение агитации запрещено законодательством о выборах и референдумах;

за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах;

за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов.

Уточнен статус лиц, замещающих должности мировых судей, в части требований и ограничений антикоррупционного характера

Согласно пункту 2 статьи 2.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" на лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, за исключением мировых судей, распространяются ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Внесенными поправками определено, что к лицам, замещающим должности мировых судей, предъявляются требования, установленные Законом РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" и которыми предусматриваются в том числе ограничения и обязанности антикоррупционного характера.

ЦИК России, избирательная комиссия субъекта РФ, территориальные избирательные комиссии наделены правом обращения в Роскомнадзор с представлением о пресечении распространения в сети Интернет противоправных агитационных материалов и информации

Урегулирован порядок взаимодействия Роскомнадзора с операторами связи и провайдерами хостинга по вопросам принятия мер по ограничению доступа к такой информации и агитационным материалам.

Установлено, что особенности изготовления и (или) распространения агитационных материалов могут быть установлены Центральной избирательной комиссией РФ с учетом требований законодательства РФ о выборах и референдумах.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент РФ поручил внести в законодательство РФ изменения в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, услуг по социальному сопровождению

Кроме того, Правительству РФ необходимо в числе прочего:

представить предложения по внесению в законодательство РФ изменений, предусматривающих расширение видов и форм государственной поддержки, внедрение стандартов ее предоставления с учетом потребностей каждой семьи, включая обеспечение предоставления такой поддержки по месту фактического проживания семьи;

представить предложения по совершенствованию законодательства РФ в целях регулирования оборота товаров, использование которых не по назначению может вызывать токсическое опьянение, опасное для жизни и (или) здоровья несовершеннолетних детей (в том числе товаров, содержащих сжиженный газ);

обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих уточнение полномочий органов опеки и попечительства, исключение из этих полномочий несвойственных им функций и закрепление правовых основ межведомственного взаимодействия при осуществлении органами опеки и попечительства своих полномочий.

Обновлены разъяснения для судов порядка применения антимонопольного законодательства

В частности, сообщается, что при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и квалификации нарушения со ссылкой на соответствующие акты законодательства (например, закон о торговле, Федеральный закон "Об электроэнергетике", Федеральный закон "О теплоснабжении" и др.) и об определении границ компетенции антимонопольного органа судам в каждом случае необходимо оценивать, относятся ли непосредственно применяемые нормативные положения к антимонопольным требованиям, предъявляемым к участникам оборота, в частности направлены ли соответствующие нормы на защиту конкуренции на товарных рынках, в том числе на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Проанализирован порядок применения норм законодательства, в том числе в части:

запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия;

запрета недобросовестной конкуренции;

антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений;

полномочий антимонопольных органов;

рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов.

В связи с принятием настоящего постановления признаны не подлежащими применению отдельные положения постановлений Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" и от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Правительство РФ будет осуществлять постоянный мониторинг цен на рынке товаров и услуг, включенных в ежемесячный расчет индекса потребительских цен

В случае выявления тенденции к ускоренному росту цен, заметно превышающему инфляцию, или рисков существенного подорожания Минэкономразвития России будет направлять соответствующую информацию в профильные министерства и ведомства для анализа и подготовки предложений по возможным мерам экономического реагирования.

Утвержден перечень групп потребительских товаров и услуг, относящихся к сфере ведения федеральных органов исполнительной власти.

В частности, Минсельхоз будет отвечать за продукты питания и табачные изделия, Минпромторг - за потребительские товары, Минздрав - за медицинские изделия и лекарственные препараты, медицинские и санаторно-оздоровительные услуги, Минэнерго - за бензин и дизельное топливо, Минцифры - за услуги связи, Минстрой - за жилищно-коммунальные услуги, Минтранс - за пассажирские перевозки (кроме такси) , Ростуризм - за цены на проживание в гостиницах (сутки с человека).

Актуализированы перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Ростехнадзором в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности

Речь идет о перечнях нормативных правовых актов, соблюдение обязательных требований которых осуществляется в рамках:

федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

федерального государственного строительного надзора;

федерального государственного энергетического надзора;

федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Также установлен порядок ведения перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, отнесенных к компетенции Ростехнадзора.

