Зоны минимальных расстояний
Подборка наиболее важных документов по запросу Зоны минимальных расстояний (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Застройщик не согласен с отказом в выдаче разрешения на строительство
(КонсультантПлюс, 2025)Проектируемый объект ошибочно квалифицирован как попадающий в зону минимальных расстояний газового хозяйства
(КонсультантПлюс, 2025)Проектируемый объект ошибочно квалифицирован как попадающий в зону минимальных расстояний газового хозяйства
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 57 "Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости" ЗК РФ"Указания в жалобе на то, что вывод суда апелляционной инстанции о необходимости предварительного возмещения убытков не обоснован, так как статьи 57, 57.1, 107 Земельного кодекса Российской Федерации, ФЗ N 342 такого понятия не предусматривают, статья 26 ФЗ N 342 регламентирует заключение соглашения в случае согласования собственником трубопроводного транспорта размещения объекта в зоне минимальных расстояний, при этом в данном случае доказана вина органа местного самоуправления, подтверждена его осведомленность о существовании газопровода высокого давления, суду следовало применить часть 41 статьи 26 ФЗ N 342, определить лицо, обязанное компенсировать собственнику убытки и порядок такой компенсации, с учетом приведенных выше выводов, а также позиции ответчика, указавшего на заинтересованность в сохранении спорных объектов и пользовании ими, обусловленность предъявления встречного иска исключено вероятностью удовлетворения первоначальных требований, подлежат отклонению как не являющиеся основанием для отмены апелляционного определения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охранные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ЗК РФ предусмотрены охранная зона трубопроводов (в т.ч. газопроводов) (пп. 6 ст. 105 ЗК РФ), а также зона минимальных расстояний до магистральных или технологических трубопроводов (в т.ч. газопроводов) (пп. 25 ст. 105 ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ЗК РФ предусмотрены охранная зона трубопроводов (в т.ч. газопроводов) (пп. 6 ст. 105 ЗК РФ), а также зона минимальных расстояний до магистральных или технологических трубопроводов (в т.ч. газопроводов) (пп. 25 ст. 105 ЗК РФ).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли взыскать с арендодателя платежи по договору аренды при невозможности использования имущества по причинам, не связанным с действиями арендатора
(КонсультантПлюс, 2025)8 апреля 2019 г. администрацией Гурьевского городского округа в адрес истца направлено предложение о расторжении договора аренды указанного земельного участка в связи с обращениями филиала ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" Калининградского ЛПУМГ о нарушении зоны минимальных расстояний магистрального газопровода.
Можно ли взыскать с арендодателя платежи по договору аренды при невозможности использования имущества по причинам, не связанным с действиями арендатора
(КонсультантПлюс, 2025)8 апреля 2019 г. администрацией Гурьевского городского округа в адрес истца направлено предложение о расторжении договора аренды указанного земельного участка в связи с обращениями филиала ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" Калининградского ЛПУМГ о нарушении зоны минимальных расстояний магистрального газопровода.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, аммиакопроводов);
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, аммиакопроводов);
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"20. В отношении магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), указанных в части 19 настоящей статьи, решения об установлении зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о такой зоне должны быть приняты не позднее 1 января 2026 года. Со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости предусмотренные частью 19 настоящей статьи решения об утверждении описания местоположения границ минимальных расстояний до данных трубопроводов и границ территорий в пределах указанных минимальных расстояний, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, перечня координат характерных точек этих границ утрачивают силу, а в отношении земельных участков, зданий, сооружений, расположенных в границах такой зоны, границах минимальных расстояний, не применяются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, предусмотренные в пределах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и сводами правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
(ред. от 26.12.2024)
"О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"20. В отношении магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), указанных в части 19 настоящей статьи, решения об установлении зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и с утвержденным Правительством Российской Федерации положением о такой зоне должны быть приняты не позднее 1 января 2026 года. Со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости предусмотренные частью 19 настоящей статьи решения об утверждении описания местоположения границ минимальных расстояний до данных трубопроводов и границ территорий в пределах указанных минимальных расстояний, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, перечня координат характерных точек этих границ утрачивают силу, а в отношении земельных участков, зданий, сооружений, расположенных в границах такой зоны, границах минимальных расстояний, не применяются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, предусмотренные в пределах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и сводами правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Статья: Самостроительная революция
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2022, N 12)Постановление КС РФ N 48-П было принято вскоре после того, как появился Обзор практики ВС РФ о постройках в охранных зонах (утвержден 23 июня 2021 года). В нем отражены основные изменения, внесенные Законом N 342-ФЗ и другими законами, принятыми 3 августа 2018 года. Многие вопросы касаются определения правил переходного периода, применения подзаконных актов, а также порядка определения границ охранных зон (минимальных расстояний от трубопроводов).
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2022, N 12)Постановление КС РФ N 48-П было принято вскоре после того, как появился Обзор практики ВС РФ о постройках в охранных зонах (утвержден 23 июня 2021 года). В нем отражены основные изменения, внесенные Законом N 342-ФЗ и другими законами, принятыми 3 августа 2018 года. Многие вопросы касаются определения правил переходного периода, применения подзаконных актов, а также порядка определения границ охранных зон (минимальных расстояний от трубопроводов).
Статья: Судебная практика рассмотрения споров, связанных с самовольным строительством
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)По мнению общества, мачта сотовой связи возведена в зоне минимального расстояния до магистрального газопровода в отсутствие разрешения эксплуатирующей организации. Полагая, что объект подлежит сносу за счет ответчика, в том числе на основании статьи 222 ГК РФ, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о возложении на компанию обязанности в течение трех месяцев за счет собственных средств устранить допущенные нарушения законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов путем перемещения (выноса или демонтажа) АМС за зону минимальных расстояний МГ, которая составляет 200 м.
(Зрелякова Л.В., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)По мнению общества, мачта сотовой связи возведена в зоне минимального расстояния до магистрального газопровода в отсутствие разрешения эксплуатирующей организации. Полагая, что объект подлежит сносу за счет ответчика, в том числе на основании статьи 222 ГК РФ, общество обратилось в арбитражный суд с требованиями о возложении на компанию обязанности в течение трех месяцев за счет собственных средств устранить допущенные нарушения законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов путем перемещения (выноса или демонтажа) АМС за зону минимальных расстояний МГ, которая составляет 200 м.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правильно отмечено в литературе, сфера градостроительного законодательства, определяющего правовой режим земельного участка, - это исключительно ограничения в использовании земельного участка независимо от того, на каких правах он находится у правообладателя, т.е. от того, принадлежит ли ему на праве собственности или на праве аренды; если он попадает, например, в зону охраны объекта культурного наследия или зону минимальных расстояний трубопровода, то будут установлены ограничения в его использовании вплоть до полного запрета строительства, но это никак не скажется на правомочиях правообладателя - у собственника останется вся триада правомочий по владению, пользованию и распоряжению, у арендатора, соответственно, либо владение и пользование, либо только пользование. Однако в связи с ограничением возможности использовать земельный участок для целей, для которых он первоначально приобретался, стоимость его резко снижается <8>.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правильно отмечено в литературе, сфера градостроительного законодательства, определяющего правовой режим земельного участка, - это исключительно ограничения в использовании земельного участка независимо от того, на каких правах он находится у правообладателя, т.е. от того, принадлежит ли ему на праве собственности или на праве аренды; если он попадает, например, в зону охраны объекта культурного наследия или зону минимальных расстояний трубопровода, то будут установлены ограничения в его использовании вплоть до полного запрета строительства, но это никак не скажется на правомочиях правообладателя - у собственника останется вся триада правомочий по владению, пользованию и распоряжению, у арендатора, соответственно, либо владение и пользование, либо только пользование. Однако в связи с ограничением возможности использовать земельный участок для целей, для которых он первоначально приобретался, стоимость его резко снижается <8>.
