Земельный налог при межевании
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный налог при межевании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил уведомление налогового органа об исчислении земельного налога по ставке 1,5 процента, полагая, что вправе применять ставку 0,3 процента. Суд признал подлежащей применению ставку 1,5 процента. Суд отметил, что согласно закону Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (в редакции, действовавшей в 2020 году) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, установлена налоговая ставка 1,5 процента, что не превышает пределы, установленные гл. 31 НК РФ. Суд установил, что налогоплательщик приобрел один земельный участок, который был в последующем размежеван на 11 отдельных участков. Суд указал, что деятельность общества по межеванию земельного участка с целью дальнейшей продажи образовавшихся земельных участков для получения дохода, неиспользование их по назначению соответствует установленным гражданским законодательством признакам предпринимательской деятельности, поэтому в отношении выделенных участков подлежит применению ставка земельного налога 1,5 процента.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик оспорил уведомление налогового органа об исчислении земельного налога по ставке 1,5 процента, полагая, что вправе применять ставку 0,3 процента. Суд признал подлежащей применению ставку 1,5 процента. Суд отметил, что согласно закону Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (в редакции, действовавшей в 2020 году) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, установлена налоговая ставка 1,5 процента, что не превышает пределы, установленные гл. 31 НК РФ. Суд установил, что налогоплательщик приобрел один земельный участок, который был в последующем размежеван на 11 отдельных участков. Суд указал, что деятельность общества по межеванию земельного участка с целью дальнейшей продажи образовавшихся земельных участков для получения дохода, неиспользование их по назначению соответствует установленным гражданским законодательством признакам предпринимательской деятельности, поэтому в отношении выделенных участков подлежит применению ставка земельного налога 1,5 процента.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 396 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган исчислил земельный налог с применением повышающего коэффициента 2 к налоговой ставке 0,3 процента на основании п. 15 ст. 396 НК РФ. Суд установил, что земельные участки налогоплательщик получил при реорганизации (преобразовании) в 2009 году ФГУП. В период с 2012 по 2020 год налогоплательщик производил межевание, разделение, выделение участков, в результате чего были изменены их площадь, кадастровые номера и кадастровая стоимость. При этом права в отношении всех участков общество приобрело в 2008 году, с 2012 года вид разрешенного использования участков - многоэтажное жилищное строительство. Суд указал, что данный вид разрешенного использования предусматривает строительство многоквартирных жилых домов, объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов. Однако на принадлежащих налогоплательщику участках отсутствуют объекты недвижимости, разрешения на строительство общество не получало, межевание участков под конкретные объекты строительства не начало. Суд указал, что неосвоение участков, приобретенных для жилищного строительства, в связи с незавершением его первого этапа и неполучением разрешений на строительство не лишает налогоплательщика права на применение пониженной ставки (в пределах 0,3 процента), однако исчисление налога должно производиться с учетом повышенного коэффициента, установленного п. 15 ст. 396 НК РФ. Суд указал, что действия общества по изменению регистрационных данных земельных участков носят системный характер и направлены на создание условий для неприменения в расчете земельного налога повышающих коэффициентов, поэтому применение налоговым органом коэффициента 2 при расчете земельного налога является правомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган исчислил земельный налог с применением повышающего коэффициента 2 к налоговой ставке 0,3 процента на основании п. 15 ст. 396 НК РФ. Суд установил, что земельные участки налогоплательщик получил при реорганизации (преобразовании) в 2009 году ФГУП. В период с 2012 по 2020 год налогоплательщик производил межевание, разделение, выделение участков, в результате чего были изменены их площадь, кадастровые номера и кадастровая стоимость. При этом права в отношении всех участков общество приобрело в 2008 году, с 2012 года вид разрешенного использования участков - многоэтажное