Жилье сотрудникам мвд
Подборка наиболее важных документов по запросу Жилье сотрудникам мвд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1109 ГК РФсоциальную выплату на строительство (приобретение) жилья для сотрудников МВД >>>
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.08.2023 N 33-17588/2023
Категория спора: 1) Дарение; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании договора недействительным; 2) О прекращении права собственности на жилое помещение.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик-1, являющийся его супругом и сотрудником органов внутренних дел, заключил договор дарения квартиры с ответчиком-2 с целью причинения вреда истцу и их несовершеннолетнему ребенку, а также создания юридически закрепленной возможности получения безвозмездно жилого помещения по линии МВД.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Также коллегия полагает правильным указание суда на то, что обстоятельства ухудшения К.С. своих жилищных условий путем дарения спорной квартиры и наличия оснований для его обеспечения жилым помещением как нуждающегося сотрудника МВД во вред действительно нуждающимся сотрудникам МВД не являются основаниями для признания договора дарения недействительным по иску супруги К.С. Кроме того, данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии заинтересованности К.Т. в заключении мнимого или притворного договора дарения.
Категория спора: 1) Дарение; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О признании договора недействительным; 2) О прекращении права собственности на жилое помещение.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик-1, являющийся его супругом и сотрудником органов внутренних дел, заключил договор дарения квартиры с ответчиком-2 с целью причинения вреда истцу и их несовершеннолетнему ребенку, а также создания юридически закрепленной возможности получения безвозмездно жилого помещения по линии МВД.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Также коллегия полагает правильным указание суда на то, что обстоятельства ухудшения К.С. своих жилищных условий путем дарения спорной квартиры и наличия оснований для его обеспечения жилым помещением как нуждающегося сотрудника МВД во вред действительно нуждающимся сотрудникам МВД не являются основаниями для признания договора дарения недействительным по иску супруги К.С. Кроме того, данные обстоятельства не свидетельствуют о наличии заинтересованности К.Т. в заключении мнимого или притворного договора дарения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изъятие жилья у военнослужащих и силовиков - споры
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Здесь стоит упомянуть два важных Определения Верховного Суда Российской Федерации, которые содержат развернутые пояснения позиции суда по вопросу выселения военнослужащих и сотрудников МВД из служебного жилья.
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)Здесь стоит упомянуть два важных Определения Верховного Суда Российской Федерации, которые содержат развернутые пояснения позиции суда по вопросу выселения военнослужащих и сотрудников МВД из служебного жилья.
Статья: Выселение из общежитий и служебных жилых помещений: некоторые аспекты соблюдения баланса интересов сторон договора найма
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Основным правовым последствием расторжения любого договора найма жилья всегда является выселение нанимателя и всех проживающих с ним граждан из занимаемого ими жилого помещения. Однако в отношении специализированного жилья, включая служебное жилье и помещения в общежитиях, законодателем предусмотрен ряд исключений. Из общежитий и служебных жилых помещений при расторжении договора найма не могут быть выселены без предоставления иных жилых помещений по договорам социального найма состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (и при этом не являющиеся собственниками или нанимателями жилья по договорам социального найма или членами семей собственников или таких нанимателей): пенсионеры по старости; инвалиды I или II групп (при условии наступления инвалидности в связи с трудовой деятельностью); семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов или инвалидов с детства; члены семьи работника, которому было предоставлено жилое помещение и который умер; члены семьи военнослужащих и приравненных к ним лиц (сотрудники МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН), погибших или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не могут быть выселены без предоставления другого жилья состоящие на учете в качестве нуждающихся или имеющие право на нем состоять граждане, проживающие в служебном жилье и общежитиях, предоставленных до введения в действие ЖК РФ, если их выселение не допускалось ст. 108, 110 ЖК РСФСР. Эти положения конкретизированы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" <4>.
(Формакидов Д.А.)
