Земельный налог КФХ
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный налог КФХ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик (КФХ) неправомерно применял предусмотренную подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ пониженную ставку земельного налога ввиду неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства, что подтверждается постановлением о привлечении главы КФХ к административной ответственности.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению ИФНС, налогоплательщик (КФХ) неправомерно применял предусмотренную подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ пониженную ставку земельного налога ввиду неиспользования земельных участков для сельскохозяйственного производства, что подтверждается постановлением о привлечении главы КФХ к административной ответственности.
Позиция ВС РФ: С казны можно взыскать убытки в виде разницы между внесенной арендной платой и земельным налогом, если уполномоченный орган неправильно определил выкупную цену публичного участка, из-за чего не был вовремя заключен договор купли-продажи
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2022) и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 15 ГК РФИндивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства с 1999 г. являлся арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право собственности на который зарегистрировано за субъектом Российской Федерации.
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2022) и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 15 ГК РФИндивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства с 1999 г. являлся арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, право собственности на который зарегистрировано за субъектом Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение конкурентоспособности малых сельскохозяйственных предприятий посредством налогового регулирования
(Мелкова Е.В., Корытин А.В.)
("Финансы", 2024, N 10)Специальный налоговый режим, созданный исключительно для крестьянских и фермерских хозяйств, предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого налога, заменяющего собой индивидуальный подоходный налог с доходов от деятельности хозяйства, земельный налог и (или) плату за пользование земельными участками, налог на транспортные средства, налог на имущество, социальный налог, а также плату за негативное воздействие на окружающую среду. Объектом налогообложения выступает полученный крестьянским или фермерским хозяйством за предыдущий календарный год доход от реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов переработки сельскохозяйственной продукции собственного производства (за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров), а ставка единого налога составляет всего 0,5% <7>. Более того, в части деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим, крестьянские и фермерские хозяйства освобождены от уплаты НДС <8>. Среди стран дальнего зарубежья, являющихся крупными экспортерами сельскохозяйственной продукции, наиболее существенные меры специальной налоговой поддержки малых форм хозяйствования были выявлены нами во Франции.
(Мелкова Е.В., Корытин А.В.)
("Финансы", 2024, N 10)Специальный налоговый режим, созданный исключительно для крестьянских и фермерских хозяйств, предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого налога, заменяющего собой индивидуальный подоходный налог с доходов от деятельности хозяйства, земельный налог и (или) плату за пользование земельными участками, налог на транспортные средства, налог на имущество, социальный налог, а также плату за негативное воздействие на окружающую среду. Объектом налогообложения выступает полученный крестьянским или фермерским хозяйством за предыдущий календарный год доход от реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов переработки сельскохозяйственной продукции собственного производства (за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизных товаров), а ставка единого налога составляет всего 0,5% <7>. Более того, в части деятельности, на которую распространяется специальный налоговый режим, крестьянские и фермерские хозяйства освобождены от уплаты НДС <8>. Среди стран дальнего зарубежья, являющихся крупными экспортерами сельскохозяйственной продукции, наиболее существенные меры специальной налоговой поддержки малых форм хозяйствования были выявлены нами во Франции.
Статья: Понятие многодетной семьи и особенности правового статуса ее членов
(Матвеева Н.А.)
("Юрист", 2024, N 6)Справедливости ради стоит отметить, что и в Указе Президента РФ 1992 г. уделялось внимание вовлечению многодетных родителей в предпринимательство. Так, правительствам субъектов Российской Федерации было поручено "оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" <15>. Преемственность данных подзаконных актов говорит о требованиях общества к развитию бизнеса вообще и семейного в частности.
(Матвеева Н.А.)
