Главная

Новое в российском законодательстве

15 мая 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

С 1 июля 2018 года установлены предельные размеры платы, взимаемой операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок

Оператор электронной площадки (оператор специализированной электронной площадки) (далее - операторы) вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам электронной процедуры, в размере, не превышающем: 1% начальной (максимальной) цены контракта (но не более 5 тыс. рублей без учета НДС), а в случае заключения контракта у субъектов малого предпринимательства - в размере, не превышающем 1% начальной (максимальной) цены контракта и не более 2 тыс. рублей.

Взимание платы осуществляется путем перечисления денежных средств на банковский счет операторов. Взимание платы с лица, не являющегося лицом, с которым заключается контракт, не допускается.

Также указывается, что операторы не вправе взимать плату с лица, контракт с которым заключается в случае уклонения от заключения контракта победителя электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.

Постановление вступает в силу с 1 июля 2018 года.

Утверждена программа развития Единой энергетической системы России на 2018 - 2024 годы

Основной целью программы является содействие развитию сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей, а также обеспечению удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию и мощность.

В программе приведены, в числе прочего: прогноз спроса на электрическую энергию по Единой энергетической системе России и территориям субъектов РФ; прогноз максимального потребления мощности и характеристики режимов потребления Единой энергетической системы России, объединенных энергетических систем и по территориям субъектов РФ; прогноз перспективной потребности в мощности; прогноз развития действующих и предполагаемых к сооружению новых генерирующих мощностей; требования к развитию релейной защиты и автоматики, средств диспетчерского и технологического управления; оценка прогнозных объемов капитальных вложений в сооружение генерирующих мощностей, объектов электросетевого хозяйства, номинальный класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше; схема развития ЕЭС России.

ЖИЛИЩЕ

Минстроем России даны разъяснения по ряду вопросов, касающихся заключения "прямых" договоров между собственниками и ресурсоснабжающими организациями

Сообщается, в частности, следующее:

- при отказе ресурсоснабжающей организации от договора с управляющей организацией ввиду наличия задолженности, согласие собственников помещений в многоквартирном доме на заключение "прямого" договора не требуется;

- принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о переходе на "прямые" договора с ресурсоснабжающими организациями влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона;

- при расторжении договора ресурсоснабжения с управляющей организацией ввиду наличия задолженности юридически значимым является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги, наличие задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, не является основанием для одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения;

при переходе на "прямые" договоры ресурсоснабжения в обязанности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, вменяется, в том числе, предоставление информации о показаниях индивидуальных приборов учета;

плата за коммунальные ресурсы, потребленные в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, при переходе на "прямые" договоры по-прежнему будет выставляться лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом для последующего выставления собственникам помещений в многоквартирном доме;

лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, при переходе на "прямые" договоры должно осуществлять функции "единого окна" для приема жалоб от собственников помещений на нарушение качества предоставляемых услуг;

в случае выставления управляющей организацией платы за коммунальные услуги после перехода на "прямые" договоры, управляющая организация будет обязана заплатить собственникам штраф в двукратном размере суммы, подлежащей уплате собственниками, согласно выставленным им документам;

выставление лицом, осуществляющем управление многоквартирным домом, платы за коммунальные ресурсы после перехода на "прямые" договоры с ресурсоснабжающими организациями является нарушением лицензионных требований со стороны такого лица;

нарушение ресурсоснабжающей организацией порядка начисления платы за коммунальные ресурсы является основанием для принятия органами государственного жилищного надзора субъектов РФ мер реагирования в рамках осуществления жилищного надзора.

В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению "прямой" договор на предоставление указанных услуг заключен быть не может

Разъясняется, что в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" при централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения, содержащий условия и правила подачи горячей воды. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды. Из указанных норм следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома.

Кроме того, применение тепловой энергии в качестве коммунального ресурса не предусмотрено и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Следовательно, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, "прямой" договор предоставления коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению заключен быть не может, поскольку в данном случае ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и не является производителем такой услуги.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Определены сроки разработки и утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 - 2020 годы

Утвержденная программа содержит перечень наименований проектов стандартов, сроки представления уведомлений о разработке проектов стандартов, сроки представления проектов в Совет по стандартам бухгалтерского учета, предполагаемые даты вступления их в силу и перечень ответственных исполнителей.

Внесены изменения в Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной подписи

В частности, в новой редакции изложен Формат описания представления отдельных документов в налоговые органы (Версия 25) (документ описывает требования к XML файлам передачи в электронном виде сведений), а также Таблица 16.5 приложения N 16 к Унифицированному формату "Типы содержимого приложений".

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Расширен перечень операций, которые с 1 июня 2018 года вправе совершать небанковская кредитная организация - центральный контрагент

К ним отнесены, в частности:

осуществление переводов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам в драгоценных металлах;

привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) исключительно от участников клиринга (в том числе в случае, когда участник клиринга действует от имени и по поручению своих клиентов);

осуществление банковских операций и сделок с драгоценными металлами, если это не требует использования центральным контрагентом весоизмерительных приборов и разновесов.

