Зк РФ изъятие
Подборка наиболее важных документов по запросу Зк РФ изъятие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Аренда земельного участка сельскохозяйственного назначения
(КонсультантПлюс, 2025)В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2020 N 305-ЭС20-12105 указано на возможность заключения договора аренды земельного участка до начала установленной статьями 279 - 282 Гражданского кодекса, положениями главы VII.1 Земельного кодекса процедуры изъятия объектов недвижимости. При этом... сами по себе положения пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса не лишают права собственника объектов недвижимости на заключение договоров аренды земельного участка, занятого объектами недвижимости и необходимого для их использования, в аренду без торгов.
(КонсультантПлюс, 2025)В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2020 N 305-ЭС20-12105 указано на возможность заключения договора аренды земельного участка до начала установленной статьями 279 - 282 Гражданского кодекса, положениями главы VII.1 Земельного кодекса процедуры изъятия объектов недвижимости. При этом... сами по себе положения пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса не лишают права собственника объектов недвижимости на заключение договоров аренды земельного участка, занятого объектами недвижимости и необходимого для их использования, в аренду без торгов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 40 "Права собственников земельных участков на использование земельных участков" ЗК РФПоложения статей 40, 41 ЗК РФ изъятий из данного запрета не содержат, поскольку касаются лишь прав пользования земельным участком, но не распоряжения им."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие недвижимого имущества для нужд обороны
(Турченюк С.Н., Горшков А.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным:
(Турченюк С.Н., Горшков А.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)Согласно статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным:
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд также предусмотрен гл. VII.1 Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд также предусмотрен гл. VII.1 Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава VII.1. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава VII.1. ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В соответствии с подп. 2 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)В соответствии с подп. 2 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Изъятие недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, которое упоминается в комментируемой статье, является одним из оснований прекращения права собственности, которое регулируется ст. 239.2 ГК РФ. Указанная статья определяет условия отчуждения объектов недвижимого имущества, находящихся на земельном участке, изымаемом для государственных (муниципальных) нужд. Основания и порядок изъятия земельных участков в указанных целях определяются земельным законодательством (п. 1 ст. 279 ГК РФ). Изъятие земельного участка рассматривается как исключительная мера в случаях, перечисленных в ст. 49 ЗК РФ. Порядок изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд установлен гл. VII.1 ЗК РФ.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Изъятие недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, которое упоминается в комментируемой статье, является одним из оснований прекращения права собственности, которое регулируется ст. 239.2 ГК РФ. Указанная статья определяет условия отчуждения объектов недвижимого имущества, находящихся на земельном участке, изымаемом для государственных (муниципальных) нужд. Основания и порядок изъятия земельных участков в указанных целях определяются земельным законодательством (п. 1 ст. 279 ГК РФ). Изъятие земельного участка рассматривается как исключительная мера в случаях, перечисленных в ст. 49 ЗК РФ. Порядок изъятия земельных участков для государственных (муниципальных) нужд установлен гл. VII.1 ЗК РФ.
Статья: Порядок изъятия земель для развития муниципального образования
(Аксенов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Особенно это касается установленных сроков неиспользования земель сельскохозяйственного назначения <6>. На сегодняшний день этот срок составляет 5 лет. Но проблема заключается в том, что данный срок "привязан" к конкретному собственнику. Если у земельного участка на протяжении пяти лет был один собственник, то допускается изъятие такого участка. В том случае, если до истечения указанного срока земельный участок перейдет к другому правообладателю, то исчисление 5 лет неиспользования начнется заново. В результате есть вероятность (и конкретные примеры на практике) того, что земельный участок не будет использоваться по назначению достаточно длительное время. Эту назревшую проблему необходимо решать, и мы предлагаем четко установить в Земельном кодексе право изъятия неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения через 5 лет вне зависимости от того, менялся правообладатель или нет.
