Новое в российском законодательстве (ежедневно)

9 декабря 2020 года

КОРОНАВИРУС

С 1 января 2021 года вступает в силу закон о регулировании работы на "удаленке"

Закон вносит поправки в главу 49.1 Трудового кодекса РФ "Особенности регулирования труда дистанционных работников".

Закреплено определение понятия "дистанционная (удаленная) работа". Предусмотрено, в частности, что трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору может предусматриваться выполнение работником трудовой функции дистанционно на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору срока, не превышающего шести месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).

Предусмотрено, что выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы.

Установлены в том числе дополнительные основания прекращения трудового договора с дистанционным работником, порядок временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях.

До 1 июля 2021 года продлен срок для получения статуса центрального контрагента

Юридические лица, не являющиеся кредитными организациями и осуществляющие функции центрального контрагента до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2015 N 403-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для продолжения осуществления функций центрального контрагента вправе получить статус центрального контрагента в упрощенном порядке при условии приведения своей деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" и Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

Продление срока обусловлено поддержкой и обеспечением законных интересов участников финансового рынка в ситуации, при которой вводимые ограничения, обусловленные реагированием на распространение новой коронавирусной инфекции, препятствуют нормальному осуществлению их деятельности.

На основании заявлений в Минпромторг России может быть осуществлено продление сроков исполнения договоров о предоставлении субсидии

В целях поддержки отраслей промышленности в наибольшей степени пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции Минпромторгу России предписано обеспечить в 2020 году по соглашению сторон продление срока исполнения договоров о предоставлении субсидии до одного года без применения штрафных санкций.

Это касается договоров о предоставлении субсидии, заключенных до 1 марта 2020 г., и в отношении договоров о предоставлении субсидии, срок действия которых заканчивается в период с 1 марта по 31 декабря 2020 г., заключенных в соответствии с утратившими силу актами Правительства РФ по перечню, приведенному в приложении.

Для внесения изменений в договоры о предоставлении субсидии российской организации необходимо направить заявление поступившего в письменной форме в Минпромторг России до 31 декабря 2020 г., с приложением документов, подтверждающих наступление независящих от организации обстоятельств, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

Руководителям субъектов РФ поручено обеспечить проведение срочных мероприятий для последующей вакцинации населения от новой коронавирусной инфекции

В перечне таких мероприятий:

- подготовка необходимой для проведения вакцинации инфраструктуры;

- доставка вакцины для профилактики новой коронавирусной инфекции во все пункты вакцинации;

- организация логистики по проведению вакцинации;

- доставка граждан, проживающих в отдаленных местностях, до пунктов вакцинации.

Минздраву России необходимо представить в Правительство РФ сводный доклад по указанным вопросам, а также логистические паспорта готовности 85 субъектов РФ к проведению вакцинации.

"Михаил Мишустин дал поручения по подготовке и проведению вакцинации от коронавируса" (информация с официального сайта Правительства РФ от 08.12.2020)

Руководители субъектов РФ должны в кратчайшие сроки подготовить инфраструктуру для вакцинации населения от новой коронавирусной инфекции

Необходимо обеспечить доставку препарата в пункты вакцинации, выстроить логистику проведения вакцинации, обеспечить вакцинацию не только горожан, но и жителей отдаленных районов.

До 9 декабря в Минздрав России должен быть представлен отчет о результатах проведенной работы.

Минздраву России поручено до 11 декабря представить в Правительство РФ логистические паспорта готовности к проведению вакцинации всех субъектов страны.

<Информация> МВД России от 08.12.2020 "Госавтоинспекция напоминает о необходимости своевременной замены водительских удостоверений с истекающим сроком действия"

Госавтоинспекция напоминает о необходимости замены водительских удостоверений, срок действия которых истек в период с 1 февраля по 15 июля текущего года, но был продлен до 31 декабря 2020 года включительно в соответствии с Указом Президента РФ от 18 апреля 2020 года N 275

В связи с тем что период признания действительными таких водительских удостоверений заканчивается в ближайшее время, Госавтоинспекция рекомендует обратиться в подразделения ГИБДД для замены указанных водительских удостоверений до конца декабря.

При управлении транспортным средством с водительским удостоверением с истекшим сроком действия водитель подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 12.7 КоАП РФ. Санкции данной статьи предусматривают штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей, а также задержание транспортного средства и отстранение водителя от управления.

Предлагается отменить взимание пеней за невнесение квартальных авансовых платежей по плате за негативное воздействие на окружающую среду за III квартал 2020 года

В целях поддержки хозяйствующих субъектов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции законопроектом устанавливается, что несвоевременное или неполное внесение квартальных авансовых платежей по плате за негативное воздействие на окружающую среду за третий квартал 2020 года хозяйствующими субъектами не влечет за собой уплату пеней.

Пени, взысканные до вступления в силу указанного положения, подлежат возврату лицу, обязанному вносить указанную плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов по заявлению такого лица в соответствии с порядком зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Действие настоящего законопроекта предполагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 октября 2020 года.

Проектом постановления предусматривается определение сроков действия договоров (соглашений) о предоставлении субсидий в рамках реализации ряда инвестиционных проектов

Проект разработан в целях поддержки отраслей промышленности в условиях ухудшения ситуации с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Проектом устанавливаются сроки действия договоров (соглашений) до выполнения получателями субсидий своих обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, заключенным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2014 г. N 1162, Постановлением Правительства РФ от 25 января 2017 г. N 76, Постановлением Правительства РФ от 25 января 2017 г. N 77, Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2014 г. N 1179 и Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2014 г. N 1212.

Кроме того, проектом предлагается по соглашению сторон предусмотреть возможность исключения показателя экспорта продукции, которая будет создана в ходе реализации проектов, как ключевого показателя реализации проектов, а также продления срока исполнения показателя по выручке на срок не более двух лет.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

До 1 января 2023 года упраздняются конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона конституционные (уставные) суды субъектов РФ не принимают новые дела к производству. Рассмотрение дел, принятых к производству до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, должно быть завершено и решения по ним должны быть приняты до дня, с которого в соответствии с законами субъектов РФ конституционные (уставные) суды субъектов РФ упраздняются, но не позднее 1 января 2023 года.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона новые судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ не назначаются.

