Значимая платежная система
Подборка наиболее важных документов по запросу Значимая платежная система (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 24. Требования к значимой платежной системе
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 24. Требования к значимой платежной системе
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 24. Требования к значимой платежной системе
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 24. Требования к значимой платежной системе
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 82.5. Оператор платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, вносит на специальный счет в Банке России обеспечительный взнос в размере суммы переводов денежных средств, осуществленных на территории Российской Федерации в рамках платежной системы в течение двух календарных дней.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 82.5. Оператор платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, вносит на специальный счет в Банке России обеспечительный взнос в размере суммы переводов денежных средств, осуществленных на территории Российской Федерации в рамках платежной системы в течение двух календарных дней.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 24. Требования к значимой платежной системе
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 24. Требования к значимой платежной системе
Статья: Проблема "безбилетника" в современном институте социального страхования: кто виноват и что делать?
(Рагозин А.В., Сафонов А.Л., Гришин В.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Так, по данным Банка России, в 2020 г. через системно значимую платежную систему Банка России (ПС БР) было совершено безналичных платежей на сумму 1 657,6 трлн рублей, а общий бюджет внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС и ФСС) был исполнен по доходам в размере 13,6 трлн рублей.
(Рагозин А.В., Сафонов А.Л., Гришин В.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 3)Так, по данным Банка России, в 2020 г. через системно значимую платежную систему Банка России (ПС БР) было совершено безналичных платежей на сумму 1 657,6 трлн рублей, а общий бюджет внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС и ФСС) был исполнен по доходам в размере 13,6 трлн рублей.
Статья: Развитие регулирования банковских рисков при совершении сделок с использованием финансовой платформы
(Сигова М.В., Мирошниченко О.С.)
("Банковское право", 2022, N 6)Характер взаимодействия с финансовой платформой позволяет различать банк, в котором открыт специальный счет оператора финансовой платформы, и иные банки, взаимодействующие с оператором финансовой платформы на основании присоединения к договору об оказании услуг. В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 211-ФЗ специальный счет является номинальным счетом, по которому владельцем выступает оператор финансовой платформы, а бенефициарами являются потребители услуг, заключающие сделки с банками - участниками платформы. На специальном счете потенциально могут сосредоточиваться значительные объемы денежных средств потребителей и в случае банкротства банка, в котором открыт специальный счет оператора финансовой платформы, возможна реализация системного риска. Для регулирования такого системного риска установлены требования к банку, с которым оператор финансовой платформы заключает договор специального счета, а именно: такой банк должен являться расчетным центром системно значимой платежной системы <12> либо "иметь кредитный рейтинг "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА (АО) либо "ruA-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АО "Эксперт РА" <13>.
(Сигова М.В., Мирошниченко О.С.)
("Банковское право", 2022, N 6)Характер взаимодействия с финансовой платформой позволяет различать банк, в котором открыт специальный счет оператора финансовой платформы, и иные банки, взаимодействующие с оператором финансовой платформы на основании присоединения к договору об оказании услуг. В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 211-ФЗ специальный счет является номинальным счетом, по которому владельцем выступает оператор финансовой платформы, а бенефициарами являются потребители услуг, заключающие сделки с банками - участниками платформы. На специальном счете потенциально могут сосредоточиваться значительные объемы денежных средств потребителей и в случае банкротства банка, в котором открыт специальный счет оператора финансовой платформы, возможна реализация системного риска. Для регулирования такого системного риска установлены требования к банку, с которым оператор финансовой платформы заключает договор специального счета, а именно: такой банк должен являться расчетным центром системно значимой платежной системы <12> либо "иметь кредитный рейтинг "A-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АКРА (АО) либо "ruA-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства АО "Эксперт РА" <13>.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Специальному счету посвящена ст. 6 Федерального закона "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы", согласно ч. 1 которой: специальный счет может быть открыт оператору финансовой платформы только в кредитной организации, являющейся расчетным центром системно значимой платежной системы в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О национальной платежной системе", или в кредитной организации, которой присвоен кредитный рейтинг не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России; оператор финансовой платформы, правила которой предусматривают возможность заключения с использованием финансовой платформы договоров банковского счета (вклада), обязан открыть специальный счет в кредитной организации, соответствующей требованиям данной части.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Специальному счету посвящена ст. 6 Федерального закона "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы", согласно ч. 1 которой: специальный счет может быть открыт оператору финансовой платформы только в кредитной организации, являющейся расчетным центром системно значимой платежной системы в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О национальной платежной системе", или в кредитной организации, которой присвоен кредитный рейтинг не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России; оператор финансовой платформы, правила которой предусматривают возможность заключения с использованием финансовой платформы договоров банковского счета (вклада), обязан открыть специальный счет в кредитной организации, соответствующей требованиям данной части.
Статья: Кредитные организации как субъекты финансового права
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Среди субъектов национальной платежной системы выделяются операторы и расчетные центры значимых платежных систем, а также кредитные организации, играющие важную роль на рынке платежных услуг. В законодательстве <20> установлены критерии системной или социальной значимости данных субъектов, а также повышенные требования к ним, выраженные в наложении дополнительных обязанностей <21>. Таким образом, обеспечивая устойчивость, бесперебойное функционирование, мониторинг и управление рисками значимых субъектов национальной платежной системы, законодатель и ЦБ РФ формируют и изменяют их правовой статус, наделяя их публичными обязанностями.
(Горлова Е.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Среди субъектов национальной платежной системы выделяются операторы и расчетные центры значимых платежных систем, а также кредитные организации, играющие важную роль на рынке платежных услуг. В законодательстве <20> установлены критерии системной или социальной значимости данных субъектов, а также повышенные требования к ним, выраженные в наложении дополнительных обязанностей <21>. Таким образом, обеспечивая устойчивость, бесперебойное функционирование, мониторинг и управление рисками значимых субъектов национальной платежной системы, законодатель и ЦБ РФ формируют и изменяют их правовой статус, наделяя их публичными обязанностями.
Статья: Кассы-2025. Обзор изменений, про которые нельзя забыть
(Смирнова И.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 1)Новые правила приравнивают систему быстрых платежей к безналичному расчету. А значит, на такую форму оплаты будут распространяться нормы, которые действуют в отношении безналичных платежей. Помните, что с 2025 года при оплате через СБП предприятия должны выдавать чеки покупателям.
(Смирнова И.)
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 1)Новые правила приравнивают систему быстрых платежей к безналичному расчету. А значит, на такую форму оплаты будут распространяться нормы, которые действуют в отношении безналичных платежей. Помните, что с 2025 года при оплате через СБП предприятия должны выдавать чеки покупателям.