Зоны повышенной опасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Зоны повышенной опасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Средства индивидуальной защиты водителя
(КонсультантПлюс, 2025)...Отказывая в удовлетворении требований административного иска... суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при решении вопроса о необходимости обеспечения водителя... сигнальным жилетом следует исходить не из отрасли экономики, в которой осуществляется основная деятельность ЗАО... а из того, что вышеназванный работник является водителем, что предполагает управление автомобильным транспортом в рабочее время, а также связано с нахождением в зоне передвижения иных автомобилей как источников повышенной опасности.
(КонсультантПлюс, 2025)...Отказывая в удовлетворении требований административного иска... суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при решении вопроса о необходимости обеспечения водителя... сигнальным жилетом следует исходить не из отрасли экономики, в которой осуществляется основная деятельность ЗАО... а из того, что вышеназванный работник является водителем, что предполагает управление автомобильным транспортом в рабочее время, а также связано с нахождением в зоне передвижения иных автомобилей как источников повышенной опасности.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1101 "Способ и размер компенсации морального вреда" ГК РФ"Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 151, 1064, 1079, 1101, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1, установив, что смерть ФИО4 наступила в результате травмирования источником повышенной опасности, владельцем источника повышенной опасности является ОАО "Российские железные дороги", принимая во внимание грубую неосторожность погибшей ФИО4, которая при нахождении в зоне повышенной опасности осуществляла переход путей в несанкционированном для перехода месте при наличии пешеходного моста через железнодорожные пути, учитывая, что сам по себе факт смерти человека не может не причинить его родным и близким людям нравственных страданий, характер нравственных страданий истца, обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований и взыскании с ОАО "Российские железные дороги" в пользу истца компенсации морального вреда в размере 70 000 рублей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение безопасности аварийно-спасательных и других неотложных работ
(Стрельбицкая З.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 8)- использовать мобильные устройства связи, аудио- и видеоплееры и другие устройства, отвлекающие внимание от выполнения прямых обязанностей и соблюдения необходимых мер безопасности при нахождении в зонах повышенной опасности, кроме случаев, предусмотренных технологией проведения АСДНР;
(Стрельбицкая З.В.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 8)- использовать мобильные устройства связи, аудио- и видеоплееры и другие устройства, отвлекающие внимание от выполнения прямых обязанностей и соблюдения необходимых мер безопасности при нахождении в зонах повышенной опасности, кроме случаев, предусмотренных технологией проведения АСДНР;
Статья: Хулиганские действия на транспорте: актуальные проблемы уголовно-правовой квалификации
(Кунашев А.А.)
("Законность", 2025, N 4)Так, согласно ст. 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования). В соответствии со ст. 7.1 Воздушного кодекса РФ к особо опасным объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов, перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1 300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) и другие обозначенные в этой статье объекты инфраструктуры.
(Кунашев А.А.)
("Законность", 2025, N 4)Так, согласно ст. 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования). В соответствии со ст. 7.1 Воздушного кодекса РФ к особо опасным объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов, перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1 300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) и другие обозначенные в этой статье объекты инфраструктуры.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Ж/д пути общего пользования, предназначенные для движения высокоскоростного ж/д подвижного состава, являются зонами повышенной опасности и должны быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Ж/д пути общего пользования, предназначенные для движения высокоскоростного ж/д подвижного состава, являются зонами повышенной опасности и должны быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"1. Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
(ред. от 26.12.2024)
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"1. Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Статья: Компенсация морального вреда в связи с причинением вреда жизни или здоровью граждан на железнодорожном транспорте
(Иванов С.В., Хархардин Д.Н.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)- самая большая протяженность зоны повышенной опасности и невозможность ее полной изоляции (протяженность железных дорог - более 85 тыс. км);
(Иванов С.В., Хархардин Д.Н.)
("Российская юстиция", 2024, N 8)- самая большая протяженность зоны повышенной опасности и невозможность ее полной изоляции (протяженность железных дорог - более 85 тыс. км);
Статья: Объективные признаки нарушения требований в области транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ)
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2022, N 2)Что касается действий (бездействия) лиц, которые не являются ответственными за обеспечение транспортной безопасности (имеются в виду пассажиры, лица, оказавшиеся на транспорте или объекте транспортной инфраструктуры), то неисполнение ими требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах выражается чаще всего в нарушении Правил нахождения граждан в зонах повышенной опасности на том или ином виде транспорта, Правил пребывания на объектах транспортной инфраструктуры и т.д. Однако в большинстве случаев такие лица сами выступают в роли потерпевших, чаще всего единственных, и поэтому в следственной практике случаи возбуждения уголовных дел в отношении их и привлечения их к уголовной ответственности - большая редкость.