Действующим судьям конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а также судьям, ранее прекратившим исполнение своих полномочий, обеспечивается сохранение гарантий (включая материальное и социальное обеспечение), предусмотренных для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ в отставке.

Субъекты РФ вправе принять решение о создании конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ.

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

Определены основы функционирования публичной власти, а также статус и организационно-правовые основы формирования и деятельности Государственного Совета РФ

Под единой системой публичной власти понимаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности, осуществляющие свою деятельность в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий для социально-экономического развития государства.

Координация деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти, представляет собой систему действий и решений, которые осуществляются и принимаются Президентом РФ, а также в пределах своей компетенции Правительством РФ, Государственным Советом, другими органами публичной власти.

Государственный Совет является конституционным государственным органом, формируемым Президентом РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства.

Государственный Совет участвует в разработке стратегических задач и целей внутренней и внешней политики Российской Федерации, в формировании государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, способствует согласованному функционированию и взаимодействию органов, входящих в единую систему публичной власти.

В состав Государственного Совета не могут входить лица, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Лицам, входящим в состав Государственного Совета, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ.

Председателем Государственного Совета является Президент РФ.

Членами Государственного Совета являются по должности Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Руководитель Администрации Президента РФ, высшие должностные лица субъектов РФ.

По решению Президента РФ в состав Государственного Совета могут быть включены представители политических партий, имеющих фракции в Государственной Думе, представители местного самоуправления, иные лица.

Устанавливается в числе прочего порядок взаимодействия Государственного Совета с Правительством РФ, другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, консультативными и совещательными органами при Президенте РФ, организациями, институтами гражданского общества.

Также регламентированы основные принципы принятия Государственным Советом решений по вопросам взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти.

Подписан закон о замене некоммерческим организациям административного штрафа предупреждением

Предусмотрено, что некоммерческим организациям, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Предупреждение устанавливается при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы ЧС природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Одновременно расширен перечень правонарушений, в случае совершения которых наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

Уточнен порядок регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов

Установлено, в частности, что уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, размещаются на портале уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в сети Интернет.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования и другие документы могут быть представлены для государственной регистрации в электронном виде в порядке и форматах, определяемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В случае, если порядок представления документов в электронном виде нарушен и (или) представленные документы не соответствуют форматам, определенным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, возвращаются главе муниципального образования.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Уточнен порядок подтверждения иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства РФ

Предусмотрено, в частности, что иностранный гражданин в целях получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ сертификатом о владении на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента.

Правительством РФ утверждаются в том числе порядок и критерии включения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, которые выдают сертификат, в перечень организаций, порядок ведения перечня организаций, порядок и основания исключения из указанного перечня организаций, а также устанавливается срок действия сертификата.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, включенные в перечень организаций, проводят экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ за плату, размер которой определяется ими на основе устанавливаемых Правительством РФ методики расчета стоимости услуги по проведению указанного экзамена и максимального размера такой стоимости.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закреплено верховенство Конституции РФ и приоритет ее прямого действия на территории РФ

Согласно внесенным изменениям не допускается применение правил международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Установлена административная ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ

КоАП РФ дополнен новой статьей 20.3.2, предусматривающей ответственность за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

За совершение указанных действий будет налагаться штраф: на граждан - в размере от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В случае тех же действий, но совершенных с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), размер штрафа составит: для граждан - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; для должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; для юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Дела по таким административным правонарушениям будут возбуждать прокуроры с дальнейшим рассмотрением дел в районных судах.

Закреплена компетенция Совета Федерации по прекращению полномочий отдельных категорий судей, а также из правового поля исключается понятие конституционного (уставного) суда субъекта РФ

В частности, в Закон РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" включено положение о том, что полномочия Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя, судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, судей Верховного Суда РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ в следующих случаях:

совершение поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

несоблюдение требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

прекращение гражданства РФ, приобретение гражданства (подданства) иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

в иных случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами.

Кроме того, из текстов Закона РФ от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", Кодекса административного судопроизводства РФ исключаются слова "конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации" в соответствующих падежах.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, касающихся конституционных (уставных) судов субъектов РФ, вступающих в силу с 1 января 2023 года.

В Гражданском кодексе РФ закреплено верховенство Конституции РФ на территории Российской Федерации в вопросах соотношения норм гражданского законодательства и международного права

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ГК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Согласно внесенным дополнениям не допускается применение правил международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

В АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ закреплены дополнительные гарантии верховенства Конституции РФ и приоритет ее прямого действия на территории Российской Федерации

Согласно внесенным изменениям не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

В 115 законов внесены дополнения, закрепляющие верховенство Конституции РФ и приоритет ее прямого действия на территории РФ

Установлено, что решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Уточнен порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

Установлено, в частности, что согласование проекта нормативного правового акта может оформляться письмами федеральных органов исполнительной власти, копии которых прилагаются к нормативному правовому акту, направляемому на государственную регистрацию в Минюст России.

В случае непредставления федеральным органом исполнительной власти согласованного проекта нормативного правового акта или письма о согласовании указанного проекта (о наличии замечаний к этому проекту) такой проект считается согласованным.

Минюст России не осуществляет проверку соответствия редакции нормативного правового акта, направленного на государственную регистрацию, редакции проекта акта, согласованного письмами федеральных органов исполнительной власти.

Минюст России осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов, по которым имеются неурегулированные разногласия, при представлении сведений о проведении согласительного совещания с приложением копий протокола согласительного совещания и уведомления, направленного федеральному органу исполнительной власти, замечания которого не были учтены.

Росавтодор будет устанавливать публичные сервитуты в отношении объектов магистральной инфраструктуры

Установлено, что Росавтодор, в числе прочего, принимает решения об установлении публичных сервитутов в отношении объектов федерального значения, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в случаях, установленных указанным Федеральным законом.

Данное положение действует до 31 декабря 2024 г. включительно.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Образовательным и научным учреждениям предоставлено вправо являться участниками ранее созданных хозяйственных обществ (партнерств), деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности

Учреждения вправе становиться участниками ранее созданных хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), путем внесения вклада в уставный капитал таких обществ или складочный капитал таких партнерств.

"Дачная амнистия" продлена на 5 лет

До 1 марта 2026 г. будет действовать упрощенный порядок оформления прав граждан на жилые или садовые дома, построенные на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства.

Одновременно предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом РФ.

Также до указанного срока продлевается упрощенный порядок направления уведомлений о строительстве объектов недвижимости, строительство которых начато до 4 августа 2018 года, т.е. до вступления в силу уведомительного порядка, и в отношении которых не было получено разрешение на строительство.

Предусмотрена дополнительная возможность предоставления гражданину в собственность земельного участка в регионах Дальневосточного федерального округа

Установлено, что до истечения пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование гражданину такой земельный участок (за исключением земельных участков из состава земель лесного фонда) предоставляется ему при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных частью 8 статьи 10 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ, в собственность при условии, что этим гражданином заключен с российской кредитной организацией кредитный договор, предусматривающий целевое использование кредитных средств на строительство на таком земельном участке объекта ИЖС, который соответствует установленным требованиям, а также передачу такого земельного участка в залог российской кредитной организации после государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок.

Указанное положение действует до 1 января 2040 года.

ЖИЛИЩЕ. ЖКХ

В Госдуму направлен законопроект, уточняющий цели ипотечного кредитования с предоставлением мер господдержки семьям с детьми

Проектом предусматривается, что целью ипотечного кредита (займа) может быть в том числе строительство объекта индивидуального жилищного строительства и приобретение объекта незавершенного строительства.

В связи с необходимостью усиления контроля за расходованием средств при их направлении на улучшение жилищных условий путем погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) законопроектом предлагается определить перечень лиц, которые могут быть кредиторами (заимодавцами) по договорам, на погашение которых направляются средства в рамках мер господдержки.

Проектом предусматривается также, что полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2019 N 157-ФЗ, если целью кредитного договора (договора займа), заключенного до дня вступления в силу этого федерального закона, является в том числе приобретение объектов недвижимости с неотделимыми улучшениями и (или) ремонтом.

Кроме того, по кредитным договорам (договорам займа), заключенным ранее, предлагается предоставить возможность гражданам получить меры государственной поддержки, если целью кредитного договора (договора займа) было внесение паевого взноса члена ЖСК, осуществившего строительство многоквартирного дома, если разрешение на строительство такого дома было получено до дня вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Принят закон об отмене индексации окладов федеральных госслужащих в 2021 году

Приостановлено до 1 января 2022 года действие нормы Закона о госслужбе, согласно которой оклады денежного содержания федеральных госслужащих должны ежегодно индексироваться с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

На 2021 год приостановлена индексация размера фонда оплаты труда помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

Принятым законом приостановлено до 1 января 2022 года действие части 1.1 статьи 40 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

Женщины, находящиеся в декретном отпуске, смогут обучаться востребованным на рынке труда профессиям (специальностям), при этом обратившись в органы службы занятости независимо от места их жительства

Согласно изменениям, внесенным в пункт 1.1 статьи 23 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", теперь женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, обратившиеся в органы службы занятости не только по месту жительства, но и по месту пребывания, смогут получить профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям).

Актуализирован профессиональный стандарт "Работник в области обращения с отходами"

Целью профессиональной деятельности данных специалистов является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В перечень осуществляемых ими трудовых функций входит, в частности, организация учета и контроля обращения с отходами, обеспечение соответствия работ (услуг) в области обращения с отходами требованиям экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности, организационное обеспечение деятельности в области обращения с отходами.

Приводятся требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, другие характеристики.

Признан утратившим силу приказ Минтруда России от 7 апреля 2014 г. N 203н, которым утвержден аналогичный стандарт, с внесенными в него изменениями.

С 1 января 2021 года актуализируются Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда в организациях и на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

Требования Правил обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и проведении ими работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Признается утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 июля 2015 г. N 439н, которым утверждены аналогичные правила.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 31 декабря 2025 года.

В новой редакции предлагается изложить раздел X "Охрана труда" Трудового кодекса РФ

Изменениями предусматривается в числе прочего:

структурирование основных процедур управления охраной труда у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;

повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета на работу в опасных условиях труда;

внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;

модернизация существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход) к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;

совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).

Кроме того, предусматривается внедрение института самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование), основным инструментом которой должны стать проверочные листы на соответствие требованиям трудового законодательства. Проведение работодателем самообследования будет носить добровольный характер.

Законопроектом также уточняются основания для расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

В целях обеспечения максимального учета интересов участников трудовых отношений законопроектом предусматривается, что решения органов местного самоуправления о введении у работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения соответствующих трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. ПОСОБИЯ И ЛЬГОТЫ

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2021 год составляет 264 месяца

данный показатель применяется для расчета размера накопительной пенсии.

Продолжительность такого периода определяется ежегодно на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.06.2015 N 531.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

С 1 января 2021 года размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, не изменится и составит 73,68%

Речь идет о денежном довольствии военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах УИС, войсках Росгвардии, органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Одновременно еще на один год, до 1 января 2022 года, приостановлено действие положения части 2 статьи 43 Закона РФ N 4468-1 об индексации денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, согласно которой денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.

Инвалиды смогут получать технические средства реабилитации вне зависимости от места их жительства

В настоящее время согласно положениям статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства.

Как отмечает законодатель, прямое указание на место жительства зачастую делает невозможным получение инвалидами средств реабилитации по месту их пребывания, например, при нахождении в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, или в период вынужденного пребывания в иных регионах, отличных от места постоянной регистрации.

Согласно внесенным изменениям, теперь предоставление инвалидам технических средств реабилитации будет осуществляться не только по месту их жительства, но также по месту пребывания или фактического проживания.

До конца 2023 года продлевается мораторий на формирование накопительной пенсии

Еще на один год продлено действие порядка, в соответствии с которым суммы страховых взносов в полном объеме направляются на финансирование страховых пенсий, без формирования пенсионных накоплений.

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

Женщинам, отказавшимся от использования средств маткапитала на формирование накопительной пенсии, предоставлено шесть месяцев для выбора другого направления их использования

Согласно закону женщины вправе в течение шести месяцев с даты направления информации о поступлении возвращенных средств на счет ПФР обратиться с заявлением о распоряжении средствами по следующим направлениям: на улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации детей-инвалидов.

Указанный срок может быть продлен на шесть месяцев в случае обращения в ПФР с соответствующим заявлением.

В отсутствие таких заявлений, средства маткапитала будут снова направлены на финансирование накопительной пенсии.