жилищное строительство. Суд указал, что данный вид разрешенного использования предусматривает строительство многоквартирных жилых домов, объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирных домов. Однако на принадлежащих налогоплательщику участках отсутствуют объекты недвижимости, разрешения на строительство общество не получало, межевание участков под конкретные объекты строительства не начало. Суд указал, что неосвоение участков, приобретенных для жилищного строительства, в связи с незавершением его первого этапа и неполучением разрешений на строительство не лишает налогоплательщика права на применение пониженной ставки (в пределах 0,3 процента), однако исчисление налога должно производиться с учетом повышенного коэффициента, установленного п. 15 ст. 396 НК РФ. Суд указал, что действия общества по изменению регистрационных данных земельных участков носят системный характер и направлены на создание условий для неприменения в расчете земельного налога повышающих коэффициентов, поэтому применение налоговым органом коэффициента 2 при расчете земельного налога является правомерным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Можно ли для целей купли-продажи земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, определять площадь на основании СНиП
(КонсультантПлюс, 2025)Администрация постановлением от 17.03.2008 N 658 утвердила проект границ земельного участка площадью 7 800 кв. м из состава земельного участка площадью 28 577 кв. м, выделенного из земельного участка площадью 34 905 кв. м с кадастровым номером 47:07:05-05-00560002; присвоила ему самостоятельный почтовый адрес; предоставила этот участок ООО "Геостатика" в собственность по цене, составляющей десятикратную ставку земельного налога; обязала ООО "Геостатика" осуществить межевание границ этого участка, поставить его на кадастровый учет и заключить договор купли-продажи участка при предоставлении кадастрового плана.
Можно ли для целей купли-продажи земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, определять площадь на основании СНиП
(КонсультантПлюс, 2025)Администрация постановлением от 17.03.2008 N 658 утвердила проект границ земельного участка площадью 7 800 кв. м из состава земельного участка площадью 28 577 кв. м, выделенного из земельного участка площадью 34 905 кв. м с кадастровым номером 47:07:05-05-00560002; присвоила ему самостоятельный почтовый адрес; предоставила этот участок ООО "Геостатика" в собственность по цене, составляющей десятикратную ставку земельного налога; обязала ООО "Геостатика" осуществить межевание границ этого участка, поставить его на кадастровый учет и заключить договор купли-продажи участка при предоставлении кадастрового плана.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 03.09.2025 N БВ-4-7/8018@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения")При этом суды поддержали доводы налогоплательщика о том, что 34 спорных земельных участка подлежат налогообложению по ставке 0,3% в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и Решением Совета Депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 22.11.2010 N 105 "О земельном налоге муниципального образования Кременкульское сельское поселение", поскольку они предназначены для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов. Поддерживая частично позицию налогоплательщика, суды сослались на распоряжение Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28.07.2011 N 1106 об утверждении документации по планировке и межеванию территории в южной части села Кременкуль (жилой квартал "Золотая подкова"), в том числе плана планировки и схемы размещения внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения>
(вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2025 года по вопросам налогообложения")При этом суды поддержали доводы налогоплательщика о том, что 34 спорных земельных участка подлежат налогообложению по ставке 0,3% в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и Решением Совета Депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 22.11.2010 N 105 "О земельном налоге муниципального образования Кременкульское сельское поселение", поскольку они предназначены для размещения объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов. Поддерживая частично позицию налогоплательщика, суды сослались на распоряжение Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28.07.2011 N 1106 об утверждении документации по планировке и межеванию территории в южной части села Кременкуль (жилой квартал "Золотая подкова"), в том числе плана планировки и схемы размещения внутриплощадочных инженерных сетей и сооружений.
