Значимые бюджетные риски
Подборка наиболее важных документов по запросу Значимые бюджетные риски (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительный анализ положений нормативно-правовых и методических документов по организации внутреннего финансового аудита у органов исполнительной власти Москвы и утвержденных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)- актуализация реестра бюджетных рисков - регулярно (не реже одного раза в год) проводимая переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, а также выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков;
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2021, N 7)- актуализация реестра бюджетных рисков - регулярно (не реже одного раза в год) проводимая переоценка (определение значимости) бюджетных рисков, находящихся в реестре бюджетных рисков, а также выявление бюджетных рисков, присущих текущему и очередному финансовому году, в целях их включения в реестр бюджетных рисков;
Статья: Коррупционные риски в правовом обеспечении финансирования публичных закупок
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)При определении риск-ориентированных угроз в отношениях, связанных с публичными закупками, значимым видом риска, безусловно, являются бюджетные риски. Характеризуя бюджетные риски в системе закупок, следует отметить, что они существуют при исполнении всех уровней бюджетной системы. По мнению Д.Л. Комягина, управление средствами на едином счете бюджета должно осуществляться с целью уменьшения рисков в финансовой сфере [11, с. 7].
(Кикавец В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)При определении риск-ориентированных угроз в отношениях, связанных с публичными закупками, значимым видом риска, безусловно, являются бюджетные риски. Характеризуя бюджетные риски в системе закупок, следует отметить, что они существуют при исполнении всех уровней бюджетной системы. По мнению Д.Л. Комягина, управление средствами на едином счете бюджета должно осуществляться с целью уменьшения рисков в финансовой сфере [11, с. 7].
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 2 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Законом N 275-ФЗ предусмотрены определенные механизмы для минимизации рисков, связанных с возможным неисполнением контракта, срывом работ, нецелевым использованием бюджетных средств и т.п. в такой значимой для государства и общества сфере, которой является оборона.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)Законом N 275-ФЗ предусмотрены определенные механизмы для минимизации рисков, связанных с возможным неисполнением контракта, срывом работ, нецелевым использованием бюджетных средств и т.п. в такой значимой для государства и общества сфере, которой является оборона.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)При наличии спора между работником и работодателем, не относящимся к бюджетной сфере, о компенсации работнику расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в ситуации, когда размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно коллективным договором, локальными нормативными актами или трудовым договором не определены, вопрос о размере, условиях и порядке выплаты названной компенсации необходимо разрешать с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, в частности, реальные экономические возможности работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, продолжительность работы работника у такого работодателя, размер заработной платы работника, размер расходов работника на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и другие значимые обстоятельства, соблюдая при этом баланс интересов работника, осуществляющего трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и его работодателя, не относящегося к бюджетной сфере и осуществляющего предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность на свой страх и риск. При этом полный отказ от компенсации работнику его расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно или неоправданное занижение такой компенсации недопустимы.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.06.2025)
(ред. от 19.11.2025)При наличии спора между работником и работодателем, не относящимся к бюджетной сфере, о компенсации работнику расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в ситуации, когда размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно коллективным договором, локальными нормативными актами или трудовым договором не определены, вопрос о размере, условиях и порядке выплаты названной компенсации необходимо разрешать с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, в частности, реальные экономические возможности работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, продолжительность работы работника у такого работодателя, размер заработной платы работника, размер расходов работника на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и другие значимые обстоятельства, соблюдая при этом баланс интересов работника, осуществляющего трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и его работодателя, не относящегося к бюджетной сфере и осуществляющего предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность на свой страх и риск. При этом полный отказ от компенсации работнику его расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно или неоправданное занижение такой компенсации недопустимы.
Статья: Развитие учетной практики применения оценочных значений в фокусе раскрытия отчетной информации о ESG-факторах и рисках
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)РАЗВИТИЕ УЧЕТНОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
(Сафонова И.В., Карташов В.С.)