Особый порядок пенсионного обеспечения распространен на сотрудников федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации

Соответствующее дополнение внесено в Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, устанавливающий условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в некоторых правоохранительных органах.

Одновременно за ФСБ России закреплены обязанности осуществлять пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, а также их семей.

Действие новых положений распространяется на правоотношения, возникшие с 31 декабря 2017 года.

НАЛОГИ, СБОРЫ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Россия ратифицировала соглашение о гармонизации в ЕАЭС ставок акцизов на табачную продукцию

Речь идет о Соглашении о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств - членов Евразийского экономического союза, подписанном в г. Санкт-Петербурге 19 декабря 2019 года.

Соглашение направлено на создание условий для функционирования рынка табачной продукции в рамках Союза путем гармонизации (сближения) ставок акцизов на табачную продукцию, реализуемую на территориях государств-членов Союза, и определяет порядок гармонизации (сближения) ставок акцизов на сигареты.

Предусматривается, в частности, что гармонизация ставок акцизов на табачную продукцию осуществляется путем установления:

единой индикативной ставки акцизов на табачную продукцию;

5-летнего периода достижения уровня индикативной ставки;

диапазонов отклонения фактических ставок акцизов на табачную продукцию от индикативной ставки.

Индикативная ставка и диапазоны отклонения утверждаются каждые 5 лет начиная с 2024 года.

Соглашением также предлагается установить в 2024 году индикативную ставку акциза на сигареты в размере 35 евро за 1000 штук и диапазон отклонения фактических ставок акцизов, действующих в государствах - членах Союза, от индикативной ставки - не более чем на 20 процентов в меньшую или большую сторону.

Пользователи онлайн-касс на ЕНВД обязаны изменить настройки кассы до 31 декабря 2020 года

За выдачу чеков с неверно указанной системой налогообложения предусмотрена административная ответственность по ч. 4 статьи 14.5 КоАП РФ.

Налогоплательщики смогут самостоятельно поменять режим налогообложения на своей кассе с помощью специального сервиса, в котором необходимо выбрать свою модель из выпадающего списка. После выбора кассы сервис предложит скачать инструкцию по настройке для соответствующей модели.

Пользователям онлайн-касс с фискальным накопителем, срок действия ключа фискального признака которого составляет 36 месяцев, при переходе на общий режим налогообложения разрешается работать без изменения настроек до истечения срока действия такого ключа.

Резидент ТОСЭР, получивший статус до 03.08.2018, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат работникам, занятым на новых рабочих местах

С 03.08.2018 вступили в силу изменения в статью 427 НК РФ, согласно которым (независимо от даты получения статуса резидента ТОСЭР) пониженные тарифы страховых взносов применяются исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах. Соответствующие разъяснения по данному вопросу изложены в письме ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@.

Верховный Суд РФ при проверке законности положений данного письма подтвердил выводы налогового органа. Суд указал, что для организаций, ставших резидентами ТОСЭР до 03.08.2018, внесенные в НК РФ изменения не привели к ухудшению их положения, поскольку в рамках исполнения соглашений об осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР должны создаваться новые рабочие места.

ФИНАНСЫ. БЮДЖЕТ

Сформирован бюджет ПФР на 2021 - 2023 годы

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда составит 9,1 трлн рублей. Общий объем расходов бюджета запланирован в сумме 9,6 трлн рублей. Дефицит бюджета составит 494,8 млрд рублей.

В бюджете заложена индексация материнского капитала исходя из прогнозного уровня инфляции 2021 года в 3,7%, индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам предусмотрена на уровне 6,3%, социальных пенсий - на уровне 2,6%.

Средства бюджета ПФР будут направлены на выплату пенсий в размере 8,4 трлн рублей; на материнский капитал 443,2 млрд рублей; на социальное обеспечение населения 560,5 млрд рублей

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17443 рубля. В плановом периоде она вырастет до 19294 руб, а социальная пенсия - с 10058 руб. до 11057 руб.

Бюджет ФСС РФ на 2021 год сформирован с дефицитом

Доходы бюджета ФСС РФ на 2021 год составят 815 663,2 млн рублей. Данный показатель ниже запланированных расходов на 17 630,1 млн рублей.

В последующие два года бюджет фонда прогнозируется с профицитом: в 2022 году в сумме 59 372,4 млн рублей, в 2023 году - 91 087,4 млн рублей.

При подготовке проекта бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов использованы, в частности, показатели номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника в 2019 году - 47 867 рублей, в 2020 году - 50 131 рубль, в 2021 году - 53 096 рублей, в 2022 году - 56 404 рубля, в 2023 году - 60 157 рублей.

Объем дефицита бюджета ФОМС в 2021 году составит 11,6 млрд рублей

В следующие два года объем дефицита снизится до 1,5 млрд рублей в 2022 году, и до 473,9 тыс. рублей в 2023 году.

В бюджете ФОМС планируется зарезервировать средства нормированного страхового запаса на 2021 год в сумме 143,3 миллиарда рублей, на 2022 год - 150,2 миллиарда, на 2023 год - 157,1 миллиарда.

Кроме того, в частности, в бюджете предусмотрены субвенции для субъектов РФ на выполнение полномочий в сфере ОМС, закреплены особенности установления отдельных расходов бюджета Фонда в 2021 году, определены коэффициенты удорожания стоимости медицинских услуг для расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения на 2021 год в размере, равном 1,196, на 2022 год - 1,244, на 2023 год - 1,294.

До 1 января 2024 года продлено приостановление действия закона о базовой стоимости необходимого социального набора

Базовая стоимость применяется для определения долговой стоимости одного долгового рубля, на основании которой предусматривается восстановление сбережений граждан, размещенных во вклады Сбербанка России до 20 июня 1991 года.

Действие Федерального закона "О базовой стоимости необходимого социального набора" приостановлено в связи с отсутствием финансового обеспечения, а также отсутствием правового регулирования, предусматривающего механизм перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства государства.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.

Отменено требование о соблюдении небольшими СКПК предельных некоторых финансовых нормативов

В целях минимизации рисков деятельности сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК) принят закон, согласно которому финансовые нормативы, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 11 статьи 40.1 Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" не применяются в отношении кредитных кооперативов последующего уровня, а также в отношении кредитных кооперативов, число членов и ассоциированных членов в которых не превышает 200.

Увеличен срок предоставления субъекту РФ (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете бюджета со 180 до 240 дней, установив срок его возврата - не позднее 15 декабря

Увеличение срока предоставления бюджетного кредита на пополнение остатка средств на счете бюджета позволит субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям) обеспечить устойчивое планирование и исполнение бюджетов, а также позволит ряду регионов и муниципальных образований отказаться от заимствований в коммерческих банках и соответственно сократить расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга.

Установлено также, в частности, что в 2020 году Минфин России вправе предоставить бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ на пополнение остатков средств на счетах на срок, установленный соглашением и при условии погашения не позднее 1 июля 2021 года, с платой за пользование указанными бюджетными кредитами по ставке 0,1 процента годовых на основании обращения высшего должностного лица субъекта РФ.

Уточнен порядок компенсации расходов на увековечение памяти участников Великой Отечественной войны, захороненных на территории Крыма

Установлено, что компенсация расходов на изготовление и установку надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, погибшим (умершим) в период с 12 июня 1990 г. по 17 марта 2014 г. включительно и захороненным на территориях Республики Крым и г. Севастополя, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке и по нормам расходов, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для соответствующих категорий ветеранов.

Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2021 г.

Скорректированы правила предоставления субсидий производителям лекарственных препаратов и медицинских изделий

Уточняются отдельные положения постановлений Правительства РФ:

от 16 ноября 2019 г. N 1463 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на реализацию проектов по разработке современных технологий, организации производства и реализации на их основе конкурентоспособных медицинских изделий";

от 16 ноября 2019 г. N 1464 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на реализацию проектов по разработке современных технологий, организации производства и реализации на их основе конкурентоспособных лекарственных препаратов".

Постановлением устанавливается возможность использования Минпромторгом России бюджетных ассигнований для завершения финансирования в 2020 году возмещения затрат получателей субсидий, связанных с реализацией проектов, в рамках действующих соглашений о предоставлении субсидий, по перечню, установленному приложением.

Устанавливается обязанность Минпромторга формировать перечни стратегических направлений:

по видам медицинских изделий в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий;

по основным классам заболеваний и состояний, в том числе социально значимых, преобладающих в структуре причин инвалидизации и смертности населения Российской Федерации, или заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также применяемых для патогенетического лечения редких (орфанных) заболеваний.

Уточнены функции Межведомственной комиссии. К ним отнесено, в частности, рассмотрение предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и (или) национальных медицинских исследовательских центров, организаций-производителей по вопросам определения стратегических направлений и установления требований к медицинским изделиям, к лекарственным препаратам и (или) фармацевтическим субстанциям, в рамках каждого такого направления.

Утверждены Правила предоставления субсидий организациям, реализующим функции по осуществлению страховой поддержки экспорта

Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления субсидии юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, на цели возмещения затрат на исполнение платежных обязательств по договорам страхования, заключаемым согласно постановлению Правительства РФ от 22 ноября 2011 г. N 964.

Минэкономразвития России при подготовке предложений по формированию проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период определяет необходимый объем бюджетных ассигнований с учетом информации, представляемой обществом.

Общество не позднее 15 мая текущего финансового года направляет в Министерство заявление с расчетом объема требуемых бюджетных ассигнований исходя из совокупного объема выплат общества по договорам страхования с 1 января предыдущего финансового года по 1 мая текущего финансового года, не возмещенных по состоянию на 1 мая текущего финансового года за счет средств субсидии, и прогноза выплат общества по договорам страхования с 1 мая по 1 ноября текущего финансового года.

К заявлению прилагаются копии заключенных договоров страхования, по которым обществом получены уведомления о реализации риска по договорам страхования; сведения о полученных обществом уведомлениях о реализации риска по договорам страхования; копии платежных поручений, подтверждающих осуществление соответствующих выплат по договорам страхования; сведения о реализованных страхователем и (или) обществом мероприятиях, направленных на уменьшение убытка по договорам страхования.

Субсидии предоставляются обществу на основании соглашения, с соблюдением требований о защите государственной тайны с использованием ГИИС "Электронный бюджет".

Соглашения заключаются при условии соответствия общества установленным требованиям.

Размер субсидии, предоставляемой обществу, определяется по утвержденной формуле.

В случае недостижения обществом значения результата и значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Утрачивает силу Инструкция о порядке выявления, временного хранения, гашения и уничтожения денежных знаков с радиоактивным загрязнением

В целях снижения регуляторной нагрузки и исключения избыточных требований при осуществлении кредитными организациями операций с денежными знаками, признана утратившей силу Инструкция Банка России от 4 декабря 2007 года N 131-И и Указание Банка России от 15 августа 2012 года N 2865-У, вносящее изменения в данную Инструкцию.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Согласие клиента на получение его кредитного отчета может быть получено кредитной организацией в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью

Кредитная организация до приема на обслуживание обязана, по общему правилу, идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, установив сведения в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).

Согласно положениям Закона N 115-ФЗ, личное присутствие физического лица при проведении идентификации требуется только при заключении договора банковского счета (вклада).

После идентификации (кроме случаев проведения упрощенной идентификации) согласие клиента на получение его кредитного отчета может быть получено кредитной организацией в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью. Ее использование должно быть предусмотрено соглашением между клиентом и кредитной организацией.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Подписан закон, направленный на выведение из оборота ипотечных сертификатов участия

Изменения направлены, в частности, на обеспечение планового погашения обращающихся в настоящее время ипотечных сертификатов участия и последующее постепенное выведение этого финансового инструмента из оборота.

Уточнены отдельные положения, касающиеся доверительного управления ипотечным покрытием, регистрации изменений и дополнений, вносимых в правила доверительного управления ипотечным покрытием.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 270 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Пенсионный фонд Российской Федерации включен в перечень субъектов официального статистического учета

Соответствующая поправка внесена в пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Уточнены условия допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок

К числу таких условий отнесены в числе прочего надлежащее финансовое положение российского перевозчика и обязательное страхование российским перевозчиком гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта, осуществляется формирование и ведение реестра российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок. Реестр не является информационной системой. Определен перечень сведений о российском перевозчике, о принадлежащих ему транспортных средствах, включаемых в реестр. Оговаривается, что осуществление российским перевозчиком международных автомобильных перевозок с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр в отношении такого российского перевозчика, не допускается.