Признается утратившим силу приказ Ростехнадзора от 16 декабря 2020 г. N 539, которым утверждены аналогичные перечни.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Уточнены статьи Гражданского кодекса РФ, в которых определение размера стоимости вещи опирается на МРОТ

Предусмотрено, что:

лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже 3000 рублей (ранее - суммы, соответствующей пятикратному МРОТ), имеет право обратить эти вещи в свою собственность;

для договора хранения между гражданами соблюдение письменной формы требуется, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает 10 тысяч рублей (ранее - превышает не менее чем в десять раз установленный законом МРОТ);

при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, если стоимость вещи по оценке превышает 50 тысяч рублей (ранее - сто МРОТ), хранитель вправе после письменного предупреждения продать ее с аукциона.

ЖИЛИЩЕ. ЖКХ

Исключено требование о предоставлении ряда сведений при направлении средств маткапитала на компенсацию затрат на строительство жилого дома

В случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства лицо, получившее сертификат, было обязано указать в заявлении в числе прочего сведения из документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (монтаж фундамента, возведение стен и кровли).

Теперь данное требование исключено.

Ужесточены требования к организациям, выдающим ипотечные займы

Сейчас выдавать ипотечные займы могут финансовые организации, которые включены в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов.

Принятым постановлением уточняются порядок формирования данного перечня, а также требования, предъявляемых к организациям, включаемым в перечень (в том числе устанавливаются требования к минимальному размеру суммы предоставляемых организацией займов, минимальному сроку кредитования, к размеру процентной ставки).

Так, например, установлено, что каждый из заключаемых организацией договоров должен соответствовать следующим критериям:

размер займа составляет не менее 500 тыс. рублей, минимальный срок займа составляет 36 месяцев;

предоставление займа осуществляется путем единовременного перечисления суммы займа;

размер процентной ставки, указанной в договоре, превышает не более чем в 2 раза размер средневзвешенной ставки по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным физическим лицам-резидентам;

в договоре содержится условие о страховании имущества, залогом которого обеспечивается исполнение обязательств заемщика по договору.

Предоставление организацией недостоверной информации будет являться основанием для ее исключения из перечня.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Работникам с тремя и более детьми до 18 лет разрешено брать ежегодный отпуск в любое удобное для них время

Ранее такое право предоставлялось многодетным родителям при условии, что все дети младше 12 лет.

На 2021 - 2023 годы заключено Отраслевое соглашение по подведомственным Росморречфлоту учреждениям и предприятиям, осуществляющим свою деятельность в сфере морского транспорта

Сторонами соглашения являются:

- работодатели - учреждения и предприятия в сфере морского транспорта в лице их представителя - Росморречфлота;

- работники подведомственных Росморречфлоту учреждений и предприятий в сфере морского транспорта в лице их представителя - Профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации.

Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения между работниками и работодателями, содержащим обязательства по установлению общих условий труда, оплаты и охраны труда, занятости и социальных гарантий работников.

Соглашение обязательно к применению при заключении коллективных договоров, трудовых договоров и не ограничивает права сторон коллективного договора в расширении социальных гарантий для работников.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Учителям, врачам, летчикам, пожарным, спасателям и другим категориям работников упростили досрочный выход на пенсию

На основании постановления при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в стаж работ будут включаться периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с трудовым законодательством сохранялась средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Новый порядок распространяется на все категории работников, которые имеют право на досрочную пенсию по старости.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на имущественный налоговый вычет в связи с приобретением жилого помещения само по себе не может считаться представляющим достаточную для криминализации общественную опасность

