Железнодорожные подъездные пути
Подборка наиболее важных документов по запросу Железнодорожные подъездные пути (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Выкуп (отказ в выкупе) земельного участка под зданием (сооружением)
(КонсультантПлюс, 2025)...мотивы отказа признаются судом... несостоятельными, поскольку... заявителем предоставлялось свидетельство о праве собственности общества на... объект недвижимости (железнодорожный подъездной путь), являющееся надлежащим документом... Представление соответствующих документов в отношении остальных... объектов... не требуется, учитывая их временный характер и отсутствие признаков, позволяющих их отнести к недвижимости..."
(КонсультантПлюс, 2025)...мотивы отказа признаются судом... несостоятельными, поскольку... заявителем предоставлялось свидетельство о праве собственности общества на... объект недвижимости (железнодорожный подъездной путь), являющееся надлежащим документом... Представление соответствующих документов в отношении остальных... объектов... не требуется, учитывая их временный характер и отсутствие признаков, позволяющих их отнести к недвижимости..."
Позиция ВАС РФ: Договор, заключаемый в обязательном порядке, может быть заключен в судебном порядке в редакции, представленной участником спора, если редакция соответствует законодательству
Постановление Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 N 13069/06 по делу N А65-17595/2005-СГ3-12
Применимые нормы: п. 4 ст. 445 ГК РФПринимая решение об обязании ответчика заключить договор на условиях проекта истца, суды первой и апелляционной инстанций не проверили соответствия этих условий закону, иным правовым актам. Суды не дали оценки доводам ответчика о невозможности исполнения требований общества о работе в одном маневровом районе двух локомотивов различных организаций. В нарушение положений правового акта железнодорожный подъездной путь необщего пользования, предоставленный истцу по соглашению об установлении сервитута, не имеет инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования и, по существу, не может эксплуатироваться.
Постановление Президиума ВАС РФ от 05.12.2007 N 13069/06 по делу N А65-17595/2005-СГ3-12
Применимые нормы: п. 4 ст. 445 ГК РФПринимая решение об обязании ответчика заключить договор на условиях проекта истца, суды первой и апелляционной инстанций не проверили соответствия этих условий закону, иным правовым актам. Суды не дали оценки доводам ответчика о невозможности исполнения требований общества о работе в одном маневровом районе двух локомотивов различных организаций. В нарушение положений правового акта железнодорожный подъездной путь необщего пользования, предоставленный истцу по соглашению об установлении сервитута, не имеет инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования и, по существу, не может эксплуатироваться.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об обеспечении транспортной безопасности и антитеррористической защищенности ОТИ, имеющих признаки одновременно ОТИ морского и иного вида транспорта, в частности железнодорожных подъездных путей.
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
("Официальный сайт Минтранса России", 2024)"Официальный сайт Минтранса России https://mintrans.gov.ru", 2024
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Является ли железнодорожный путь объектом недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод из судебной практики: железнодорожный подъездной путь является объектом недвижимости.
Является ли железнодорожный путь объектом недвижимости
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод из судебной практики: железнодорожный подъездной путь является объектом недвижимости.
Нормативные акты
"СП 261.1325800.2016. Свод правил. Железнодорожный путь промышленного транспорта. Правила проектирования и строительства"
(утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 888/пр)
(ред. от 09.02.2023)3.10 железнодорожный подъездной путь: Путь необщего пользования, предназначенный для перевозок груза предприятия и соединяющий станцию примыкания сети железных дорог общего пользования с промышленной станцией, а при ее отсутствии - с погрузочно-разгрузочными путями или со стрелочным переводом первого ответвления технологических путей.
(утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 888/пр)
(ред. от 09.02.2023)3.10 железнодорожный подъездной путь: Путь необщего пользования, предназначенный для перевозок груза предприятия и соединяющий станцию примыкания сети железных дорог общего пользования с промышленной станцией, а при ее отсутствии - с погрузочно-разгрузочными путями или со стрелочным переводом первого ответвления технологических путей.
"Ограждение инфраструктуры железнодорожного транспорта. Технические требования"
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 20.08.2020 N 1783/р)1.3 Настоящие технические требования могут применяться при проектировании, строительстве и реконструкции внешних железнодорожных подъездных путей необщего пользования.
(утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 20.08.2020 N 1783/р)1.3 Настоящие технические требования могут применяться при проектировании, строительстве и реконструкции внешних железнодорожных подъездных путей необщего пользования.
Статья: Об ответственности отправителя за неисполнение заявки на железнодорожную перевозку грузов
(Ульянов А.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Содействие в исполнении заявки составляет для сторон организационную обязанность. Именно такие "организационно-образующие" <10> правоотношения, направленные на установление и развитие отношений по перевозке конкретных грузов, и возникают из заявки как "завязки" <11> перевозочного процесса. Между тем действия сторон по подаче-принятию заявок могут иметь систематический характер. Согласно ст. 798 ГК РФ и ст. 10 УЖТ РФ при необходимости таких систематических перевозок грузовладелец (грузоотправитель, грузополучатель) и перевозчик могут заключать договоры об организации перевозок, которыми определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. К таковым относятся: договор об организации расчетов; договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути между владельцем этого пути (грузоотправителем, грузополучателем) и перевозчиком; договор о подаче и уборке вагонов между перевозчиком и грузоотправителем либо грузополучателем, если они не являются владельцами подъездного пути. В тех случаях, когда сторонами заключен договор об эксплуатации подъездного пути либо договор о подаче и уборке вагонов, обязательства сторон по подаче вагонов (контейнеров) и предъявлению грузов к перевозке возникают на основе сложного фактического состава, который включает и этот договор, и принятую заявку <12> (ч. 4 ст. 10 УЖТ РФ).
(Ульянов А.В.)
("Транспортное право", 2021, N 1)Содействие в исполнении заявки составляет для сторон организационную обязанность. Именно такие "организационно-образующие" <10> правоотношения, направленные на установление и развитие отношений по перевозке конкретных грузов, и возникают из заявки как "завязки" <11> перевозочного процесса. Между тем действия сторон по подаче-принятию заявок могут иметь систематический характер. Согласно ст. 798 ГК РФ и ст. 10 УЖТ РФ при необходимости таких систематических перевозок грузовладелец (грузоотправитель, грузополучатель) и перевозчик могут заключать договоры об организации перевозок, которыми определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. К таковым относятся: договор об организации расчетов; договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути между владельцем этого пути (грузоотправителем, грузополучателем) и перевозчиком; договор о подаче и уборке вагонов между перевозчиком и грузоотправителем либо грузополучателем, если они не являются владельцами подъездного пути. В тех случаях, когда сторонами заключен договор об эксплуатации подъездного пути либо договор о подаче и уборке вагонов, обязательства сторон по подаче вагонов (контейнеров) и предъявлению грузов к перевозке возникают на основе сложного фактического состава, который включает и этот договор, и принятую заявку <12> (ч. 4 ст. 10 УЖТ РФ).
Статья: Транспортный договор как основание возникновения транспортного обязательства
(Паулова Е.О.)
("Транспортное право", 2022, N 4)Представляется, что ключевым словом в понятии "транспортный договор", выражающим его специфическую особенность, является слово "транспортный", на котором и следует сосредоточить внимание. Следует исходить из того, что не всякий договор, в котором фигурирует слово "транспорт" или словосочетания "транспортное средство", "транспортная организация", следует относить к числу транспортных. На наш взгляд, такой договор должен служить правовым инструментом обеспечения основного назначения транспортной сферы - перемещения пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних вагонов, почты в пространстве. Иными словами, транспортные договоры должны быть непосредственно связаны с транспортным процессом. Поэтому, с одной стороны, нельзя согласиться с мнением отдельных авторов об отнесении к числу транспортных договоров аренды транспортных средств <6>, договоров подряда на строительство железнодорожных подъездных путей <7>, договора на выполнение авиационных работ, договоров морского страхования, договора морского агентирования, а с другой стороны, об исключении из числа транспортных - договора транспортной экспедиции, договоров транспортировки нефти и газа.
(Паулова Е.О.)
("Транспортное право", 2022, N 4)Представляется, что ключевым словом в понятии "транспортный договор", выражающим его специфическую особенность, является слово "транспортный", на котором и следует сосредоточить внимание. Следует исходить из того, что не всякий договор, в котором фигурирует слово "транспорт" или словосочетания "транспортное средство", "транспортная организация", следует относить к числу транспортных. На наш взгляд, такой договор должен служить правовым инструментом обеспечения основного назначения транспортной сферы - перемещения пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних вагонов, почты в пространстве. Иными словами, транспортные договоры должны быть непосредственно связаны с транспортным процессом. Поэтому, с одной стороны, нельзя согласиться с мнением отдельных авторов об отнесении к числу транспортных договоров аренды транспортных средств <6>, договоров подряда на строительство железнодорожных подъездных путей <7>, договора на выполнение авиационных работ, договоров морского страхования, договора морского агентирования, а с другой стороны, об исключении из числа транспортных - договора транспортной экспедиции, договоров транспортировки нефти и газа.
Статья: Влияние концепции духа законов на развитие современного гражданского материального, а также гражданского и арбитражного процессуального права
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Доводы ОАО "РЖД", отказывавшегося заключить соответствующий договор, сводились к тому, что требовать заключения договора на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути может лишь лицо, которое имеет такой путь на праве собственности или ином праве. В отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на железнодорожные пути к обществу на основании договора купли-продажи последнее не имеет законных оснований владения, пользования и распоряжения вышеуказанным железнодорожным путем, а потому не вправе требовать заключения договора на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути.
(Коваль В.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 1)Доводы ОАО "РЖД", отказывавшегося заключить соответствующий договор, сводились к тому, что требовать заключения договора на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути может лишь лицо, которое имеет такой путь на праве собственности или ином праве. В отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на железнодорожные пути к обществу на основании договора купли-продажи последнее не имеет законных оснований владения, пользования и распоряжения вышеуказанным железнодорожным путем, а потому не вправе требовать заключения договора на эксплуатацию подъездного железнодорожного пути.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Вправе ли заказчик отказаться от оплаты работы по договору подряда или истребовать перечисленную плату, если подрядчик допустил несущественные, устранимые недостатки в работе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судом и следует из материалов дела, между ООО "Серебрянский цементный завод" (заказчик) и ООО "ПСК "Ремпуть" (подрядчик) заключен договор строительного подряда от 08.10.2007 N 316-07 на строительство железнодорожного подъездного пути необщего пользования к вновь строящемуся Серебрянскому цементному заводу по адресу: Рязанская область, Михайловский район, поселок Октябрьский.
Вправе ли заказчик отказаться от оплаты работы по договору подряда или истребовать перечисленную плату, если подрядчик допустил несущественные, устранимые недостатки в работе
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как установлено судом и следует из материалов дела, между ООО "Серебрянский цементный завод" (заказчик) и ООО "ПСК "Ремпуть" (подрядчик) заключен договор строительного подряда от 08.10.2007 N 316-07 на строительство железнодорожного подъездного пути необщего пользования к вновь строящемуся Серебрянскому цементному заводу по адресу: Рязанская область, Михайловский район, поселок Октябрьский.
"Механизм гражданско-правового регулирования охранительных отношений"
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)Судебная практика, учитывая то, что между сторонами заключен договор на железнодорожное обслуживание, который содержит условия, связанные с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, подачей и уборкой вагонов, считает данный договор в силу ТУЖД РФ обязательным как для истца, так и для ответчика. Поэтому положение договора в части права на одностороннее расторжение договора противоречит ст. ст. 310, 450 ГК, в силу чего является ничтожным <1>.
(Кархалев Д.Н.)
("Инфотропик Медиа", 2022)Судебная практика, учитывая то, что между сторонами заключен договор на железнодорожное обслуживание, который содержит условия, связанные с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, подачей и уборкой вагонов, считает данный договор в силу ТУЖД РФ обязательным как для истца, так и для ответчика. Поэтому положение договора в части права на одностороннее расторжение договора противоречит ст. ст. 310, 450 ГК, в силу чего является ничтожным <1>.
Статья: Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации: основные направления реформирования
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Устаревшим и несущественным правилам контрастирует недостаточное развитие правовой регламентации отношений, важных для настоящего времени. В частности, это - оказание инфраструктурных услуг <12>, эксплуатация железнодорожных подъездных путей <13>, исполнение транспортно-логистических и иных обеспечивающих перевозку действий <14>.