Статья: Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Во-первых, в 2018 г. законодатель внес изменения в ст. 57 Земельного кодекса (ЗК) РФ и дополнил ЗК РФ ст. 57.1, где подробно регламентировал порядок возмещения вреда, причиненного в результате установления ЗОУИТ <15>; во-вторых, КС РФ внес определенность в правовую природу этих отношений <16>, в-третьих, ВС РФ разъяснил порядок применения спорных положений на практике применительно к зонам минимальных расстояний до трубопроводов <17>.
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Во-первых, в 2018 г. законодатель внес изменения в ст. 57 Земельного кодекса (ЗК) РФ и дополнил ЗК РФ ст. 57.1, где подробно регламентировал порядок возмещения вреда, причиненного в результате установления ЗОУИТ <15>; во-вторых, КС РФ внес определенность в правовую природу этих отношений <16>, в-третьих, ВС РФ разъяснил порядок применения спорных положений на практике применительно к зонам минимальных расстояний до трубопроводов <17>.
Статья: Спорные вопросы судебной практики по делам об оспаривании ненормативных правовых актов
(Пашкова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Показательно дело N А07-1117/2022 по спору между обществом "Газпром Трансгаз Казань" и Администрацией Туймазинского района Республики Башкортостан, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, рассмотренное судами Уральского арбитражного округа. Обществом были заявлены требования о признании незаконными действий заинтересованных лиц по формированию и выделению земельных участков с видом разрешенного использования "для жилищного строительства". В обоснование заявленных требований было указано, что спорные земельные участки находятся в зоне минимально допустимых расстояний до магистрального газопровода.
(Пашкова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Показательно дело N А07-1117/2022 по спору между обществом "Газпром Трансгаз Казань" и Администрацией Туймазинского района Республики Башкортостан, Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, рассмотренное судами Уральского арбитражного округа. Обществом были заявлены требования о признании незаконными действий заинтересованных лиц по формированию и выделению земельных участков с видом разрешенного использования "для жилищного строительства". В обоснование заявленных требований было указано, что спорные земельные участки находятся в зоне минимально допустимых расстояний до магистрального газопровода.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи после того, как Росреестр получит от уполномоченного органа государственной власти решение об установлении зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне, то он вносит указанные сведения в ЕГРН. При этом одновременно он исключает из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах минимальных расстояний до данных трубопроводов, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи после того, как Росреестр получит от уполномоченного органа государственной власти решение об установлении зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне, то он вносит указанные сведения в ЕГРН. При этом одновременно он исключает из Единого государственного реестра недвижимости сведения о границах минимальных расстояний до данных трубопроводов, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи.
Статья: Споры о возмещении убытков, причиненных правообладателю ограничением прав на земельный участок в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)При рассмотрении дела N А40-252327/2017 суды согласились с позицией истца о том, что в рамках строительства автомобильной дороги ответчиком была произведена реконструкция газопровода, что вызвало необходимость установления охранных зон и зон минимальных расстояний и повлекло за собой ограничение прав истца в отношении земельного участка. В результате с ответчика было взыскано более 280 млн руб. убытков (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.09.2021).
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)При рассмотрении дела N А40-252327/2017 суды согласились с позицией истца о том, что в рамках строительства автомобильной дороги ответчиком была произведена реконструкция газопровода, что вызвало необходимость установления охранных зон и зон минимальных расстояний и повлекло за собой ограничение прав истца в отношении земельного участка. В результате с ответчика было взыскано более 280 млн руб. убытков (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.09.2021).