("Семейное и жилищное право", 2025, N 5)Основным правовым последствием расторжения любого договора найма жилья всегда является выселение нанимателя и всех проживающих с ним граждан из занимаемого ими жилого помещения. Однако в отношении специализированного жилья, включая служебное жилье и помещения в общежитиях, законодателем предусмотрен ряд исключений. Из общежитий и служебных жилых помещений при расторжении договора найма не могут быть выселены без предоставления иных жилых помещений по договорам социального найма состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (и при этом не являющиеся собственниками или нанимателями жилья по договорам социального найма или членами семей собственников или таких нанимателей): пенсионеры по старости; инвалиды I или II групп (при условии наступления инвалидности в связи с трудовой деятельностью); семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов или инвалидов с детства; члены семьи работника, которому было предоставлено жилое помещение и который умер; члены семьи военнослужащих и приравненных к ним лиц (сотрудники МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН), погибших или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ (ред. от 26.12.2024) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не могут быть выселены без предоставления другого жилья состоящие на учете в качестве нуждающихся или имеющие право на нем состоять граждане, проживающие в служебном жилье и общежитиях, предоставленных до введения в действие ЖК РФ, если их выселение не допускалось ст. 108, 110 ЖК РСФСР. Эти положения конкретизированы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" <4>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.10.2025 N 33-П
"По делу о проверке конституционности части 3.2 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Маркова Бориса Викторовича"На момент вступления в силу Федерального закона N 485-ФЗ отношения по поводу найма служебного жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел также регулировались Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897; в редакции Постановления от 1 октября 2004 года N 512; далее - Типовое положение). Пунктом 28 Типового положения предусматривалось, что сотрудники органов внутренних дел, имевшие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, проживавшие в служебном жилом помещении и прекратившие службу, не могли быть выселены из него без предоставления им другого жилого помещения.
"По делу о проверке конституционности части 3.2 статьи 8 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Маркова Бориса Викторовича"На момент вступления в силу Федерального закона N 485-ФЗ отношения по поводу найма служебного жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел также регулировались Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897; в редакции Постановления от 1 октября 2004 года N 512; далее - Типовое положение). Пунктом 28 Типового положения предусматривалось, что сотрудники органов внутренних дел, имевшие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, проживавшие в служебном жилом помещении и прекратившие службу, не могли быть выселены из него без предоставления им другого жилого помещения.
Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"7) осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за МВД России, в соответствии с его назначением; иметь специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях); вести учет сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, не обеспеченных жилыми помещениями в населенном пункте по месту службы (работы) или нуждающихся в улучшении жилищных условий;
(ред. от 26.09.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации"7) осуществлять управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным на праве оперативного управления за МВД России, в соответствии с его назначением; иметь специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях); вести учет сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, не обеспеченных жилыми помещениями в населенном пункте по месту службы (работы) или нуждающихся в улучшении жилищных условий;
Ситуация: Предусмотрены ли льготы для лиц, награжденных медалью "За трудовую доблесть"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, награжденные медалью МВД России "За трудовую доблесть" работники системы МВД России представляются к награждению оружием (п. 1 Приложения N 23 к Приказу МВД России N 525).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Например, награжденные медалью МВД России "За трудовую доблесть" работники системы МВД России представляются к награждению оружием (п. 1 Приложения N 23 к Приказу МВД России N 525).
Вопрос: Каковы особенности направления в командировку иностранного работника, имеющего вид на жительство в РФ?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)В случае проживания командированного иностранного гражданина в гостинице он должен быть поставлен на миграционный учет администрацией этой гостиницы в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия. В случае проживания командированного иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности или гражданину РФ, постоянно проживающему за пределами РФ, либо если между ним и принимающей стороной заключен договор найма жилого помещения, уведомление в территориальный орган МВД России подается самим иностранным гражданином (ч. 3, 3.1 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2, ч. 3, 3.2, 3.5 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)В случае проживания командированного иностранного гражданина в гостинице он должен быть поставлен на миграционный учет администрацией этой гостиницы в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия. В случае проживания командированного иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности или гражданину РФ, постоянно проживающему за пределами РФ, либо если между ним и принимающей стороной заключен договор найма жилого помещения, уведомление в территориальный орган МВД России подается самим иностранным гражданином (ч. 3, 3.1 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2, ч. 3, 3.2, 3.5 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).
Ситуация: Каков порядок вскрытия жилого помещения (проникновения в жилое помещение) при аварийной ситуации?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)О проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся в нем граждан сотрудник полиции должен в течение 24 часов письменно уведомить прокурора, а также вручить (направить) уведомление о проникновении собственнику жилого помещения и (или) проживающим в нем гражданам, если проникновение было произведено в их отсутствие (ч. 6, 7 ст. 15 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 5, 7, 8 Порядка, утв. Приказом МВД России от 03.02.2022 N 90).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)О проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся в нем граждан сотрудник полиции должен в течение 24 часов письменно уведомить прокурора, а также вручить (направить) уведомление о проникновении собственнику жилого помещения и (или) проживающим в нем гражданам, если проникновение было произведено в их отсутствие (ч. 6, 7 ст. 15 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 5, 7, 8 Порядка, утв. Приказом МВД России от 03.02.2022 N 90).
Статья: Нуждаемость в жилом помещении: взгляд судебной практики
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ и при рассмотрении гражданского дела о выселении семьи бывшего сотрудника органов внутренних дел из служебного жилого помещения, где в качестве основания иска ГУ МВД России по Новосибирской области указывало на наличие у ответчиков прав на иное жилое помещение, расположенное, как и служебное жилое помещение, на территории г. Новосибирска <19>. В этом деле примечательно и суждение высшей судебной инстанции о том, что Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (далее - Типовое положение)), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные гарантии по сравнению с нормами Жилищного кодекса РФ, в частности с его ст. 103.
(Папушина Н.Ю.)
("Закон", 2023, N 3)К аналогичным выводам пришел Верховный Суд РФ и при рассмотрении гражданского дела о выселении семьи бывшего сотрудника органов внутренних дел из служебного жилого помещения, где в качестве основания иска ГУ МВД России по Новосибирской области указывало на наличие у ответчиков прав на иное жилое помещение, расположенное, как и служебное жилое помещение, на территории г. Новосибирска <19>. В этом деле примечательно и суждение высшей судебной инстанции о том, что Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 897 (далее - Типовое положение)), является действующим нормативным правовым актом, устанавливающим дополнительные гарантии по сравнению с нормами Жилищного кодекса РФ, в частности с его ст. 103.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ МВД России от 3 февраля 2022 г. N 90 "Об утверждении Порядка информирования полицией собственника жилого помещения и (или) проживающих там граждан о случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ МВД России от 3 февраля 2022 г. N 90 "Об утверждении Порядка информирования полицией собственника жилого помещения и (или) проживающих там граждан о случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие".
Статья: Содержание и значение некоторых основных элементов криминалистической характеристики организации незаконной миграции
(Шуваева М.С.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Идеальные следы формирует информация, которая сохранилась в памяти лиц, причастных к совершению преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, либо располагающих сведениями, представляющими интерес для расследуемого уголовного дела. Носителями такой информации могут быть как лица, подозреваемые в совершении анализируемого криминального деяния, так и незаконные мигранты, лица, предоставлявшие им жилое помещение для регистрации по месту пребывания, транспорт, использовавшие их труд в производстве, сотрудники подразделений по вопросам миграции МВД России, занимавшиеся их постановкой на учет, а также выявившие правонарушения в области соблюдения миграционного законодательства, участковые уполномоченные полиции, ответственные за административный участок, где было выявлено нарушение, оперативные сотрудники уголовного розыска, представители ФСБ России, ФТС России и иные лица, чьи показания позволяют составить объективную картину совершенного преступного деяния и роль в этом подозреваемого фигуранта.
(Шуваева М.С.)
("Миграционное право", 2024, N 2)Идеальные следы формирует информация, которая сохранилась в памяти лиц, причастных к совершению преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, либо располагающих сведениями, представляющими интерес для расследуемого уголовного дела. Носителями такой информации могут быть как лица, подозреваемые в совершении анализируемого криминального деяния, так и незаконные мигранты, лица, предоставлявшие им жилое помещение для регистрации по месту пребывания, транспорт, использовавшие их труд в производстве, сотрудники подразделений по вопросам миграции МВД России, занимавшиеся их постановкой на учет, а также выявившие правонарушения в области соблюдения миграционного законодательства, участковые уполномоченные полиции, ответственные за административный участок, где было выявлено нарушение, оперативные сотрудники уголовного розыска, представители ФСБ России, ФТС России и иные лица, чьи показания позволяют составить объективную картину совершенного преступного деяния и роль в этом подозреваемого фигуранта.
