Животный и растительный мир
Подборка наиболее важных документов по запросу Животный и растительный мир (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 65 "Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Из смысла понятий определенных в ГОСТ 16265-89 "Государственный стандарт Союза ССР. Земледелие. Термины и определения", утвержденного и введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25 декабря 1989 года N 4093 следует, что распашка и дискование относятся к приемам обработки почвы, осуществляемой различными технологиями, основной обработки почвы. При этом, как распашка, так и дискование поверхности почвы в прибрежной защитной полосе предполагает нарушение почвенного покрова (крошение, рыхление, перемешивание, частичное оборачивание почвы), в результате чего теряется его скрепление корнями растений, значительно усиливается поверхностный сток в водный объект, загрязняющий его частицами земли и удобрений, одновременно вымывающий из нее поверхностный плодородный слой и ценные питательные вещества, что приводит к негативному воздействию на сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира и свидетельствует об угрозе загрязнения, засорения и заиления водного объекта и, как следствие, ведет к ухудшению качества поверхностных вод. Таким образом, запрет распашки (дискования) земель направлен на предотвращение вреда водным объектам, в результате которого значительно усиливается поверхностный сток в водный объект, загрязняющий его частицами земли и удобрений одновременно вымывающий из нее поверхностный плодородный слой и ценные питательные вещества. В этой связи запрет распашки (дискования) земель, понимаемой как искусственное нарушение почвенного покрова в сельскохозяйственной деятельности, распространяется на распашку (дискование) не только сельскохозяйственной техникой, но и другими сельскохозяйственными орудиями (лопатами, дискаторами, и др.). Поэтому имеющиеся в пределах прибрежной защитной полосы садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки крестьянских, личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных организаций (их части) не должны подвергаться какой-либо распашке (дискованию). Использование земельного участка для огородничества предполагает обработку земли, что прямо запрещено требованиями части 17 статьи 65 Водного кодекса РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Право собственности граждан на природные объекты и сопутствующие ему обязанности служат экономическим базисом статуса граждан в сфере природопользования, особенно в условиях рыночных отношений. Недопущение ущерба от своей собственности другим лицам, обществу присуще многим странам, но запрещение вреда природе от собственности является конституционной тенденцией: в Чехии осуществление любого права собственности не должно создавать угрозу, наносить ущерб окружающей среде, природным ресурсам, разнообразию видов животного, растительного мира. В Румынии право собственности обязывает к выполнению задач охраны окружающей среды, других задач, выполнение которых согласно закону или обычаю возлагается на собственника; для работ, представляющих общий интерес, публичная власть может использовать недра под любой недвижимостью при обязательном возмещении собственнику ущерба, нанесенного почве, насаждениям, строениям. В Туркменистане утверждается право частной собственности на средства производства, землю, иные материальные, интеллектуальные ценности, которые могут принадлежать также объединениям граждан, государству. Согласно гл. IX "Экономика" Конституции Республики Корея лицензии на эксплуатацию, разработку, использование минеральных ресурсов, других важных полезных ископаемых, морских ресурсов, водной энергии, а также сил природы, используемых в экономических целях, могут быть выданы на определенный срок в соответствии с законом. В Узбекистане использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы гражданина, юридических лиц, государства.
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Право собственности граждан на природные объекты и сопутствующие ему обязанности служат экономическим базисом статуса граждан в сфере природопользования, особенно в условиях рыночных отношений. Недопущение ущерба от своей собственности другим лицам, обществу присуще многим странам, но запрещение вреда природе от собственности является конституционной тенденцией: в Чехии осуществление любого права собственности не должно создавать угрозу, наносить ущерб окружающей среде, природным ресурсам, разнообразию видов животного, растительного мира. В Румынии право собственности обязывает к выполнению задач охраны окружающей среды, других задач, выполнение которых согласно закону или обычаю возлагается на собственника; для работ, представляющих общий интерес, публичная власть может использовать недра под любой недвижимостью при обязательном возмещении собственнику ущерба, нанесенного почве, насаждениям, строениям. В Туркменистане утверждается право частной собственности на средства производства, землю, иные материальные, интеллектуальные ценности, которые могут принадлежать также объединениям граждан, государству. Согласно гл. IX "Экономика" Конституции Республики Корея лицензии на эксплуатацию, разработку, использование минеральных ресурсов, других важных полезных ископаемых, морских ресурсов, водной энергии, а также сил природы, используемых в экономических целях, могут быть выданы на определенный срок в соответствии с законом. В Узбекистане использование имущества не должно причинять ущерб экологической среде, нарушать права и охраняемые законом интересы гражданина, юридических лиц, государства.
Готовое решение: Что понимается под впервые совершенным административным правонарушением и является ли это смягчающим обстоятельством
(КонсультантПлюс, 2025)не был причинен вред или не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не был нанесен имущественный ущерб (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)не был причинен вред или не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не был нанесен имущественный ущерб (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ);
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 18.02.2013 N 60
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 N 28880)Зарегистрировано в Минюсте России 25 июня 2013 г. N 28880
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 N 28880)Зарегистрировано в Минюсте России 25 июня 2013 г. N 28880
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Определение понятия водоохранной зоны и особенности ее правового режима закреплены в ст. 65 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ). Согласно п. 1 указанной статьи водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Определение понятия водоохранной зоны и особенности ее правового режима закреплены в ст. 65 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ). Согласно п. 1 указанной статьи водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Готовое решение: Какой порядок (особенности) привлечения к административной ответственности юридических лиц
(КонсультантПлюс, 2025)не был причинен вред или не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не был нанесен имущественный ущерб (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)не был причинен вред или не возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не был нанесен имущественный ущерб (ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ);
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Статья: О замене штрафа за увеличение цены контракта на предупреждение
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)К сведению. В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ по общему правилу <1> за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного или муниципального контроля, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение, если отсутствует причинение вреда (угроза причинения вреда) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
(Манкина О.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)К сведению. В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ по общему правилу <1> за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного или муниципального контроля, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение, если отсутствует причинение вреда (угроза причинения вреда) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)В конечном итоге, приняв во внимание все обстоятельства дела, учитывая, что доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба не имеется, суд посчитал возможным заменить назначенный декларанту административный штраф на предупреждение.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)В конечном итоге, приняв во внимание все обстоятельства дела, учитывая, что доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба не имеется, суд посчитал возможным заменить назначенный декларанту административный штраф на предупреждение.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Нецелевое использование водного объекта можно продемонстрировать случаем, когда на участке акватории озера водопользователем были произведены работы по строительству сооружения на железных сваях, установленных на дне водного объекта, тогда как проведение строительных и иных работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта, условиями договора предусмотрено не было. В итоге договор водопользования был расторгнут судом по причине негативного воздействия сооружения на животный и растительный мир <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Нецелевое использование водного объекта можно продемонстрировать случаем, когда на участке акватории озера водопользователем были произведены работы по строительству сооружения на железных сваях, установленных на дне водного объекта, тогда как проведение строительных и иных работ, связанных с изменением дна и берегов водного объекта, условиями договора предусмотрено не было. В итоге договор водопользования был расторгнут судом по причине негативного воздействия сооружения на животный и растительный мир <1>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;