Статья: Лента Мебиуса российского законодательства
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)При этом в правоприменительной практике наблюдается неоднозначное толкование соотношения понятий "правомочия правообладателя земельного участка" (всей триадой правомочий - владение, пользование и распоряжение (п. 1 ст. 209 ГК РФ) - обладает собственник земельного участка) и "права на использование земельного участка", а также терминов "ограничение права собственности" и "ограничение прав собственника" земельного участка. Если разложить этот "бином Ньютона" по отраслям, то картина будет следующая: правомочия владения, пользования, распоряжения - это сфера гражданского законодательства, они не могут быть ограничены в пользу публичных интересов, в результате сделки они либо все целиком (договор купли-продажи земельного участка), либо частично (передача земельного участка в аренду, ипотека и др.) могут перейти к стороне сделки. Сфера градостроительного законодательства, определяющего правовой режим земельного участка, - это исключительно ограничения в использовании земельного участка независимо от того, на каких правах он находится у правообладателя, т.е. от того, принадлежит ли ему на праве собственности или на праве аренды; если он попадает, например, в зону охраны объекта культурного наследия или зону минимальных расстояний трубопровода, то будут установлены ограничения в его использовании вплоть до полного запрета строительства, но это никак не скажется на правомочиях правообладателя - у собственника останется вся триада правомочий по владению, пользованию и распоряжению, у арендатора, соответственно, либо владение и пользование, либо только пользование. Однако в связи с ограничением возможности использовать земельный участок для целей, для которых он первоначально приобретался, стоимость его резко снижается. То есть собственник земельного участка не может его продать не потому, что ограничено правомочие распоряжения, а потому, что нет желающих купить этот участок. Именно о таком ограничении в использовании и говорят в совокупности ч. 1 ст. 34 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 34 каждый имеет право на свободное использование своего имущества, но в силу ч. 3 ст. 55 права человека могут быть ограничены федеральным законом в публичных интересах. Что касается земельного законодательства, то к его сфере относятся как правомочия по владению, пользованию и распоряжению (их конкретная совокупность зависит от того, на каком праве публичный земельный участок предоставляется частному лицу), так и права на использование земельного участка, а также их ограничение и возмещение убытков, причиненных таким ограничением (ст. 57 ЗК РФ).
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2021, N 11)При этом в правоприменительной практике наблюдается неоднозначное толкование соотношения понятий "правомочия правообладателя земельного участка" (всей триадой правомочий - владение, пользование и распоряжение (п. 1 ст. 209 ГК РФ) - обладает собственник земельного участка) и "права на использование земельного участка", а также терминов "ограничение права собственности" и "ограничение прав собственника" земельного участка. Если разложить этот "бином Ньютона" по отраслям, то картина будет следующая: правомочия владения, пользования, распоряжения - это сфера гражданского законодательства, они не могут быть ограничены в пользу публичных интересов, в результате сделки они либо все целиком (договор купли-продажи земельного участка), либо частично (передача земельного участка в аренду, ипотека и др.) могут перейти к стороне сделки. Сфера градостроительного законодательства, определяющего правовой режим земельного участка, - это исключительно ограничения в использовании земельного участка независимо от того, на каких правах он находится у правообладателя, т.е. от того, принадлежит ли ему на праве собственности или на праве аренды; если он попадает, например, в зону охраны объекта культурного наследия или зону минимальных расстояний трубопровода, то будут установлены ограничения в его использовании вплоть до полного запрета строительства, но это никак не скажется на правомочиях правообладателя - у собственника останется вся триада правомочий по владению, пользованию и распоряжению, у арендатора, соответственно, либо владение и пользование, либо только пользование. Однако в связи с ограничением возможности использовать земельный участок для целей, для которых он первоначально приобретался, стоимость его резко снижается. То есть собственник земельного участка не может его продать не потому, что ограничено правомочие распоряжения, а потому, что нет желающих купить этот участок. Именно о таком ограничении в использовании и говорят в совокупности ч. 1 ст. 34 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Согласно ч. 1 ст. 34 каждый имеет право на свободное использование своего имущества, но в силу ч. 3 ст. 55 права человека могут быть ограничены федеральным законом в публичных интересах. Что касается земельного законодательства, то к его сфере относятся как правомочия по владению, пользованию и распоряжению (их конкретная совокупность зависит от того, на каком праве публичный земельный участок предоставляется частному лицу), так и права на использование земельного участка, а также их ограничение и возмещение убытков, причиненных таким ограничением (ст. 57 ЗК РФ).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.5. Зона минимальных расстояний до магистральных или
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.5. Зона минимальных расстояний до магистральных или