Земельный налог тОмск
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный налог тОмск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 12.07.2021 N 304-ЭС21-7602 по делу N А67-1970/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по требованию о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате внесения арендной платы в большем размере, убытков в виде разницы между арендной платой и земельным налогом и встречному требованию о взыскании неосновательного обогащения за пользование участком.
Обжалуемый результат спора: 1) Основное требование удовлетворено в части взыскания убытков, поскольку отказ в выкупе признан незаконным, доказаны неблагоприятные последствия в виде невозможности приобретения статуса собственника участка. В остальной части требования отказано, поскольку пропущен срок исковой давности; 2) Встречное требование удовлетворено частично, поскольку один из участков использован незаконно.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.по иску индивидуального предпринимателя Корчуна Сергея Андреевича к Департаменту управления муниципальной собственностью администрации города Томска о взыскании неосновательного обогащения в виде уплаченной арендной платы в размере 39 544, 30 руб. и 37 365, 93 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 37 344,79 руб. и 6 940,19 руб., убытков в виде разницы между арендной платой и платой за землю в виде земельного налога в размере 64 633,26 руб.,
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по требованию о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате внесения арендной платы в большем размере, убытков в виде разницы между арендной платой и земельным налогом и встречному требованию о взыскании неосновательного обогащения за пользование участком.
Обжалуемый результат спора: 1) Основное требование удовлетворено в части взыскания убытков, поскольку отказ в выкупе признан незаконным, доказаны неблагоприятные последствия в виде невозможности приобретения статуса собственника участка. В остальной части требования отказано, поскольку пропущен срок исковой давности; 2) Встречное требование удовлетворено частично, поскольку один из участков использован незаконно.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.по иску индивидуального предпринимателя Корчуна Сергея Андреевича к Департаменту управления муниципальной собственностью администрации города Томска о взыскании неосновательного обогащения в виде уплаченной арендной платы в размере 39 544, 30 руб. и 37 365, 93 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 37 344,79 руб. и 6 940,19 руб., убытков в виде разницы между арендной платой и платой за землю в виде земельного налога в размере 64 633,26 руб.,
Определение Верховного Суда РФ от 06.12.2021 N 304-ЭС21-23401 по делу N А67-9180/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку муниципалитетом размер арендной платы исчислен без учета основного принципа определения размера платы за земли публичной собственности - учета ограничений права на приобретение в собственность занимаемого зданием участка, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать сумму земельного налога, признан верным представленный обществом контррасчет, осуществленный исходя из налоговой ставки в размере 1,5 процента, задолженность по арендной плате отсутствует.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суд кассационной инстанции, действуя в пределах полномочий, установленных статьями 286 и 287 АПК РФ, руководствуясь статьями 27, 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - постановление N 582), пунктом 30 раздела 8 Методических рекомендаций по применению основанных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710, решением думы закрытого административно-территориальное образования Северск Томской области от 07.11.2014 N 57/4 "О земельном налоге на территории закрытого административно-территориальное образования Северск" (далее - Решение N 57/4), пришел к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения иска и отказал в удовлетворении требования Управления.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано, поскольку муниципалитетом размер арендной платы исчислен без учета основного принципа определения размера платы за земли публичной собственности - учета ограничений права на приобретение в собственность занимаемого зданием участка, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать сумму земельного налога, признан верным представленный обществом контррасчет, осуществленный исходя из налоговой ставки в размере 1,5 процента, задолженность по арендной плате отсутствует.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Суд кассационной инстанции, действуя в пределах полномочий, установленных статьями 286 и 287 АПК РФ, руководствуясь статьями 27, 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - постановление N 582), пунктом 30 раздела 8 Методических рекомендаций по применению основанных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.12.2017 N 710, решением думы закрытого административно-территориальное образования Северск Томской области от 07.11.2014 N 57/4 "О земельном налоге на территории закрытого административно-территориальное образования Северск" (далее - Решение N 57/4), пришел к выводу о том, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, отменил решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в части удовлетворения иска и отказал в удовлетворении требования Управления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Автор рассматривает особенности земельных участков, предоставленных для пользования недрами, обусловленные, в частности, экологическими и инфраструктурными факторами. Делается вывод об ограниченных возможностях использования при их оценке в качестве аналогов участков иного назначения. Предлагает изменить подход к индивидуальной и массовой оценке этой группы объектов, что позволит избежать принципиальных различий в подходах регионов к установлению базы по земельному налогу и арендной плате за такие земельные участки.