("Аудитор", 2023, N 6)РАЗВИТИЕ УЧЕТНОЙ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
Статья: Рекомендации Минфина по определению критериев признания (непризнания) заключений субъектами ВФА
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)в) описание значимых бюджетных рисков, их причин и возможных последствий реализации;
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 10)в) описание значимых бюджетных рисков, их причин и возможных последствий реализации;
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Повышенные требования к добросовестности контрагента могут быть предъявлены при заключении им сделки с обществом, имеющим тот или иной публичный элемент. В частности, если обществом, участвующим в социально значимых программах, финансируемых за счет бюджетных средств, выдается поручительство на невыгодных условиях (за неплатежеспособного заемщика, о чем контрагенту-банку было известно), то такая ситуация расценивается судами как дополнительное подтверждение того, что сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, что должно было быть очевидно для контрагента <1>. В российской практике традиционно под особым риском находятся сделки с государственными и муниципальными унитарными предприятиями, при оспаривании сделок с которыми вопрос добросовестности контрагента судами подробно, как правило, не исследуется и сделка признается недействительной по совокупности оснований (и как крупная сделка, и как сделка, противоречащая закону и нарушающая публичный интерес по п. 2 ст. 168 ГК РФ) <2>. С учетом данной практики контрагенту разумно принять дополнительные меры для проверки сделки, если ее другой стороной выступает общество с подобным публичным элементом либо государственное (муниципальное) унитарное предприятие.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Повышенные требования к добросовестности контрагента могут быть предъявлены при заключении им сделки с обществом, имеющим тот или иной публичный элемент. В частности, если обществом, участвующим в социально значимых программах, финансируемых за счет бюджетных средств, выдается поручительство на невыгодных условиях (за неплатежеспособного заемщика, о чем контрагенту-банку было известно), то такая ситуация расценивается судами как дополнительное подтверждение того, что сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, что должно было быть очевидно для контрагента <1>. В российской практике традиционно под особым риском находятся сделки с государственными и муниципальными унитарными предприятиями, при оспаривании сделок с которыми вопрос добросовестности контрагента судами подробно, как правило, не исследуется и сделка признается недействительной по совокупности оснований (и как крупная сделка, и как сделка, противоречащая закону и нарушающая публичный интерес по п. 2 ст. 168 ГК РФ) <2>. С учетом данной практики контрагенту разумно принять дополнительные меры для проверки сделки, если ее другой стороной выступает общество с подобным публичным элементом либо государственное (муниципальное) унитарное предприятие.
Статья: Формирование, ведение и утверждение реестра бюджетных рисков
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску, а также возможность актуализации реестра бюджетных рисков.
(Мухин С.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)При формировании и ведении реестра бюджетных рисков необходимо обеспечить возможность ранжирования бюджетных рисков по значимости (уровню) от наиболее значимого к наименее значимому (незначимому) бюджетному риску, а также возможность актуализации реестра бюджетных рисков.
Статья: Портфельные риск-метрики: данные и логика расчета
(Горюкова О., Валинуров Т.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 1)Под риск-метриками мы будем понимать показатели, которые позволяют в числовом формате не только измерить уровень риска в отношении оцениваемой сущности, но и одновременно охарактеризовать качество работы СУР (в части управления кредитным риском). При этом набор применяемых риск-метрик у каждого банка может быть своим - здесь нет каких-то общепринятых правил. Обобщая имеющуюся практику, можно выделить несколько их видов (табл. 1). Например, в АО "Свой Банк" Департамент управления рисками контролирует фактическое достижение бюджетных значений по портфельным показателям, бизнес-линиям (корпоративный бизнес, розничный бизнес, залоговое кредитование), а также по некоторым продуктам. Интересно, что финансовый департамент и бизнес-подразделения банка также часто видят для себя большую пользу и применяют бюджетные риск-метрики как важную составляющую при расчете ROE (return on equity) по крупным кредитным сделкам.
(Горюкова О., Валинуров Т.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 1)Под риск-метриками мы будем понимать показатели, которые позволяют в числовом формате не только измерить уровень риска в отношении оцениваемой сущности, но и одновременно охарактеризовать качество работы СУР (в части управления кредитным риском). При этом набор применяемых риск-метрик у каждого банка может быть своим - здесь нет каких-то общепринятых правил. Обобщая имеющуюся практику, можно выделить несколько их видов (табл. 1). Например, в АО "Свой Банк" Департамент управления рисками контролирует фактическое достижение бюджетных значений по портфельным показателям, бизнес-линиям (корпоративный бизнес, розничный бизнес, залоговое кредитование), а также по некоторым продуктам. Интересно, что финансовый департамент и бизнес-подразделения банка также часто видят для себя большую пользу и применяют бюджетные риск-метрики как важную составляющую при расчете ROE (return on equity) по крупным кредитным сделкам.
Готовое решение: Как оформляют итоги аудиторского мероприятия внутреннего финансового аудита
(КонсультантПлюс, 2025)Итоги такого аудиторского мероприятия оформляют заключением. В нем указывают тему мероприятия, описывают выявленные нарушения и недостатки, их причины и условия, значимые бюджетные риски, делают выводы о достижении целей ВФА, дают рекомендации о повышении качества финансового менеджмента.
(КонсультантПлюс, 2025)Итоги такого аудиторского мероприятия оформляют заключением. В нем указывают тему мероприятия, описывают выявленные нарушения и недостатки, их причины и условия, значимые бюджетные риски, делают выводы о достижении целей ВФА, дают рекомендации о повышении качества финансового менеджмента.
Статья: Анализ применения цифровых технологий при контроле финансирования государственного оборонного заказа: правовое регулирование и практика
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Также с 1 апреля 2025 г. в ГОЗ осуществляется автоматизированный мониторинг цен, в рамках которого Федеральным казначейством анализируется процесс финансирования ГОЗ и выявляются риски завышения цен по государственным контрактам, контрактам (договорам) <19>. Данные изменения расцениваются как позитивные, поскольку позволяют уполномоченным государственным органам оперативно и всеобъемлюще получать информацию о финансовых операциях по расходованию бюджетных средств, а также выявлять риски и проблемные аспекты в финансировании ГОЗ, что имеет существенное значение в рамках обеспечения безопасности и обороны страны.
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Также с 1 апреля 2025 г. в ГОЗ осуществляется автоматизированный мониторинг цен, в рамках которого Федеральным казначейством анализируется процесс финансирования ГОЗ и выявляются риски завышения цен по государственным контрактам, контрактам (договорам) <19>. Данные изменения расцениваются как позитивные, поскольку позволяют уполномоченным государственным органам оперативно и всеобъемлюще получать информацию о финансовых операциях по расходованию бюджетных средств, а также выявлять риски и проблемные аспекты в финансировании ГОЗ, что имеет существенное значение в рамках обеспечения безопасности и обороны страны.
Статья: Внутренний контроль как инструмент выявления внутрихозяйственных резервов
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)ДЗО ООО "Вектор" продемонстрировало положительную динамику ключевых показателей за счет снижения расходов по обычным видам деятельности без значимого прироста объемов реализации как в сравнении с плановыми бюджетными показателями, так и по отношению к предшествующему календарному году; менеджментом ДЗО система внутреннего контроля и управления рисками признана достаточно эффективной. Руководством материнской компании отмечено, что менеджментом ООО "Вектор" на протяжении отчетного периода эффективно изыскивались и использовались внутрихозяйственные резервы, что обусловило положительную динамику EBITDA и денежного потока. ООО "Вектор" попало в периметр аудиторских проверок на очередной финансовый год в плановом порядке как объект аудита с минимальным риском средств контроля.
(Алексеенко А.Ю., Олейник М.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 2)ДЗО ООО "Вектор" продемонстрировало положительную динамику ключевых показателей за счет снижения расходов по обычным видам деятельности без значимого прироста объемов реализации как в сравнении с плановыми бюджетными показателями, так и по отношению к предшествующему календарному году; менеджментом ДЗО система внутреннего контроля и управления рисками признана достаточно эффективной. Руководством материнской компании отмечено, что менеджментом ООО "Вектор" на протяжении отчетного периода эффективно изыскивались и использовались внутрихозяйственные резервы, что обусловило положительную динамику EBITDA и денежного потока. ООО "Вектор" попало в периметр аудиторских проверок на очередной финансовый год в плановом порядке как объект аудита с минимальным риском средств контроля.
