Зоны охраны охотничьих ресурсов
Подборка наиболее важных документов по запросу Зоны охраны охотничьих ресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2023 N 18АП-8677/2023, 18АП-14352/2022 по делу N А47-2827/2021
Требование: О расторжении договора аренды лесного участка, обязании привести лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, провести рекультивацию нарушенных земель и возвратить лесной участок по акту приема-передачи.
Решение: Требование удовлетворено.Согласно пункту 9 Положения о зонах охраны охотничьих ресурсов на территории зоны охраны запрещается осуществление промысловой, любительской и спортивной охоты. Регулирование численности охотничьих ресурсов на таких территориях осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Но случаи проведения такого мероприятия единичны, не носят массового характера. Бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов в целях регулирования их численности министерством обществу не выдавались.
Требование: О расторжении договора аренды лесного участка, обязании привести лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, провести рекультивацию нарушенных земель и возвратить лесной участок по акту приема-передачи.
Решение: Требование удовлетворено.Согласно пункту 9 Положения о зонах охраны охотничьих ресурсов на территории зоны охраны запрещается осуществление промысловой, любительской и спортивной охоты. Регулирование численности охотничьих ресурсов на таких территориях осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Но случаи проведения такого мероприятия единичны, не носят массового характера. Бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов в целях регулирования их численности министерством обществу не выдавались.
Решение Амурского областного суда от 10.04.2023 по делу N 7-193/2023 (УИД 28RS0011-01-2022-000549-78)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ за нарушение правил охоты, рыболовства.
Решение: Отказано.Довод жалобы о том, что судьей не учтено, что в указанный нормативно-правовой акт внесены изменения постановлением Губернатора, согласно которым в перечне нет зоны охраны охотничьих ресурсов "Маргаритовская", не влечет отмену решения судьи, поскольку не свидетельствует об отсутствии в действиях К. состава вменяемого административного правонарушения. Судья городского суда пришла к правильному выводу о доказанности факта нахождения К. в общедоступных охотничьих угодьях с огнестрельным оружием без разрешения на добычу охотничьих ресурсов, обоснованно указав при этом, что характер движения автомобиля, следующий из маршрута его движения по местности охотничьих угодий, свидетельствует о выслеживании им охотничьих ресурсов.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ за нарушение правил охоты, рыболовства.
Решение: Отказано.Довод жалобы о том, что судьей не учтено, что в указанный нормативно-правовой акт внесены изменения постановлением Губернатора, согласно которым в перечне нет зоны охраны охотничьих ресурсов "Маргаритовская", не влечет отмену решения судьи, поскольку не свидетельствует об отсутствии в действиях К. состава вменяемого административного правонарушения. Судья городского суда пришла к правильному выводу о доказанности факта нахождения К. в общедоступных охотничьих угодьях с огнестрельным оружием без разрешения на добычу охотничьих ресурсов, обоснованно указав при этом, что характер движения автомобиля, следующий из маршрута его движения по местности охотничьих угодий, свидетельствует о выслеживании им охотничьих ресурсов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каковы правила охоты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для сохранения охотничьих ресурсов создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых использование таких ресурсов ограничено (ч. 1 ст. 51 Закона N 209-ФЗ; п. п. 69.1, 69.2 Правил N 477).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Для сохранения охотничьих ресурсов создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых использование таких ресурсов ограничено (ч. 1 ст. 51 Закона N 209-ФЗ; п. п. 69.1, 69.2 Правил N 477).
Статья: Использование судебного понуждения с целью обеспечения предоставления государственных услуг в электронной форме
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2023, N 6)Так, в 2022 г. проведена проверка исполнения Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Проверкой установлено, что государственный орган не обеспечил предоставления через официальный сайт государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Притом проверка показала, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан на основании письменных заявлений предоставляет различные государственные услуги, к числу которых в том числе отнесены: выдача разрешений на добычу объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается; подготовка и заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства; согласование планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий; утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Башкортостан, и другие.
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2023, N 6)Так, в 2022 г. проведена проверка исполнения Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Проверкой установлено, что государственный орган не обеспечил предоставления через официальный сайт государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Притом проверка показала, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан на основании письменных заявлений предоставляет различные государственные услуги, к числу которых в том числе отнесены: выдача разрешений на добычу объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается; подготовка и заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства; согласование планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий; утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Башкортостан, и другие.
