Жкх коллекторы
Подборка наиболее важных документов по запросу Жкх коллекторы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.06.2024 N 33-6373/2024 (УИД 34RS0012-01-2023-000574-10)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба в связи с ДТП.
Обстоятельства: ДТП произошло по вине ответчика, не исполняющего свои обязанности по надлежащему содержанию дорожной сети, а именно из-за наледи на автодорожном покрытии.
Решение: Удовлетворено в части.Вместе с тем, представленные фотоматериалы не свидетельствуют о наличии в действиях вины МУП "ЖКХ Городищенского района", поскольку согласно журналу заявки АДС, течь правого коллектора по пер. Красного Октября была ликвидирована 06 января 2023 года.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба в связи с ДТП.
Обстоятельства: ДТП произошло по вине ответчика, не исполняющего свои обязанности по надлежащему содержанию дорожной сети, а именно из-за наледи на автодорожном покрытии.
Решение: Удовлетворено в части.Вместе с тем, представленные фотоматериалы не свидетельствуют о наличии в действиях вины МУП "ЖКХ Городищенского района", поскольку согласно журналу заявки АДС, течь правого коллектора по пер. Красного Октября была ликвидирована 06 января 2023 года.
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 N 88а-963/2023 по делу N 2а-1313/2022 (УИД 41RS0001-01-2021-013366-34)
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании организовать отведение хозяйственно-бытовых сточных вод.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведения проверки установлено, что в районе осуществляется сброс на рельеф местности неочищенных канализационных сточных вод, которые в свою очередь стекают в озеро.
Решение: Удовлетворено.Ссылки Министерства ЖКХ в кассационной жалобе на разработку и подписание ДД.ММ.ГГГГ Программы строительства, модернизации и реконструкции объектов систем водоснабжения и ведения в Авачинской агломерации, предусматривающей строительство напорного коллектора с дальнейшим отводом стоков на перспективную модельную станцию очистки сточных вод, не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны Министерства ЖКХ, поскольку как на момент проведения проверки, так и при рассмотрении административного дела доказательств принятия мер к реализации проекта не представлено. Доказательств выделения необходимого финансирования на указанные цели, административным ответчиком также не представлено.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об обязании организовать отведение хозяйственно-бытовых сточных вод.
Обстоятельства: Истец указал, что в ходе проведения проверки установлено, что в районе осуществляется сброс на рельеф местности неочищенных канализационных сточных вод, которые в свою очередь стекают в озеро.
Решение: Удовлетворено.Ссылки Министерства ЖКХ в кассационной жалобе на разработку и подписание ДД.ММ.ГГГГ Программы строительства, модернизации и реконструкции объектов систем водоснабжения и ведения в Авачинской агломерации, предусматривающей строительство напорного коллектора с дальнейшим отводом стоков на перспективную модельную станцию очистки сточных вод, не свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны Министерства ЖКХ, поскольку как на момент проведения проверки, так и при рассмотрении административного дела доказательств принятия мер к реализации проекта не представлено. Доказательств выделения необходимого финансирования на указанные цели, административным ответчиком также не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прав граждан от необоснованного сбора персональных данных
(Абрамян С.К.)
("Право и экономика", 2024, N 5)Основными нарушителями права на защиту персональных данных являются кредитные организации, организации ЖКХ и коллекторские агентства, которые передавали или обрабатывали персональные данные потребителей без их согласия. Ведомство фиксирует, что доступ к персональным данным граждан неограниченному числу лиц предоставляют и владельцы интернет-сайтов и соцсетей.
(Абрамян С.К.)
("Право и экономика", 2024, N 5)Основными нарушителями права на защиту персональных данных являются кредитные организации, организации ЖКХ и коллекторские агентства, которые передавали или обрабатывали персональные данные потребителей без их согласия. Ведомство фиксирует, что доступ к персональным данным граждан неограниченному числу лиц предоставляют и владельцы интернет-сайтов и соцсетей.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обратите внимание: установленное в ч. 18 ст. 155 ЖК РФ общее правило о запрете уступки упомянутых в ней требований распространяется и на отношения с собственниками помещений в МКД, не являющимися физическими лицами. Причем данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве нарушения конституционных прав управляющей организации (Определение КС РФ от 26.04.2021 N 766-О). Однако в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15.03.2022 N 308-ЭС21-22821 по делу N А53-19700/2018 сформулирован иной подход. Из содержания права требования, в отношении которого ч. 18 ст. 155 ЖК РФ установлен запрет уступки, не следует, что оно ограничено задолженностью по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги какой-либо определенной группы плательщиков. Между тем в пояснительной записке к проекту названного Закона (N 662059-7) сказано, что целью дополнения ст. 155 ЖК РФ новой ч. 18 является "гарантия защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг". Следовательно, содержащаяся в ч. 18 ст. 155 ЖК РФ норма, определяющая содержание права требования, уступка которого не допускается, подлежит ограничительному толкованию как относящаяся исключительно к просроченной задолженности физических лиц.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Обратите внимание: установленное в ч. 18 ст. 155 ЖК РФ общее правило о запрете уступки упомянутых в ней требований распространяется и на отношения с собственниками помещений в МКД, не являющимися физическими лицами. Причем данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве нарушения конституционных прав управляющей организации (Определение КС РФ от 26.04.2021 N 766-О). Однако в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15.03.2022 N 308-ЭС21-22821 по делу N А53-19700/2018 сформулирован иной подход. Из содержания права требования, в отношении которого ч. 18 ст. 155 ЖК РФ установлен запрет уступки, не следует, что оно ограничено задолженностью по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги какой-либо определенной группы плательщиков. Между тем в пояснительной записке к проекту названного Закона (N 662059-7) сказано, что целью дополнения ст. 155 ЖК РФ новой ч. 18 является "гарантия защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг". Следовательно, содержащаяся в ч. 18 ст. 155 ЖК РФ норма, определяющая содержание права требования, уступка которого не допускается, подлежит ограничительному толкованию как относящаяся исключительно к просроченной задолженности физических лиц.
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 26.08.2025 N АПЛ25-194
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.05.2025 N АКПИ25-120, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124>Уступка непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг, в том числе коллекторским агентствам, соответствующего права (требования) лишает граждан возможности проверки законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.05.2025 N АКПИ25-120, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124>Уступка непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг, в том числе коллекторским агентствам, соответствующего права (требования) лишает граждан возможности проверки законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.05.2025 N АКПИ25-120
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124>При этом под третьими лицами в данном случае понимаются непрофессиональные участники рынка жилищно-коммунальных услуг, в том числе коллекторские агентства, уступка которым соответствующего права (требования) лишает граждан возможности проверки законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124>При этом под третьими лицами в данном случае понимаются непрофессиональные участники рынка жилищно-коммунальных услуг, в том числе коллекторские агентства, уступка которым соответствующего права (требования) лишает граждан возможности проверки законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме.
Статья: Специальное правовое регулирование процедуры банкротства юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ
(Демидов Д.А.)
("Гражданское право", 2024, N 4)Как правило, процедуры банкротства юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, сопровождаются значительным объемом дебиторской задолженности, реализация которой на торгах по общим правилам и без согласия потребителей приводила к существенным злоупотреблениям со стороны коллекторов, чьи методы взыскания не всегда находятся в рамках закона.
(Демидов Д.А.)
("Гражданское право", 2024, N 4)Как правило, процедуры банкротства юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, сопровождаются значительным объемом дебиторской задолженности, реализация которой на торгах по общим правилам и без согласия потребителей приводила к существенным злоупотреблениям со стороны коллекторов, чьи методы взыскания не всегда находятся в рамках закона.
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)В. Путин: Андрей Алексеевич, это я понял. Я спрашиваю: какие еще острые проблемы в сфере ЖКХ остаются у вас в округе?
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)В. Путин: Андрей Алексеевич, это я понял. Я спрашиваю: какие еще острые проблемы в сфере ЖКХ остаются у вас в округе?
Статья: Оценочные ограничения сингулярного правопреемства в обязательственных правах на стороне кредитора: в поисках критериев
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Как представляется, для этого нет оснований. К счастью, именно такую интерпретацию означенной нормы недавно поддержал ВС РФ. В одном из Определений, явившемся редким примером применения субъективно-телеологического толкования, Суд подчеркнул: "Из определения содержания права требования, в отношении которого частью 18 статьи 155 ЖК РФ установлен запрет уступки, не следует, что оно ограничено задолженностью по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги какой-либо определенной группы плательщиков. Между тем из пояснительной записки к проекту названного Закона следует, что целью дополнения статьи 155 ЖК РФ частью 18 является "гарантия защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг". Следовательно, содержащаяся в части 18 статьи 155 ЖК РФ норма, определяющая содержание права требования, уступка которого не допускается, подлежит ограничительному толкованию как относящаяся исключительно к просроченной задолженности физических лиц" <87>.
(Бершицкий Э.Е.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, NN 2, 3)Как представляется, для этого нет оснований. К счастью, именно такую интерпретацию означенной нормы недавно поддержал ВС РФ. В одном из Определений, явившемся редким примером применения субъективно-телеологического толкования, Суд подчеркнул: "Из определения содержания права требования, в отношении которого частью 18 статьи 155 ЖК РФ установлен запрет уступки, не следует, что оно ограничено задолженностью по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги какой-либо определенной группы плательщиков. Между тем из пояснительной записки к проекту названного Закона следует, что целью дополнения статьи 155 ЖК РФ частью 18 является "гарантия защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг". Следовательно, содержащаяся в части 18 статьи 155 ЖК РФ норма, определяющая содержание права требования, уступка которого не допускается, подлежит ограничительному толкованию как относящаяся исключительно к просроченной задолженности физических лиц" <87>.
Статья: О методическом обеспечении оценки стоимости безнадежных долгов
(Сутягин В.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Стоит сказать, что банковская цессия, хоть и крупный сегмент (0,5 триллиона рублей), но не единственный. Также сюда следует включить долги за услуги жилищно-коммунального хозяйства и связи, частные и корпоративные долги, реализуемые в процедурах банкротства и исполнительного производства. При этом какая-либо обобщенная статистика этого рынка отсутствует, да и сам он непрозрачен несмотря на то, что все последние годы государство пытается ужесточить регламентацию коллекторской деятельности. Непрозрачность рынка приводит к появлению серых схем уступок и использования купленных обязательств. Многие из этих обязательств приобретаются не в целях взыскания долга. Зачастую они приобретаются для списания собственных долгов (например, в исполнительном производстве или банкротстве), используются в различных схемах взаимозачетов, в качестве взноса в уставный капитала предприятия или для его увеличения (в целях формального увеличения валюты баланса или создания видимости финансовой устойчивости). Примечательно, что во всех этих случаях платежеспособность должника не очень-то и волнует кредитора.
(Сутягин В.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Стоит сказать, что банковская цессия, хоть и крупный сегмент (0,5 триллиона рублей), но не единственный. Также сюда следует включить долги за услуги жилищно-коммунального хозяйства и связи, частные и корпоративные долги, реализуемые в процедурах банкротства и исполнительного производства. При этом какая-либо обобщенная статистика этого рынка отсутствует, да и сам он непрозрачен несмотря на то, что все последние годы государство пытается ужесточить регламентацию коллекторской деятельности. Непрозрачность рынка приводит к появлению серых схем уступок и использования купленных обязательств. Многие из этих обязательств приобретаются не в целях взыскания долга. Зачастую они приобретаются для списания собственных долгов (например, в исполнительном производстве или банкротстве), используются в различных схемах взаимозачетов, в качестве взноса в уставный капитала предприятия или для его увеличения (в целях формального увеличения валюты баланса или создания видимости финансовой устойчивости). Примечательно, что во всех этих случаях платежеспособность должника не очень-то и волнует кредитора.
Статья: Сравнительный анализ правовых моделей федерального государственного контроля (надзора) в сфере коллекторской деятельности
(Кель М.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 3)1. Единство требований и санкций для всех участников рынка взыскания просроченной задолженности, т.е., на мой взгляд, все лица, которые осуществляют взыскание просроченной задолженности, должны получать разрешение (вставать в соответствующий реестр) ФССП России и, таким образом, контрольные (надзорные) полномочия ФССП России должны распространяться и на этих лиц (банки, МФО, ЖКХ).
(Кель М.В.)
("Вестник исполнительного производства", 2023, N 3)1. Единство требований и санкций для всех участников рынка взыскания просроченной задолженности, т.е., на мой взгляд, все лица, которые осуществляют взыскание просроченной задолженности, должны получать разрешение (вставать в соответствующий реестр) ФССП России и, таким образом, контрольные (надзорные) полномочия ФССП России должны распространяться и на этих лиц (банки, МФО, ЖКХ).
Тематический выпуск: Сборник инструкций по охране труда для работников образовательных организаций
("Электронное приложение к журналу "Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2023)- при выполнении работ на объектах ОЗП водоснабжения и канализации (в том числе колодцы, проходные канализационные коллекторы, емкости, камеры) следует руководствоваться требованиями Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2020 N 758н) и Правил по охране труда при работах на высоте (утв. Приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н);
("Электронное приложение к журналу "Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях", 2023)- при выполнении работ на объектах ОЗП водоснабжения и канализации (в том числе колодцы, проходные канализационные коллекторы, емкости, камеры) следует руководствоваться требованиями Правил по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве (утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2020 N 758н) и Правил по охране труда при работах на высоте (утв. Приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н);