Также уточнены формулы определения норматива достаточности собственных средств (капитала) и норматива ликвидности центрального контрагента.

Указание вступает в силу с 1 июня 2018 года.

Банк России рекомендует кредитным организациям размещать субординированные облигационные займы среди физических лиц, являющихся квалифицированными инвесторами

Такая рекомендация обусловлена тем, что при размещении субординированных облигационных займов физическим лицам в целях включения привлеченных денежных средств в состав собственных средств (капитала) кредитных организаций возможны потери розничных инвесторов вследствие высокого риска вложений в субординированные облигационные займы кредитных организаций.

Соответствующие изменения предусмотрены проектом новой редакции Положения Банка России от 28.12.2012 N 395-П "О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций ("Базель III")".

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Росстатом утверждена новая годовая статистическая форма, по которой подаются сведения о количестве единиц хранения генетических ресурсов растений и животных для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства (N 1-ГЕНРЕСУРСЫ)

Форму представляют в ФАНО России юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, являющиеся держателями генетических ресурсов растений и/или животных. Срок предоставления - 22 января. Форма вводится в действие с отчета за 2018 год.

Юридическое лицо заполняет форму и предоставляет ее в ФАНО России на сайте https://fano.gov.ru/ru/. Данные приводятся на 31 декабря отчетного года. При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Минстрой России разъяснил, какими нормами в области градостроительной деятельности необходимо руководствоваться при подготовке раздела "Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" проектной документации объектов капитального строительства

Минстрой России напоминает, что соответствующий раздел должен включаться в проектную документацию, подготавливаемую в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".

При подготовке данного раздела необходимо руководствоваться требованиями:

ГОСТ Р 55201-2012 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства";

ГОСТ Р 22.1.13-2013 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к порядку создания и эксплуатации".

СП 11-112-2001 "Порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации для территории городских и сельских поселений, других муниципальных образований".

МДС 11-16.2002 "Методические рекомендации по составлению раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства предприятий, зданий и сооружений (на примере проектов строительства автозаправочных станций, утвержденных МЧС России 12 сентября 2001 г.)".

Кроме того, разъясняется, что в соответствии с пунктом 1.4 Методических рекомендаций по проведению государственной экспертизы раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства, утвержденных Приказом МЧС России от 10.06.1996 N 383, при проведении государственной экспертизы проектных решений в области защиты населения и территорий следует руководствоваться следующими положениями:

- разработка проекта строительства должна осуществляться на основании задания на проектирование, согласованного с соответствующим территориальным штабом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

- раздел проекта "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" оформляется в систематизированном виде, в отдельном томе (книге), с необходимыми обоснованиями, описаниями и чертежами;

- термины и определения, применяемые при разработке раздела проекта "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", должны соответствовать "ГОСТ Р 22.0.02-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения", утвержденного Приказом Росстандарта от 12.09.2016 N 1111-ст.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

С 1 августа 2018 года вступает в силу Положение о системе сертификации средств защиты информации

Положение определяет состав участников системы сертификации средств защиты информации, создаваемой ФСТЭК России в соответствии с Положением о сертификации средств защиты информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 608, а также организацию и порядок сертификации продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа, являющейся государственным информационным ресурсом или персональными данными, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, подлежащей сертификации в рамках указанной системы.

Сертификации в системе ФСТЭК России подлежат, в том числе:

средства противодействия иностранным техническим разведкам, а также средства контроля эффективности противодействия иностранным техническим разведкам;

средства технической защиты информации, включая средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности технической защиты информации.

Регламентированы процедуры проведения сертификации средства защиты информации (в частности, подача заявки на сертификацию, принятие решения о проведении сертификации, выдача (отказ в выдаче) сертификата соответствия, переоформление сертификата соответствия, прекращение его действия и др.).

Минкомсвязи России предложен уточненный порядок ввода и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и хранения содержащейся в их базах данных информации

Проект разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.05.2017 N 555 "О внесении изменений в требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".

Проектом предусмотрено, что в запись соответствующего реестра объектов контроля вносятся в том числе:

1) требования к защите информации, содержащейся в государственной информационной системе. При заполнении предусмотренных сведений указываются в том числе:

- установленный уровень защищенности персональных данных системы (если применимо) с приложением электронной копии утвержденного субъектом контроля акта определения такого уровня;

- установленный класс защищенности государственной информационной системы по требованиям защиты информации с приложением электронной копии утвержденного субъектом контроля акта классификации системы;

2) информация об оформлении прав на использование компонентов государственной информационной системы, являющихся объектами интеллектуальной собственности. При заполнении предусмотренных сведений в отношении входящих в состав государственной информационной системы программ и баз данных, исключительные права на которые принадлежат или переданы РФ или субъекту РФ, указываются в числе прочего реквизиты договора отчуждения исключительного права с приложением его электронной копии и дата окончания срока действия исключительного права.

