Злостный нарушитель порядка
Подборка наиболее важных документов по запросу Злостный нарушитель порядка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 115 "Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы" УИК РФ"Судом учтено, что на основании справки о поощрениях и взысканиях по состоянию на 14 мая 2024 года взыскания в виде водворения в ШИЗО, наложенное на К. 21 марта 2023 года, отменено, фактически К., в силу прямого толкования статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, не являлся злостным нарушителем порядка отбывания наказания, следовательно, применение к нему взыскания в виде помещения в ПКТ противоречит пункту "г" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре" Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"Исходя из справки исправительного учреждения, поощрений за все время отбывания наказания ответчик не имел, ему регулярно объявлялись дисциплинарные взыскания, в том числе после признания его 13 мая 2019 года злостным нарушителем порядка отбывания наказания, последнее из которых зафиксировано 23 декабря 2022 года, то есть за несколько месяцев до освобождения, что указывает на отсутствие желания встать на путь исправления (л.д. 10, 13).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 64-ФЗ, ч. 8 ст. 117 УИК РФ, п. 19 Постановления Пленума N 15).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 64-ФЗ, ч. 8 ст. 117 УИК РФ, п. 19 Постановления Пленума N 15).
Статья: Понятие и порядок применения амнистии в уголовном праве России
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановления о порядке применения амнистии определяют полномочия учреждений на применение амнистии, содержат разъяснения о том, какие лица подпадают под действие определенных пунктов, указанных в амнистии, а также подпадают под ограничения, раскрывают суть используемых в амнистии понятий, например, каких лиц следует считать злостными нарушителями порядка отбывания наказания (п. 19 Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"), срок, в течение которого амнистия подлежит применению.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановления о порядке применения амнистии определяют полномочия учреждений на применение амнистии, содержат разъяснения о том, какие лица подпадают под действие определенных пунктов, указанных в амнистии, а также подпадают под ограничения, раскрывают суть используемых в амнистии понятий, например, каких лиц следует считать злостными нарушителями порядка отбывания наказания (п. 19 Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"), срок, в течение которого амнистия подлежит применению.
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)6. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
(ред. от 17.11.2025)6. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ неотбытая часть наказания заменяется лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)2.1) о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ в соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
(ред. от 27.10.2025)2.1) о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ в соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Но так ли действительно необходима в настоящее время такая гарантия с учетом того, что при решении судом вопроса об установлении административного надзора оценка поведению таких лиц не дается, а основанием для его установления автоматически являются ранее состоявшиеся юридические факты (осуждение за совершение преступления определенной категории, признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, привлечение освобожденного из мест лишения свободы лица к административной ответственности по указанным в законе видам правонарушений)?
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Но так ли действительно необходима в настоящее время такая гарантия с учетом того, что при решении судом вопроса об установлении административного надзора оценка поведению таких лиц не дается, а основанием для его установления автоматически являются ранее состоявшиеся юридические факты (осуждение за совершение преступления определенной категории, признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, привлечение освобожденного из мест лишения свободы лица к административной ответственности по указанным в законе видам правонарушений)?
"Права, обязанности и ответственность защитника. Комментарий к статье 53 УПК РФ"
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ в соответствии со ст. 53.1 УК РФ;
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)3) о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ в соответствии со ст. 53.1 УК РФ;
Статья: Криминологическая характеристика личности преступника, совершившего побег из-под надзора
(Карпов А.А., Рябых С.Б., Щербаков А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)Осужденные, совершившие побег из медучреждений, являются в основном злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказаний; за данной категорией осужденных соответствующий надзор со стороны персонала исправительных и медицинских учреждений установлен не был.
(Карпов А.А., Рябых С.Б., Щербаков А.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2024, N 3)Осужденные, совершившие побег из медучреждений, являются в основном злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказаний; за данной категорией осужденных соответствующий надзор со стороны персонала исправительных и медицинских учреждений установлен не был.
Статья: Нормативно-правовое регулирование изменения вида исправительного учреждения: проблемы и недочеты
(Полищук Н.И.)
