Зона ограничения застройки
Подборка наиболее важных документов по запросу Зона ограничения застройки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 38 "Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Вопреки позиции стороны административного истца, установление в пределах территориальной зоны подзоны строгого ограничения застройки в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, не противоречит приведенным нормам градостроительного законодательства, поскольку часть 2 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускает сочетания различных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в пределах одной территориальной зоны."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы судебной практики по спорам о правах на самовольную постройку
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Данный иск был удовлетворен с учетом положений пункта 2 статьи 222 ГК РФ, поскольку самовольная постройка подлежит сносу, если она не соответствует требованиям, установленным на момент рассмотрения вопроса о ее сносе. Суды признали надлежащим доказательством по делу и приняли во внимание заключение судебной строительно-технической экспертизы, согласно которому процент спорной застройки составляет 30,2%, площадь застройки составляет 1 216 кв. м, в то время как разрешение было выдано на строительство дома площадью 563 кв. м, а по Закону N 820-7 для данной зоны установлены ограничения: максимальный процент застройки - 25%, максимальная площадь застройки - 500 кв. м. Учитывая указанные обстоятельства, суды посчитали, что спорное строение не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, указанным в градостроительном нормативном акте, в связи с чем не имеется оснований для сохранения этой постройки.
(Преснецова Т.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Данный иск был удовлетворен с учетом положений пункта 2 статьи 222 ГК РФ, поскольку самовольная постройка подлежит сносу, если она не соответствует требованиям, установленным на момент рассмотрения вопроса о ее сносе. Суды признали надлежащим доказательством по делу и приняли во внимание заключение судебной строительно-технической экспертизы, согласно которому процент спорной застройки составляет 30,2%, площадь застройки составляет 1 216 кв. м, в то время как разрешение было выдано на строительство дома площадью 563 кв. м, а по Закону N 820-7 для данной зоны установлены ограничения: максимальный процент застройки - 25%, максимальная площадь застройки - 500 кв. м. Учитывая указанные обстоятельства, суды посчитали, что спорное строение не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, указанным в градостроительном нормативном акте, в связи с чем не имеется оснований для сохранения этой постройки.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ по п. п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ по п. п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.
Нормативные акты
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Во-вторых, несмотря на упоминание в составе документов территориального планирования всех уровней (материалов по обоснованию схем территориального планирования, генеральных планов) карт, отображающих ЗОУИТ, как отмечают специалисты, эта часть документов актуализируется гораздо реже, чем их утверждаемая часть <10>, что не всегда может гарантировать реализацию публичного, общественного интереса в сохранении объектов культурного наследия. По сути, первым (в иерархии градостроительных документов) документом, где отображаются ЗОУИТ, являются правила землепользования и застройки, точнее - карта градостроительного зонирования; также возможно создание отдельной карты ЗОУИТ (см. ч. 5 ст. 30 ГрК РФ) или утверждение единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа в части соответствующей карты. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными в границах ЗОУИТ, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся (ч. 3 ст. 31 ГрК РФ). Градостроительное законодательство также предусматривает процедуру по изменению правил землепользования и застройки в целях отображения границ таких зон, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон (см. ч. 8 - 10 ст. 33 ГрК РФ).
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)Во-вторых, несмотря на упоминание в составе документов территориального планирования всех уровней (материалов по обоснованию схем территориального планирования, генеральных планов) карт, отображающих ЗОУИТ, как отмечают специалисты, эта часть документов актуализируется гораздо реже, чем их утверждаемая часть <10>, что не всегда может гарантировать реализацию публичного, общественного интереса в сохранении объектов культурного наследия. По сути, первым (в иерархии градостроительных документов) документом, где отображаются ЗОУИТ, являются правила землепользования и застройки, точнее - карта градостроительного зонирования; также возможно создание отдельной карты ЗОУИТ (см. ч. 5 ст. 30 ГрК РФ) или утверждение единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа в части соответствующей карты. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными в границах ЗОУИТ, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся (ч. 3 ст. 31 ГрК РФ). Градостроительное законодательство также предусматривает процедуру по изменению правил землепользования и застройки в целях отображения границ таких зон, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон (см. ч. 8 - 10 ст. 33 ГрК РФ).