Ситуация: В каких случаях неприкосновенность жилища может быть нарушена?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если сотрудник полиции проник в жилое помещение в отсутствие собственника и (или) проживающих в этом помещении граждан, в течение 24 часов с момента проникновения собственник и (или) проживающие в помещении граждане должны быть проинформированы об этом путем вручения (направления) уведомления о проникновении (ч. 6 ст. 15 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 5, 7, 8 Порядка, утв. Приказом МВД России от 03.02.2022 N 90).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если сотрудник полиции проник в жилое помещение в отсутствие собственника и (или) проживающих в этом помещении граждан, в течение 24 часов с момента проникновения собственник и (или) проживающие в помещении граждане должны быть проинформированы об этом путем вручения (направления) уведомления о проникновении (ч. 6 ст. 15 Закона N 3-ФЗ; п. п. 3, 5, 7, 8 Порядка, утв. Приказом МВД России от 03.02.2022 N 90).
Статья: Конституционно-правовые основы социальных гарантий сотрудников МВД России и народных дружинников: проблемы реализации, пути решения
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Таким образом, реализация положений о ЕСВ для сотрудников МВД России не лишена недостатков: в частности, это наличие строгих требований к сотрудникам для постановки на очередь ЕСВ, а также длительное ожидание в очереди. При этом во многих субъектах Российской Федерации ощущается недостаток служебных жилых помещений. Так, согласно Отчету Счетной палаты РФ за 2021 год "период ожидания большинством сотрудников служебных жилых помещений составляет от 2 до 10 лет" <5>, что не способствует улучшению жилищных условий сотрудников. Только в отношении участковых уполномоченных установлен четкий срок предоставления служебного помещения: в течение шести месяцев со дня вступления в должность (ч. 3 ст. 44 Федерального закона "О полиции"). Следовательно, приходится констатировать неэффективность реализации закрепленных в законодательстве мер социальной поддержки сотрудников ОВД в жилищной сфере.
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2025, N 8)Таким образом, реализация положений о ЕСВ для сотрудников МВД России не лишена недостатков: в частности, это наличие строгих требований к сотрудникам для постановки на очередь ЕСВ, а также длительное ожидание в очереди. При этом во многих субъектах Российской Федерации ощущается недостаток служебных жилых помещений. Так, согласно Отчету Счетной палаты РФ за 2021 год "период ожидания большинством сотрудников служебных жилых помещений составляет от 2 до 10 лет" <5>, что не способствует улучшению жилищных условий сотрудников. Только в отношении участковых уполномоченных установлен четкий срок предоставления служебного помещения: в течение шести месяцев со дня вступления в должность (ч. 3 ст. 44 Федерального закона "О полиции"). Следовательно, приходится констатировать неэффективность реализации закрепленных в законодательстве мер социальной поддержки сотрудников ОВД в жилищной сфере.
Статья: Жилье военнослужащим, сотрудникам полиции, Росгвардии. Анализ споров (на примерах обеспечения субсидиями)
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Решением ГУ МВД России по г. Москве сотрудник был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты в связи с вселением в занимаемое жилое помещение своей матери. Разрешая спор с учетом норм законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия истца по вселению своей матери повлияли на определение размера единовременной социальной выплаты и у жилищной комиссии имелись законные основания для снятия его с учета, поскольку совершены действия с намерением получения единовременной выплаты в большем размере. Доводы истца о вынужденном характере вселения матери в квартиру с целью улучшения качества медицинского обслуживания и необходимости постоянного ухода за ней судом были признаны несостоятельными. Решение суда оставлено в силе Апелляционным определением Московского городского суда от 30.08.2021 N 33-34794/21.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Решением ГУ МВД России по г. Москве сотрудник был снят с учета на получение единовременной социальной выплаты в связи с вселением в занимаемое жилое помещение своей матери. Разрешая спор с учетом норм законодательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия истца по вселению своей матери повлияли на определение размера единовременной социальной выплаты и у жилищной комиссии имелись законные основания для снятия его с учета, поскольку совершены действия с намерением получения единовременной выплаты в большем размере. Доводы истца о вынужденном характере вселения матери в квартиру с целью улучшения качества медицинского обслуживания и необходимости постоянного ухода за ней судом были признаны несостоятельными. Решение суда оставлено в силе Апелляционным определением Московского городского суда от 30.08.2021 N 33-34794/21.