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Автор рассматривает особенности земельных участков, предоставленных для пользования недрами, обусловленные, в частности, экологическими и инфраструктурными факторами. Делается вывод об ограниченных возможностях использования при их оценке в качестве аналогов участков иного назначения. Предлагает изменить подход к индивидуальной и массовой оценке этой группы объектов, что позволит избежать принципиальных различий в подходах регионов к установлению базы по земельному налогу и арендной плате за такие земельные участки.
Статья: Комплексные кадастровые работы как инструмент актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)- по предварительной оценке можно утверждать, что окупаемость комплексных кадастровых работ за счет налоговых поступлений в местные бюджеты от сбора земельного налога находится в пределах двух налоговых периодов.
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)- по предварительной оценке можно утверждать, что окупаемость комплексных кадастровых работ за счет налоговых поступлений в местные бюджеты от сбора земельного налога находится в пределах двух налоговых периодов.
Нормативные акты
Вопрос: О предоставлении льгот (вычетов) по земельному налогу для пенсионеров (физлиц в возрасте 80 лет и старше).
(Письмо ФНС России от 20.07.2021 N БС-19-21/264)Указанная информация доведена до Вас письмом УФНС России по Томской области от 13.07.2021 N 09-19/02/09658@.
(Письмо ФНС России от 20.07.2021 N БС-19-21/264)Указанная информация доведена до Вас письмом УФНС России по Томской области от 13.07.2021 N 09-19/02/09658@.
Статья: Транспортный налог - 2021
("Практическая бухгалтерия", 2021, N 2)Более того, на момент ошибочной уплаты транспортного налога у истца числилась переплата в размере 376 344 рубля. В 2018 году часть этой суммы была зачтена в счет пени по транспортному налогу, а также в счет уплаты земельного налога.
("Практическая бухгалтерия", 2021, N 2)Более того, на момент ошибочной уплаты транспортного налога у истца числилась переплата в размере 376 344 рубля. В 2018 году часть этой суммы была зачтена в счет пени по транспортному налогу, а также в счет уплаты земельного налога.
Статья: Аналитическая записка по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Использование средств федерального бюджета, направленных на обеспечение реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в I квартале 2006 года
("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 9)В Республике Карелия выпадающие доходы местных бюджетов по данному налогу прогнозируются в сумме 34 млн. рублей. В Томской области в связи с предоставлением льгот по налогообложению земельных участков, на которых проходят государственные дороги общего пользования, и установленным сроком уплаты налога выпадающие доходы составят более 100 млн. рублей. В Ленинградской области прогнозируется снижение поступлений от земельного налога на 30 - 40%, в результате потери бюджетов муниципальных образований составят 245,2 млн. рублей.
("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 9)В Республике Карелия выпадающие доходы местных бюджетов по данному налогу прогнозируются в сумме 34 млн. рублей. В Томской области в связи с предоставлением льгот по налогообложению земельных участков, на которых проходят государственные дороги общего пользования, и установленным сроком уплаты налога выпадающие доходы составят более 100 млн. рублей. В Ленинградской области прогнозируется снижение поступлений от земельного налога на 30 - 40%, в результате потери бюджетов муниципальных образований составят 245,2 млн. рублей.
Статья: Типичные ошибки при формировании налога на имущество и земельного налога. Схемы уменьшения выплат (Продолжение)
(Фролова Т.С.)
("Горячая линия бухгалтера", 2008, N 22)Резидентам ОЭЗ помимо таможенных, финансовых и административных льгот предоставлены и налоговые освобождения по земельному налогу и налогу на имущество.
(Фролова Т.С.)
("Горячая линия бухгалтера", 2008, N 22)Резидентам ОЭЗ помимо таможенных, финансовых и административных льгот предоставлены и налоговые освобождения по земельному налогу и налогу на имущество.
"Налоговые споры. Особенности рассмотрения в судах общей юрисдикции: Научно-практическое пособие"
(Цинделиани И.А., Чуряев А.В.)
("Проспект", 2017)Некоторые суды общей юрисдикции считают, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога <1>. К подобному выводу пришел также Томский областной суд в Апелляционном определении от 20 июня 2014 г. по делу N 33-1631/2014. Суд в этом деле установил, что недоимка по земельному налогу выявлена налоговым органом 13 ноября 2012 г., когда налогоплательщик не уплатил земельный налог в срок, указанный в налоговом уведомлении (т.е. до 12 ноября 2012 г.). Следовательно, по их мнению, составление налоговым органом предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ документа о выявлении недоимки не является обязательным.
(Цинделиани И.А., Чуряев А.В.)
("Проспект", 2017)Некоторые суды общей юрисдикции считают, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога <1>. К подобному выводу пришел также Томский областной суд в Апелляционном определении от 20 июня 2014 г. по делу N 33-1631/2014. Суд в этом деле установил, что недоимка по земельному налогу выявлена налоговым органом 13 ноября 2012 г., когда налогоплательщик не уплатил земельный налог в срок, указанный в налоговом уведомлении (т.е. до 12 ноября 2012 г.). Следовательно, по их мнению, составление налоговым органом предусмотренного п. 1 ст. 70 НК РФ документа о выявлении недоимки не является обязательным.
Статья: Благоприятный налоговый климат для инновационной деятельности как антикризисная мера в России и зарубежных странах
(Борисов О.И.)
("Налоги" (журнал), 2011, N 3)В России также предусмотрены налоговые льготы для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ), число которых стабильно увеличивается. Резиденты ОЭЗ в Калининградской области освобождены от уплаты налога на прибыль в течение первых шести лет, а с 7-го по 12-й год "региональная" часть ставки налога на прибыль уменьшена на 50% для доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта (п. п. 6 - 7 ст. 288.1 НК РФ). Резиденты ОЭЗ в Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемого в развитие производства и социальной сферы на территории этой области (до 31 декабря 2014 г.) <4>. Для остальных ОЭЗ предусмотрена возможность установления лишь пониженной ставки налога на прибыль. В большинстве ОЭЗ "региональная" часть ставки налога на прибыль снижена до нижней границы (13,5%) - в Алтайском, Краснодарском и Хабаровском краях, Иркутской, Свердловской, Самарской и Томской областях, а также в Республиках Бурятия, Алтай (до 31 декабря 2017 г.) и Татарстан (до 1 января 2016 г.), г. Москве (до 1 января 2011 г.). Налоговая ставка в размере 14% установлена в Липецкой и Московской областях. Резидентам ОЭЗ также предоставляются льготы и по другим налогам, в частности по транспортному налогу, налогу на имущество организаций (п. 17 ст. 381 НК РФ), земельному налогу (п. 9 ст. 395 НК РФ), а также НДС (пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ) и акцизам (ст. 183 НК РФ).
(Борисов О.И.)
("Налоги" (журнал), 2011, N 3)В России также предусмотрены налоговые льготы для резидентов особых экономических зон (ОЭЗ), число которых стабильно увеличивается. Резиденты ОЭЗ в Калининградской области освобождены от уплаты налога на прибыль в течение первых шести лет, а с 7-го по 12-й год "региональная" часть ставки налога на прибыль уменьшена на 50% для доходов, полученных от реализации инвестиционного проекта (п. п. 6 - 7 ст. 288.1 НК РФ). Резиденты ОЭЗ в Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемого в развитие производства и социальной сферы на территории этой области (до 31 декабря 2014 г.) <4>. Для остальных ОЭЗ предусмотрена возможность установления лишь пониженной ставки налога на прибыль. В большинстве ОЭЗ "региональная" часть ставки налога на прибыль снижена до нижней границы (13,5%) - в Алтайском, Краснодарском и Хабаровском краях, Иркутской, Свердловской, Самарской и Томской областях, а также в Республиках Бурятия, Алтай (до 31 декабря 2017 г.) и Татарстан (до 1 января 2016 г.), г. Москве (до 1 января 2011 г.). Налоговая ставка в размере 14% установлена в Липецкой и Московской областях. Резидентам ОЭЗ также предоставляются льготы и по другим налогам, в частности по транспортному налогу, налогу на имущество организаций (п. 17 ст. 381 НК РФ), земельному налогу (п. 9 ст. 395 НК РФ), а также НДС (пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ) и акцизам (ст. 183 НК РФ).
Статья: Из зала арбитражного суда от 15.10.2009
("Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", 2009, N 21)Закрытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к налоговой инспекции о признании недействительным ее решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в части начисления и предложения уплатить 1 745 389 руб. налога на прибыль (федеральный бюджет), 4 699 126 руб. налога на прибыль (бюджет субъекта Российской Федерации), 59 954 руб. земельного налога; 160 528 руб. пеней по налогу на прибыль (федеральный бюджет), 1 083 115 руб. пеней по налогу на прибыль (бюджет субъекта Российской Федерации), 135 098 руб. пеней по земельному налогу; 349 077 руб. 80 коп. штрафа по налогу на прибыль (федеральный бюджет), 939 825 руб. 20 коп. штрафа по налогу на прибыль (бюджет субъекта Российской Федерации), 299 772 руб. штрафа по земельному налогу.
("Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации", 2009, N 21)Закрытое акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к налоговой инспекции о признании недействительным ее решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в части начисления и предложения уплатить 1 745 389 руб. налога на прибыль (федеральный бюджет), 4 699 126 руб. налога на прибыль (бюджет субъекта Российской Федерации), 59 954 руб. земельного налога; 160 528 руб. пеней по налогу на прибыль (федеральный бюджет), 1 083 115 руб. пеней по налогу на прибыль (бюджет субъекта Российской Федерации), 135 098 руб. пеней по земельному налогу; 349 077 руб. 80 коп. штрафа по налогу на прибыль (федеральный бюджет), 939 825 руб. 20 коп. штрафа по налогу на прибыль (бюджет субъекта Российской Федерации), 299 772 руб. штрафа по земельному налогу.
"Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2010, 2011 годы в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2010, 2011 годы в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая оценка земель, утвержденная Постановлением правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Статья: О налоговом законодательстве России в сфере инновационной деятельности
(Еременко В.И.)
("Законодательство и экономика", 2011, N 10)Определенные налоговые льготы и преференции (применение пониженной ставки налога на прибыль, освобождение от налога на имущество, земельного и транспортного налога, применение пониженного тарифа страховых взносов) предоставляются резидентам технико-внедренческих особых экономических зон (Дубна, Зеленоград, Санкт-Петербург, Томск), указанных в Федеральном законе от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <4>.
(Еременко В.И.)
("Законодательство и экономика", 2011, N 10)Определенные налоговые льготы и преференции (применение пониженной ставки налога на прибыль, освобождение от налога на имущество, земельного и транспортного налога, применение пониженного тарифа страховых взносов) предоставляются резидентам технико-внедренческих особых экономических зон (Дубна, Зеленоград, Санкт-Петербург, Томск), указанных в Федеральном законе от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <4>.
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: налогообложение и бухгалтерский учет (часть вторая)
(Брызгалин А.В., Щербакова Е.С., Головкин А.Н., Королева М.В., Смирнов М.А., Сорокина В.А., Жильцов М.А., Евдокимов А.Ю.)
("Налоги и финансовое право", 2010, N 8)Так, ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 28.09.2005 N Ф04-6695/2005(15221-А67-33)) рассмотрел вопрос правильности исчисления земельного налога предприятием г. Томска. При расчете земельного налога за 2001 г. налоговая инспекция исходила из схемы ценового зонирования г. Томска, утвержденной Решением Томской городской Думы от 07.12.2000 N 278 "О ценовом зонировании города Томска", предусматривающим 22 зоны градостроительной ценности. Суд установил, что данное Решение было опубликовано в газете "Томский вестник" от 26.12.2000 без приложений, где были предусмотрены: описание новых границ установленных зон градостроительной ценности, коэффициенты поэтапного перехода ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности. Указанные приложения были опубликованы в газете "Томский вестник" от 07.03.2001. Таким образом, полное опубликование Решения Томской городской Думы от 07.12.2000 N 278 имело место только 07.03.2001. Следовательно, как указал суд, с учетом положений ст. 5 НК РФ в 2001 г. налоговая инспекция не могла применять дифференцированные ставки земельного налога исходя из не вступившего в законную силу нормативного акта.
(Брызгалин А.В., Щербакова Е.С., Головкин А.Н., Королева М.В., Смирнов М.А., Сорокина В.А., Жильцов М.А., Евдокимов А.Ю.)
("Налоги и финансовое право", 2010, N 8)Так, ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 28.09.2005 N Ф04-6695/2005(15221-А67-33)) рассмотрел вопрос правильности исчисления земельного налога предприятием г. Томска. При расчете земельного налога за 2001 г. налоговая инспекция исходила из схемы ценового зонирования г. Томска, утвержденной Решением Томской городской Думы от 07.12.2000 N 278 "О ценовом зонировании города Томска", предусматривающим 22 зоны градостроительной ценности. Суд установил, что данное Решение было опубликовано в газете "Томский вестник" от 26.12.2000 без приложений, где были предусмотрены: описание новых границ установленных зон градостроительной ценности, коэффициенты поэтапного перехода ставок земельного налога по зонам градостроительной ценности. Указанные приложения были опубликованы в газете "Томский вестник" от 07.03.2001. Таким образом, полное опубликование Решения Томской городской Думы от 07.12.2000 N 278 имело место только 07.03.2001. Следовательно, как указал суд, с учетом положений ст. 5 НК РФ в 2001 г. налоговая инспекция не могла применять дифференцированные ставки земельного налога исходя из не вступившего в законную силу нормативного акта.