("Современное право", 2024, N 7)Статья 15 УПК РФ устанавливает, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Следовательно, суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Он обязан создавать необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Мы полагаем, что, исходя из данного законодательного предписания, при рассмотрении дел об изменении вида ИУ в судебном разбирательстве должны участвовать все стороны уголовного процесса. Прокурор должен поддержать представление администрации ИУ и доказать, что осужденный действительно является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ) и что его дальнейшее исправление возможно только в случае ужесточения режима отбывания наказания. В это же время сторона защиты вправе представлять свои аргументы по данному поводу. Для рассмотрения дела по существу и принятия справедливого решения суд может прибегнуть к помощи иных участников уголовного процесса, перечень которых также определен уголовно-процессуальным законодательством.
(Полищук Н.И.)
("Современное право", 2024, N 7)Статья 15 УПК РФ устанавливает, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Следовательно, суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Он обязан создавать необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Мы полагаем, что, исходя из данного законодательного предписания, при рассмотрении дел об изменении вида ИУ в судебном разбирательстве должны участвовать все стороны уголовного процесса. Прокурор должен поддержать представление администрации ИУ и доказать, что осужденный действительно является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ) и что его дальнейшее исправление возможно только в случае ужесточения режима отбывания наказания. В это же время сторона защиты вправе представлять свои аргументы по данному поводу. Для рассмотрения дела по существу и принятия справедливого решения суд может прибегнуть к помощи иных участников уголовного процесса, перечень которых также определен уголовно-процессуальным законодательством.
Статья: Институт судимости в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, 24.04.2015 Государственной Думой было принято Постановление N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в соответствии с п. п. 4 и 12 которого условно осужденные подлежали освобождению от наказания со снятием с них судимости. Однако в силу п. 6 п. 13 данного Постановления его положения, в том числе нормы п. п. 4 и 12, не распространялись на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, 24.04.2015 Государственной Думой было принято Постановление N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", в соответствии с п. п. 4 и 12 которого условно осужденные подлежали освобождению от наказания со снятием с них судимости. Однако в силу п. 6 п. 13 данного Постановления его положения, в том числе нормы п. п. 4 и 12, не распространялись на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
Статья: Принудительные работы в системе уголовных наказаний современной России: правовая природа и актуальные вопросы исполнения
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)Изучив положительные результаты труда осужденных к принудительным работам и рассмотрев актуальные вопросы, связанные с исполнением данного уголовного наказания, обобщив результаты проведенного эмпирического исследования проблем использования технических средств надзора и контроля за лицами, содержащимися в исправительных центрах, а также опираясь на положения уголовного законодательства и приказы Министерства юстиции Российской Федерации, авторы приходят к умозаключению о том, что использование средств персонального контроля за осужденными будет являться сдерживающим фактором противоправного поведения лиц, являющихся злостными нарушителями порядка и условий отбывания наказания; расширение правовых оснований для назначения принудительных работ поспособствует увеличению численности осужденных, а значит, наращиванию трудовых ресурсов страны.