Приказ Росреестра от 20.12.2024 N П/0421/24
(ред. от 20.02.2025)
"Об утверждении программ профилактики в 2025 году рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии, а также программы профилактики нарушений обязательных требований"
(вместе с "Программой профилактики в 2025 году рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии федерального государственного земельного контроля (надзора)", "Программой профилактики в 2025 году рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии", "Программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций операторов электронных площадок, на 2025 год")недополучение бюджетами бюджетной системы Российской Федерации денежных средств от уплаты земельного налога и арендных платежей по договорам аренды земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
(ред. от 20.02.2025)
"Об утверждении программ профилактики в 2025 году рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора), федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии, а также программы профилактики нарушений обязательных требований"
(вместе с "Программой профилактики в 2025 году рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии федерального государственного земельного контроля (надзора)", "Программой профилактики в 2025 году рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии федерального государственного контроля (надзора) в области геодезии и картографии", "Программой профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, саморегулируемых организаций операторов электронных площадок, на 2025 год")недополучение бюджетами бюджетной системы Российской Федерации денежных средств от уплаты земельного налога и арендных платежей по договорам аренды земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
Статья: Невостребованные земельные доли и обновление законодательства о землеустройстве
(Липски С.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Столь же спорной является теперь и, например, платность использования земли, которая провозглашена в качестве ключевого принципа земельного законодательства (п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Но при этом лишь чуть-чуть затронута в ст. 65 ЗК РФ, а все вопросы порядка исчисления и уплаты земельного налога "перешли" в законодательство о налогах и сборах.
(Липски С.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Столь же спорной является теперь и, например, платность использования земли, которая провозглашена в качестве ключевого принципа земельного законодательства (п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Но при этом лишь чуть-чуть затронута в ст. 65 ЗК РФ, а все вопросы порядка исчисления и уплаты земельного налога "перешли" в законодательство о налогах и сборах.
"Земельный участок: как грамотно распорядиться"
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)В случае если земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
(выпуск 11)
(Жмурко С.Е.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)В случае если земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену некоммерческой организации или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора собственникам земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд. При этом размер арендной платы определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Вопрос: Земельный участок, находящийся в собственности ООО более трех лет, разделен на несколько участков. Как определяется срок владения вновь образованными участками в целях исчисления земельного налога, если несколько участков будут использованы под жилую застройку, а один - под дороги и инфраструктуру коттеджного поселка?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Вопрос: В собственности ООО более трех лет находится земельный участок для жилищного строительства коттеджей в целях последующей реализации земли и строений в виде коттеджного поселка с дорогами и проездами и размещением инфраструктуры. Для формирования участков под застройку участок был разделен на несколько участков, в результате межевания также выделен участок под дорогу и проезды. Как определяется срок владения ООО вновь образованными земельными участками в целях исчисления земельного налога (применения повышающих коэффициентов), учитывая, что несколько участков будут использованы под жилую застройку, а один - под дороги (проезды) и инфраструктуру коттеджного поселка?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2023)Вопрос: В собственности ООО более трех лет находится земельный участок для жилищного строительства коттеджей в целях последующей реализации земли и строений в виде коттеджного поселка с дорогами и проездами и размещением инфраструктуры. Для формирования участков под застройку участок был разделен на несколько участков, в результате межевания также выделен участок под дорогу и проезды. Как определяется срок владения ООО вновь образованными земельными участками в целях исчисления земельного налога (применения повышающих коэффициентов), учитывая, что несколько участков будут использованы под жилую застройку, а один - под дороги (проезды) и инфраструктуру коттеджного поселка?
Статья: Особенности территориального налогового стимулирования ускорения экономического роста
