Зона затопления
Подборка наиболее важных документов по запросу Зона затопления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: Административный истец не согласен с отказом в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность (аренду)
(КонсультантПлюс, 2025)испрашиваемый земельный участок расположен и в зоне затопления, и в зоне жилой застройки, при этом административный истец обеспечил инженерную защиту участка от затопления (подтопления) путем искусственного повышения его поверхности
(КонсультантПлюс, 2025)испрашиваемый земельный участок расположен и в зоне затопления, и в зоне жилой застройки, при этом административный истец обеспечил инженерную защиту участка от затопления (подтопления) путем искусственного повышения его поверхности
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 107 "Последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий" ЗК РФ"Из системного толкования положений статей 27, 104, 105, 107 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что действующее земельное законодательство не запрещает предоставлять гражданам земельные участки, которые находятся в границах зоны затопления, подтопления. Такие земельные участки не изъяты из оборота и не ограничены в обороте."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.8. Зоны затопления и подтопления
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.4.8. Зоны затопления и подтопления
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2. Зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
(ред. от 31.07.2025)2. Зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Другой возможный вариант толкования - применение стандарта проверки из п. 3 ст. 713 ГК РФ к двум другим аспектам: указаниям заказчика и внешним обстоятельствам. Если задуматься, можно представить такой пример. Предположим, подрядчик получил заказ на осуществление строительства дома для заказчика в зоне, которая отведена под затопление в связи с планируемой постройкой в данной местности плотины для новой гидроэлектростанции. Причем это обстоятельство - отнесение конкретного участка к зоне затопления - выяснилось уже после заключения договора. Должен ли подрядчик предупредить заказчика о таком внешнем обстоятельстве, которое, по-видимому, в силу ст. 451 ГК РФ дает заказчику право требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств? Думается, да. И если такое обстоятельство стало широко известным, то подрядчик обязан предупредить о нем заказчика. Другое дело, что данный пример, возможно, выходит за пределы диспозиции ст. 716 ГК РФ, поскольку если подрядчик не предупредит заказчика, то вряд ли заказчик будет требовать от подрядчика исполнения обязательств в срок и т.п. Скорее всего, в таком случае заказчик сможет отказаться от оплаты тех работ, которые будут произведены уже после того, как подрядчик узнает об их бессмысленности для заказчика (ввиду предстоящего затопления). Получается, это иной пример информационных обязанностей подрядчика, восходящих к принципу добросовестности (п. 3 ст. 307 ГК РФ).
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Другой возможный вариант толкования - применение стандарта проверки из п. 3 ст. 713 ГК РФ к двум другим аспектам: указаниям заказчика и внешним обстоятельствам. Если задуматься, можно представить такой пример. Предположим, подрядчик получил заказ на осуществление строительства дома для заказчика в зоне, которая отведена под затопление в связи с планируемой постройкой в данной местности плотины для новой гидроэлектростанции. Причем это обстоятельство - отнесение конкретного участка к зоне затопления - выяснилось уже после заключения договора. Должен ли подрядчик предупредить заказчика о таком внешнем обстоятельстве, которое, по-видимому, в силу ст. 451 ГК РФ дает заказчику право требовать расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств? Думается, да. И если такое обстоятельство стало широко известным, то подрядчик обязан предупредить о нем заказчика. Другое дело, что данный пример, возможно, выходит за пределы диспозиции ст. 716 ГК РФ, поскольку если подрядчик не предупредит заказчика, то вряд ли заказчик будет требовать от подрядчика исполнения обязательств в срок и т.п. Скорее всего, в таком случае заказчик сможет отказаться от оплаты тех работ, которые будут произведены уже после того, как подрядчик узнает об их бессмысленности для заказчика (ввиду предстоящего затопления). Получается, это иной пример информационных обязанностей подрядчика, восходящих к принципу добросовестности (п. 3 ст. 307 ГК РФ).
Готовое решение: Какие требования предъявляются к объектам размещения отходов
(КонсультантПлюс, 2025)в границах зон затопления, подтопления (п. 3 ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)в границах зон затопления, подтопления (п. 3 ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса РФ);
Вопрос: Организация хочет взять в аренду муниципальный земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности. Является ли основанием для отказа в предоставлении в аренду муниципального земельного участка его нахождение в зоне затопления и подтопления?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация хочет взять в аренду муниципальный земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности. Является ли основанием для отказа в предоставлении в аренду муниципального земельного участка его нахождение в зоне затопления и подтопления?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация хочет взять в аренду муниципальный земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности. Является ли основанием для отказа в предоставлении в аренду муниципального земельного участка его нахождение в зоне затопления и подтопления?
Статья: Экологический паспорт поднадзорной территории как один из способов обобщения сведений о состоянии законности
(Ермаченко С.В.)
("Законность", 2024, N 12)Кроме того, данные о водных объектах, предоставлении их в пользование, реестр недобросовестных водопользователей, нормативы допустимого воздействия на водные объекты, информация о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах, установленных границах зон затопления и подтопления содержатся на официальном сайте Росводресурсов России и их подразделений.
(Ермаченко С.В.)
("Законность", 2024, N 12)Кроме того, данные о водных объектах, предоставлении их в пользование, реестр недобросовестных водопользователей, нормативы допустимого воздействия на водные объекты, информация о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах, установленных границах зон затопления и подтопления содержатся на официальном сайте Росводресурсов России и их подразделений.
Статья: Когда подотчет - не подотчет: обзор судебных споров
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 20)- по данным местной администрации, помещение, где находились нужные документы, в границы зоны чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, не попадало. Справка о затоплении, которую в доказательство своей правоты представила компания, не должна была быть ей выдана. Ее наличие носит необоснованный характер;
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 20)- по данным местной администрации, помещение, где находились нужные документы, в границы зоны чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, не попадало. Справка о затоплении, которую в доказательство своей правоты представила компания, не должна была быть ей выдана. Ее наличие носит необоснованный характер;
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4. В Положении о мониторинге 2007 г. перечисляются включаемые в мониторинг виды деятельности, предусмотренной в комментируемой части ст. 30 ВК РФ, но они также дополняются в подп. 1 словами "зоны затопления, подтопления" (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)4. В Положении о мониторинге 2007 г. перечисляются включаемые в мониторинг виды деятельности, предусмотренной в комментируемой части ст. 30 ВК РФ, но они также дополняются в подп. 1 словами "зоны затопления, подтопления" (в ред. Постановления Правительства РФ от 18 апреля 2014 г. N 360).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что непригодный для проживания и аварийный дом - это разные вещи. Непригодным для жизни могут признать здание рядом с опасным промышленным объектом или в зоне затопления. Но это не значит, что оно аварийное. А вот статус аварийного дома обычно автоматически предполагает, что жилье в нем непригодно для проживания.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что непригодный для проживания и аварийный дом - это разные вещи. Непригодным для жизни могут признать здание рядом с опасным промышленным объектом или в зоне затопления. Но это не значит, что оно аварийное. А вот статус аварийного дома обычно автоматически предполагает, что жилье в нем непригодно для проживания.
Статья: Чрезвычайные обстоятельства как угрозы безопасности и меры их предотвращения
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.