(Ковалев О.Г., Мельникова О.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 1)Изучив положительные результаты труда осужденных к принудительным работам и рассмотрев актуальные вопросы, связанные с исполнением данного уголовного наказания, обобщив результаты проведенного эмпирического исследования проблем использования технических средств надзора и контроля за лицами, содержащимися в исправительных центрах, а также опираясь на положения уголовного законодательства и приказы Министерства юстиции Российской Федерации, авторы приходят к умозаключению о том, что использование средств персонального контроля за осужденными будет являться сдерживающим фактором противоправного поведения лиц, являющихся злостными нарушителями порядка и условий отбывания наказания; расширение правовых оснований для назначения принудительных работ поспособствует увеличению численности осужденных, а значит, наращиванию трудовых ресурсов страны.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)На подачу административного искового заявления об установлении административного надзора имеет право прежде всего администрация исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы. Если лицо, находясь в местах лишения свободы, было признано злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а в последующем неоднократно наказывалось в дисциплинарном порядке, при чем периодичность наложения на него взыскания составляла менее одного года, и на момент обращения администрации исправительного учреждения в суд данные взыскания не погашены, то в отношении него подлежит установление административного надзора на основании ч. 1 п. 1, ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре". В любом исправительном учреждении, чтобы не допустить возможность пропуска лиц, подлежащих административному надзору, отдел специального учета по прибытии в учреждение осужденных, совместно с сотрудником отдела безопасности проверяет их личные дела и в случае выявления лица, подлежащего установлению постпенитенциарного контроля, вносит в программно-технический комплекс автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПКТ АКУС), на личном деле ставится отметка "контроль административный надзор". Это позволяет исключить возможность пропуска данных лиц, особенно в случаях этапирования в другое учреждение, а также при освобождении по истечении срока отбытия наказания.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)На подачу административного искового заявления об установлении административного надзора имеет право прежде всего администрация исправительного учреждения, в котором осужденный отбывает наказание в виде лишения свободы. Если лицо, находясь в местах лишения свободы, было признано злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а в последующем неоднократно наказывалось в дисциплинарном порядке, при чем периодичность наложения на него взыскания составляла менее одного года, и на момент обращения администрации исправительного учреждения в суд данные взыскания не погашены, то в отношении него подлежит установление административного надзора на основании ч. 1 п. 1, ч. 3 ст. 3 ФЗ "Об административном надзоре". В любом исправительном учреждении, чтобы не допустить возможность пропуска лиц, подлежащих административному надзору, отдел специального учета по прибытии в учреждение осужденных, совместно с сотрудником отдела безопасности проверяет их личные дела и в случае выявления лица, подлежащего установлению постпенитенциарного контроля, вносит в программно-технический комплекс автоматизированного картотечного учета спецконтингента (ПКТ АКУС), на личном деле ставится отметка "контроль административный надзор". Это позволяет исключить возможность пропуска данных лиц, особенно в случаях этапирования в другое учреждение, а также при освобождении по истечении срока отбытия наказания.
Статья: Принцип неотвратимости наказания в уголовно-исполнительном праве: от декларирования к возможности реализации
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Что касается реакции учреждений ФСИН (или ФССП) на негативное поведение осужденного, то на первый взгляд наиболее эффективным способом воздействия на уклоняющихся от отбывания наказания является возможность замены на более строгое, что, однако, при ближайшем рассмотрении вызывает недоумение: например, как можно заменить многомиллионный штраф на более "строгое" наказание в виде обязательных или исправительных работ?! Замена обязательных или исправительных работ на более строгое наказание выгоднее осужденному, так как позволяет сократить трудозатраты и время на отбытие наказания. При ограничении свободы необходимо наличие трех предупреждений, чтобы осужденного признать злостно уклоняющимся, не регламентирован механизм использования электронных браслетов, остается дискуссионным вопрос о самостоятельной ответственности в рамках статьи 314 УК РФ за уклонение от отбывания срока в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания. В случае принудительных работ понятие "злостно уклоняющийся" отсутствует, определены понятия "простое" уклонение от отбывания наказания и "злостный нарушитель порядка отбывания". Это только часть проблем, которые не позволяют говорить о достижимости принципа неотвратимости наказания.
(Шевелева С.В., Можайкина В.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Что касается реакции учреждений ФСИН (или ФССП) на негативное поведение осужденного, то на первый взгляд наиболее эффективным способом воздействия на уклоняющихся от отбывания наказания является возможность замены на более строгое, что, однако, при ближайшем рассмотрении вызывает недоумение: например, как можно заменить многомиллионный штраф на более "строгое" наказание в виде обязательных или исправительных работ?! Замена обязательных или исправительных работ на более строгое наказание выгоднее осужденному, так как позволяет сократить трудозатраты и время на отбытие наказания. При ограничении свободы необходимо наличие трех предупреждений, чтобы осужденного признать злостно уклоняющимся, не регламентирован механизм использования электронных браслетов, остается дискуссионным вопрос о самостоятельной ответственности в рамках статьи 314 УК РФ за уклонение от отбывания срока в виде ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания. В случае принудительных работ понятие "злостно уклоняющийся" отсутствует, определены понятия "простое" уклонение от отбывания наказания и "злостный нарушитель порядка отбывания". Это только часть проблем, которые не позволяют говорить о достижимости принципа неотвратимости наказания.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Лицо не может быть признано злостным нарушителем порядка отбывания наказания, если на момент вступления в силу акта об амнистии факт совершения им нового умышленного преступления в течение испытательного срока условного осуждения не был подтвержден постановлением органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию либо вступившим в законную силу приговором (Постановление Президиума N 85-П19ПР <264>, Определения N 47-АПУ16-9 <265>, N 72-УД19-13 <266>, N 225-П21 <267>).