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Так, в результате ковидных ограничений наиболее серьезные изменения произошли с налогом на прибыль организаций (его доля снизилась на 4 п. п. в 2020 г. по сравнению с 2019 г. и составила 29,16%) и НДФЛ (его доля увеличилась на 3,31 п. п. в 2020 г. по сравнению с 2019 г. и составила 42,37%), в то время как доля имущественных налогов находилась на стабильном уровне (она выросла всего на 0,19 п. п. и составила 13,51% в 2020 г. против 13,32% в 2019 г.). Именно поэтому важной представляется точность определения налоговых расходов (выпадающих доходов) бюджета в результате предоставления льгот территориального налогового стимулирования экономического роста по имущественным налогам. Соглашаясь с методическими положениями об идентификации и оценке налоговых расходов, предложенными И.А. Майбуровым [15], Е.М. Поповой и Г.М. Гусейновой [16], следует обратить внимание на то, что для обеспечения точности расчетов выпадающих доходов бюджета за счет предоставления льгот по имущественным налогам необходимо усовершенствовать их администрирование и контроль. В частности, для налога на имущество организаций целесообразно не только перейти на кадастровую стоимость, которая более точно отражает стоимость имущества организации, участвующего в хозяйственном обороте, но и согласиться с предложением Н.Ю. Ковалева о шкале повышающих и понижающих коэффициентов для различных регионов по объектам, облагаемым налогом на имущество организаций, в зависимости от площади, стоимости, срока, времени эксплуатации и местоположения [17]. Для более точного администрирования транспортного налога необходимо обеспечить согласование базы налоговых органов и ГИБДД, поэтому следует поддержать предложение М.В. Кашириной и Г.М. Салихова об использовании налоговых карточек владельцев транспортных средств [18]. Администрирование земельного налога во многом зависит от межевания земель, наличия правоустанавливающих документов на землю, а также необходимости оценки земельного участка и его отдаленности от инфраструктуры [19]. Решению указанных проблем содействует внедрение цифровых технологий, в частности геоинформационных систем при ведении кадастров земли и недвижимости, а также переход на платформу блокчейн. Блокчейн позволяет обеспечить безопасность данных кадастра, снижает риск человеческой ошибки при постановке на учет, проведении кадастровой оценки, начислении налогов и уведомлений налогоплательщика [20]. Использование информационных технологий также целесообразно и для согласования баз налоговых органов с базами ГИБДД по транспортному налогу. Предлагаемые меры по совершенствованию администрирования имущественных налогов и внедрению информационных технологий позволят повысить точность и обеспечить оперативность расчетов налоговых расходов, возникающих в процессе территориального налогового стимулирования.
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Так, в результате ковидных ограничений наиболее серьезные изменения произошли с налогом на прибыль организаций (его доля снизилась на 4 п. п. в 2020 г. по сравнению с 2019 г. и составила 29,16%) и НДФЛ (его доля увеличилась на 3,31 п. п. в 2020 г. по сравнению с 2019 г. и составила 42,37%), в то время как доля имущественных налогов находилась на стабильном уровне (она выросла всего на 0,19 п. п. и составила 13,51% в 2020 г. против 13,32% в 2019 г.). Именно поэтому важной представляется точность определения налоговых расходов (выпадающих доходов) бюджета в результате предоставления льгот территориального налогового стимулирования экономического роста по имущественным налогам. Соглашаясь с методическими положениями об идентификации и оценке налоговых расходов, предложенными И.А. Майбуровым [15], Е.М. Поповой и Г.М. Гусейновой [16], следует обратить внимание на то, что для обеспечения точности расчетов выпадающих доходов бюджета за счет предоставления льгот по имущественным налогам необходимо усовершенствовать их администрирование и контроль. В частности, для налога на имущество организаций целесообразно не только перейти на кадастровую стоимость, которая более точно отражает стоимость имущества организации, участвующего в хозяйственном обороте, но и согласиться с предложением Н.Ю. Ковалева о шкале повышающих и понижающих коэффициентов для различных регионов по объектам, облагаемым налогом на имущество организаций, в зависимости от площади, стоимости, срока, времени эксплуатации и местоположения [17]. Для более точного администрирования транспортного налога необходимо обеспечить согласование базы налоговых органов и ГИБДД, поэтому следует поддержать предложение М.В. Кашириной и Г.М. Салихова об использовании налоговых карточек владельцев транспортных средств [18]. Администрирование земельного налога во многом зависит от межевания земель, наличия правоустанавливающих документов на землю, а также необходимости оценки земельного участка и его отдаленности от инфраструктуры [19]. Решению указанных проблем содействует внедрение цифровых технологий, в частности геоинформационных систем при ведении кадастров земли и недвижимости, а также переход на платформу блокчейн. Блокчейн позволяет обеспечить безопасность данных кадастра, снижает риск человеческой ошибки при постановке на учет, проведении кадастровой оценки, начислении налогов и уведомлений налогоплательщика [20]. Использование информационных технологий также целесообразно и для согласования баз налоговых органов с базами ГИБДД по транспортному налогу. Предлагаемые меры по совершенствованию администрирования имущественных налогов и внедрению информационных технологий позволят повысить точность и обеспечить оперативность расчетов налоговых расходов, возникающих в процессе территориального налогового стимулирования.