Зона экологического бедствия
Подборка наиболее важных документов по запросу Зона экологического бедствия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка: Руководитель организации (иное лицо) привлекается к ответственности за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)указанное нарушение создало угрозу причинения или причинило существенный вред здоровью человека или окружающей среде, либо повлекло смерть человека или массовое заболевание, массовую гибель животных, либо совершено в зоне экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации
(КонсультантПлюс, 2025)указанное нарушение создало угрозу причинения или причинило существенный вред здоровью человека или окружающей среде, либо повлекло смерть человека или массовое заболевание, массовую гибель животных, либо совершено в зоне экологического бедствия, чрезвычайной экологической ситуации
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как гражданину РФ зарегистрироваться по месту жительства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в зонах экологического бедствия;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)в зонах экологического бедствия;
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава VIII. ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ, ЗОНЫ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"Глава VIII. ЗОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ, ЗОНЫ
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
(ред. от 17.11.2025)2. Те же деяния, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -
Статья: Ответственность за правонарушения, связанные с незаконной добычей водных биологических ресурсов: проблемы терминологии
(Семенова И.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Что же понимается под незаконной добычей водных биоресурсов? При рассмотрении данного вопроса стоит обратиться к пониманию слова "незаконный". При его буквальном толковании, он означает "не основывающийся на законе; нарушающий закон" [3, с. 622]. Таким образом, под незаконной добычей ВБР, должно пониматься любое нарушение, установленного законом порядка осуществления данной деятельности. Однако с юридической точки зрения, незаконная добыча водных биоресурсов является именно экологическим преступлением, согласно ст. 256 УК РФ. Поскольку, в КоАП РФ относительно незаконной добычи ВБР отсутствует статья с соответствующим наименованием, в отличие от некоторых иных экологических правонарушений (например, незаконная рубка лесных насаждений ст. 8.28 КоАП РФ, ст. 260 УК РФ). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ч. 2 ст. 253, ст. 256, 258.1 УК РФ)" (далее - ПП ВС N 26) (Российская газета. N 271. 2010.) определяет незаконную добычу ВБР как действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства, при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления ВБР, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо, когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба. Таким образом, согласно позиции ВС РФ, под незаконной добычей водных биологических ресурсов понимается нарушение законодательства в области рыболовства, связанное осуществлением добычи ВБР, сопровождаемое обстоятельствами, закрепленными в ч. 1 ст. 256 УК РФ. В таком случае, может сложиться впечатление, что иные нарушения нормативных положений, регламентирующих добычу водных биологических ресурсов, не влекут ответственность, поскольку не подходят под критерии незаконной добычи ВБР. Однако это впечатление ложное и за такие деяния также предусмотрена ответственность, но не уголовная, а административная - за нарушения правил и требований, регламентирующих рыболовство, что по сути своей (но не с точки зрения буквы закона) также является незаконной добычей ВБР. В связи с этим, в рамках настоящей статьи под незаконной добычей ВБР мы понимаем все экологические правонарушения, совершаемые в данной сфере, а не только преступные посягательства.
(Семенова И.В.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 2)Что же понимается под незаконной добычей водных биоресурсов? При рассмотрении данного вопроса стоит обратиться к пониманию слова "незаконный". При его буквальном толковании, он означает "не основывающийся на законе; нарушающий закон" [3, с. 622]. Таким образом, под незаконной добычей ВБР, должно пониматься любое нарушение, установленного законом порядка осуществления данной деятельности. Однако с юридической точки зрения, незаконная добыча водных биоресурсов является именно экологическим преступлением, согласно ст. 256 УК РФ. Поскольку, в КоАП РФ относительно незаконной добычи ВБР отсутствует статья с соответствующим наименованием, в отличие от некоторых иных экологических правонарушений (например, незаконная рубка лесных насаждений ст. 8.28 КоАП РФ, ст. 260 УК РФ). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (ч. 2 ст. 253, ст. 256, 258.1 УК РФ)" (далее - ПП ВС N 26) (Российская газета. N 271. 2010.) определяет незаконную добычу ВБР как действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства, при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления ВБР, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо, когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба. Таким образом, согласно позиции ВС РФ, под незаконной добычей водных биологических ресурсов понимается нарушение законодательства в области рыболовства, связанное осуществлением добычи ВБР, сопровождаемое обстоятельствами, закрепленными в ч. 1 ст. 256 УК РФ. В таком случае, может сложиться впечатление, что иные нарушения нормативных положений, регламентирующих добычу водных биологических ресурсов, не влекут ответственность, поскольку не подходят под критерии незаконной добычи ВБР. Однако это впечатление ложное и за такие деяния также предусмотрена ответственность, но не уголовная, а административная - за нарушения правил и требований, регламентирующих рыболовство, что по сути своей (но не с точки зрения буквы закона) также является незаконной добычей ВБР. В связи с этим, в рамках настоящей статьи под незаконной добычей ВБР мы понимаем все экологические правонарушения, совершаемые в данной сфере, а не только преступные посягательства.
Статья: Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)<24> См.: Совещание о ходе ликвидации вреда окружающей среде в городе Усолье-Сибирском // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64499; Новая жизнь Усолья-Сибирского. Что меняется в зоне экологического бедствия // URL: https://rosatom.ru/journalist/smi-about-industry/novaya-zhizn-usolya-sibirskogo-chto-menyaetsya-v-zone-ekologicheskogo-bedstviya/ (дата обращения: 11.04.2022).
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2022, N 4)<24> См.: Совещание о ходе ликвидации вреда окружающей среде в городе Усолье-Сибирском // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/64499; Новая жизнь Усолья-Сибирского. Что меняется в зоне экологического бедствия // URL: https://rosatom.ru/journalist/smi-about-industry/novaya-zhizn-usolya-sibirskogo-chto-menyaetsya-v-zone-ekologicheskogo-bedstviya/ (дата обращения: 11.04.2022).
Статья: Порча земли (ст. 254 УК РФ): проблемы конструирования и практики применения, уголовно-правовая характеристика состава преступления
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Отдельного внимания заслуживают квалифицирующий признак - порча земли в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 ст. 254 УК РФ) и особо квалифицирующий - причинение перечисленными в ч. 1 и 2 ст. 254 УК РФ деяниями по неосторожности смерти человеку (ч. 3 ст. 254 УК РФ).
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Отдельного внимания заслуживают квалифицирующий признак - порча земли в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации (ч. 2 ст. 254 УК РФ) и особо квалифицирующий - причинение перечисленными в ч. 1 и 2 ст. 254 УК РФ деяниями по неосторожности смерти человеку (ч. 3 ст. 254 УК РФ).
Статья: 30 лет Закону РСФСР "Об охране окружающей природной среды"
(Кичигин Н.В., Меньщиков В.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия (разд. VIII).
(Кичигин Н.В., Меньщиков В.Ф.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Установление правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия (разд. VIII).
Статья: Принципы и пределы осуществления гражданских прав
(Макеева И.В., Зейналова Л.М.)
("Право и экономика", 2022, N 8)В законодательстве пределы осуществления прав могут устанавливаться разными способами. В одних случаях, например, нормами предписывается определенный порядок осуществления права, не допускающий каких-либо отступлений. В других ситуациях установленный законом правовой режим имущества (например, недвижимого) содержит пределы осуществления гражданских прав. Нередко такие пределы формулируются путем введения запретов на совершение каких-то конкретных действий. При этом пределы осуществления прав не всегда формулируются в прямой форме, с указанием на данную формулировку. Но из существа той или иной правовой нормы мы видим, что речь идет именно о таких пределах. Нередко пределы осуществления гражданских прав именуются в законе ограничениями. Так, в п. 2 ст. 1 ГК РФ указано, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. Например, в содержание правоспособности гражданина входит возможность избирать место жительства (ст. 18 Кодекса). Эта норма конституционная. Однако право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства может быть ограничено в пограничной зоне, в закрытых военных городках, в зоне экологического бедствия и т.п. Могут вводиться ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав (ст. 129 ГК РФ) и т.д.
(Макеева И.В., Зейналова Л.М.)
