Земельный участок не может быть предметом аукциона
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный участок не может быть предметом аукциона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Проведение аукциона по продаже земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)...Указание заявителя на то, что испрашиваемый Обществом земельный участок не может быть предметом аукциона со ссылкой на подпункт 2 пункта 2 и подпункт 5 пункта 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации по причине его ограниченности в обороте, правомерно отклонено судами первой и апелляционной инстанций ввиду недоказанности данного обстоятельства, также не нашедшего подтверждения в условиях кассации...
(КонсультантПлюс, 2025)...Указание заявителя на то, что испрашиваемый Обществом земельный участок не может быть предметом аукциона со ссылкой на подпункт 2 пункта 2 и подпункт 5 пункта 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации по причине его ограниченности в обороте, правомерно отклонено судами первой и апелляционной инстанций ввиду недоказанности данного обстоятельства, также не нашедшего подтверждения в условиях кассации...
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11.3 "Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" ЗК РФУстановив, что в порядке пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ, статьи 78 ЛК РФ испрашиваемый заявителем лесной участок не сформирован в установленном законом порядке и не поставлен на кадастровый учет, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что испрашиваемый земельный участок не может являться предметом аукциона и не подлежит передаче в аренду, при этом заявитель не лишен возможности инициировать процедуру разработки и последующего утверждения проектной документации в отношении спорного участка в соответствии с требованиями законодательства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Однако арендуемый земельный участок не может быть предметом аукциона (пп. 7 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Это означает, что вы сможете приобрести в собственность участок на торгах только после прекращения аренды.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако арендуемый земельный участок не может быть предметом аукциона (пп. 7 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ). Это означает, что вы сможете приобрести в собственность участок на торгах только после прекращения аренды.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли возобновить на неопределенный срок договор аренды публичного имущества, если он заключен до введения в действие положений об обязательном проведении торгов для его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)В ответ на указанное заявление Администрация письмом от 24.08.2015 N 8-23/199 сообщила обществу "Кургандормаш", что в отношении земельного участка с кадастровым номером 45:25:070308:259 зарегистрировано право аренды, в связи с чем указанный земельный участок не может быть предметом аукциона.
Можно ли возобновить на неопределенный срок договор аренды публичного имущества, если он заключен до введения в действие положений об обязательном проведении торгов для его заключения
(КонсультантПлюс, 2025)В ответ на указанное заявление Администрация письмом от 24.08.2015 N 8-23/199 сообщила обществу "Кургандормаш", что в отношении земельного участка с кадастровым номером 45:25:070308:259 зарегистрировано право аренды, в связи с чем указанный земельный участок не может быть предметом аукциона.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Срок проверки оснований, при которых земельный участок не может быть предметом аукциона, сокращен с 2 месяцев до 30 дней. Срок размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов сокращен с 30 дней до 10 рабочих дней до даты проведения аукциона.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Срок проверки оснований, при которых земельный участок не может быть предметом аукциона, сокращен с 2 месяцев до 30 дней. Срок размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов сокращен с 30 дней до 10 рабочих дней до даты проведения аукциона.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4.7. Седьмой этап предусматривает обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)4.7. Седьмой этап предусматривает обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона.
Статья: Особенности организации и проведения природоресурсных аукционов
(Уаге М.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Перечень условий, при которых земельный участок не может быть предметом аукциона, содержится в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ. Если эти условия будут выполнены, то в соответствии с пунктом 24 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона. В законе не обозначено, за какое время такое решение должно быть принято, лишь сказано, что в течение трех дней со дня принятия такого решения организатор аукциона обязан известить участников об отказе в проведении аукциона и возвратить им внесенные задатки. На основании статьи 3 ЗК РФ к земельным отношениям применяются нормы других федеральных законов, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Так, в абзаце 1 пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что организатор вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения. Однако не определенный в земельном законодательстве срок может отрицательно сказываться на правах и законных интересах участников аукциона. В связи с этим следует закрепить в статье 39.11 ЗК РФ предельный срок, в течение которого организатор вправе принять решение об отказе в проведении аукциона.
(Уаге М.Б.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Перечень условий, при которых земельный участок не может быть предметом аукциона, содержится в пункте 8 статьи 39.11 ЗК РФ. Если эти условия будут выполнены, то в соответствии с пунктом 24 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона. В законе не обозначено, за какое время такое решение должно быть принято, лишь сказано, что в течение трех дней со дня принятия такого решения организатор аукциона обязан известить участников об отказе в проведении аукциона и возвратить им внесенные задатки. На основании статьи 3 ЗК РФ к земельным отношениям применяются нормы других федеральных законов, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Так, в абзаце 1 пункта 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что организатор вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения. Однако не определенный в земельном законодательстве срок может отрицательно сказываться на правах и законных интересах участников аукциона. В связи с этим следует закрепить в статье 39.11 ЗК РФ предельный срок, в течение которого организатор вправе принять решение об отказе в проведении аукциона.
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры и прочее: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)О том, что земельный участок не может быть предметом аукциона, если на нем расположены здания, сооружения, являющиеся объектами недвижимого имущества, свидетельствует и имеющаяся арбитражная практика (см., в частности, Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 21.02.2019 N Ф09-9631/18 по делу N А07-28286/2017, от 22.02.2019 N Ф09-9694/18 по делу N А60-53050/2017).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 12)О том, что земельный участок не может быть предметом аукциона, если на нем расположены здания, сооружения, являющиеся объектами недвижимого имущества, свидетельствует и имеющаяся арбитражная практика (см., в частности, Постановления Арбитражного суда Уральского округа от 21.02.2019 N Ф09-9631/18 по делу N А07-28286/2017, от 22.02.2019 N Ф09-9694/18 по делу N А60-53050/2017).
Готовое решение: Как предоставить в аренду государственный или муниципальный земельный участок
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим: земельный участок, по которому нет градостроительного плана, не может быть предметом аукциона (пп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Отметим: земельный участок, по которому нет градостроительного плана, не может быть предметом аукциона (пп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ).
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Вопрос о соотношении вида разрешенного использования и цели использования земельного участка рассматривался в научной литературе. Так, Н.Г. Нарышева отмечает, что в начале двухтысячных законодатель шел по пути сближения этих категорий, однако после масштабных реформ земельного законодательства, введенных с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, прослеживается тенденция к разграничению указанных правовых понятий <10>. Данный тезис подтверждается и формулировками, используемыми в ЗК РФ: например, в соответствии с подп. 5 п. 8 ст. 39.11 публичный земельный участок не может быть предметом аукциона, если установленные в отношении его виды разрешенного использования не соответствуют целям использования, указанным в заявлении о проведении аукциона.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Вопрос о соотношении вида разрешенного использования и цели использования земельного участка рассматривался в научной литературе. Так, Н.Г. Нарышева отмечает, что в начале двухтысячных законодатель шел по пути сближения этих категорий, однако после масштабных реформ земельного законодательства, введенных с принятием Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, прослеживается тенденция к разграничению указанных правовых понятий <10>. Данный тезис подтверждается и формулировками, используемыми в ЗК РФ: например, в соответствии с подп. 5 п. 8 ст. 39.11 публичный земельный участок не может быть предметом аукциона, если установленные в отношении его виды разрешенного использования не соответствуют целям использования, указанным в заявлении о проведении аукциона.