Зона зеленых насаждений общего пользования
Подборка наиболее важных документов по запросу Зона зеленых насаждений общего пользования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.10.2024 N 88а-19977/2024 (УИД 47OS0000-01-2023-000430-02)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам утверждения правил землепользования и застройки, распоряжения земельными участками.
Обстоятельства: Административный истец указал, что в настоящее время земельные участки находятся в функциональной зоне, и потому оспариваемые Правила землепользования и застройки противоречат нормативному правовому акту большей юридической силы (генеральному плану), а также не отвечают общеправовому критерию формальной определенности.
Решение: Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отсутствие или признание судом не действующими отдельных положений о территориальном планировании само по себе не свидетельствует о противоречии правил землепользования и застройки Градостроительному кодексу Российской Федерации. В то же время, как указал суд апелляционной инстанции, материалы административного дела не содержат сведений, которые бы свидетельствовали о несоответствии оспариваемого приказа Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 26 января 2022 года N 7 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" в части отнесения вышеуказанных земельных участков к территориальной зоне ТР2 - зоне размещения зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары), законодательству большей юридической силы.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании нормативных правовых актов по вопросам утверждения правил землепользования и застройки, распоряжения земельными участками.
Обстоятельства: Административный истец указал, что в настоящее время земельные участки находятся в функциональной зоне, и потому оспариваемые Правила землепользования и застройки противоречат нормативному правовому акту большей юридической силы (генеральному плану), а также не отвечают общеправовому критерию формальной определенности.
Решение: Удовлетворено.Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что отсутствие или признание судом не действующими отдельных положений о территориальном планировании само по себе не свидетельствует о противоречии правил землепользования и застройки Градостроительному кодексу Российской Федерации. В то же время, как указал суд апелляционной инстанции, материалы административного дела не содержат сведений, которые бы свидетельствовали о несоответствии оспариваемого приказа Комитета градостроительной политики Ленинградской области от 26 января 2022 года N 7 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области" в части отнесения вышеуказанных земельных участков к территориальной зоне ТР2 - зоне размещения зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары), законодательству большей юридической силы.
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.09.2024 N 88а-24991/2024 по делу N 2а-1421/2023 (УИД 91RS0012-01-2023-001867-41)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории; обязании совершить действия.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что действия органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка, незаконны и нарушают его имущественные права.
Решение: Отказано.Таким образом, вопреки позиции суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае не направление уполномоченным органом межведомственных запросов по причине отсутствия необходимости в этом и нахождение земельного участка в территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования не свидетельствует о нарушении ответчиком административной процедуры по предоставлению муниципальной услуги, следовательно, выводы суда о незаконности оспариваемого решения по данным основаниям являются ошибочными.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании незаконным постановления об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории; обязании совершить действия.
Обстоятельства: Истец указывает на то, что действия органа местного самоуправления, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка, незаконны и нарушают его имущественные права.
Решение: Отказано.Таким образом, вопреки позиции суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае не направление уполномоченным органом межведомственных запросов по причине отсутствия необходимости в этом и нахождение земельного участка в территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования не свидетельствует о нарушении ответчиком административной процедуры по предоставлению муниципальной услуги, следовательно, выводы суда о незаконности оспариваемого решения по данным основаниям являются ошибочными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли заключить договор аренды земельного участка, сформированного за счет территории общего пользования
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, судебные инстанции правомерно указали, что договор аренды от 03.02.2015 N 4300021295 является недействительной (ничтожной) сделкой в связи образованием земельного участка, явившегося объектом аренды, за счет территории общего пользования (зоны зеленых насаждений и транспортной инфраструктуры). Ничтожный договор аренды не влечет юридических последствий и недействителен с момента заключения, поэтому не может быть расторгнут в судебном порядке. Поскольку объект аренды передан арендатору по акту приема-передачи от 03.02.2015, возврат должен быть оформлен аналогичным документом..."
Можно ли заключить договор аренды земельного участка, сформированного за счет территории общего пользования
(КонсультантПлюс, 2025)"...Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Кодекса, судебные инстанции правомерно указали, что договор аренды от 03.02.2015 N 4300021295 является недействительной (ничтожной) сделкой в связи образованием земельного участка, явившегося объектом аренды, за счет территории общего пользования (зоны зеленых насаждений и транспортной инфраструктуры). Ничтожный договор аренды не влечет юридических последствий и недействителен с момента заключения, поэтому не может быть расторгнут в судебном порядке. Поскольку объект аренды передан арендатору по акту приема-передачи от 03.02.2015, возврат должен быть оформлен аналогичным документом..."