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Лицо не может быть признано злостным нарушителем порядка отбывания наказания, если на момент вступления в силу акта об амнистии факт совершения им нового умышленного преступления в течение испытательного срока условного осуждения не был подтвержден постановлением органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию либо вступившим в законную силу приговором (Постановление Президиума N 85-П19ПР <264>, Определения N 47-АПУ16-9 <265>, N 72-УД19-13 <266>, N 225-П21 <267>).
Статья: Принудительные работы как вид уголовного наказания: дефекты правового регулирования и пути их устранения
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)5. В ч. 7 ст. 60.4 УИК РФ установлено, что осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска. Существующий порядок представляется правильным, обеспечивающим безопасность потерпевших и направленным на достижение целей наказания. Однако несправедливо и опасно, что лица, отбывающие более строгое наказание (в виде лишения свободы) в исправительных колониях за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (например, умышленные убийства, создание преступного сообщества либо руководство им), в соответствии со ст. 97 УИК РФ сохраняют возможность для длительных выездов из колонии на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а те из них, кто достиг возраста назначения пенсии по старости, является инвалидом I и II группы или не обеспечен работой по независящим от них причинам, - на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска. Причем если указанные лица признаны в соответствии со ст. 116 УИК РФ злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, то это обстоятельство не является формальным препятствием для их выезда из исправительной колонии в отпуск <22>. Вопрос оставлен на усмотрение начальника исправительного учреждения (ч. 6 ст. 97 УИК РФ), что в рассматриваемой ситуации недопустимо и может привести к ошибкам и опасным последствиям. Помимо этого, в очередной раз расширяется почва для злоупотреблений и коррупции. Необходимо устранить обнаруженный недостаток правового регулирования и предусмотреть в законодательстве соответствующие ограничения для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за опасные преступления, а равно признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в части их выезда из исправительных колоний в отпуска.
(Скобликов П.А.)
("Российская юстиция", 2023, N 4)5. В ч. 7 ст. 60.4 УИК РФ установлено, что осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска. Существующий порядок представляется правильным, обеспечивающим безопасность потерпевших и направленным на достижение целей наказания. Однако несправедливо и опасно, что лица, отбывающие более строгое наказание (в виде лишения свободы) в исправительных колониях за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (например, умышленные убийства, создание преступного сообщества либо руководство им), в соответствии со ст. 97 УИК РФ сохраняют возможность для длительных выездов из колонии на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а те из них, кто достиг возраста назначения пенсии по старости, является инвалидом I и II группы или не обеспечен работой по независящим от них причинам, - на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска. Причем если указанные лица признаны в соответствии со ст. 116 УИК РФ злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, то это обстоятельство не является формальным препятствием для их выезда из исправительной колонии в отпуск <22>. Вопрос оставлен на усмотрение начальника исправительного учреждения (ч. 6 ст. 97 УИК РФ), что в рассматриваемой ситуации недопустимо и может привести к ошибкам и опасным последствиям. Помимо этого, в очередной раз расширяется почва для злоупотреблений и коррупции. Необходимо устранить обнаруженный недостаток правового регулирования и предусмотреть в законодательстве соответствующие ограничения для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за опасные преступления, а равно признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в части их выезда из исправительных колоний в отпуска.