Жалоба участника закупки
Подборка наиболее важных документов по запросу Жалоба участника закупки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Полномочия контрольного органа в сфере закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Полномочия органа контроля в сфере закупок при проведении внеплановой проверки не ограничены только доводами жалобы участника закупки по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Полномочия органа контроля в сфере закупок при проведении внеплановой проверки не ограничены только доводами жалобы участника закупки по Закону N 44-ФЗ
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Рассмотрение котировочных заявок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В управление поступила жалоба участника закупки ООО... на действия заказчика... в которой указано, что заявка участника закупки необоснованно была отклонена по следующим основаниям: участником закупки в составе заявки представлена копия лицензии с местом осуществления лицензируемого вида деятельности в г. Сургуте, в то время как согласно пункту 9 извещения о проведении электронного запроса котировок местом выполнения работ является г. Нижневартовск.
(КонсультантПлюс, 2025)В управление поступила жалоба участника закупки ООО... на действия заказчика... в которой указано, что заявка участника закупки необоснованно была отклонена по следующим основаниям: участником закупки в составе заявки представлена копия лицензии с местом осуществления лицензируемого вида деятельности в г. Сургуте, в то время как согласно пункту 9 извещения о проведении электронного запроса котировок местом выполнения работ является г. Нижневартовск.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об исчислении срока подачи жалобы участником закупки.
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
("Официальный сайт ФАС России", 2021)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2021
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Антимонопольный орган признал жалобу участника закупки обоснованной, выявив в действиях учреждения нарушения требований статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений). В целях устранения указанных нарушений учреждению выдано соответствующее предписание.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Антимонопольный орган признал жалобу участника закупки обоснованной, выявив в действиях учреждения нарушения требований статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений). В целях устранения указанных нарушений учреждению выдано соответствующее предписание.
"Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 4 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)По результатам рассмотрения жалобы участника закупки антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении заказчиком п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), поскольку установленный заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок по критерию "цена договора" не соответствует принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств. На этом основании антимонопольный орган выдал заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2022)По результатам рассмотрения жалобы участника закупки антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении заказчиком п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), поскольку установленный заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок по критерию "цена договора" не соответствует принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств. На этом основании антимонопольный орган выдал заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (май 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Отсутствие информации в заявке участника закупки о наличии жалоб, претензий со стороны контрагента в отношении исполненных договоров не опровергает факт наличия опыта у участника закупки.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Отсутствие информации в заявке участника закупки о наличии жалоб, претензий со стороны контрагента в отношении исполненных договоров не опровергает факт наличия опыта у участника закупки.
Вопрос: Правомерно ли установление в порядке оценки заявок требования об указании участником закупки информации о наличии жалоб, претензий, исковых заявлений со стороны контрагента в связи с ненадлежащим исполнением участником обязательств по договору?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июль 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Ненадлежащее исполнение заказчиком и организатором торгов предписания антимонопольного органа, выданного в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, является основанием для принятия и рассмотрения антимонопольным органом жалобы участника закупки и установления в действиях заказчика и организатора торгов нарушения Закона о закупках.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Ненадлежащее исполнение заказчиком и организатором торгов предписания антимонопольного органа, выданного в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, является основанием для принятия и рассмотрения антимонопольным органом жалобы участника закупки и установления в действиях заказчика и организатора торгов нарушения Закона о закупках.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (апрель 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. В другом примере Комиссия ФАС России (решение от 20.04.2021 по делу N 21/44/105/468), напротив, жалобу на неправомерный допуск участников закупки признала обоснованной, поскольку требование о членстве в СРО участника закупки заказчиком определено не верно (уровень ответственности членов СРО должен соответствовать стоимости контракта на выполнение строительного контроля).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. В другом примере Комиссия ФАС России (решение от 20.04.2021 по делу N 21/44/105/468), напротив, жалобу на неправомерный допуск участников закупки признала обоснованной, поскольку требование о членстве в СРО участника закупки заказчиком определено не верно (уровень ответственности членов СРО должен соответствовать стоимости контракта на выполнение строительного контроля).
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Заявитель жалобы - участник закупки N 0373200024421000206, занявший второе место после победителя, - отыскал в ЕИС закупку N 0173200001420001641, победителем которой было признано то же самое лицо, что и в закупке N 0373200024421000206. Заказчик, проводивший закупку N 0173200001420001641, отказался от заключения контракта с этим лицом в связи с наличием у него налоговой задолженности, превышающей 25% балансовой стоимости активов. Ссылаясь на этот факт, заявитель жалобы посчитал, что и по результатам закупки N 0373200024421000206 контракт с победителем заключаться не должен.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Пример. Заявитель жалобы - участник закупки N 0373200024421000206, занявший второе место после победителя, - отыскал в ЕИС закупку N 0173200001420001641, победителем которой было признано то же самое лицо, что и в закупке N 0373200024421000206. Заказчик, проводивший закупку N 0173200001420001641, отказался от заключения контракта с этим лицом в связи с наличием у него налоговой задолженности, превышающей 25% балансовой стоимости активов. Ссылаясь на этот факт, заявитель жалобы посчитал, что и по результатам закупки N 0373200024421000206 контракт с победителем заключаться не должен.