Определено также, что внесение соответствующих сведений в реестр осуществляется субъектами контроля в срок не более 10 рабочих дней со дня наступления в том числе следующих событий:

- согласования ФСБ России и ФСТЭК России технического задания на создание (развитие) государственной информационной системы и (или) модели угроз безопасности информации государственной информационной системы;

- инициирования работ по разработке организационно-распорядительных документов, определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации государственной информационной системы;

- утверждения организационно-распорядительных документов, определяющих мероприятия по защите информации в ходе эксплуатации государственной информационной системы;

- инициирования работ по проведению аттестационных испытаний государственной информационной системы на соответствие требованиям защиты информации;

- завершения работ по аттестационным испытаниям государственной информационной системы на соответствие требованиям защиты информации.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)"

Разработка программы осуществлялась на основе следующих принципов:

формирование стратегического географического каркаса, основанного на приоритетных видах туризма, в рамках которых будут реализовываться туристские укрупненные инвестиционные проекты международного и федерального уровня в зависимости от действующих центров притяжения туристов;

совершенствование и расширение применения механизмов поддержки бизнеса при реализации инвестиционных проектов с целью создания и развития туристских кластеров, а также применения принципов государственно-частного партнерства, в том числе в форме концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве и контрактов жизненного цикла для привлечения внебюджетных инвестиций в создание и развитие обеспечивающей инфраструктуры и туристской инфраструктуры, что позволит повысить привлекательность туристской отрасли как объекта для частных инвестиций и привлечь на 1 рубль бюджетных средств не менее 2,2 рубля внебюджетных инвестиционных вложений;

приоритизация проектов в соответствии с их способностью внести наибольший вклад в достижение целей программы и ее плановых показателей и с учетом специальных условий для приоритетных территорий, а также проектов, предусматривающих применение одной или нескольких инновационных технологий финансирования (концессия, государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, контракт жизненного цикла);

выстраивание последовательности реализации проектов создания туристских кластеров, соответствующих требованиям программы, согласно их способности внести наибольший вклад в достижение целей программы и ее плановых показателей и с учетом специальных условий для приоритетных территорий.

Мероприятия программы предполагается осуществлять в один этап.

По предварительным оценкам, в отборе инвестиционных проектов планируется участие 57 субъектов РФ с более чем 100 проектами по созданию туристских кластеров.

Предельный (прогнозный) объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составляет 69,27 млрд рублей (в ценах соответствующих лет).

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Скорректирован порядок регистрации граждан по месту пребывания или жительства на время проведения в России чемпионата мира по футболу

Внесенными изменениями, в частности:

установлено, что лицо, ответственное за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, не позднее одного дня, следующего за днем обращения гражданина, обязано передать заявление и документы в территориальный орган МВД России;

уточнено, что для постановки иностранного гражданина, прибывшего для временного пребывания, на учет по месту пребывания принимающая сторона либо в определенных случаях непосредственно иностранный гражданин в течение трех дней со дня прибытия в место пребывания обязаны представить в соответствующий территориальный орган МВД России или МФЦ документы, предусмотренные законодательством (направление указанных документов почтовым отправлением не допускается);

уведомление о прибытии иностранного гражданина в гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, детский оздоровительный лагерь, на туристскую базу, в кемпинг, медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, осуществляется в течение одного дня, следующего за днем его прибытия в указанное место пребывания, в порядке, установленном законодательством РФ.

Указ вступил в силу со дня его подписания.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Депутаты предлагают установить уголовную ответственность за содействие в исполнении мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, посредством отказа от совершения обычных хозяйственных сделок

Настоящим законопроектом глава 29 Уголовного кодекса РФ "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства" дополняется статьей 284.2 "Ограничение или отказ в совершении обычных хозяйственных операций или сделок в целях содействия в исполнении мер ограничительного характера, введенных иностранным государством, союзом иностранных государств или международной организацией".

Под обычной хозяйственной сделкой (операцией) понимается заключение договора, который в соответствии с применимым к нему правом должен быть по общему правилу заключен с любым обратившимся лицом (публичный договор), исполнение по ранее возникшим длящимся обязательствам и другие действия, для которых не является обычным отказ в их совершении ввиду индивидуальных особенностей контрагента, в том числе действия, направленные на открытие банковского счета, осуществление и принятие платежей, совершение операций с ценными бумагами и их учет и т.п.

Уголовная ответственность предусматривается как за совершение действий (бездействия) в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера, повлекших ограничение или отказ в совершении российскими гражданами или юридическими лицами, Российской Федерацией, субъектами РФ или муниципальными образованиями, а также подконтрольными им лицами обычных хозяйственных операций или сделок, так и за совершение гражданином РФ умышленных действий, способствующих введению таких ограничительных мер.

За совершение названных деяний предлагается установить наказание в виде штрафа до шестисот и пятисот тысяч рублей соответственно, либо ограничения свободы на срок до четырех и трех лет соответственно, либо принудительных работ на срок до четырех и трех лет соответственно, либо лишения свободы на срок до четырех и трех лет соответственно.