Скорректирован порядок осуществления государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Предусмотрены особенности концессионных соглашений, заключаемых в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии

Установлено, что в случае, если объектом концессионного соглашения являются указанные объекты, принадлежащие государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления, такое предприятие, учреждение участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с Федеральным законом "О концессионных соглашениях".

Уточнено, что к существенным условиям концессионного соглашения относится объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, если его объектами являются объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии, и реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

Установлена обязанность работников в сферах электроэнергетики и теплоснабжения проходить подготовку и получать подтверждение готовности к работе

Предусмотрены соответствующие поправки в федеральные законы от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

В частности, поправками в Закон "Об электроэнергетике" предусмотрено, что в целях поддержания уровня квалификации, подтверждения знания требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, требований охраны труда и иных требований в сфере электроэнергетики, необходимых для выполнения работниками организаций своих трудовых функций, отдельные категории работников обязаны проходить подготовку и получать подтверждение готовности к работе в сфере электроэнергетики. Категории таких работников, обязательные формы, порядок проведения и оформления результатов подготовки и подтверждения готовности для каждой из категорий определяются нормативными правовыми актами.

Кроме того, уточнен порядок аттестации по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.

Расширен перечень сведений, которые не могут использоваться в рекламе

Установлено, что в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования может быть использован в целях искажения показаний приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.

Внесены изменения в правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии

Установлено, в частности, что если заявление о заключении договора направлено собственнику или иному законному владельцу объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и при этом указанный собственник или иной законный владелец ограничен в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, такой собственник или иной законный владелец обязан направить заявителю в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления уведомление об отсутствии возможности заключения договора с заявителем и необходимости заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

Также уточнен порядок установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

СТРОИТЕЛЬСТВО

Утверждена методика определения сметной стоимости строительства или реконструкции объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории РФ

В сметной стоимости строительства учитываются затраты, необходимые для осуществления строительства или реконструкции, относимые на капитальные вложения.

Сметная стоимость строительства учитывает стоимость строительных работ, работ по монтажу оборудования, стоимость оборудования и прочие затраты (в том числе стоимость пусконаладочных работ).

Стоимость строительно-монтажных работ включает сметные прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.

В методике приводится, в числе прочего, состав сметной документации и требования к ее оформлению, порядок составления локальных сметных расчетов (смет), порядок определения размера средств на оплату труда рабочих, порядок определения сметной стоимости машин и механизмов, и прочее.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Утверждено Положение об аттестационных комиссиях по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики

Положение устанавливает полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий по аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, требования к порядку принятия ими решений по вопросам аттестации, а также требования к порядку формирования и составу аттестационных комиссий по вопросам аттестации, формируемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (ее территориальными органами), а также организациями (индивидуальными предпринимателями), осуществляющими виды деятельности, указанные в подпункте "а" пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365.

ТРАНСПОРТ

С 10 декабря 2020 г. до 31 декабря 2025 г. будет проводиться эксперимент по опытной эксплуатации автономных судов под Государственным флагом РФ, зарегистрированных капитанами морских портов, расположенных в Краснодарском крае, Приморском крае, Хабаровском крае, Астраханской области, Калининградской области, Ленинградской области, Магаданской области, Мурманской области, Ростовской области, Сахалинской области, г. Санкт-Петербурге

Автономное судно представляет собой самоходное судно, используемое в целях торгового мореплавания, процессы управления которым частично или полностью могут осуществляться в автоматическом и дистанционном режиме без участия членов экипажа судна на борту.

Целями и задачами эксперимента являются:

апробирование на практике систем и процессов автоматического и дистанционного управления автономным судном при плавании в назначенных районах;

определение фактической эффективности работы системы автономного судовождения;

отработка технических решений системы автономного судовождения;

подтверждение возможности эксплуатации автономного судна в назначенных районах.

Участниками эксперимента являются Минпромторг России, Минтранс России, Росморречфлот, судовладельцы автономных судов.

Установлены особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств

Выполнение международных автомобильных перевозок грузов третьих государств транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, осуществляется на основании российского разрешения, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки, специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения.

Подтверждение отнесения грузов, перевозимых транспортным средством, принадлежащем иностранному перевозчику, к грузам третьих государств, осуществляется на основании следующих документов:

международная товарно-транспортная накладная;

сертификат происхождения товара;

поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза;

счет-фактура (инвойс);

ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (в случаях если обязательность наличия одного или более из таких документов при осуществлении соответствующей перевозки установлена международным договором РФ и (или) законодательством РФ).

Информация о государстве происхождения товара (груза), содержащаяся в счет-фактуре (инвойсе), должна совпадать с информацией о государстве погрузки транспортного средства, содержащейся в накладной.

Информация о государстве (месте) происхождении товара (груза), содержащаяся в сертификате происхождения товара, ветеринарном сертификате, фитосанитарном сертификате, документе, подтверждающем безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, должна совпадать с информацией о государстве погрузки транспортного средства и государстве регистрации транспортного средства, содержащейся в накладной.

Информация о месте погрузки транспортного средства и наименовании груза в накладной должна совпадать с информацией о месте разгрузки транспортного средства и наименовании груза, содержащейся в международной товарно-транспортной накладной.

Въезд на территорию РФ транспортных средств, осуществляющих перевозку груза в соответствии с многосторонним разрешением, предоставляющим в течение срока своего действия право на проезд транспортного средства, принадлежащего владельцу такого разрешения, по территориям государств, участвующих в системе многосторонней квоты Европейской конференции министров транспорта, допускается не ранее истечения одного из следующих периодов, исчисляемых со времени предыдущего выезда транспортного средства с территории Российской Федерации по этому многостороннему разрешению ЕКМТ:

24 часа - при перевозках с территории государств, граничащих с государствами - членами ЕАЭС;

72 часа - при перевозках с территории государств, не граничащих с государствами-членами ЕАЭС.

Многостороннее разрешение ЕКМТ должно находиться на борту транспортного средства при перевозке груза между местами погрузки и разгрузки транспортного средства и в течение всего проезда негруженого транспортного средства, предшествующего рейсу с грузом или следующего за рейсом с грузом.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Уточнен порядок осуществления контроля при осуществлении закупок по государственному оборонному заказу

Предусмотрено, что контроль за непревышением объема финансового обеспечения для осуществления таких закупок, содержащихся в предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд информации и документах, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с частью 6 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Также уточнено, что закупки по гособоронзаказу не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов-графиков закупок, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд.