(Медведев Е.В.)
("Транспортное право", 2022, N 2)Что касается действий (бездействия) лиц, которые не являются ответственными за обеспечение транспортной безопасности (имеются в виду пассажиры, лица, оказавшиеся на транспорте или объекте транспортной инфраструктуры), то неисполнение ими требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах выражается чаще всего в нарушении Правил нахождения граждан в зонах повышенной опасности на том или ином виде транспорта, Правил пребывания на объектах транспортной инфраструктуры и т.д. Однако в большинстве случаев такие лица сами выступают в роли потерпевших, чаще всего единственных, и поэтому в следственной практике случаи возбуждения уголовных дел в отношении их и привлечения их к уголовной ответственности - большая редкость.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Непреодолимая сила может выступить в качестве основания освобождения от гражданской ответственности, если неординарные способности человека проявились под влиянием чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (стихийного явления, вооруженного конфликта и пр.), в зоне действия которого оказался человек - источник повышенной опасности.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Непреодолимая сила может выступить в качестве основания освобождения от гражданской ответственности, если неординарные способности человека проявились под влиянием чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (стихийного явления, вооруженного конфликта и пр.), в зоне действия которого оказался человек - источник повышенной опасности.
Статья: Методика прикладных административно-деликтологических исследований
(Дерюга А.Н., Дерюга Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)4.2. Целесообразно установить технологию выявления административных правонарушений контрольно-надзорными органами, на основании обращений граждан или при непосредственном обнаружении должностными лицами правоохранительных органов, с помощью камеральной или выездной проверок, дежурств на постоянном месте или патрулирования местности. Установление соответствующих закономерностей дает возможность перераспределить служебные функции должностных лиц правоохранительных органов, быть ближе и (или) сконцентрировать их внимание на аналогичных потенциально опасных точках. Именно такой подход наиболее эффективен при определении зон повышенной опасности и при выработке технико-технологических решений по нейтрализации совершения новых административных правонарушений. Это могут быть ограждения, муляжи, средства круглосуточного наблюдения или иное преобразование внешней среды, имеющие целью невозможность или крайнюю затруднительность совершения административного правонарушения.
(Дерюга А.Н., Дерюга Н.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)4.2. Целесообразно установить технологию выявления административных правонарушений контрольно-надзорными органами, на основании обращений граждан или при непосредственном обнаружении должностными лицами правоохранительных органов, с помощью камеральной или выездной проверок, дежурств на постоянном месте или патрулирования местности. Установление соответствующих закономерностей дает возможность перераспределить служебные функции должностных лиц правоохранительных органов, быть ближе и (или) сконцентрировать их внимание на аналогичных потенциально опасных точках. Именно такой подход наиболее эффективен при определении зон повышенной опасности и при выработке технико-технологических решений по нейтрализации совершения новых административных правонарушений. Это могут быть ограждения, муляжи, средства круглосуточного наблюдения или иное преобразование внешней среды, имеющие целью невозможность или крайнюю затруднительность совершения административного правонарушения.
Статья: Дифференциация международно-правовых статусов наемника, иностранного добровольца и сотрудника частной военной и охранной компании
(Сайфуллин Э.К.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)С учетом специфики ЧВОК и ввиду отсутствия конвенционального понятия, приведем следующее определение: "Частная военная и охранная компания (ЧВОК) - это юридическое лицо, оказывающее охранные и военные услуги в зонах повышенной опасности, исключая прямое (непосредственное) участие в боевых действиях" <33>.
(Сайфуллин Э.К.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)С учетом специфики ЧВОК и ввиду отсутствия конвенционального понятия, приведем следующее определение: "Частная военная и охранная компания (ЧВОК) - это юридическое лицо, оказывающее охранные и военные услуги в зонах повышенной опасности, исключая прямое (непосредственное) участие в боевых действиях" <33>.