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 06.07.2020 N 412
(ред. от 24.03.2022)
"Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2020 N 60679)Зарегистрировано в Минюсте России 30 октября 2020 г. N 60679
(ред. от 24.03.2022)
"Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2020 N 60679)Зарегистрировано в Минюсте России 30 октября 2020 г. N 60679
"Комментарий к Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 8 комментируемой статьи предусмотрено, что ППК "Роскадастр" ежегодно формирует и бесплатно предоставляет в уполномоченные органы субъектов РФ сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития (до внесения Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 271-ФЗ <90> изменения говорилось о территориях опережающего социально-экономического развития), зон территориального развития в России, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведения о проектах межевания территорий и сведения о сделках с объектами недвижимости, включая цены таких сделок (без сведений, идентифицирующих стороны сделки), содержащиеся в ЕГРН.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 8 комментируемой статьи предусмотрено, что ППК "Роскадастр" ежегодно формирует и бесплатно предоставляет в уполномоченные органы субъектов РФ сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития (до внесения Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 271-ФЗ <90> изменения говорилось о территориях опережающего социально-экономического развития), зон территориального развития в России, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе РФ, границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведения о проектах межевания территорий и сведения о сделках с объектами недвижимости, включая цены таких сделок (без сведений, идентифицирующих стороны сделки), содержащиеся в ЕГРН.
Статья: Субконституционная модель распределения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами: централизация vs автономия регионов
(Чаплинский А.В., Меркуленко А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)В отдельных сферах общественных отношений основной объем регулирующего воздействия государства приходится на федеральные полномочия, переданные органам субъектов РФ путем принятия федеральных законов. Примерами являются управление лесным хозяйством, объектами животного мира и охотничьими ресурсами, государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения.
(Чаплинский А.В., Меркуленко А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)В отдельных сферах общественных отношений основной объем регулирующего воздействия государства приходится на федеральные полномочия, переданные органам субъектов РФ путем принятия федеральных законов. Примерами являются управление лесным хозяйством, объектами животного мира и охотничьими ресурсами, государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения.
Статья: Криминалистическая классификация преступлений в сфере обеспечения продовольственной безопасности
(Малимонова А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)В состав основных преступлений в сфере обеспечения ПБ предлагаем включать: производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ), незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 171.3 УК РФ), незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 171.4 УК РФ), контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 238.1 УК РФ), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), порча земли (ст. 254 УК РФ), незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ), незаконная охота (ст. 258 УК РФ).
(Малимонова А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 8)В состав основных преступлений в сфере обеспечения ПБ предлагаем включать: производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции (ст. 171.1 УК РФ), незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 171.3 УК РФ), незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст. 171.4 УК РФ), контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2 УК РФ), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ), обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок (ст. 238.1 УК РФ), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод (ст. 250 УК РФ), загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), порча земли (ст. 254 УК РФ), незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ), незаконная охота (ст. 258 УК РФ).
Вопрос: Какая ответственность установлена за нарушение природоохранного законодательства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовные преступления в области охраны окружающей среды предусмотрены следующими статьями УК РФ: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253); порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ (ст. 258.1); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260); умышленные уничтожение или повреждение, а равно незаконные добыча, сбор и оборот особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ (ст. 260.1); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уголовные преступления в области охраны окружающей среды предусмотрены следующими статьями УК РФ: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с патогенными биологическими агентами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253); порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ (ст. 258.1); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260); умышленные уничтожение или повреждение, а равно незаконные добыча, сбор и оборот особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ (ст. 260.1); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- не связанные напрямую с водными отношениями - государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки на территории Российской Федерации, земель, объектов животного мира, воспроизводства лесов, охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также государственный лесопатологический мониторинг;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- не связанные напрямую с водными отношениями - государственный мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, атмосферного воздуха, радиационной обстановки на территории Российской Федерации, земель, объектов животного мира, воспроизводства лесов, охотничьих ресурсов и среды их обитания, а также государственный лесопатологический мониторинг;
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)22. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)22. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов.