Земельный участок казенного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный участок казенного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аренды земельного участка по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Арендодатель земельного участка не обязан включать третье лицо (казенное учреждение) в договор аренды в качестве плательщика, если полномочия по закупке переданы ему, а не арендатору (территориальному органу казначейства)
(КонсультантПлюс, 2025)Арендодатель земельного участка не обязан включать третье лицо (казенное учреждение) в договор аренды в качестве плательщика, если полномочия по закупке переданы ему, а не арендатору (территориальному органу казначейства)
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 39.16 "Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов" ЗК РФ"Доводы заявителя о несоответствии видов деятельности, предусмотренных Уставом МКУ "УК ЕЗ ЖКХС" видам разрешенного использования спорного земельного участка подлежат отклонению, поскольку положениями статьи 39.16 ЗК РФ не предусмотрено оснований для отказа в предоставлении земельного участка по виду деятельности казенного учреждения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДС при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в собственности субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992)Вопрос: Об НДС при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в собственности субъекта РФ.
(Письмо Минфина России от 18.07.2025 N 03-07-11/69992)Вопрос: Об НДС при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельного участка, находящегося в собственности субъекта РФ.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации).
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)2. Принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 настоящего Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации).
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кадастровой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
(ред. от 31.07.2025)
"О кадастровой деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В связи с этим при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении находящегося в собственности субъекта Российской Федерации земельного участка, предоставленного этому учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, исчисление и уплату в бюджет НДС должно осуществлять данное казенное учреждение, предоставляющее указанное право (Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-07-11/6133).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)В связи с этим при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении находящегося в собственности субъекта Российской Федерации земельного участка, предоставленного этому учреждению в постоянное (бессрочное) пользование, исчисление и уплату в бюджет НДС должно осуществлять данное казенное учреждение, предоставляющее указанное право (Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-07-11/6133).
Ситуация: Может ли земельный участок находиться в оперативном управлении?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) Нет, не может. Государственным и муниципальным учреждениям, а также казенным предприятиям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025) Нет, не может. Государственным и муниципальным учреждениям, а также казенным предприятиям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статья: Обжалование отказов в государственной регистрации прав на земельный участок как один из способов установления достоверных сведений для внесения в ЕГРН
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2021, N 6)Администрация муниципального образования предоставила федеральному государственному казенному учреждению земельный участок из земель, право государственной собственности на которые не разграничено, на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое было зарегистрировано в реестре в 2011 году. В 2018 г. Управление Росимущества обратилось в органы Росреестра с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный земельный участок, ссылаясь на п. 1 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Государственный регистратор отказал в регистрации права федеральной собственности на том основании, что правила о разграничении земель, на которые ссылается Управление Росимущества, введены с 01.07.2006 и касаются, по мнению регистратора, только земельных участков, предоставленных до этой даты, а на земельные участки, предоставленные после этой даты, не распространяются. Суть правила состоит в том, что к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные, в частности, казенным предприятиям, созданным федеральными органами государственной власти. В данной ситуации земельный участок был предоставлен учреждению, созданному одним из федеральных министерств. Решение об отказе в регистрации права было обжаловано в арбитражный суд. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявленное требование удовлетворено, но судом округа данные решения были отменены, в удовлетворении требования Управлению Росимущества отказано. Свое постановление окружной суд мотивировал тем, что ЗК РФ не уполномочивает администрации муниципальных образований издавать акты о разграничении государственной собственности на землю. Поэтому передача спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ и приобретение соответствующего права Российской Федерацией.
(Метелева Ю.А.)
("Право и экономика", 2021, N 6)Администрация муниципального образования предоставила федеральному государственному казенному учреждению земельный участок из земель, право государственной собственности на которые не разграничено, на праве постоянного (бессрочного) пользования, которое было зарегистрировано в реестре в 2011 году. В 2018 г. Управление Росимущества обратилось в органы Росреестра с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный земельный участок, ссылаясь на п. 1 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Государственный регистратор отказал в регистрации права федеральной собственности на том основании, что правила о разграничении земель, на которые ссылается Управление Росимущества, введены с 01.07.2006 и касаются, по мнению регистратора, только земельных участков, предоставленных до этой даты, а на земельные участки, предоставленные после этой даты, не распространяются. Суть правила состоит в том, что к федеральной собственности относятся земельные участки, предоставленные, в частности, казенным предприятиям, созданным федеральными органами государственной власти. В данной ситуации земельный участок был предоставлен учреждению, созданному одним из федеральных министерств. Решение об отказе в регистрации права было обжаловано в арбитражный суд. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, заявленное требование удовлетворено, но судом округа данные решения были отменены, в удовлетворении требования Управлению Росимущества отказано. Свое постановление окружной суд мотивировал тем, что ЗК РФ не уполномочивает администрации муниципальных образований издавать акты о разграничении государственной собственности на землю. Поэтому передача спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ и приобретение соответствующего права Российской Федерацией.
Готовое решение: Как продать государственное или муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении
(КонсультантПлюс, 2025)Такую землю продать нельзя, потому что учреждения и казенные предприятия не могут распоряжаться земельными участками, которые принадлежат им на праве постоянного пользования (п. 3 ст. 269 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Такую землю продать нельзя, потому что учреждения и казенные предприятия не могут распоряжаться земельными участками, которые принадлежат им на праве постоянного пользования (п. 3 ст. 269 ГК РФ).
Готовое решение: Как передать государственное или муниципальное имущество в оперативное управление
(КонсультантПлюс, 2025)Любое имущество учреждения или казенного предприятия, кроме земельных участков, принадлежит ему на праве оперативного управления.
(КонсультантПлюс, 2025)Любое имущество учреждения или казенного предприятия, кроме земельных участков, принадлежит ему на праве оперативного управления.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 данного Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства РФ) (п. 2);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук и государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук), по основаниям, указанным в подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ, осуществляется по решению исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 данного Кодекса, об изъятии земельного участка (при условии неустранения административного правонарушения, связанного с неиспользованием земельного участка по целевому назначению или его использованием с нарушением законодательства РФ) (п. 2);
Вопрос: Об НДС при предоставлении казенным учреждением права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ.
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-07-11/6133)Вопрос: Между субъектом РФ (Концедент) и организацией (Концессионер) 11.10.2019 заключено Концессионное соглашение о создании и использовании (эксплуатации) трамвайной сети (далее - Соглашение).
(Письмо Минфина России от 25.01.2024 N 03-07-11/6133)Вопрос: Между субъектом РФ (Концедент) и организацией (Концессионер) 11.10.2019 заключено Концессионное соглашение о создании и использовании (эксплуатации) трамвайной сети (далее - Соглашение).
Готовое решение: Как получить земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование
(КонсультантПлюс, 2025)о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. В решении отражают кадастровый номер земельного участка, наименование учреждения (казенного предприятия) и его ОГРН (п. 3 ст. 39.9 ЗК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование. В решении отражают кадастровый номер земельного участка, наименование учреждения (казенного предприятия) и его ОГРН (п. 3 ст. 39.9 ЗК РФ);
Вопрос: Необходимо ли организации исполнять обязанности налогового агента по НДС при получении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) от государственного казенного учреждения?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Необходимо ли организации исполнять обязанности налогового агента по НДС при получении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) от государственного казенного учреждения?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Необходимо ли организации исполнять обязанности налогового агента по НДС при получении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) от государственного казенного учреждения?