("Право и экономика", 2022, N 8)В законодательстве пределы осуществления прав могут устанавливаться разными способами. В одних случаях, например, нормами предписывается определенный порядок осуществления права, не допускающий каких-либо отступлений. В других ситуациях установленный законом правовой режим имущества (например, недвижимого) содержит пределы осуществления гражданских прав. Нередко такие пределы формулируются путем введения запретов на совершение каких-то конкретных действий. При этом пределы осуществления прав не всегда формулируются в прямой форме, с указанием на данную формулировку. Но из существа той или иной правовой нормы мы видим, что речь идет именно о таких пределах. Нередко пределы осуществления гражданских прав именуются в законе ограничениями. Так, в п. 2 ст. 1 ГК РФ указано, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. Например, в содержание правоспособности гражданина входит возможность избирать место жительства (ст. 18 Кодекса). Эта норма конституционная. Однако право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства может быть ограничено в пограничной зоне, в закрытых военных городках, в зоне экологического бедствия и т.п. Могут вводиться ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав (ст. 129 ГК РФ) и т.д.
Статья: Координация в структуре органов государственного экологического управления
(Заславская Н.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)По данным справочной правовой системы "КонсультантПлюс", в настоящее время термин "координация" употребляется более чем в 60 федеральных законах и более чем в 4 500 иных нормативных актах <1>, размещенных в рубрике (тематике) "окружающая природная среда и природные ресурсы" <2>. В подавляющем большинстве случаев в названных актах речь идет о "координации деятельности", иногда - о "координации работ" (например, в статье 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации использовано словосочетание "мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров") или "координации мероприятий" (статья 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации координацию и реализацию мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия).
(Заславская Н.М.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 9)По данным справочной правовой системы "КонсультантПлюс", в настоящее время термин "координация" употребляется более чем в 60 федеральных законах и более чем в 4 500 иных нормативных актах <1>, размещенных в рубрике (тематике) "окружающая природная среда и природные ресурсы" <2>. В подавляющем большинстве случаев в названных актах речь идет о "координации деятельности", иногда - о "координации работ" (например, в статье 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации использовано словосочетание "мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров") или "координации мероприятий" (статья 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды" относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации координацию и реализацию мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия).
Статья: Освоение целины: уроки истории для современного российского земельного и экологического права
(Анисимов А.П., Чичкин А.В.)
("Юрист", 2024, N 9)2. Экологические последствия освоения целины требуют, с одной стороны, увеличения площади особо охраняемых природных территорий в целях сохранения для будущих поколений естественных (степных) экосистем и, с другой стороны, развития категории зоны экологического бедствия для восстановления нарушенных земель, в том числе и в результате освоения целины. В настоящий момент в России отсутствует правовая база для создания зон экологического бедствия (закон о них до сих пор не принят), но при его разработке может быть полезным опыт Беларуси и Казахстана, где эти зоны уже созданы.
(Анисимов А.П., Чичкин А.В.)
("Юрист", 2024, N 9)2. Экологические последствия освоения целины требуют, с одной стороны, увеличения площади особо охраняемых природных территорий в целях сохранения для будущих поколений естественных (степных) экосистем и, с другой стороны, развития категории зоны экологического бедствия для восстановления нарушенных земель, в том числе и в результате освоения целины. В настоящий момент в России отсутствует правовая база для создания зон экологического бедствия (закон о них до сих пор не принят), но при его разработке может быть полезным опыт Беларуси и Казахстана, где эти зоны уже созданы.
Статья: К вопросу о предмете экологического права
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н., Калинина Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Предмет науки экологического права также касается изучения своих правовых категорий. Ключевыми положениями с точки зрения доктринального анализа предмета правового регулирования в области охраны окружающей среды являются такие дефиниции, как "окружающая среда"; "экологическая безопасность"; "особо охраняемые природные территории"; "зона экологического бедствия"; "экологический контроль". Также важными видятся такие понятия, как "экологическое правонарушение"; "экологическая экспертиза"; "экологическая информация" и др.
