Земельный налог застройщик
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный налог застройщик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 388 "Налогоплательщики" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, для прекращения единоличного права собственности застройщика на земельный участок и возникновения права общей долевой собственности собственников помещений в здании необходимо обращение налогоплательщика в Росреестр с соответствующим заявлением. В связи с этим налогоплательщику были начислены суммы земельного налога.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, для прекращения единоличного права собственности застройщика на земельный участок и возникновения права общей долевой собственности собственников помещений в здании необходимо обращение налогоплательщика в Росреестр с соответствующим заявлением. В связи с этим налогоплательщику были начислены суммы земельного налога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Земельный налог у застройщика
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1
Статья: Реализация доходного подхода при оценке земельных участков для целей оспаривания кадастровой стоимости: теория и практика
(Сегаль Л.А., Бригидина С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)В практике именно оспаривания кадастровой стоимости этот метод применяется достаточно редко, в основном для незастроенных участков под многоквартирное жилое строительство. Редкость применения обусловлена тем, что собственниками подобных участков, как правило, являются крупные застройщики, которые приобретают участки на аукционах и в первую очередь заинтересованы в максимально быстром завершении строительных работ и получении прибыли. После сдачи многоквартирных жилых домов в эксплуатацию земельные участки переходят в долевую собственность жильцов, и обязательства по уплате земельного налога относятся к застройщикам относительно небольшой период времени, что делает процесс оспаривания кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы фактически нерентабельным.
(Сегаль Л.А., Бригидина С.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)В практике именно оспаривания кадастровой стоимости этот метод применяется достаточно редко, в основном для незастроенных участков под многоквартирное жилое строительство. Редкость применения обусловлена тем, что собственниками подобных участков, как правило, являются крупные застройщики, которые приобретают участки на аукционах и в первую очередь заинтересованы в максимально быстром завершении строительных работ и получении прибыли. После сдачи многоквартирных жилых домов в эксплуатацию земельные участки переходят в долевую собственность жильцов, и обязательства по уплате земельного налога относятся к застройщикам относительно небольшой период времени, что делает процесс оспаривания кадастровой стоимости как налогооблагаемой базы фактически нерентабельным.
Статья: О заключении договора комплексного развития территории
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К местным налогам, доходы от которых поступают в муниципальный бюджет, относятся налог на имущество физических лиц, торговый сбор, а также земельный налог. Из трех этих видов налогов наиболее очевидной и логичной льготой могло бы быть освобождение застройщика от уплаты земельного налога на период реализации проекта комплексного развития территории, в отношении земельных участков, которые входят в границы такого развития и принадлежат застройщику на праве собственности <59>.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К местным налогам, доходы от которых поступают в муниципальный бюджет, относятся налог на имущество физических лиц, торговый сбор, а также земельный налог. Из трех этих видов налогов наиболее очевидной и логичной льготой могло бы быть освобождение застройщика от уплаты земельного налога на период реализации проекта комплексного развития территории, в отношении земельных участков, которые входят в границы такого развития и принадлежат застройщику на праве собственности <59>.
Статья: О плате за изменение вида разрешенного использования земельного участка и реализации концепции Land Value Capture в российском праве
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Единого определения, что такое LVC, не существует. В широком смысле LVC можно охарактеризовать как процесс, включающий действия органов публичной власти по формированию и получению стоимости земли в рамках системы процедур формального и неформального взаимодействия <14>. Не сформирован и консолидированный подход к генезису концепции LVC. Традиционно считается, что истоки концепции LVC лежат в области экономической теории и базируются на том, что стоимость земли формируется обществом (например, через решение органов публичной власти по созданию объектов инфраструктуры), а значит, это общество должно иметь право использовать капитализацию стоимости земли в своих интересах <15>. Вместе с тем приводятся и иные аргументы, обосновывающие необходимость внедрения концепции LVC <16>, в частности потребность в увеличении доходов бюджетов бюджетной системы для создания объектов инфраструктуры, необходимость сокращения нетрудовых доходов землепользователей, борьба с расползанием городов (Urban Sprawl) и даже восстановление справедливости в отношении землепользователей, за счет которых была построена инфраструктура, к которой подключаются новые землепользователи <17>. При этом концепция LVC не является статичной - с течением времени она значительно эволюционировала и усложнилась: от предлагаемого Генри Джорджем введения единого налога на землю к соглашениям между застройщиками и органами власти, определяющим условия принятия правовых актов в области регулирования землепользования <18>.
(Бандорин Л.Е., Башарин А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Единого определения, что такое LVC, не существует. В широком смысле LVC можно охарактеризовать как процесс, включающий действия органов публичной власти по формированию и получению стоимости земли в рамках системы процедур формального и неформального взаимодействия <14>. Не сформирован и консолидированный подход к генезису концепции LVC. Традиционно считается, что истоки концепции LVC лежат в области экономической теории и базируются на том, что стоимость земли формируется обществом (например, через решение органов публичной власти по созданию объектов инфраструктуры), а значит, это общество должно иметь право использовать капитализацию стоимости земли в своих интересах <15>. Вместе с тем приводятся и иные аргументы, обосновывающие необходимость внедрения концепции LVC <16>, в частности потребность в увеличении доходов бюджетов бюджетной системы для создания объектов инфраструктуры, необходимость сокращения нетрудовых доходов землепользователей, борьба с расползанием городов (Urban Sprawl) и даже восстановление справедливости в отношении землепользователей, за счет которых была построена инфраструктура, к которой подключаются новые землепользователи <17>. При этом концепция LVC не является статичной - с течением времени она значительно эволюционировала и усложнилась: от предлагаемого Генри Джорджем введения единого налога на землю к соглашениям между застройщиками и органами власти, определяющим условия принятия правовых актов в области регулирования землепользования <18>.
Готовое решение: Как рассчитать земельный налог по земельным участкам, предназначенным для строительства
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Верховного Суда РФ, повышающий коэффициент к ставке земельного налога не должен применяться, если застройщик объективно не мог завершить строительство жилья в срок. Например, был заключен договор о развитии застроенных территорий и срок строительства по нему превышает три года. В этом случае должно учитываться, в какой срок может быть начато строительство и, соответственно, с какого момента следует исчислять срок применения повышающего коэффициента (Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2020 N 309-ЭС20-11143, Определение Верховного Суда РФ от 17.09.2020 N 309-ЭС20-11143 по делу N А60-50402/2019 (приведено в п. 35 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)).
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Верховного Суда РФ, повышающий коэффициент к ставке земельного налога не должен применяться, если застройщик объективно не мог завершить строительство жилья в срок. Например, был заключен договор о развитии застроенных территорий и срок строительства по нему превышает три года. В этом случае должно учитываться, в какой срок может быть начато строительство и, соответственно, с какого момента следует исчислять срок применения повышающего коэффициента (Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2020 N 309-ЭС20-11143, Определение Верховного Суда РФ от 17.09.2020 N 309-ЭС20-11143 по делу N А60-50402/2019 (приведено в п. 35 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)).
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)В расчете земельного налога есть особенности. Застройщику нужно его платить с учетом повышенных коэффициентов 2 и 4.
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)В расчете земельного налога есть особенности. Застройщику нужно его платить с учетом повышенных коэффициентов 2 и 4.