Зона планируемого размещения объектов капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Зона планируемого размещения объектов капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Оспаривание актов, решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления: Правообладатель земли не согласен с содержанием градостроительного плана
(КонсультантПлюс, 2025)указанием на норму, в соответствии с которой в градостроительном плане должны содержаться сведения о границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства, и градостроительным планом, в котором данная информация отсутствует >>>
(КонсультантПлюс, 2025)указанием на норму, в соответствии с которой в градостроительном плане должны содержаться сведения о границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства, и градостроительным планом, в котором данная информация отсутствует >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11.10 "Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" ЗК РФ"Отказ мотивирован следующими основаниями: схема расположения не соответствует требованиям к ее подготовке, установленным в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ (не учтены сведения о красных линиях); разработана с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым участкам (не представлено письменное согласие землепользователя исходного земельного участка N 1); не соответствует утвержденному постановлением Мэрии от 01.08.2022 N 2552 проекту планировки территории, ограниченной улицами Станиславского, Титова, Связистов и магистральной улицей общегородского значения в Ленинском районе (образуемый участок частично расположен в границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства - зоне улично-дорожной сети).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о договорном возложении инфраструктурной нагрузки на девелоперов
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2025, N 3)В целом приведенные выше примеры показывают, что в случае КРТ установление обязанностей, опосредующих инфраструктурную нагрузку, должно быть обусловлено не только частноправовым инструментарием, но и публичными механизмами, прежде всего проектом планировки территории, обязательность подготовки и утверждения которого для КРТ предусмотрена ГрК РФ. Сама по себе документация по планировке территории не требует установления инфраструктурных обязанностей напрямую - в соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ она принимается в целях определения характеристик планируемого развития территории (выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства), а следовательно, не должна быть привязанной к конкретному проекту застройщика.
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2025, N 3)В целом приведенные выше примеры показывают, что в случае КРТ установление обязанностей, опосредующих инфраструктурную нагрузку, должно быть обусловлено не только частноправовым инструментарием, но и публичными механизмами, прежде всего проектом планировки территории, обязательность подготовки и утверждения которого для КРТ предусмотрена ГрК РФ. Сама по себе документация по планировке территории не требует установления инфраструктурных обязанностей напрямую - в соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ она принимается в целях определения характеристик планируемого развития территории (выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства), а следовательно, не должна быть привязанной к конкретному проекту застройщика.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правильно было отмечено в литературе, "учитывая, что российским законодательством признаются различные формы собственности на землю (частная, государственная и муниципальная), необходимо обратить внимание на то, что зоны планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения могут определяться на землях, находящихся либо в собственности субъектов РФ, либо на землях, на которые государственная собственность не разграничена, либо предоставленных в частную собственность. Если возникает необходимость размещения объектов капитального строительства регионального значения на земельных участках, являющихся собственностью РФ или муниципальных образований, потребуется изменение формы собственности на них" <5>.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как правильно было отмечено в литературе, "учитывая, что российским законодательством признаются различные формы собственности на землю (частная, государственная и муниципальная), необходимо обратить внимание на то, что зоны планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения могут определяться на землях, находящихся либо в собственности субъектов РФ, либо на землях, на которые государственная собственность не разграничена, либо предоставленных в частную собственность. Если возникает необходимость размещения объектов капитального строительства регионального значения на земельных участках, являющихся собственностью РФ или муниципальных образований, потребуется изменение формы собственности на них" <5>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Исключено положение, согласно которому при установлении или изменении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства изменения в проект планировки территории вносятся только в случае, если площади зон планируемого размещения объектов капитального строительства изменяются более чем на 10%.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Исключено положение, согласно которому при установлении или изменении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства изменения в проект планировки территории вносятся только в случае, если площади зон планируемого размещения объектов капитального строительства изменяются более чем на 10%.
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"1) подготовка, согласование и утверждение документации по планировке территории. Предметом согласования документации по планировке территории являются предусмотренные данной документацией границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"1) подготовка, согласование и утверждение документации по планировке территории. Предметом согласования документации по планировке территории являются предусмотренные данной документацией границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства;
Статья: Принудительный выкуп недвижимого имущества в публичных интересах
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Применительно к изымаемым земельным участкам п. 3 ст. 56.6 ЗК РФ закрепляет, что решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. Этот пункт закрепляет критерий соразмерности для земельных участков, однако, представляется, он сформулирован неточно. Законодательная формулировка "всех или некоторых земельных участков" наталкивает на мысль, что не может быть изъята часть земельного участка, но догматически и практически это не так. Если для удовлетворения публичного интереса требуется изъять лишь часть земельного участка, то должна быть выкуплена ровно та часть, которая будет способствовать его удовлетворению.
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)Применительно к изымаемым земельным участкам п. 3 ст. 56.6 ЗК РФ закрепляет, что решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объектов федерального, регионального или местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие. Этот пункт закрепляет критерий соразмерности для земельных участков, однако, представляется, он сформулирован неточно. Законодательная формулировка "всех или некоторых земельных участков" наталкивает на мысль, что не может быть изъята часть земельного участка, но догматически и практически это не так. Если для удовлетворения публичного интереса требуется изъять лишь часть земельного участка, то должна быть выкуплена ровно та часть, которая будет способствовать его удовлетворению.