Конституционный Суд РФ признал часть первую статьи 159 УК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает возложения уголовной ответственности за необоснованное обращение налогоплательщика в налоговый орган с целью реализации права на получение имущественного налогового вычета в связи с приобретением им жилого помещения, в случае когда налоговым органом подтверждено, а в дальнейшем опровергнуто у него право на такой вычет, если налогоплательщик представил в налоговый орган предусмотренные законодательством документы, не содержащие признаков подделки или подлога, достаточные при обычной внимательности и осмотрительности сотрудников налогового органа для отказа в предоставлении соответствующего налогового вычета, и не совершил каких-либо других действий (бездействия), специально направленных на создание условий для принятия налоговым органом неверного решения в пользу налогоплательщика.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что предоставление вычета должно быть в такой ситуации исключено действиями сотрудников налогового органа, которые принимают решение по результатам камеральной налоговой проверки о действительном размере налоговой обязанности лица за конкретный налоговый период. Тем более что Налоговый кодекс РФ предполагает возможность отмены или изменения решений нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия законодательству о налогах и сборах вышестоящим налоговым органом, что имеет целью восстановление в административном порядке законности, нарушенной неправомерным актом нижестоящего органа, по инициативе самого вышестоящего налогового органа, осуществляющего текущий контроль за деятельностью нижестоящих органов; размер налоговых обязательств налогоплательщика также может быть пересмотрен в рамках выездной налоговой проверки с вынесением нового решения. Привлечение же лица к уголовной ответственности за невиновные (в уголовно-правовом смысле) действия нарушает принципы законности, вины и справедливости.

В новой редакции изложен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, в сфере контроля и надзора за соблюдением ФНС России законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей

В перечне приведены в числе прочего гиперссылки на документ, содержащий текст нормативного правового акта, ссылки на текст нормативного правового акта на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), ссылки на структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования, ссылки на положения нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

С 15 апреля 2021 применяются обновленные форматы отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов за пределами РФ

Разработаны новые форматы:

Отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов физического лица - резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (КНД 1112520), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 (в редакции от 09.12.2020);

Отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов юридического лица - резидента и индивидуального предпринимателя - резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (КНД 1112521), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 (в редакции от 09.12.2020).

С 15.04.2021 письмо ФНС России от 19.10.2020 N ВД-4-17/17065@ "О форматах отчетов о движении средств" утрачивает силу.

Для целей налогообложения порядок учета субсидий зависит от того, каким постановлением Правительства РФ они предусмотрены

На основании Постановления Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 субсидии выплачивались субъектам МСП, включенным в Единый реестр субъектов МСП и занятым в наиболее пострадавших от пандемии отраслях экономики.

Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 N 976 предусматривалась единоразовая выплата субсидий субъектам МСП, удовлетворяющим определенным требованиям.

Субсидии, полученные в соответствии с постановлением N 576, и расходы, осуществленные за счет этих субсидий, не учитываются при определении базы по налогу на прибыль организаций.

Субсидии, полученные в соответствии с постановлением N 976, учитываются в доходах в общем порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Также в общем порядке учитываются и расходы, осуществленные за счет данных средств.

Люксембург ратифицировал протокол об увеличении ставки налога до 15% у источника доходов в виде дивидендов и процентов

Россия получила уведомление о завершении Люксембургом внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу протокола, вносящего изменения в Соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией.

Протоколом предусмотрено увеличение ставки налога до 15% у источника доходов в виде дивидендов и процентов с некоторыми исключениями для институциональных инвестиций, а также публичных компаний.

Положения протокола будут применяться с 1 января 2022 года.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Актуализированы условия и порядок предоставления АНО "ТВ-Новости" федеральных субсидий на создание, развитие, поддержание и распространение телевизионного канала на немецком языке

Субсидия предоставляется в том числе на создание, развитие, поддержание и распространение сетевых изданий и информационных ресурсов на немецком языке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", покрытие расходов, связанных с производством информационной продукции и обеспечением мероприятий по доведению ее до целевой аудитории, продвижением сетевых изданий, информационных ресурсов и информационной продукции на российском и международном рынках.

Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы РФ в сети "Интернет" в разделе "Бюджет" при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете (проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете).

Субсидия направляется в том числе на финансовое обеспечение следующих расходов:

оплата труда, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное, обязательное медицинское и обязательное социальное страхование, взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

аренда помещений и оборудования;

приобретение производственно-технологического оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, необходимого для обеспечения производственной деятельности получателя субсидии;

оплата транспортных и командировочных расходов, а также расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер;

оплата услуг по подбору персонала и жилых помещений для иностранных сотрудников;

оплата услуг информационных агентств и других поставщиков информации, представительских расходов, рекламы, типографских услуг, расходов, связанных с участием в российских и международных ассоциациях, организациях и выставках, а также с проведением конференций, фестивалей, форумов, презентационных мероприятий, конкурсов, мероприятий в области журналистики и участием в них;

получение лицензий, разрешений и частот для обеспечения вещания, обеспечение распространения программного продукта в системах распространения аудио- и аудиовизуальной продукции РФ и зарубежных стран, в том числе в сети "Интернет", а также проведение маркетинговых исследований, создание и обработка архивов и архивных материалов, сканирование и перезапись аудио- и видеоматериалов и документов, преобразование форматов и разрешений, адаптация материалов под стандарт вещания и защита государственной тайны.

