Жилищные права ребенка инвалида
Подборка наиболее важных документов по запросу Жилищные права ребенка инвалида (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 57 "Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях" ЖК РФ"Таким образом, обращение с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления имело место после 1 марта 2005 г. (ребенок-инвалид ДД.ММ.ГГГГ), право истицы на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 "Обеспечение инвалидов жильем" Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации""Из системного толкования приведенных норм права и разъяснений к ним следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, подлежит финансированию субъектом Российской Федерации путем предоставления межбюджетных трансфертов администрации в целях реализации данных полномочий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О реализации прокурорами полномочий по защите в судебном порядке прав инвалидов
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Особого внимания прокуроров заслуживают вопросы защиты жилищных прав детей-инвалидов <2>.
(Мирошниченко М.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 11)Особого внимания прокуроров заслуживают вопросы защиты жилищных прав детей-инвалидов <2>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетнего И., а также И.А., И.Н., И.М. и И.Е. к администрации города с иском о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь, ссылаясь на то, что И.Н. обратилась в прокуратуру города с заявлением о защите нарушенных жилищных прав ее и членов ее многодетной семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. По результатам проверки установлено, что несовершеннолетний И. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817. Решением суда от 24 сентября 2015 г. на администрацию города возложена обязанность по включению с 21 апреля 2015 г. семьи в составе пяти человек в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма. По мнению прокурора, необеспечение И. и членов его семьи жилым помещением нарушает их жилищные права.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)Прокурор обратился в суд в интересах несовершеннолетнего И., а также И.А., И.Н., И.М. и И.Е. к администрации города с иском о возложении обязанности по предоставлению во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь, ссылаясь на то, что И.Н. обратилась в прокуратуру города с заявлением о защите нарушенных жилищных прав ее и членов ее многодетной семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. По результатам проверки установлено, что несовершеннолетний И. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817. Решением суда от 24 сентября 2015 г. на администрацию города возложена обязанность по включению с 21 апреля 2015 г. семьи в составе пяти человек в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма. По мнению прокурора, необеспечение И. и членов его семьи жилым помещением нарушает их жилищные права.
Статья: Актуальные проблемы реализации прав и свобод в Российской Федерации (на примере Республики Дагестан)
(Ниматулаева Р.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Анализ обращений позволяет в целом констатировать, что дагестанцев по-прежнему волнуют неразрешенные вопросы социальной защиты, здравоохранения, реализации жилищных прав, защиты прав инвалидов и детей-инвалидов, защиты прав граждан в уголовном процессе и ряд других. В том числе в 2022 г. поступило 41 обращение относительно предоставления жилищно-коммунальных услуг и субсидий на их оплату льготным категориям граждан. Они касались, в частности, ненадлежащего исполнения обязанностей управляющими организациями многоквартирных домов, прекращения подачи воды, газа и электроэнергии, некачественных коммунальных услуг. В 67 обращениях к уполномоченному граждане сообщали о нарушении прав в сфере медицинской помощи и охраны здоровья, в которых были затронуты проблемы обеспечения лекарственными препаратами, в том числе в стационарах - 24.
(Ниматулаева Р.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Анализ обращений позволяет в целом констатировать, что дагестанцев по-прежнему волнуют неразрешенные вопросы социальной защиты, здравоохранения, реализации жилищных прав, защиты прав инвалидов и детей-инвалидов, защиты прав граждан в уголовном процессе и ряд других. В том числе в 2022 г. поступило 41 обращение относительно предоставления жилищно-коммунальных услуг и субсидий на их оплату льготным категориям граждан. Они касались, в частности, ненадлежащего исполнения обязанностей управляющими организациями многоквартирных домов, прекращения подачи воды, газа и электроэнергии, некачественных коммунальных услуг. В 67 обращениях к уполномоченному граждане сообщали о нарушении прав в сфере медицинской помощи и охраны здоровья, в которых были затронуты проблемы обеспечения лекарственными препаратами, в том числе в стационарах - 24.
Статья: О природе элементов системы органов федеральной территории "Сириус"
(Праскова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)<18> Отмечая уникальность данного органа для России, заметим, что в мировой практике имеется опыт создания института муниципального омбудсмена, призванного разрешать споры между жителями и органами местного самоуправления (см.: Кабышев С.В. Муниципальный омбудсмен: зарубежный опыт и его рецепция в России // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 5 (114). С. 72 - 82). Однако для России это первый специализированный омбудсмен такой направленности. И его появление вызывает скорее негативную реакцию. Ведь любые независимые правозащитные институты создаются с целью предоставления дополнительных гарантий для слабозащищенных (в том числе в рамках конкретных отношений) категорий граждан. В данном же случае защите подлежит такая форма самостоятельной инициативной и под свою ответственность деятельности граждан, как местное самоуправление, возможности реализации которой явно умалены. К аналогичному выводу приходит и С.С. Стариков, полагая, что создание этой должности обусловлено существенным ограничением права граждан на местное самоуправление в федеральной территории, а учреждение должности Уполномоченного по вопросам местного самоуправления ФТ "Сириус" должно служить противовесом (Стариков С.С. Конституционно-правовой статус федеральных территорий в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2023. С. 165 - 166). Учитывая, что концепция полного отказа от местного самоуправления в ФТ "Сириус" вряд ли изменится, остается лишь надеяться, что этот муниципальный омбудсмен будет не менее эффективен, чем другие специализированные правозащитные институты, образованные для защиты прав детей, потребителей в рамках финансовых отношений и др. (см., например: Зимина Е.В., Копалкина Е.Г., Чернякова Т.А., Гуляева А.И. Роль Уполномоченного по правам ребенка в оказании помощи в разрешении семейных споров о детях (на примере Иркутской области) // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14. N 1. С. 299 - 309; Копалкина Е.Г., Зимина Е.В., Гуляева А.И., Чернякова Т.А. Защита жилищных прав детей с инвалидностью в деятельности Уполномоченного по правам ребенка (на примере Иркутской области) // Известия Байкальского государственного университета. 2023. Т. 33. N 2. С. 349 - 356).
(Праскова С.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)<18> Отмечая уникальность данного органа для России, заметим, что в мировой практике имеется опыт создания института муниципального омбудсмена, призванного разрешать споры между жителями и органами местного самоуправления (см.: Кабышев С.В. Муниципальный омбудсмен: зарубежный опыт и его рецепция в России // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 5 (114). С. 72 - 82). Однако для России это первый специализированный омбудсмен такой направленности. И его появление вызывает скорее негативную реакцию. Ведь любые независимые правозащитные институты создаются с целью предоставления дополнительных гарантий для слабозащищенных (в том числе в рамках конкретных отношений) категорий граждан. В данном же случае защите подлежит такая форма самостоятельной инициативной и под свою ответственность деятельности граждан, как местное самоуправление, возможности реализации которой явно умалены. К аналогичному выводу приходит и С.С. Стариков, полагая, что создание этой должности обусловлено существенным ограничением права граждан на местное самоуправление в федеральной территории, а учреждение должности Уполномоченного по вопросам местного самоуправления ФТ "Сириус" должно служить противовесом (Стариков С.С. Конституционно-правовой статус федеральных территорий в России: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2023. С. 165 - 166). Учитывая, что концепция полного отказа от местного самоуправления в ФТ "Сириус" вряд ли изменится, остается лишь надеяться, что этот муниципальный омбудсмен будет не менее эффективен, чем другие специализированные правозащитные институты, образованные для защиты прав детей, потребителей в рамках финансовых отношений и др. (см., например: Зимина Е.В., Копалкина Е.Г., Чернякова Т.А., Гуляева А.И. Роль Уполномоченного по правам ребенка в оказании помощи в разрешении семейных споров о детях (на примере Иркутской области) // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14. N 1. С. 299 - 309; Копалкина Е.Г., Зимина Е.В., Гуляева А.И., Чернякова Т.А. Защита жилищных прав детей с инвалидностью в деятельности Уполномоченного по правам ребенка (на примере Иркутской области) // Известия Байкальского государственного университета. 2023. Т. 33. N 2. С. 349 - 356).