(Аксенов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Особенно это касается установленных сроков неиспользования земель сельскохозяйственного назначения <6>. На сегодняшний день этот срок составляет 5 лет. Но проблема заключается в том, что данный срок "привязан" к конкретному собственнику. Если у земельного участка на протяжении пяти лет был один собственник, то допускается изъятие такого участка. В том случае, если до истечения указанного срока земельный участок перейдет к другому правообладателю, то исчисление 5 лет неиспользования начнется заново. В результате есть вероятность (и конкретные примеры на практике) того, что земельный участок не будет использоваться по назначению достаточно длительное время. Эту назревшую проблему необходимо решать, и мы предлагаем четко установить в Земельном кодексе право изъятия неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения через 5 лет вне зависимости от того, менялся правообладатель или нет.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В случае необходимости реализации публичных интересов земельное законодательство содержит такие институты, как резервирование (ст. 70.1 ЗК РФ) и изъятие земельных участков (ст. 49 ЗК РФ). В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается по общему правилу в случаях, когда в соответствии с ЗК РФ допустимо изъятие в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Исходя из п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", решение о резервировании земель принимается по общему правилу на основании документации по планировке территории.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В случае необходимости реализации публичных интересов земельное законодательство содержит такие институты, как резервирование (ст. 70.1 ЗК РФ) и изъятие земельных участков (ст. 49 ЗК РФ). В соответствии со ст. 70.1 ЗК РФ резервирование земель допускается по общему правилу в случаях, когда в соответствии с ЗК РФ допустимо изъятие в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Исходя из п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", решение о резервировании земель принимается по общему правилу на основании документации по планировке территории.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Статья 27 ЗК РФ определяет случаи изъятия земельных участков из оборота и случаи ограничения их в обороте.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Статья 27 ЗК РФ определяет случаи изъятия земельных участков из оборота и случаи ограничения их в обороте.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 04.07.2024 N 03-07-11/62429 <Возмещение за изъятый участок облагается налогом на прибыль>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Полномочиями на принудительное изъятие земельных участков для госнужд обладают субъекты РФ, а для муниципальных нужд - органы местного самоуправления (п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 11 ЗК РФ). Изъять участок могут, например:
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 19)Полномочиями на принудительное изъятие земельных участков для госнужд обладают субъекты РФ, а для муниципальных нужд - органы местного самоуправления (п. 1 ст. 10, п. 1 ст. 11 ЗК РФ). Изъять участок могут, например:
Статья: О месте общественных обсуждений, публичных слушаний в системе регулирования публичного сервитута для отдельных целей
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Относительно изъятия земельных участков для публичных нужд необходимо указать, что оно осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие <6>. В соответствии с положениями ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для публичных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается в случае, если данные указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования) или утвержденными проектами планировки территории.
(Майборода В.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)Относительно изъятия земельных участков для публичных нужд необходимо указать, что оно осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта РФ либо органов местного самоуправления - в зависимости от того, для нужд какого уровня осуществляется изъятие <6>. В соответствии с положениями ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для публичных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается в случае, если данные указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования) или утвержденными проектами планировки территории.
Статья: Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)Если применять к изъятию для целей КРТ положения п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ (изъятие в "иных" целях), то, выходит, изъять земельные участки, например, в целях КРТ нежилой застройки не представляется возможным в принципе, поскольку в границы КРТ нежилой застройки не подлежат включению МКД. При ограниченной возможности применения п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ (по сути, только к аварийным МКД, подлежащим сносу) единственно возможным остается применение п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, однако это значительно ограничивает реализацию КРТ, поскольку в таком случае каждый проект КРТ должен быть обоснован целями строительства, реконструкции объектов публичного значения, что также не соответствует положениям главы 10 ГрК.
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)Если применять к изъятию для целей КРТ положения п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ (изъятие в "иных" целях), то, выходит, изъять земельные участки, например, в целях КРТ нежилой застройки не представляется возможным в принципе, поскольку в границы КРТ нежилой застройки не подлежат включению МКД. При ограниченной возможности применения п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ (по сути, только к аварийным МКД, подлежащим сносу) единственно возможным остается применение п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, однако это значительно ограничивает реализацию КРТ, поскольку в таком случае каждый проект КРТ должен быть обоснован целями строительства, реконструкции объектов публичного значения, что также не соответствует положениям главы 10 ГрК.
Готовое решение: Какие земли облагаются земельным налогом, а какие - нет
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень земель, которые изъяты из оборота, приведен в п. 4 ст. 27 ЗК РФ. Это особые земли, они в частную собственность не предоставляются (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Перечень земель, которые изъяты из оборота, приведен в п. 4 ст. 27 ЗК РФ. Это особые земли, они в частную собственность не предоставляются (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Статья: Изъятие имущества для госнужд: будут ли налог на прибыль и НДС?
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)В соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме. Правила возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, не предусматривают включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Следовательно, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев. Так как в рассматриваемом случае имело место прекращение права владения и пользования земельным участком при его изъятии, а также лишение компании права собственности на иное имущество, расположенное на данном участке, средства, полученные компанией в виде компенсации указанных убытков, не подлежали включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)В соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме. Правила возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, не предусматривают включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Следовательно, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев. Так как в рассматриваемом случае имело место прекращение права владения и пользования земельным участком при его изъятии, а также лишение компании права собственности на иное имущество, расположенное на данном участке, средства, полученные компанией в виде компенсации указанных убытков, не подлежали включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
Статья: Какие налоговые последствия влечет изъятие земли и недвижимости для госнужд
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Также есть письмо от 21.11.2019 N 03-03-06/1/90029, где Минфин России сослался на постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2019/09, в котором сделан вывод, что средства, полученные налогоплательщиком в виде компенсации убытков, причиненных в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Президиум ВАС РФ объяснил это тем, что в соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме. Правила возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, не предусматривают включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Следовательно, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Также есть письмо от 21.11.2019 N 03-03-06/1/90029, где Минфин России сослался на постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 2019/09, в котором сделан вывод, что средства, полученные налогоплательщиком в виде компенсации убытков, причиненных в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Президиум ВАС РФ объяснил это тем, что в соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, подлежат возмещению в полном объеме. Правила возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262, не предусматривают включения в сумму возмещения налога на прибыль, подлежащего уплате собственником земельного участка, изъятого для государственных нужд. Следовательно, взимание с собственника земельного участка, изъятого для государственных нужд, налога на прибыль с суммы возмещения нарушало бы принцип полного возмещения, определенный законодателем для таких случаев.