Земельный налог Республика карелия
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный налог Республика карелия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2023 N 75-КАД23-5-К3
Требование: Об отмене решения налогового органа об отказе в перерасчете земельного налога, обязании произвести его.
Обстоятельства: По мнению истца, повышающий коэффициент при начислении налога применен неправомерно.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не дали надлежащей оценки тому, что земельный участок с видом разрешенного использования "жилые дома блокированной застройки" был образован при разделе участка с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки", не применили п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, не учли, что законодатель не рассматривает жилой дом блокированной застройки в качестве квартиры, сближает его со статусом индивидуального жилого дома.рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на кассационное определение судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2022 г. по делу N 2а-3660/2022 по административному исковому заявлению Каверина С.И. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо-Западному Федеральному округу об оспаривании действий, а также об обязании административных ответчиков произвести перерасчет земельного налога.
Требование: Об отмене решения налогового органа об отказе в перерасчете земельного налога, обязании произвести его.
Обстоятельства: По мнению истца, повышающий коэффициент при начислении налога применен неправомерно.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суды не дали надлежащей оценки тому, что земельный участок с видом разрешенного использования "жилые дома блокированной застройки" был образован при разделе участка с видом разрешенного использования "для индивидуальной жилой застройки", не применили п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, не учли, что законодатель не рассматривает жилой дом блокированной застройки в качестве квартиры, сближает его со статусом индивидуального жилого дома.рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия на кассационное определение судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2022 г. по делу N 2а-3660/2022 по административному исковому заявлению Каверина С.И. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо-Западному Федеральному округу об оспаривании действий, а также об обязании административных ответчиков произвести перерасчет земельного налога.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2025 N 10-КАД25-7-К6
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц; 3) Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу; 2) О взыскании пеней; 3) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 4) О взыскании недоимки по земельному налогу.
Обстоятельства: Истец ссылается на неуплату ответчиком спорного налога в установленный законом срок.
Решение: Требования оставлены без рассмотрения, поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом, для данной категории административных дел.Новое правовое регулирование не внесло существенных изменений в регламентацию порядка и сроков взыскания налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установленную в пункте 3 статьи 48 НК РФ (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2024 г. N 48-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия").
Категория спора: 1) Транспортный налог; 2) Налог на имущество физических лиц; 3) Земельный налог.
Требования налогового органа: 1) О взыскании недоимки по транспортному налогу; 2) О взыскании пеней; 3) О взыскании недоимки по налогу на имущество; 4) О взыскании недоимки по земельному налогу.
Обстоятельства: Истец ссылается на неуплату ответчиком спорного налога в установленный законом срок.
Решение: Требования оставлены без рассмотрения, поскольку административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом, для данной категории административных дел.Новое правовое регулирование не внесло существенных изменений в регламентацию порядка и сроков взыскания налоговой задолженности с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, установленную в пункте 3 статьи 48 НК РФ (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2024 г. N 48-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия").
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые основы и организация курортного дела в Российской Федерации и Республике Карелии
(Чернов С.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 9)Проблемы в санаторно-лечебной сфере - прекращение деятельности детских санаторных учреждений в Северо-Западном регионе, высокая себестоимость санаторно-курортных услуг, рост тарифов на коммунальные услуги, увеличение стоимости путевок снижают возможность обновлять оборудование и улучшать качество услуг. Одни из серьезных проблем - высокие затраты на лицензирование, ужесточение требований к деятельности санаторных лабораторий по исследованию качества воды и грязей. Отмена в 2006 г. льгот по налогу на имущество и земельному налогу привела к увеличению налоговых выплат, себестоимости путевок. Специалисты считают, что в отношении курортов надо проводить лояльную налоговую политику, позволяющую развивать эти лечебные заведения <25>.
(Чернов С.Н.)
("Административное право и процесс", 2020, N 9)Проблемы в санаторно-лечебной сфере - прекращение деятельности детских санаторных учреждений в Северо-Западном регионе, высокая себестоимость санаторно-курортных услуг, рост тарифов на коммунальные услуги, увеличение стоимости путевок снижают возможность обновлять оборудование и улучшать качество услуг. Одни из серьезных проблем - высокие затраты на лицензирование, ужесточение требований к деятельности санаторных лабораторий по исследованию качества воды и грязей. Отмена в 2006 г. льгот по налогу на имущество и земельному налогу привела к увеличению налоговых выплат, себестоимости путевок. Специалисты считают, что в отношении курортов надо проводить лояльную налоговую политику, позволяющую развивать эти лечебные заведения <25>.
Статья: Аналитическая записка по результатам экспертно-аналитического мероприятия "Использование средств федерального бюджета, направленных на обеспечение реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в I квартале 2006 года
("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 9)Указанные причины отметило большинство субъектов РФ. Анализ данных субъектов РФ показал, что в 2006 году у бюджетов муниципальных образований расчетно выпадает около 60% поступлений от земельного налога.
("Государственная власть и местное самоуправление", 2006, N 9)Указанные причины отметило большинство субъектов РФ. Анализ данных субъектов РФ показал, что в 2006 году у бюджетов муниципальных образований расчетно выпадает около 60% поступлений от земельного налога.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 19.02.2024 N БВ-4-7/1786@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>Данные выводы содержатся в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2023 N 75-КАД23-5-К3 по делу N 2а-3660/2022 (гражданин против УФНС России по Республике Карелия, Межрегиональной МФНС России по Северо-Западному федеральному округу) о признании незаконным решения налогового органа об отказе в перерасчете земельного налога и об обязании УФНС России по Республике Карелия произвести перерасчет суммы земельного налога для земельного участка за 2018-2020 годы без применения повышающего коэффициента.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2023 года по вопросам налогообложения>Данные выводы содержатся в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2023 N 75-КАД23-5-К3 по делу N 2а-3660/2022 (гражданин против УФНС России по Республике Карелия, Межрегиональной МФНС России по Северо-Западному федеральному округу) о признании незаконным решения налогового органа об отказе в перерасчете земельного налога и об обязании УФНС России по Республике Карелия произвести перерасчет суммы земельного налога для земельного участка за 2018-2020 годы без применения повышающего коэффициента.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.10.2024 N 48-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия"1 апреля 2022 года налоговый орган направил К. требование в срок до 5 мая того же года уплатить задолженность по суммам пени, начисленным на недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2011 год, транспортному налогу за 2014 и 2017 - 2019 годы, земельному налогу за 2014 - 2020 годы и страховым взносам за 2020 и 2021 годы. Судебным приказом мирового судьи от 20 сентября 2022 года данная задолженность с нее взыскана, но ею поданы возражения относительно его исполнения, и 28 апреля 2023 года судебный приказ отменен. В связи с этим налоговый орган обратился в суд с требованием о взыскании задолженности. Указанным решением городского суда иск удовлетворен.
"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Республики Карелия"1 апреля 2022 года налоговый орган направил К. требование в срок до 5 мая того же года уплатить задолженность по суммам пени, начисленным на недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2011 год, транспортному налогу за 2014 и 2017 - 2019 годы, земельному налогу за 2014 - 2020 годы и страховым взносам за 2020 и 2021 годы. Судебным приказом мирового судьи от 20 сентября 2022 года данная задолженность с нее взыскана, но ею поданы возражения относительно его исполнения, и 28 апреля 2023 года судебный приказ отменен. В связи с этим налоговый орган обратился в суд с требованием о взыскании задолженности. Указанным решением городского суда иск удовлетворен.
Вопрос: Об оптимизации деятельности федеральных органов исполнительной власти; о госпошлине за выдачу загранпаспорта и лицензий на приобретение оружия; об индексации пенсий для работающих пенсионеров; о выплате денежной компенсации по целевым чекам на приобретение легковых автомобилей; о поддержке моногородов.
(Письмо Минфина России от 18.07.2017 N 03-01-11/45664)Кроме того, в отношении моногородов Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" принято постановление от 22.06.2015 N 614 "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)", устанавливающее особые условия создания территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в моногородах, в результате формирования которого на всей территории моногорода можно применить особый правовой режим ведения предпринимательской деятельности, включающий льготное налогообложение (пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, возможность применения специального коэффициента при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, возможность не уплачивать налог на имущество организаций и земельный налог) и пониженные ставки тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
(Письмо Минфина России от 18.07.2017 N 03-01-11/45664)Кроме того, в отношении моногородов Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" принято постановление от 22.06.2015 N 614 "Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)", устанавливающее особые условия создания территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) в моногородах, в результате формирования которого на всей территории моногорода можно применить особый правовой режим ведения предпринимательской деятельности, включающий льготное налогообложение (пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, возможность применения специального коэффициента при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, возможность не уплачивать налог на имущество организаций и земельный налог) и пониженные ставки тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Статья: Практика рассмотрения судами споров о нарушении органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства о защите конкуренции
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2015, N 4)<18> См.: Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.09.07 по делу N А26-3838/2007 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 12. С. 238 - 243.
(Шайхеев Т.И.)
("Арбитражные споры", 2015, N 4)<18> См.: Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.09.07 по делу N А26-3838/2007 // Вестник ВАС РФ. 2007. N 12. С. 238 - 243.