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н., Калинина Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Предмет науки экологического права также касается изучения своих правовых категорий. Ключевыми положениями с точки зрения доктринального анализа предмета правового регулирования в области охраны окружающей среды являются такие дефиниции, как "окружающая среда"; "экологическая безопасность"; "особо охраняемые природные территории"; "зона экологического бедствия"; "экологический контроль". Также важными видятся такие понятия, как "экологическое правонарушение"; "экологическая экспертиза"; "экологическая информация" и др.
Статья: О роли органов местного самоуправления в формировании предпринимательской деятельности для достижения целей перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Каспрова Ю.А. отмечает, что в настоящий момент у органов местного самоуправления нет никаких полномочий в части установления зон экологического бедствия. В связи с этим она предлагает "наделить органы местного самоуправления правом проводить экологическое обследование и оценку территорий на предмет наделения ее статусом зон экологического бедствия и в дальнейшем инициировать придание территории такого статуса" [7, с. 78]. С данным подходом следует согласиться. В настоящий момент существует две разновидности территорий с особым эколого-правовым режимом - особо охраняемые природные территории и зоны экологического бедствия (последние существуют только в теории, поскольку специальный федеральный закон о них до сих пор не принят). В связи с этим представляется логичным создание возможности для органов местного самоуправления не только образовывать ООПТ местного значения, но и предусмотреть в проекте федерального закона о зонах экологического бедствия (когда таковой наконец появится) аналогичную возможность по участию местных органов власти в создании зон экологического бедствия - территорий с критической экологической ситуацией.
(Рыженков А.Я.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 1)Каспрова Ю.А. отмечает, что в настоящий момент у органов местного самоуправления нет никаких полномочий в части установления зон экологического бедствия. В связи с этим она предлагает "наделить органы местного самоуправления правом проводить экологическое обследование и оценку территорий на предмет наделения ее статусом зон экологического бедствия и в дальнейшем инициировать придание территории такого статуса" [7, с. 78]. С данным подходом следует согласиться. В настоящий момент существует две разновидности территорий с особым эколого-правовым режимом - особо охраняемые природные территории и зоны экологического бедствия (последние существуют только в теории, поскольку специальный федеральный закон о них до сих пор не принят). В связи с этим представляется логичным создание возможности для органов местного самоуправления не только образовывать ООПТ местного значения, но и предусмотреть в проекте федерального закона о зонах экологического бедствия (когда таковой наконец появится) аналогичную возможность по участию местных органов власти в создании зон экологического бедствия - территорий с критической экологической ситуацией.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Во-вторых, нарушения экологической безопасности как защищенного состояния окружающей среды или ее компонентов. Отчасти преступления из первой классификационной группы посягают и на нее, но поскольку совершаются при ведении социально ориентированной или социально необходимой деятельности, то более правильным представляется выделить их именно по признаку нарушения конституционного права на благоприятную окружающую среду. В условно классическом виде, таким образом, посягательствами на экологическую безопасность выступают деяния, ответственность за совершение которых установлена ст. 253, 257, 259, 261, 262 УК РФ, а также совершенные в условиях чрезвычайной экологической ситуации или в зоне экологического бедствия преступления из первой классификационной группы. Таким образом, ключевым параметром здесь является наличие особых правовых режимов, ограничивающих свободный доступ природопользователей к ведению деятельности, или ситуации, когда изначально безопасное осуществление в целом легальной деятельности невозможно.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Во-вторых, нарушения экологической безопасности как защищенного состояния окружающей среды или ее компонентов. Отчасти преступления из первой классификационной группы посягают и на нее, но поскольку совершаются при ведении социально ориентированной или социально необходимой деятельности, то более правильным представляется выделить их именно по признаку нарушения конституционного права на благоприятную окружающую среду. В условно классическом виде, таким образом, посягательствами на экологическую безопасность выступают деяния, ответственность за совершение которых установлена ст. 253, 257, 259, 261, 262 УК РФ, а также совершенные в условиях чрезвычайной экологической ситуации или в зоне экологического бедствия преступления из первой классификационной группы. Таким образом, ключевым параметром здесь является наличие особых правовых режимов, ограничивающих свободный доступ природопользователей к ведению деятельности, или ситуации, когда изначально безопасное осуществление в целом легальной деятельности невозможно.