("Юрист", 2024, N 6)Справедливости ради стоит отметить, что и в Указе Президента РФ 1992 г. уделялось внимание вовлечению многодетных родителей в предпринимательство. Так, правительствам субъектов Российской Федерации было поручено "оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а также предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок либо понижения ставок налога; предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства; предусматривать полное или частичное освобождение от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" <15>. Преемственность данных подзаконных актов говорит о требованиях общества к развитию бизнеса вообще и семейного в частности.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 20.01.2004 N ГКПИ03-1422
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев 2 - 4, 6 - 9, 12 - 13 пункта 16 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю">Согласно ст. 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, действовавшие в 1998 году, применяются с коэффициентом 2, а поэтому в абзаце 6 оспариваемого пункта 16 правильно указано на минимальный размер ставки не менее 12 коп. за квадратный метр.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев 2 - 4, 6 - 9, 12 - 13 пункта 16 Инструкции МНС РФ от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю">Согласно ст. 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 года N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, действовавшие в 1998 году, применяются с коэффициентом 2, а поэтому в абзаце 6 оспариваемого пункта 16 правильно указано на минимальный размер ставки не менее 12 коп. за квадратный метр.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 N 34-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статьи 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", статьи 1 Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"статьи 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 года "О федеральном бюджете на 1999 год", согласно которой ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2;
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статьи 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", статьи 1 Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"статьи 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 года "О федеральном бюджете на 1999 год", согласно которой ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2;
Статья: Амортизацию ОС начислять не нужно, так как реконструкция производилась за счет бюджетных средств, - судебный квест
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 12)Управлением Россельхознадзора установлено наличие на земельных участках многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительности, заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа. Указанное обстоятельство послужило основанием для вывода инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки 0,3% вместо 1,2%. Суд удовлетворил требование организации. Налоговый орган, получив постановление в порядке электронного взаимодействия, сделал вывод о том, что все участки не используются для сельскохозяйственного производства. Административный орган, привлекая главу КФХ к административной ответственности по использованию участка с нарушением природоохранных требований (ст. 8.7 КоАП РФ), а не за его использование не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ), установил, что заявителем совершено нарушение именно в виде неиспользования части участка, а не неиспользования участка в целом. Инспекция не опровергла факта использования участков для сельскохозяйственного производства. Оспариваемые действия по исчислению земельного налога в отношении участков в части, превышающей ставку 0,3%, основаны исключительно на представленном в налоговый орган постановлении Россельхознадзора, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности. Инспекция в рамках предоставленных ей полномочий проверку фактов использования/неиспользования участков для сельскохозяйственного производства не осуществила, а также не опровергла доводов заявителя об использовании большей части земель для сельскохозяйственного производства.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 12)Управлением Россельхознадзора установлено наличие на земельных участках многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительности, заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа. Указанное обстоятельство послужило основанием для вывода инспекции об отсутствии у налогоплательщика права на применение ставки 0,3% вместо 1,2%. Суд удовлетворил требование организации. Налоговый орган, получив постановление в порядке электронного взаимодействия, сделал вывод о том, что все участки не используются для сельскохозяйственного производства. Административный орган, привлекая главу КФХ к административной ответственности по использованию участка с нарушением природоохранных требований (ст. 8.7 КоАП РФ), а не за его использование не по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ), установил, что заявителем совершено нарушение именно в виде неиспользования части участка, а не неиспользования участка в целом. Инспекция не опровергла факта использования участков для сельскохозяйственного производства. Оспариваемые действия по исчислению земельного налога в отношении участков в части, превышающей ставку 0,3%, основаны исключительно на представленном в налоговый орган постановлении Россельхознадзора, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности. Инспекция в рамках предоставленных ей полномочий проверку фактов использования/неиспользования участков для сельскохозяйственного производства не осуществила, а также не опровергла доводов заявителя об использовании большей части земель для сельскохозяйственного производства.
Статья: Особенности отчуждения земель сельскохозяйственного назначения
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 2)Судебная практика. Верховный Суд РФ указывал, что если сельхозорганизация или член КФХ использовали земельный участок без оформления отношений в надлежащей форме, то в качестве доказательства могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование. Например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др. (Определение от 01.07.2019 N 309-ЭС19-9071 по делу N А47-5664/2018).
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 2)Судебная практика. Верховный Суд РФ указывал, что если сельхозорганизация или член КФХ использовали земельный участок без оформления отношений в надлежащей форме, то в качестве доказательства могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование. Например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др. (Определение от 01.07.2019 N 309-ЭС19-9071 по делу N А47-5664/2018).
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ и др.).
Статья: Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Долгое время судебная практика по применению рассматриваемых норм права не была единообразной: суды либо отказывали всем, кто не смог подтвердить право на использование земельного участка (то есть фактически исходили из того, что законодатель закрепил льготу в основном для несуществующего субъекта), либо признавали право на льготу за субъектом, сумевшим доказать факт использования земельного участка без оценки его правомерности. В целях формирования единообразной судебной практики Верховный Суд Российской Федерации дал толкование п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, восприняв подходы, изложенные в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 ноября 2011 года N Д23-4894 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Так, согласно п. 24 и 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2017 год N 5, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 года, к сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерскими) хозяйствам, использующим земельный участок, следует относить как тех, кто находится в договорных отношениях, так и осуществляющих "фактическое использование", которое предполагалось устанавливать на основании любых относимых и допустимых доказательств, подтверждающих использование земельного участка в сельскохозяйственных целях, в том числе содержащих сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ.
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)Долгое время судебная практика по применению рассматриваемых норм права не была единообразной: суды либо отказывали всем, кто не смог подтвердить право на использование земельного участка (то есть фактически исходили из того, что законодатель закрепил льготу в основном для несуществующего субъекта), либо признавали право на льготу за субъектом, сумевшим доказать факт использования земельного участка без оценки его правомерности. В целях формирования единообразной судебной практики Верховный Суд Российской Федерации дал толкование п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, восприняв подходы, изложенные в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 ноября 2011 года N Д23-4894 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Так, согласно п. 24 и 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2017 год N 5, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 декабря 2017 года, к сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерскими) хозяйствам, использующим земельный участок, следует относить как тех, кто находится в договорных отношениях, так и осуществляющих "фактическое использование", которое предполагалось устанавливать на основании любых относимых и допустимых доказательств, подтверждающих использование земельного участка в сельскохозяйственных целях, в том числе содержащих сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ.