Зона отселения
Подборка наиболее важных документов по запросу Зона отселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Гражданин не согласен с отказом в выдаче удостоверения единого образца как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Гражданин не относится к категории лиц, имеющих право на выдачу удостоверения (лицо, которое проживало в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, лицо происходит из населенного пункта, который не относится к зоне отчуждения или зоне отселения, и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)Например, когда Гражданин не относится к категории лиц, имеющих право на выдачу удостоверения (лицо, которое проживало в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, лицо происходит из населенного пункта, который не относится к зоне отчуждения или зоне отселения, и т.п.)
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Суды верно исходили из того, что поскольку в спорный период истец не проживал, а проходил военную службу по призыву в зоне отселения, он не относится к категории лиц, указанных в пункте 11 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, поскольку перевод военнослужащего к новому месту службы либо выезд к месту проживания по окончании военной службы, нельзя считать добровольным выездом на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году, и в последующие годы в том смысле, который заложен в норму Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1, а относится к категории граждан, указанной в пункте 12 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", при этом данный статус не дает правовых оснований для установления пенсии по старости с уменьшением возраста согласно положениям статей 33, 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать число дней (исчислить продолжительность) ежегодного отпуска пропорционально фактически отработанному периоду времени
(КонсультантПлюс, 2025)Да, но в редких случаях, прямо предусмотренных законом. В частности, работникам, занятым на работах в зоне отселения и не проживающим в этой зоне (в том числе, временно направленным или командированным), ежегодный дополнительный оплачиваемый "чернобыльский" отпуск предоставляется за фактически отработанное в такой зоне время. Это следует, в частности, из п. 10 ч. 1 ст. 13, п. 2 ч. 2 ст. 20, ст. 21 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, но в редких случаях, прямо предусмотренных законом. В частности, работникам, занятым на работах в зоне отселения и не проживающим в этой зоне (в том числе, временно направленным или командированным), ежегодный дополнительный оплачиваемый "чернобыльский" отпуск предоставляется за фактически отработанное в такой зоне время. Это следует, в частности, из п. 10 ч. 1 ст. 13, п. 2 ч. 2 ст. 20, ст. 21 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1.
Готовое решение: Есть ли особенности в порядке предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска чернобыльцам
(КонсультантПлюс, 2025)специальным удостоверением - те, кому оно полагается по закону. Например, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, участники ликвидации этой аварии в 1986 - 1987 гг. в пределах зоны отчуждения, те, кто постоянно проживает (работает) в зоне отселения до переселения в другие районы. Это следует, в частности, из ч. 4 ст. 15, ч. 11 ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, Определения Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1394-О-О;
(КонсультантПлюс, 2025)специальным удостоверением - те, кому оно полагается по закону. Например, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, участники ликвидации этой аварии в 1986 - 1987 гг. в пределах зоны отчуждения, те, кто постоянно проживает (работает) в зоне отселения до переселения в другие районы. Это следует, в частности, из ч. 4 ст. 15, ч. 11 ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1, Определения Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1394-О-О;
Нормативные акты
Справочная информация: "Индексация пособий и иных выплат гражданам, пострадавшим в результате радиационных катастроф"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2.1. Ежегодная компенсация на оздоровление гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 1 закона 175-ФЗ (пункт 13 статьи 17 Закона 1244-1, статья 10 закона 175-ФЗ)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)2.1. Ежегодная компенсация на оздоровление гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 1 закона 175-ФЗ (пункт 13 статьи 17 Закона 1244-1, статья 10 закона 175-ФЗ)
Статья: Конституционная терминология в сфере социальной защиты
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Между тем в последние годы четко наметилась и на разных уровнях нормотворчества реализуется тенденция усиления адресности социальной поддержки. Так, на федеральном уровне ее реализацию можно связывать со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Изменения коснулись нескольких федеральных законов, устанавливающих меры социальной поддержки для отдельных категорий населения (ветеранов, жертв радиации и др.). Произошло ужесточение условий предоставления таких мер в целях усиления адресности социальной поддержки в условиях ограниченности публичных ресурсов. Например, для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, было введено условие, касающееся продолжительности постоянного проживания на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер (1 год в зоне отселения, 3 года в зоне проживания с правом на отселение, 4 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом). Следует подчеркнуть, что вновь введенные условия не распространялись на граждан, у которых право на меры социальной поддержки возникло до вступления в силу нового регулирования. Необходимость усиления адресности социальной поддержки в отношении данной категории граждан была обусловлена, как следует из пояснительной записки к законопроекту, многочисленными злоупотреблениями с их стороны при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях.
(Истомина Е.А., Федорова М.Ю.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Между тем в последние годы четко наметилась и на разных уровнях нормотворчества реализуется тенденция усиления адресности социальной поддержки. Так, на федеральном уровне ее реализацию можно связывать со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ (в ред. от 10 июля 2023 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости". Изменения коснулись нескольких федеральных законов, устанавливающих меры социальной поддержки для отдельных категорий населения (ветеранов, жертв радиации и др.). Произошло ужесточение условий предоставления таких мер в целях усиления адресности социальной поддержки в условиях ограниченности публичных ресурсов. Например, для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, было введено условие, касающееся продолжительности постоянного проживания на загрязненных территориях непосредственно перед предоставлением данных мер (1 год в зоне отселения, 3 года в зоне проживания с правом на отселение, 4 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом). Следует подчеркнуть, что вновь введенные условия не распространялись на граждан, у которых право на меры социальной поддержки возникло до вступления в силу нового регулирования. Необходимость усиления адресности социальной поддержки в отношении данной категории граждан была обусловлена, как следует из пояснительной записки к законопроекту, многочисленными злоупотреблениями с их стороны при регистрации по месту жительства без фактического проживания на загрязненных территориях.
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Фактор времени выступает важнейшим критерием дифференциации при решении вопроса об отнесении гражданина к той или иной категории пострадавших от чернобыльской катастрофы. Так, в зависимости от периода участия в работах по ликвидации последствий аварии - в 1986 - 1987 гг. и в 1988 - 1990 гг. - выделяются две самостоятельные категории лиц, для которых законом предусмотрен разный объем мер социальной защиты (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 названного Закона). Несмотря на то что эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы формально составляют одну категорию граждан (п. 6 ч. 1 указанной статьи), меры социальной защиты для них различаются, причем не только в зависимости от статуса зоны, но и исходя из темпоральных параметров. Например, гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 г. на территорию зоны проживания с правом на отселение, соответствующие меры социальной защиты при добровольном последующем выезде из этой зоны предоставляются только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием здесь. Гражданам, после 1 января 1994 г. переселившимся на территорию, подвергшуюся радиоактивному загрязнению, без заключения договоров с местной администрацией, такие меры не предоставляются вовсе (ч. 2 и 3 ст. 22 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Фактор времени выступает важнейшим критерием дифференциации при решении вопроса об отнесении гражданина к той или иной категории пострадавших от чернобыльской катастрофы. Так, в зависимости от периода участия в работах по ликвидации последствий аварии - в 1986 - 1987 гг. и в 1988 - 1990 гг. - выделяются две самостоятельные категории лиц, для которых законом предусмотрен разный объем мер социальной защиты (пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 названного Закона). Несмотря на то что эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы формально составляют одну категорию граждан (п. 6 ч. 1 указанной статьи), меры социальной защиты для них различаются, причем не только в зависимости от статуса зоны, но и исходя из темпоральных параметров. Например, гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 г. на территорию зоны проживания с правом на отселение, соответствующие меры социальной защиты при добровольном последующем выезде из этой зоны предоставляются только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием здесь. Гражданам, после 1 января 1994 г. переселившимся на территорию, подвергшуюся радиоактивному загрязнению, без заключения договоров с местной администрацией, такие меры не предоставляются вовсе (ч. 2 и 3 ст. 22 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1).
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для чернобыльцев?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
Готовое решение: Как заполнить и подать подраздел 1.2 подраздела 1 "Сведения о страховом стаже" формы ЕФС-1, в том числе вместе с подразделом 2 разд. 1
(КонсультантПлюс, 2025)При внесении в графу 4 кода "Ч36", свидетельствующего о работе в зоне отселения, руководствуйтесь пояснениями в классификаторе, п. п. 59, 61 - 63 Порядка заполнения формы ЕФС-1.
(КонсультантПлюс, 2025)При внесении в графу 4 кода "Ч36", свидетельствующего о работе в зоне отселения, руководствуйтесь пояснениями в классификаторе, п. п. 59, 61 - 63 Порядка заполнения формы ЕФС-1.
Готовое решение: На какую максимальную продолжительность может быть выдан длительный больничный лист
(КонсультантПлюс, 2025)А если женщина проживает (работает), в частности, в населенном пункте, который подвергся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне проживания с правом на отселение), то при сроке 27 недель беременности ей выдадут больничный на 160 календарных дней, а при многоплодной беременности - на 200 календарных дней (п. 63 Порядка формирования листков нетрудоспособности).
(КонсультантПлюс, 2025)А если женщина проживает (работает), в частности, в населенном пункте, который подвергся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне проживания с правом на отселение), то при сроке 27 недель беременности ей выдадут больничный на 160 календарных дней, а при многоплодной беременности - на 200 календарных дней (п. 63 Порядка формирования листков нетрудоспособности).
Ситуация: Какие налоговые льготы имеют чернобыльцы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
Готовое решение: Какова продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого (льготного) отпуска для различных категорий работников
(КонсультантПлюс, 2025)Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть разной продолжительности. Так, для тех, кто пострадал от чернобыльской аварии, - 14 календарных дней. Право на этот отпуск эта категория работников имеет вне зависимости от того, где расположен работодатель. Кто работает в настоящее время в зонах, подвергшихся радиационному загрязнению (в зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом), - 21, 14 и 7 календарных дней. Количество дней отпуска зависит от времени проживания и работы в соответствующей зоне и причиненного ущерба здоровью. Рассмотрим подробнее.
(КонсультантПлюс, 2025)Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, предоставляемый подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть разной продолжительности. Так, для тех, кто пострадал от чернобыльской аварии, - 14 календарных дней. Право на этот отпуск эта категория работников имеет вне зависимости от того, где расположен работодатель. Кто работает в настоящее время в зонах, подвергшихся радиационному загрязнению (в зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом), - 21, 14 и 7 календарных дней. Количество дней отпуска зависит от времени проживания и работы в соответствующей зоне и причиненного ущерба здоровью. Рассмотрим подробнее.
"Комментарий к главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на доходы физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 17.05.2021 N 03-04-05/37454 указывается, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, относятся в том числе военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В письме Минфина России от 17.05.2021 N 03-04-05/37454 указывается, что в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона N 1244-1, относятся в том числе военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.