Статья: О дивидендной политике компаний с государственным участием
(Павлов А.Ю., Данилов И.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Первую составляют экономические факторы, которые, в свою очередь, можно подразделить на макро- и микроэкономические. Последние прежде всего связаны с составом участников корпорации, поскольку это предопределяет особенности принятия решений о распределении полученной прибыли. В зависимости от доли участия публично-правового образования в уставном капитале хозяйственного общества можно выделить несколько типов подобных корпораций: 1) ПАО, в которых 100% акций принадлежат публично-правовому образованию; 2) ПАО, в которых последнему принадлежит классический контрольный пакет, составляющий более 50% акций; 3) ПАО, где публично-правовому образованию принадлежит менее 50% акций с условием блокирования принимаемых решений или без такового; 4) ООО, где такому субъекту принадлежит большая часть долей в уставном капитале; 5) ООО, где на публично-правовое образование приходится менее 50% долей. Причем с точки зрения дивидендной политики интерес представляют первые две разновидности корпораций, поскольку в их определении ведущую роль играет публично-правовое образование, для которого получение дивидендов является значимым источником доходов бюджета. Однако нельзя не учитывать, что подобные корпорации используются и для достижения иных целей, которым на определенном этапе может отдаваться приоритет даже при наличии риска бюджетных потерь. Так, отказ от выплаты дивидендов ПАО "Промсвязьбанк" за 2021 г. был увязан с необходимостью направления денежных средств на кредитование оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации <3>, в чем, безусловно, заинтересовано государство, но не миноритарии.
(Павлов А.Ю., Данилов И.А.)
("Финансовое право", 2022, N 9)Первую составляют экономические факторы, которые, в свою очередь, можно подразделить на макро- и микроэкономические. Последние прежде всего связаны с составом участников корпорации, поскольку это предопределяет особенности принятия решений о распределении полученной прибыли. В зависимости от доли участия публично-правового образования в уставном капитале хозяйственного общества можно выделить несколько типов подобных корпораций: 1) ПАО, в которых 100% акций принадлежат публично-правовому образованию; 2) ПАО, в которых последнему принадлежит классический контрольный пакет, составляющий более 50% акций; 3) ПАО, где публично-правовому образованию принадлежит менее 50% акций с условием блокирования принимаемых решений или без такового; 4) ООО, где такому субъекту принадлежит большая часть долей в уставном капитале; 5) ООО, где на публично-правовое образование приходится менее 50% долей. Причем с точки зрения дивидендной политики интерес представляют первые две разновидности корпораций, поскольку в их определении ведущую роль играет публично-правовое образование, для которого получение дивидендов является значимым источником доходов бюджета. Однако нельзя не учитывать, что подобные корпорации используются и для достижения иных целей, которым на определенном этапе может отдаваться приоритет даже при наличии риска бюджетных потерь. Так, отказ от выплаты дивидендов ПАО "Промсвязьбанк" за 2021 г. был увязан с необходимостью направления денежных средств на кредитование оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации <3>, в чем, безусловно, заинтересовано государство, но не миноритарии.
Статья: Бюджетные гарантии и проектное финансирование
(Шохин С.О.)
("Банковское право", 2025, N 3)Автор рассматривает роль и значение бюджетных гарантий для стимулирования частных инвестиций в инфраструктурные проекты и иные сферы модернизации экономики с точки зрения совершенствования правовой базы. Анализируются преимущества и риски использования инструмента бюджетных гарантий в ускорении развития российской экономики.
(Шохин С.О.)
("Банковское право", 2025, N 3)Автор рассматривает роль и значение бюджетных гарантий для стимулирования частных инвестиций в инфраструктурные проекты и иные сферы модернизации экономики с точки зрения совершенствования правовой базы. Анализируются преимущества и риски использования инструмента бюджетных гарантий в ускорении развития российской экономики.