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Похожая позиция содержится в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 06.03.2019 N 78-АПА19-5. Суд признал недействующим лист 23 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения) в связи с тем, что в момент принятия соответствующего решения данный земельный участок находился в частной собственности, изменение его функционального назначения в части отнесения к территориям зеленых насаждений общего пользования противоречит установленным региональным законодателем критериям отнесения территорий к территориям зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, не допускающим нахождение земельных участков в частной собственности.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Похожая позиция содержится в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 06.03.2019 N 78-АПА19-5. Суд признал недействующим лист 23 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения) в связи с тем, что в момент принятия соответствующего решения данный земельный участок находился в частной собственности, изменение его функционального назначения в части отнесения к территориям зеленых насаждений общего пользования противоречит установленным региональным законодателем критериям отнесения территорий к территориям зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, не допускающим нахождение земельных участков в частной собственности.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Администрация сообщила заявителю, что испрашиваемый земельный участок не подлежит предоставлению в частную собственность в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, поскольку в соответствии с генеральным планом муниципального образования он относится к зоне зеленых насаждений общего пользования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Администрация сообщила заявителю, что испрашиваемый земельный участок не подлежит предоставлению в частную собственность в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, поскольку в соответствии с генеральным планом муниципального образования он относится к зоне зеленых насаждений общего пользования.
Приказ Минкультуры России от 14.02.2017 N 175
"Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Елец Липецкой области"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2017 N 46642)Зона зеленых насаждений общего пользования. Индекс
"Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Елец Липецкой области"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2017 N 46642)Зона зеленых насаждений общего пользования. Индекс
Статья: Генеральный план и правила землепользования и застройки: соотношение и пределы внесения изменений
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Аналогичная позиция изложена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2019 г. N 78-АПА19-5. Удовлетворяя апелляционную жалобу административного истца, Суд признал не действующим со дня вступления в силу Апелляционного определения лист 23 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 г. N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения).
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Аналогичная позиция изложена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 6 марта 2019 г. N 78-АПА19-5. Удовлетворяя апелляционную жалобу административного истца, Суд признал не действующим со дня вступления в силу Апелляционного определения лист 23 приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 г. N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2 (зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения).
Статья: Лес и растительный мир: правовые проблемы разграничения
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Очевидно, что собственники земельных участков имеют право определять судьбу зеленых насаждений, произрастающих на их участке. Поэтому отдельные субъекты Российской Федерации (например, Дагестан, Ингушетия, Краснодарский край) вполне справедливо исключают из действия своих законов об охране зеленых насаждений отношения по охране зеленых насаждений на земельных участках, занятых индивидуальной жилой застройкой, на садовых, огородных, дачных и приусадебных земельных участках, а зеленые зоны определяют как участки земель общего пользования, на которых расположены зеленые насаждения. В Краснодарском крае, однако, установлено, что действие регионального закона может в отдельных случаях распространяться на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на участках, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, и участках, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, если на них расположены зеленые насаждения, включенные местными администрациями поселений, городских округов в отдельный перечень древесных пород, требующих особой охраны.
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Очевидно, что собственники земельных участков имеют право определять судьбу зеленых насаждений, произрастающих на их участке. Поэтому отдельные субъекты Российской Федерации (например, Дагестан, Ингушетия, Краснодарский край) вполне справедливо исключают из действия своих законов об охране зеленых насаждений отношения по охране зеленых насаждений на земельных участках, занятых индивидуальной жилой застройкой, на садовых, огородных, дачных и приусадебных земельных участках, а зеленые зоны определяют как участки земель общего пользования, на которых расположены зеленые насаждения. В Краснодарском крае, однако, установлено, что действие регионального закона может в отдельных случаях распространяться на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на участках, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, и участках, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, если на них расположены зеленые насаждения, включенные местными администрациями поселений, городских округов в отдельный перечень древесных пород, требующих особой охраны.
Статья: Возмещение убытков правообладателям земельных участков при внесении изменений в генеральный план: дискуссионные вопросы теории и практики
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)<4> Генплан - документ территориального планирования (п. 2 ст. 1, ст. 9 ГрК РФ), на уровне которого устанавливаются функциональные зоны (т.е. зоны, для которых определены границы и функциональное назначение (п. 2, 5 ст. 1, п. 4 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ)).
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)<4> Генплан - документ территориального планирования (п. 2 ст. 1, ст. 9 ГрК РФ), на уровне которого устанавливаются функциональные зоны (т.е. зоны, для которых определены границы и функциональное назначение (п. 2, 5 ст. 1, п. 4 ч. 3 ст. 23 ГрК РФ)).
Статья: О продлении процедуры "лесной амнистии" применительно к дачным земельным участкам
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Появление границ у земельного участка после утверждения градостроительной документации не может служить основанием для ее признания незаконной. Поэтому включение такого земельного участка в границы соответствующей зоны обоснованно (см., например, земельный участок с кадастровым номером 50:28:0120103:136). Как быть в таком случае, 280-ФЗ не определяет.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Появление границ у земельного участка после утверждения градостроительной документации не может служить основанием для ее признания незаконной. Поэтому включение такого земельного участка в границы соответствующей зоны обоснованно (см., например, земельный участок с кадастровым номером 50:28:0120103:136). Как быть в таком случае, 280-ФЗ не определяет.