Результатом предоставления субсидии является "Запуск и поддержание в текущем финансовом году деятельности телеканала на немецком языке в объеме вещания (часов в сутки)".

Минцифры России и орган государственного финансового контроля проводят обязательные проверки соблюдения получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии. В случае установления факта нарушения получателем субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидии, а также недостижения значений результатов предоставления субсидии получатель субсидии обязан возвратить в доход федерального бюджета полученную в отчетном финансовом году субсидию в объеме, пропорциональном недостигнутому значению результата предоставления субсидии.

Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2019 г. N 1723, которым утверждены аналогичные правила предоставления указанной субсидии.

Действие правил, утвержденных настоящим постановлением, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 г.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Скорректированы формы и сроки представления отчетности кредитных организаций в Банк России

Ряд отчетных форм дополнены новыми разделами, некоторые формы изложены в новой редакции. Уточнены требования к их формированию и порядку представления в Банк России.

Так, в частности, форма отчетности 0409110 "Расшифровки отдельных показателей деятельности кредитной организации" дополнена разделом V "Расшифровки, используемые при расчете размера резервируемых обязательств небанковских кредитных организаций, которым присвоен статус центрального депозитария".

В новой редакции изложена форма отчетности 0409159 "Сведения о банковских счетах, счетах по депозитам отдельных категорий юридических лиц и об аккредитивах".

Изменения внесены также, в частности, в форму отчетности 0409256 "Сведения о деятельности банковских платежных агентов (субагентов)", форму 0409350 "Отчет о наличии в кредитной организации неисполненных денежных обязательств, в том числе неисполненной обязанности по уплате обязательных платежей", форму 0409601 "Отчет об операциях с наличной иностранной валютой и чеками в иностранной валюте" и другие.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ФНС сообщила о перечне образовательных услуг и услуг в области информационных технологий, утвержденном в целях соблюдения валютного законодательства

В законе о валютном регулировании дополнен перечень случаев, при которых резидент вправе не зачислять на свои счета в уполномоченных банках денежные средства в соответствии с внешнеторговыми договорами (контрактами).

В числе таких случаев - проведение зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из внешнеторговых договоров (контрактов), условиями которых предусмотрено оказание нерезидентам услуг.

Перечень таких услуг утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1516.

Данное постановление вступило в силу с 1 января 2021 года.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Изменены сроки хранения документов, полученных (составленных) при оказании аудиторских услуг

Согласно закону документы (копии документов) на бумажном носителе и (или) электронные документы, полученные или составленные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов) и внесенные в базы данных, подлежат хранению в течение следующих сроков:

- не менее пяти лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании аудиторских услуг;

- не менее трех лет после года, в котором они были соответственно получены или составлены либо внесены в базы данных, если иное не установлено другими федеральными законами, - при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг.

Кроме того, вводится положение, согласно которому запрещается хранить документы (копии документов), а также данные, содержащиеся в таких документах (копиях документов), и размещать базы этих данных за пределами территории Российской Федерации.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

По 1 июня 2021 г. продлевается срок проведения эксперимента по маркировке средствами идентификации упакованной воды

Ранее эксперимент планировалось завершить 1 марта 2021 года.

В ходе его проведения в числе прочего тестируются возможности использования технологии нанесения средства идентификации, выявляется достаточность механизмов маркировки для обеспечения противодействия незаконному ввозу, производству и обороту упакованной воды, а также для повышения собираемости таможенных и налоговых платежей, разрабатываются предложения по внесению изменений в законодательство РФ, регламентирующее оборот упакованной воды.