Вводится минимальная обязательная доля закупок российских товаров, определенная в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных заказчиком в отчетном году

Для цели достижения минимальной доли закупок заказчиком учитываются товары, происходящие из государств - членов ЕАЭС.

Установлены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) для цели достижения минимальной доли закупок.

Оценивать достижение заказчиком минимальной доли закупок будет Минпромторг России.

В приложении приводятся наименования товаров и размеры минимальной обязательной доли закупок.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок, приглашения принять участие в которых направлены, контракты по результатам которых заключены после дня вступления в силу настоящего постановления.

Положения настоящего постановления о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных для достижения заказчиком минимальной доли закупок, обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок применяются заказчиками при подготовке таких отчета и обоснования с 1 января 2022 г.

Правительство планирует установить предельные сроки оплаты денежных обязательств, возникающих при исполнении госконтрактов в 2021 году

Согласно проекту постановления получатели средств федерального бюджета при заключении ими государственных контрактов, подлежащих оплате в текущем финансовом году, обязаны предусматривать в них ряд дополнительных условий, в том числе:

о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги), а также отдельных этапов исполнения государственного контракта не позднее 15 декабря текущего финансового года;

об оплате денежных обязательств не позднее чем за пять рабочих дней до окончания текущего финансового года.

Указанные требования не распространяются на госконтракты, по которым платежные и иные документы, необходимые для подтверждения принятых денежных обязательств, представляются в Федеральное казначейство не позднее чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Расширен список химикатов, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль

Соответствующие дополнения внесены в разделы 1 и 4 Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль, утвержденного Указом Президента РФ от 28.08.2001 N 1082.

Актуализированы перечни стандартов, необходимых для соблюдения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011)

Речь идет о перечнях международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах" (ТР ТС 012/2011), а также содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований указанного технического регламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

Признается утратившим силу пункт 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 825 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", которым утверждены аналогичные перечни.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

По 30 ноября 2025 г. включительно продлевается действие антидемпинговых пошлин, установленных в отношении ввозимых из КНР кухонных и столовых приборов из коррозионностойкой стали

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Установлен порядок классификации по ТН ВЭД ЕАЭС смесей монокарбоновых жирных кислот пальмового масла

Определено, что смесь монокарбоновых жирных кислот пальмового масла (в основном пальмитиновой и стеариновой кислот), полученных гидролизом, дистилляцией и гидрогенизацией из пальмового масла, распыленных на связующее вещество (носитель) - диоксид кремния или бентонит, с возможным добавлением ароматизатора, представленная в виде гранулированного порошка и предназначенная для добавления в корм животным, классифицируется в товарной позиции 3823 ТН ВЭД ЕАЭС.

Смесь монокарбоновых жирных кислот пальмового масла (в основном пальмитиновой и олеиновой кислот), полученных гидролизом, дистилляцией и гидрогенизацией из пальмового масла, с добавлением лецитина, представленная в виде гранулированного порошка и предназначенная для добавления в корм животным, классифицируется в товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Внесены уточнения в порядок заполнения декларации на товары

В соответствии с изменениями, в абзаце втором подпункта 2 пункта 41.20 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, слова "а в полной ДТ - "ПВД" заменены словами "в полной ДТ - "ПВД", а при завершении поставки товаров - "ПДЗ".

Настоящее Решение вступает в силу с 1 февраля 2021 г.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Россия ратифицировала соглашение о борьбе с незаконным рыбным промыслом

Речь идет о Соглашении о мерах государства порта по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла от 22 ноября 2009 года, подписанное от имени Российской Федерации в городе Риме 29 апреля 2010 года.

Соглашение предусматривает минимальный набор стандартных мер, подлежащих принятию государством порта при заходе иностранных судов в порт или их стоянке в порту.

Каждое государство, которое согласилось на обязательность для него Соглашения, назначает порты, в которые иностранные суда могут запрашивать заход и опубликовывает информацию о них. Список назначенных портов Сторона Соглашения передает Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций для опубликования.

До предоставления какому-либо судну разрешения на заход в свой порт Сторона Соглашения требует заблаговременного предоставления информации о судне, владельце судна, разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешении на перегрузку, имеющемся на борту улове водных биоресурсов, районах их добычи (вылова).

Капитаны судов должны предоставлять портовым властям документацию, в том числе на водные биоресурсы, имеющиеся на борту, позволять проверять среди прочего судовые и промысловые журналы, лицензии, орудия добычи (вылова) и фактический груз.

В соответствии с Соглашением государство порта принимает решение о разрешении или об отказе на заход в порт судам, которые были вовлечены в незаконный промысел.

Если судно, уличенное в незаконном промысле, находится по какой-либо причине в порту, государство порта отказывает такому судну в использовании его портов для выгрузки, перегрузки, упаковки и переработки рыбы и для иного портового обслуживания, включая пополнение топливом и запасами, ремонт и постановку в сухой док.

В Соглашении также содержится обязательство по обмену информацией на региональном и глобальном уровнях о судах, которые были замечены в участии в незаконном промысле.

Разрешено хранение агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях портов в специализированных хранилищах

Внесены поправки в отдельные законодательные акты, в соответствии с которыми, в том числе:

допускается хранение агрохимикатов в границах прибрежных защитных полос в специализированных хранилищах, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года и расположенных на территориях морских портов, при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов;

строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов допускаются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов;

к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня отнесена проектная документация специализированных хранилищ агрохимикатов, если такие хранилища планируются к строительству и реконструкции в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос.

С 1 января 2021 г. устанавливаются правила заготовки живицы

Заготовка живицы представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса.

Заготовка живицы осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины.

Граждане и юридические лица осуществляют заготовку живицы в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов на основании договора аренды лесного участка.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Предложены методические рекомендации по оценке климатических рисков, по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности, а также по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата

Методические рекомендации по оценке климатических рисков устанавливают единые подходы для их оценки.