Статья: Практические аспекты применения Постановления Правительства РФ от 23.12.2024 N 1875 в закупках по Закону N 223-ФЗ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)В соответствии с извещением о закупке по ряду закупаемых позиций заказчиком был установлен запрет закупок товаров иностранного происхождения. В связи с тем, что в составе заявки в отношении спорных позиций спецификации не представлены номера реестровых записей, жалоба участника закупки признана необоснованной <10>.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)В соответствии с извещением о закупке по ряду закупаемых позиций заказчиком был установлен запрет закупок товаров иностранного происхождения. В связи с тем, что в составе заявки в отношении спорных позиций спецификации не представлены номера реестровых записей, жалоба участника закупки признана необоснованной <10>.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Ряд антимонопольных органов отказывают в рассмотрении жалоб участников закупки, связанных с неприменением заказчиками ПП 2013:
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Ряд антимонопольных органов отказывают в рассмотрении жалоб участников закупки, связанных с неприменением заказчиками ПП 2013:
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Обжалование по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли обжаловать в ФАС России действия заказчика в случаях, не перечисленных в Законе N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ... Эти основания [основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа] установлены в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях. <...> Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Можно ли обжаловать в ФАС России действия заказчика в случаях, не перечисленных в Законе N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ... Эти основания [основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа] установлены в ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в определенных случаях. <...> Иные же действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Статья: Обзор судебной практики за IV квартал 2024 г. - I квартал 2025 г. по спорам в сфере закупок с участием энергетических компаний
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)...Суд учел и пояснения общества при рассмотрении управлением жалобы участника закупки о таком основании отклонения заявки последнего, как отсутствие ЭЦП самого общества, что правомерно признано судом доказательством того, что вопрос о полномочиях лица, подписавшего справку налогового органа, предметом оценки закупочной комиссии общества не являлся.
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)...Суд учел и пояснения общества при рассмотрении управлением жалобы участника закупки о таком основании отклонения заявки последнего, как отсутствие ЭЦП самого общества, что правомерно признано судом доказательством того, что вопрос о полномочиях лица, подписавшего справку налогового органа, предметом оценки закупочной комиссии общества не являлся.
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В третьем абзаце того же пункта Постановления подчеркивается, что в тех случаях, когда антимонопольные органы реализуют контрольно-надзорные функции в иных сферах правового регулирования (т.е. вне в связи с рассмотрением дел о нарушениях антимонопольного законодательства), правила реализации полномочий, установленные Законом о защите конкуренции, не применяются, если иное прямо не предусмотрено законодательством. Например, порядок рассмотрения дел, предусмотренный главой 9 Закона о защите конкуренции, не применяется при нарушении положений Закона о контрактной системе и Закона о закупках (за исключением случаев, когда имеются признаки нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции). В частности, иной порядок прямо установлен для рассмотрения жалоб участников закупки на действия (бездействие) заказчика при проведении конкурентных закупок в соответствии с Законом о закупках, которые в силу ст. 18.1 "Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства" Закона о защите конкуренции подлежат рассмотрению в установленном данной статьей порядке, но по основаниям, перечисленным в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)В третьем абзаце того же пункта Постановления подчеркивается, что в тех случаях, когда антимонопольные органы реализуют контрольно-надзорные функции в иных сферах правового регулирования (т.е. вне в связи с рассмотрением дел о нарушениях антимонопольного законодательства), правила реализации полномочий, установленные Законом о защите конкуренции, не применяются, если иное прямо не предусмотрено законодательством. Например, порядок рассмотрения дел, предусмотренный главой 9 Закона о защите конкуренции, не применяется при нарушении положений Закона о контрактной системе и Закона о закупках (за исключением случаев, когда имеются признаки нарушения ст. 17 Закона о защите конкуренции). В частности, иной порядок прямо установлен для рассмотрения жалоб участников закупки на действия (бездействие) заказчика при проведении конкурентных закупок в соответствии с Законом о закупках, которые в силу ст. 18.1 "Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства" Закона о защите конкуренции подлежат рассмотрению в установленном данной статьей порядке, но по основаниям, перечисленным в ч. 10 ст. 3 Закона о закупках.