Актуализированы акты Правительства РФ по вопросам определения особенностей правового регулирования отношений по функционированию объектов микрогенерации

Поправками в том числе:

устанавливаются особенности технологического присоединения объектов микрогенерации, а также особенности одновременного технологического присоединения энергопринимающих устройств и объектов микрогенерации заявителя, в том числе в части определения сетевой организации, в которую подается заявка на технологическое присоединение, содержания заявки на технологическое присоединение, сроков осуществления технологического присоединения, определения размера платы за технологическое присоединение объектов микрогенерации;

предусматриваются особенности определения объема потребления электрической энергии для целей определения размера платы за коммунальную услугу электроснабжения в случае, если в домовладении установлен объект микрогенерации;

устанавливается, что в отношении объектов микрогенерации гарантирующий поставщик заключает договор купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации, с обратившимся к нему потребителем электрической энергии - собственником или иным законным владельцем объектов микрогенерации;

устанавливается необходимость раскрытия информации гарантирующими поставщиками об объемах и средневзвешенной цене покупки на розничном рынке электрической энергии (мощности), выработанной на объектах микрогенерации.

Определен порядок проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности

Утвержденные Правила определяют порядок проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.06.2015 N 600.

Под актуализацией перечня понимается деятельность, в результате которой обеспечивается внесение в перечень изменений, предусматривающих:

включение в него новых объектов (технологий), в отношении которых в IV квартале предыдущего года и в I - III кварталах текущего года получено подтверждение их соответствия объектам (технологиям) высокой энергетической эффективности;

исключение из перечня объектов (технологий), в отношении которых в IV квартале предыдущего года и в I - III кварталах текущего года получено подтверждение их несоответствия объектам (технологиям) высокой энергетической эффективности.

Актуализация проводится на основании поступивших заявлений юридических лиц или индивидуальных предпринимателей о включении объекта (технологии) в перечень федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, по итогам проверки объектов (технологий) на предмет их соответствия установленным критериям соответствия объектов и технологий объектам и технологиям высокой энергетической эффективности.

Продлевается действие механизма стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности

Поправки внесены в:

Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172;

Правила определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.05.2013 N 449.

В частности, в рамках применения механизма стимулирования использования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ) в 2023 - 2035 годах предусматривается изменение после 1 января 2021 года критерия отбора проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, а также принципов оплаты мощности объектов, отбираемых в рамках мер поддержки после 1 января 2021 года.

Закреплен порядок определения цены на мощность отобранных после 1 января 2021 г. генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, за исключением генерирующих объектов, функционирующих на основе использования отходов производства и потребления.

Цена на мощность генерирующего объекта, отобранного по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, проведенного после 1 января 2021 г., определяется исходя из условия получения поставщиком в отношении генерирующего объекта подлежащей компенсации за счет платы за мощность части требуемой суммы средств, размер которой рассчитывается исходя из параметров, определенных по результатам конкурсного отбора инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, по итогам которого соответствующий генерирующий объект был отобран, и указанных в договоре о предоставлении мощности.

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Внесены уточнения в основания признания закупаемого для госнужд товара товаром российского происхождения

Установлено, что товаром российского происхождения признается в том числе товар, включенный в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации или в реестр промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".

Рассмотрены вопросы определения НМЦК при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности

Сообщается, в частности, что индексы фактической инфляции применяются для учета инфляционных процессов от даты утверждения проектной документации (уровня цен утверждения проектной документации) до даты определения НМЦК, а индексы прогнозной инфляции соответственно применяются для учета инфляционных процессов от даты определения НМЦК на период исполнения контракта.

Если при определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен участник закупки представил предложение по цене работ в уровне цен периода исполнения контракта (с учетом затрат, необходимых для выполнения работ в срок, установленный заказчиком), то индекс прогнозной инфляции в таком случае не применяется.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Ответственность за нарушение условий лицензии на пользование недрами будет наступать независимо от того, пользуются недрами или нет

В состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, наряду с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта включены действия, нарушающие требования проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Законодательно закреплен порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации)

Установлено, что информация о состоянии окружающей среды является общедоступной, к ней не может быть ограничен доступ, если только такая информация не отнесена законодательством РФ к государственной тайне.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией), или уполномоченные ими организации размещают на официальных сайтах в сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем информацию о состоянии окружающей среды (экологическую информацию) в форме открытых данных, содержащую в том числе сведения (сообщения, данные):

о состоянии и загрязнении окружающей среды, включая состояние и загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных вод водных объектов, почв;

о радиационной обстановке;

о стационарных источниках, об уровне и (или) объеме или о массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ;

об обращении с отходами производства и потребления;

о мероприятиях по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Правила размещения и обновления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) утверждаются Правительством РФ.

Информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) предоставляется на безвозмездной основе, если иное не установлено Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Корреспондирующие изменения, касающиеся порядка предоставления информации о состоянии окружающей среды (экологической информации), внесены также в Закон РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", в федеральные законы от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Установлены особенности проведения промежуточной аттестации в 2021/2022 учебном году по образовательным программам высшего образования, предусматривающие использование дистанционных образовательных технологий

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, вправе осуществлять проведение промежуточной аттестации по образовательным программам высшего образования в 2021/2022 учебном году с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих идентификацию личности посредством единой информационной системы персональных данных, и контроль условий прохождения испытаний, посредством единой биометрической системы, в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Дистанционные образовательные технологии применяются с согласия обучающегося при наличии у него:

- подтвержденной учетной записи в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно - технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

- размещенных биометрических персональных данных в единой биометрической системе.

Личность обучающегося считается установленной в случае, если:

степень взаимного соответствия представленных биометрических персональных данных биометрическим персональным данным, содержащимся в единой биометрической системе, является достаточной для проведения идентификации;

установленные сведения об обучающемся соответствуют сведениям, полученным оператором.

Взимание платы с обучающихся за использование дистанционных образовательных технологий не допускается.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

В целях реализации механизма "регуляторной гильотины" предложен новый порядок предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

В частности, предусматриваются положения об особенностях заключения договора на оказание платных медицинских услуг дистанционным способом.

Включаются актуализированные (по сравнению с действующими Правилами N 1006) положения, в том числе в отношении предоставляемой потребителю информации (перечень обязательной информации), которая должна быть доведена исполнителем до потребителя при предоставлении платных медицинских услуг.

Вводятся положения о порядке направления потребителем претензий.

Предусматривается, что постановление вступит в силу с 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 января 2027 г.

ТУРИЗМ. СПОРТ

Расширен перечень полномочий органов государственной власти РФ и органов местного самоуправления по созданию благоприятных условий для развития туризма

Согласно внесенным изменениям органам государственной власти Российской Федерации в сфере туризма предоставляются полномочия по утверждению методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъекта РФ и муниципальных программ развития туризма.

Органы местного самоуправления, в свою очередь, наделяются правом на разработку, утверждение (одобрение) и реализацию муниципальных программ развития туризма.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Операторов обязали отключать сотовую связь в случаях выявления фактов использования абонентских номеров подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в СИЗО и исправительных учреждениях

Оказание услуг связи по этим абонентским номерам физическим лицам и пользователям услугами связи абонента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя прекращается оператором связи на основании решения в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, или его заместителя либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы, в ведении которого находятся данный следственный изолятор или исправительное учреждение.

Оператор связи не может быть привлечен к ответственности, и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных требований, вызванные прекращением оказания услуг связи в указанных случаях.

Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, его территориальных органов с операторами связи по вопросам прекращения оказания услуг связи, а также форма решения о прекращении оказания услуг связи, сроки его принятия и направления операторам связи, сроки прекращения оказания услуг связи по указанным абонентским номерам устанавливаются Правительством РФ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Россия ратифицировала Соглашение между РФ и Республикой Южная Осетия, регулирующее взаимное признание документов, подтверждающих факт установления инвалидности отдельных категорий военнослужащих

Соглашение, подписанное в городе Москве 17 марта 2020 года, распространяется на граждан Российской Федерации, уволенных из Министерства обороны Республики Южная Осетия и Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия, а также из Министерства обороны Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с прохождением военной службы (службы) на территории Республики Южная Осетия.

Для взаимного признания документов Российская Федерация и Республика Южная Осетия применяют тождества формулировок причин инвалидности и групп инвалидности, предусмотренных законодательством Республики Южная Осетия и Российской Федерации.

Россией ратифицирован протокол, вносящий изменения в Конвенцию между правительствами России и Мальты об избежании двойного налогообложения

Протокол предусматривает увеличение ставки налога до 15% у источника доходов в виде дивидендов и процентов с некоторыми исключениями для институциональных инвестиций, а также публичных компаний.