Так, для территорий в качестве источника риска рассматривается унифицированный перечень опасных природных процессов и явлений, которые происходят в атмосфере, гидросфере, криосфере и литосфере. По каждому из этих источников риска приведены количественные показатели интенсивности, распространенности и продолжительности воздействия. Помимо территориальной привязки используется подход, основанный на пороговых (критических) значениях климатических факторов, превышение которых с высокой степенью вероятности приведет к потере работоспособности (прекращению нормального функционирования) либо ликвидации объектов инфраструктуры и иных объектов.

Методические рекомендации по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности базируются на необходимости выявления адаптационных потребностей и разработки соответствующих им адаптационных мероприятий.

При этом для разработки адаптационных мер могут быть использованы риск-ориентированный подход (меры, которые позволяют снизить общий уровень климатических рисков для территории и (или) отрасли) и бенефит-ориентированный подход (меры, которые позволяют на региональном и (или) отраслевом уровнях использовать возможности, возникающие в связи с изменениями климата). Ранжирование адаптационных мероприятий осуществляется исходя из вклада этих мероприятий для снижения уровня риска или уровня уязвимости объектов воздействия либо эффекта от использования новых возможностей. При этом вес каждого из этих факторов определяется субъектом адаптации самостоятельно исходя из специфики характерных климатических рисков и осуществляемой деятельности. Прилагаются примеры адаптационных мероприятий в зависимости от климатического риска и примерная форма для ранжирования адаптационных мероприятий в зависимости от степени их приоритетности.

Методические рекомендации по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата объединяют результаты использования вышеуказанных рекомендаций.

В качестве основной задачи подготавливаемых планов адаптации входит определение перечня приоритетных адаптационных мероприятий, характеризующихся высоким эффектом при сравнительно малых затратах.

Также приведены целевые показатели достижения целей адаптации к изменениям климата, которые включают федеральные, отраслевые и региональные показатели и предназначены для анализа эффективности мер адаптации к изменениям климата и контроля за реализацией планов адаптации к изменениям климата (национального, отраслевых и региональных).

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Приняты изменения в закон об обязательном медицинском страховании, направленные на совершенствование финансового обеспечения медицинской помощи

Законом, в частности, предусматривается уменьшение нормативного размера средств, предоставляемого территориальным фондом обязательного медицинского страхования страховой медицинской организации на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию, с 1 - 2% до 0,8 - 1,1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, что позволит высвободить средства обязательного страхования, которые могут быть направлены на реализацию территориальных программ ОМС.

ФОМС наделяется отдельными полномочиями страховщика в части организации и оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам федеральными медицинскими организациями.

За Минздравом России закреплены полномочия по утверждению методики расчета объемов финансового обеспечения медицинской помощи. Также к ведомству перейдут полномочия ФОМС по установлению порядка проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Кроме того, законом уточняются положения, касающиеся формирования реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, с учетом особенностей, предусмотренных для медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также регламентируется порядок функционирования государственной информационной системы обязательного медицинского страхования, оператором которой определен ФФОМС, в целях обеспечения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи.

С 1 января 2021 года устанавливается порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность

Профилактика неинфекционных заболеваний обеспечивается путем:

разработки и реализации региональных, муниципальных и корпоративных программ общественного здоровья, создания условий для ведения здорового образа жизни;

осуществления мероприятий по предупреждению, раннему выявлению и коррекции факторов риска неинфекционных заболеваний;

раннего выявления неинфекционных заболеваний в рамках профилактических медицинских осмотров и диспансеризации;

диспансерного наблюдения за гражданами, имеющими хронические неинфекционные заболевания или высокий риск их развития;

лечения неинфекционных заболеваний в целях предупреждения осложнений их течения.

Профилактика неинфекционных заболеваний может осуществляться с использованием технических средств, медицинских изделий, а также с применением телемедицинских технологий путем организации и проведения консультаций и (или) участия в консилиуме врачей.

В приложениях приведены, в числе прочего:

правила организации деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики для взрослых;

рекомендуемые штатные нормативы отделения (кабинета) медицинской профилактики;

стандарт оснащения отделения (кабинета) медицинской профилактики.

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

ОБОРОНА. БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Уточнен порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ охотничьего оружия

Федеральный закон закрепляет порядок ввоза охотничьего оружия и патронов к нему иностранными гражданами в Российскую Федерацию для использования в охоте, перечень документов, необходимых для выдачи соответствующего разрешения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом.

Также установлен порядок вывоза из РФ в государства - члены ЕАЭС оружия и патронов к нему гражданином Российской Федерации для использования в охоте и их обратного ввоза.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Лица, виновные в нарушении территориальной целостности Российской Федерации, будут наказываться лишением свободы на срок от шести до десяти лет

В Уголовный кодекс РФ включена новая статья 280.2, устанавливающая уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок от шести до десяти лет за деяния, направленные на отчуждение части территории РФ или иные действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы РФ с сопредельными государствами), направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями УК РФ 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти", 279 "Вооруженный мятеж" и 280.1 "Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации".

Кроме того, внесенными изменениями диспозиция части первой статьи 280.1 УК РФ об ответственности за публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации дополнена новым условием уголовной ответственности в виде совершении такого деяния лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года, а также увеличены размеры штрафа, предусмотренного за данное преступление.

Расширен список прекурсоров, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля

В этой связи соответствующие изменения внесены также в таблицу крупных и особо крупных размеров прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2012 г. N 1020.

ПРАВОСУДИЕ

Упразднен Карагинский районный суд Камчатского края с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Олюторского районного суда Камчатского края

Юрисдикция Олюторского районного суда распространяется на территории Карагинского, Олюторского и Пенжинского районов Камчатского края в границах, существующих на день вступления в силу настоящего Федерального закона. В составе Олюторского районного суда образовано постоянное судебное присутствие в поселке Оссора Карагинского района Камчатского края.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Россией ратифицирован российско-аргентинский протокол о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, подписанный в городе Буэнос-Айресе 8 октября 2019 года

Протокол заключен в дополнение к Соглашению между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях от 25 октября 1990 года.

Сотрудничество будет осуществляться в области исследования космического пространства, дистанционного зондирования Земли из космоса, космической медицины и биологии, спутниковой связи, предоставления услуг по проведению запусков космических аппаратов, пилотируемых космических полетов.

Протоколом устанавливаются, в числе прочего, формы сотрудничества, регулируются вопросы финансирования совместной деятельности, взаимного обмена информацией, ответственности и возмещения ущерба, а также порядок урегулирования споров.