Статья: Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- границы зоны планируемого размещения объектов, в целях строительства, реконструкции которых предполагается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- границы зоны планируемого размещения объектов, в целях строительства, реконструкции которых предполагается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости;
Статья: Градостроительные отношения как сфера муниципального регулирования
(Микулина Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)К первому блоку можно отнести градостроительные отношения, которые обеспечивают пространственное развитие территории муниципалитета (территориальное планирование и градостроительное зонирование). В соответствии с п. 1 ст. 1 ГрК РФ территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
(Микулина Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)К первому блоку можно отнести градостроительные отношения, которые обеспечивают пространственное развитие территории муниципалитета (территориальное планирование и градостроительное зонирование). В соответствии с п. 1 ст. 1 ГрК РФ территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ <4> подготовка документации по планировке территории выполняется: для обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК РФ <4> подготовка документации по планировке территории выполняется: для обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков и границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов - в соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК разработка документов планировки территорий осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4) проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов - в соответствии с ч. 1 ст. 41 ГрК разработка документов планировки территорий осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Статья: Значение документации по планировке территории при выдаче разрешения на строительство и легализации самовольных построек
(Башарин А.В., Стрембелев С.В.)
("Закон", 2021, N 10)Вариативность, которая должна обеспечиваться за счет свободы выбора видов разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ), возможность выделения в рамках территориальных зон подзон, различающихся по предельным параметрам разрешенного строительства (ч. 3 ст. 38 ГрК РФ), выхолащивается через регламентацию в планировочной документации (в частности, проекте планировки территорий) конкретного функционального назначения и технико-экономических показателей объектов капитального строительства. Это видно по тому, например, что при наличии проекта планировки территорий в градостроительном плане указываются лишь виды разрешенного использования, соответствующие назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территорий <37>. Иначе говоря, утверждение проекта планировки территорий фактически ограничивает свободу выбора видов разрешенного использования, обесценивая существование правил землепользования и застройки как правового института, которому имманентно присуща множественность вариантов использования территории.
(Башарин А.В., Стрембелев С.В.)
("Закон", 2021, N 10)Вариативность, которая должна обеспечиваться за счет свободы выбора видов разрешенного использования из числа предусмотренных градостроительным регламентом (ч. 4 ст. 37 ГрК РФ), возможность выделения в рамках территориальных зон подзон, различающихся по предельным параметрам разрешенного строительства (ч. 3 ст. 38 ГрК РФ), выхолащивается через регламентацию в планировочной документации (в частности, проекте планировки территорий) конкретного функционального назначения и технико-экономических показателей объектов капитального строительства. Это видно по тому, например, что при наличии проекта планировки территорий в градостроительном плане указываются лишь виды разрешенного использования, соответствующие назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территорий <37>. Иначе говоря, утверждение проекта планировки территорий фактически ограничивает свободу выбора видов разрешенного использования, обесценивая существование правил землепользования и застройки как правового института, которому имманентно присуща множественность вариантов использования территории.
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Аналогичная ситуация усматривается и при утверждении проекта планировки территории. Документация по планировке территории по смыслу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ готовится для выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Частью 1 ст. 5.1 ГрК РФ проекты планировки территории, наряду с проектами межевания территории, поименованы в качестве предметов, в отношении которых проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Аналогичная ситуация усматривается и при утверждении проекта планировки территории. Документация по планировке территории по смыслу ч. 1 ст. 41 ГрК РФ готовится для выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Частью 1 ст. 5.1 ГрК РФ проекты планировки территории, наряду с проектами межевания территории, поименованы в качестве предметов, в отношении которых проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Статья: Обмен земельными участками, находящимися в различных формах собственности (глава V.2 ЗК РФ), - существующие вызовы и перспективы применения
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)Согласно ч. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (т.е. при подготовке проекта планировки территории необходимо оперировать элементами планировочной структуры, а не конкретными участками).
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)Согласно ч. 1 ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (т.е. при подготовке проекта планировки территории необходимо оперировать элементами планировочной структуры, а не конкретными участками).
Статья: Параметрирование строительства: модернизация регулирования и проблемы устранения избыточных ограничений
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1 ГрК РФ). В свою очередь, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (ч. 1, 4 ст. 41 ГрК РФ). Согласно ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, нормативов градостроительного проектирования.
(Винницкий А.В., Харинов И.Н.)
("Российский юридический журнал", 2020, N 6)Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1 ГрК РФ). В свою очередь, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (ч. 1, 4 ст. 41 ГрК РФ). Согласно ч. 10 ст. 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, нормативов градостроительного проектирования.
Статья: Порядок внесения изменений в проект межевания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление указанных изменений на согласование в соответствии с пп. "в" и "е" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 36 Правил N 112).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае внесения изменений в проект планировки территории, предусматривающий строительство, реконструкцию линейного объекта, в части изменения, связанного с увеличением или уменьшением не более чем на 10% площади зоны планируемого размещения линейного объекта и (или) иного объекта капитального строительства, входящего в состав линейного объекта, в связи с необходимостью уточнения границ зон планируемого размещения указанных объектов, не требуется направление указанных изменений на согласование в соответствии с пп. "в" и "е" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения, а также на согласование в соответствии с пп. "б" п. 13 Правил N 112 при условии, что внесение изменений не повлияет на предусмотренные проектом планировки территории планировочные решения и не приведет к необходимости изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 36 Правил N 112).