(Баукин В.Г.)
("Транспортное право", 2025, N 3)Устаревшим и несущественным правилам контрастирует недостаточное развитие правовой регламентации отношений, важных для настоящего времени. В частности, это - оказание инфраструктурных услуг <12>, эксплуатация железнодорожных подъездных путей <13>, исполнение транспортно-логистических и иных обеспечивающих перевозку действий <14>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли договор о передаче за плату в пользование железнодорожных путей необщего пользования договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Решением от 25.04.2008 (судья Быкодорова Л.В.) в удовлетворении заявления отказано. Суд указал, что предоставление для эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования является транспортной услугой, тариф на которую подлежит государственному регулированию.
Является ли договор о передаче за плату в пользование железнодорожных путей необщего пользования договором аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Решением от 25.04.2008 (судья Быкодорова Л.В.) в удовлетворении заявления отказано. Суд указал, что предоставление для эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования является транспортной услугой, тариф на которую подлежит государственному регулированию.
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)В качестве примера приведем следующий спор. Общество "Аланта" (покупатель) обратилось в суд с иском к обществу "Универсам-Садко" (продавец) об уменьшении цены договора купли-продажи ряда объектов недвижимости, в том числе подъездного железнодорожного пути длиной 1 330 пог. м, и взыскании убытков.
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)В качестве примера приведем следующий спор. Общество "Аланта" (покупатель) обратилось в суд с иском к обществу "Универсам-Садко" (продавец) об уменьшении цены договора купли-продажи ряда объектов недвижимости, в том числе подъездного железнодорожного пути длиной 1 330 пог. м, и взыскании убытков.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматривая другой спор (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 ноября 2018 г. N Ф06-38799/18 по делу N А55-24826/2017), суд не согласился с мнением регистрационного органа о том, что произведенные работы по демонтажу части подъездного ж/д пути следует квалифицировать как реконструкцию <1>, на которую требуется получение разрешения на строительство, в связи с тем, что указанные работы не повлекли за собой улучшение (ухудшение) показателей функционирования линейного объекта. Однако в случае, если установленный показатель работоспособности линейного объекта в результате предполагаемого ремонта изменится, такие работы квалифицируются как реконструкция объекта, требующая получения разрешения на строительство, отсутствие которого составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. В частности, при проверке прокуратурой законности строительства многоквартирных жилых домов установлено увеличение диаметра прямого и обратного трубопровода, что повышает пропускную способность теплоносителя и тем самым приводит к изменению первоначально установленных показателей функционирования линейного объекта. Рассматривая дело, суд (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 ноября 2018 г. N Ф08-9899/18 по делу N А32-11241/2017) пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в связи с тем, что на строительство спорного линейного объекта не было получено разрешение.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Рассматривая другой спор (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 ноября 2018 г. N Ф06-38799/18 по делу N А55-24826/2017), суд не согласился с мнением регистрационного органа о том, что произведенные работы по демонтажу части подъездного ж/д пути следует квалифицировать как реконструкцию <1>, на которую требуется получение разрешения на строительство, в связи с тем, что указанные работы не повлекли за собой улучшение (ухудшение) показателей функционирования линейного объекта. Однако в случае, если установленный показатель работоспособности линейного объекта в результате предполагаемого ремонта изменится, такие работы квалифицируются как реконструкция объекта, требующая получения разрешения на строительство, отсутствие которого составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. В частности, при проверке прокуратурой законности строительства многоквартирных жилых домов установлено увеличение диаметра прямого и обратного трубопровода, что повышает пропускную способность теплоносителя и тем самым приводит к изменению первоначально установленных показателей функционирования линейного объекта. Рассматривая дело, суд (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 ноября 2018 г. N Ф08-9899/18 по делу N А32-11241/2017) пришел к выводу о наличии состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ в связи с тем, что на строительство спорного линейного объекта не было получено разрешение.
Статья: Охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена как зона с особыми условиями использования территорий
(Баталов Г.С., Михайловская В.Л.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)- подъездных железнодорожных путей (в том числе электродепо);
(Баталов Г.С., Михайловская В.Л.)
("Хозяйство и право", 2025, N 6)- подъездных железнодорожных путей (в том числе электродепо);