Злоупотребление правом заказчиком
Подборка наиболее важных документов по запросу Злоупотребление правом заказчиком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 10 ГК РФ "Пределы осуществления гражданских прав"1.2.5.1. Требование о признании незаключенным договора подряда является злоупотреблением правом, если заказчик не предоставил исполнение по договору и сроки давности взыскания с него задолженности истекли (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о договоре подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Что признается злоупотреблением правом со стороны заказчика при исполнении договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Что признается злоупотреблением правом со стороны заказчика при исполнении договора подряда
Готовое решение: Как составить договор подряда на выполнение проектных работ
(КонсультантПлюс, 2025)какие условия и на каком этапе заказчик вправе изменить и в каком объеме. Полагаем, важно установить пределы изменения заказчиком исходных данных, поскольку при этом изменяется предмет договора, что в отсутствие каких-либо ограничений может привести к ситуации, когда суть работ будет полностью изменена заказчиком. В силу п. 4 ст. 450 ГК РФ заказчик при осуществлении права на одностороннее изменение договора должен действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Если суд признает наличие злоупотребления правом со стороны заказчика, то откажет ему в защите права полностью или частично, в том числе может признать ничтожным одностороннее изменение условий обязательства на основании п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 168 ГК РФ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54).
(КонсультантПлюс, 2025)какие условия и на каком этапе заказчик вправе изменить и в каком объеме. Полагаем, важно установить пределы изменения заказчиком исходных данных, поскольку при этом изменяется предмет договора, что в отсутствие каких-либо ограничений может привести к ситуации, когда суть работ будет полностью изменена заказчиком. В силу п. 4 ст. 450 ГК РФ заказчик при осуществлении права на одностороннее изменение договора должен действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Если суд признает наличие злоупотребления правом со стороны заказчика, то откажет ему в защите права полностью или частично, в том числе может признать ничтожным одностороннее изменение условий обязательства на основании п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 168 ГК РФ (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54).
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Сотрудничество сторон направлено на облегчение строительного процесса контрагенту. Содействие также выражается в том, что стороны должны воздерживаться от извлечения выгоды из затруднительного положения друг друга <1>. Более того, нарушение обязанности одной из сторон договора подряда не позволяет другой стороне злоупотреблять собственным правом <2>. К примеру, если заказчик не передал подрядчику строительные материалы в установленный срок, то подрядчик все равно обязан принять все возможные меры для своевременного окончания работ. Также сторона, нарушившая обязанность по сотрудничеству, не должна получить выгоду от собственного недобросовестного поведения в соответствии с принципом предотвращения <3>. Например, заказчик, с опозданием предоставивший подрядчику строительно-техническую документацию, не вправе взыскать с подрядчика неустойку за нарушение сроков выполнения работ. В связи с этим понятию сотрудничества едва ли можно дать общее определение, поскольку оно охватывает все этапы и аспекты правоотношений участников строительного проекта. При этом конкретные меры, которые должно предпринять лицо для оказания содействия контрагенту, зависят от фактических обстоятельств дела и являются в каждом случае различными. Тем не менее в законе и доктрине выделяют некоторые наиболее общие проявления сотрудничества сторон в договоре строительного подряда.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Сотрудничество сторон направлено на облегчение строительного процесса контрагенту. Содействие также выражается в том, что стороны должны воздерживаться от извлечения выгоды из затруднительного положения друг друга <1>. Более того, нарушение обязанности одной из сторон договора подряда не позволяет другой стороне злоупотреблять собственным правом <2>. К примеру, если заказчик не передал подрядчику строительные материалы в установленный срок, то подрядчик все равно обязан принять все возможные меры для своевременного окончания работ. Также сторона, нарушившая обязанность по сотрудничеству, не должна получить выгоду от собственного недобросовестного поведения в соответствии с принципом предотвращения <3>. Например, заказчик, с опозданием предоставивший подрядчику строительно-техническую документацию, не вправе взыскать с подрядчика неустойку за нарушение сроков выполнения работ. В связи с этим понятию сотрудничества едва ли можно дать общее определение, поскольку оно охватывает все этапы и аспекты правоотношений участников строительного проекта. При этом конкретные меры, которые должно предпринять лицо для оказания содействия контрагенту, зависят от фактических обстоятельств дела и являются в каждом случае различными. Тем не менее в законе и доктрине выделяют некоторые наиболее общие проявления сотрудничества сторон в договоре строительного подряда.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В практике такой вопрос рассматривался в решении Санкт-Петербургского УФАС России от 20.02.2019 по жалобе N Т02-108/19. Заказчику было указано на необходимость регламентации в документации о закупке порядка согласования заключения договора с органом управления. Суды и контролирующие органы также могут усмотреть в подобных действиях заказчика признаки злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)В практике такой вопрос рассматривался в решении Санкт-Петербургского УФАС России от 20.02.2019 по жалобе N Т02-108/19. Заказчику было указано на необходимость регламентации в документации о закупке порядка согласования заключения договора с органом управления. Суды и контролирующие органы также могут усмотреть в подобных действиях заказчика признаки злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ).
Статья: Злоупотребление взыскателем процессуальными правами в условиях готовности оппонента исполнить требования в добровольном порядке
(Аржанникова Н.)
("Трудовое право", 2024, N 6)В итоге суд отказал в первоначальном иске заказчика, усмотрев в его поведении злоупотребление правом, и удовлетворил встречный иск поставщика.
(Аржанникова Н.)
("Трудовое право", 2024, N 6)В итоге суд отказал в первоначальном иске заказчика, усмотрев в его поведении злоупотребление правом, и удовлетворил встречный иск поставщика.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (январь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, требование о предоставлении сведений о ранее заключенных и своевременно исполненных договорах с Заказчиком и (или) его филиалами, по которым отсутствуют две или более претензии ввиду неисполнения и/или ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по договорам, предоставляет Заказчику возможность злоупотребления правом на установление объективных критериев отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), способных исполнить обязательство по договору, заключенному по результатам закупки, путем выставления в одностороннем порядке претензий к участнику закупки по ранее заключенным договорам, лишая его возможности участия в последующих закупках. При этом Заказчиком не учитывается претензионная работа с иными хозяйствующими лицами, что свидетельствует также об отсутствии объективности указанного требования.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, требование о предоставлении сведений о ранее заключенных и своевременно исполненных договорах с Заказчиком и (или) его филиалами, по которым отсутствуют две или более претензии ввиду неисполнения и/или ненадлежащего исполнения участником закупки обязательств по договорам, предоставляет Заказчику возможность злоупотребления правом на установление объективных критериев отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей), способных исполнить обязательство по договору, заключенному по результатам закупки, путем выставления в одностороннем порядке претензий к участнику закупки по ранее заключенным договорам, лишая его возможности участия в последующих закупках. При этом Заказчиком не учитывается претензионная работа с иными хозяйствующими лицами, что свидетельствует также об отсутствии объективности указанного требования.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В этой связи, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно требуемых к выполнению работ или услуг.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В этой связи, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно требуемых к выполнению работ или услуг.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)"Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком. В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в Закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации. Из вышеизложенного следует, что заявка участника будет настолько конкретной и максимально отвечающей требованиям Заказчика, насколько конкретно Заказчик определил в своей документации соответствующие требования к представлению тех или иных документов".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)"Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком. В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в Закупке, а также недопустимости злоупотребления правом Заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно формирования подаваемых на участие в закупке заявок. Наличие же в таких требованиях каких-либо разночтений либо отсутствие в закупочной документации какого-либо требования исключает последующую возможность отклонения заявок со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации. Из вышеизложенного следует, что заявка участника будет настолько конкретной и максимально отвечающей требованиям Заказчика, насколько конкретно Заказчик определил в своей документации соответствующие требования к представлению тех или иных документов".
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 1)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2022)Представляется, что требование заказчика об устранении недостатков результата работ в случаях явной экономической целесообразности должно оцениваться как злоупотребление заказчиком своим правом. Соответственно, суд должен отказывать в удовлетворении таких требований.
(выпуск 1)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2022)Представляется, что требование заказчика об устранении недостатков результата работ в случаях явной экономической целесообразности должно оцениваться как злоупотребление заказчиком своим правом. Соответственно, суд должен отказывать в удовлетворении таких требований.
Статья: Закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд: оценка законности
(Гайчук С.Ф.)
("Законность", 2024, N 9)Таким образом, фактически допускаемое государственными, муниципальными заказчиками злоупотребление правом на осуществление любой закупки у единственного поставщика влечет нарушение основополагающего принципа российской бюджетной системы, установленного ст. 34 БК и обязывающего участников бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов в рамках установленных им бюджетных полномочий исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
(Гайчук С.Ф.)
("Законность", 2024, N 9)Таким образом, фактически допускаемое государственными, муниципальными заказчиками злоупотребление правом на осуществление любой закупки у единственного поставщика влечет нарушение основополагающего принципа российской бюджетной системы, установленного ст. 34 БК и обязывающего участников бюджетного процесса при составлении и исполнении бюджетов в рамках установленных им бюджетных полномочий исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).