"Постатейный комментарий к главе 32 НК РФ "Налог на имущество физических лиц"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Как следует из материалов дела, истец является пенсионером, ветераном военной службы. Он имеет в собственности объект незавершенного строительства - жилой дом и земельный участок. В соответствии с налоговым уведомлением истец уплатил налог на имущество физических лиц и земельный налог. На его заявление о предоставлении налоговой льготы на данные объекты ответчик ответил отказом, поскольку объект незавершенного строительства, собственником которого является истец, не входит в перечень объектов, на которые предоставляется льгота.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)Как следует из материалов дела, истец является пенсионером, ветераном военной службы. Он имеет в собственности объект незавершенного строительства - жилой дом и земельный участок. В соответствии с налоговым уведомлением истец уплатил налог на имущество физических лиц и земельный налог. На его заявление о предоставлении налоговой льготы на данные объекты ответчик ответил отказом, поскольку объект незавершенного строительства, собственником которого является истец, не входит в перечень объектов, на которые предоставляется льгота.
"Судебная защита местного самоуправления"
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Так, при рассмотрении спора с налоговыми органами по земельному налогу Арбитражный суд Воронежской области в решении от 25 ноября 2005 г. N А14-14154/2004/432/24 отметил, что в соответствии с п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 131-ФЗ земли г. Воронежа составляют территорию соответствующего муниципального образования. Из названных норм законодательства следует, что основанием для включения тех или иных земель в состав муниципального образования является административная подчиненность поселений соответствующему муниципальному образованию.
(Шугрина Е.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2010)Так, при рассмотрении спора с налоговыми органами по земельному налогу Арбитражный суд Воронежской области в решении от 25 ноября 2005 г. N А14-14154/2004/432/24 отметил, что в соответствии с п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона N 131-ФЗ земли г. Воронежа составляют территорию соответствующего муниципального образования. Из названных норм законодательства следует, что основанием для включения тех или иных земель в состав муниципального образования является административная подчиненность поселений соответствующему муниципальному образованию.
"Обзор судебной практики по делам об использовании земельных участков"
(Грачева И.Л.)
("Арбитражные споры", 2007, N 1)В силу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ землепользование в Российской Федерации платное; формами платы являются земельный налог и арендная плата. Согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения. Все остальные лица должны оплачивать за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в размере арендной платы, устанавливаемой соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
(Грачева И.Л.)
("Арбитражные споры", 2007, N 1)В силу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ землепользование в Российской Федерации платное; формами платы являются земельный налог и арендная плата. Согласно законодательству Российской Федерации о налогах и сборах плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного владения. Все остальные лица должны оплачивать за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в размере арендной платы, устанавливаемой соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
Вопрос: О приобретении земельных участков в собственность на территории Республики Карелия.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 22.09.2009 N Д06-2735)Законом Республики Карелия от 31.12.2007 N 1155-ЗРК "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (далее - Закон N 1155-ЗРК) установлена цена приобретения земельных участков в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка для лиц, указанных в п. 1 ст. 1 данного Закона, и в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка для лиц, не указанных в п. 1 ст. 1 данного Закона.
(Письмо Минэкономразвития РФ от 22.09.2009 N Д06-2735)Законом Республики Карелия от 31.12.2007 N 1155-ЗРК "Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при продаже их собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" (далее - Закон N 1155-ЗРК) установлена цена приобретения земельных участков в размере 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка для лиц, указанных в п. 1 ст. 1 данного Закона, и в размере десятикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка для лиц, не указанных в п. 1 ст. 1 данного Закона.
Статья: Общие принципы налогообложения
(Демин А.)
("Хозяйство и право", NN 2, 3, 1998)При этом установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д. В подтверждение сказанного приведем Постановление КС Республики Карелия о проверке конституционности п. 5 ст. 14 Закона Республики Карелия от 22 ноября 1994 года "О плате за землю", где конституционным признано положение п. 5 ст. 14 указанного Закона в части бессрочного освобождения от уплаты земельного налога граждан, получивших для ведения коллективного и индивидуального садоводства нарушенные и малопродуктивные земли.
(Демин А.)
("Хозяйство и право", NN 2, 3, 1998)При этом установление налога субъектом РФ означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные) и т.д. В подтверждение сказанного приведем Постановление КС Республики Карелия о проверке конституционности п. 5 ст. 14 Закона Республики Карелия от 22 ноября 1994 года "О плате за землю", где конституционным признано положение п. 5 ст. 14 указанного Закона в части бессрочного освобождения от уплаты земельного налога граждан, получивших для ведения коллективного и индивидуального садоводства нарушенные и малопродуктивные земли.