Земельный налог 15 число
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный налог 15 число (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 396 "Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу" главы 31 "Земельный налог" НК РФ"Руководствуясь положениями пункта 7 статьи 396 НК РФ, учитывая, что при отсутствии неправомерных действий департамента право собственности предпринимателя на земельный участок могло быть зарегистрировано не позднее 18.12.2020, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что предприниматель не должен был бы платить земельный налог за 2020 год, поскольку стал бы собственником земельного участка после 15-го числа месяца, в котором его право собственности могло быть зарегистрировано."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 387 "Общие положения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ"Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая положения норм статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 387, пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно констатировал, что Общество как собственник земельного участка было обязано нести расходы по его содержанию, включая в том числе уплату земельного налога в спорный период, что не позволяет квалифицировать такие траты в качестве убытков по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли изменением договора аренды пересчет арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом ее исчисления
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с условиями спорного договора, арендная плата вносится ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, а за декабрь, не позднее 1 декабря текущего года (пункт 2.6 договора); расчет арендной платы производится арендодателем самостоятельно с учетом изменений базовой ставки земельного налога, повышающих коэффициентов и условий их применения (пункт 2.3 договора); размер арендной платы может изменяться арендодателем в одностороннем порядке при изменении устанавливаемых централизованных ставок и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации без подписания дополнительного соглашения (пункт 5.1 договора).
Является ли изменением договора аренды пересчет арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом ее исчисления
(КонсультантПлюс, 2025)"...В соответствии с условиями спорного договора, арендная плата вносится ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, а за декабрь, не позднее 1 декабря текущего года (пункт 2.6 договора); расчет арендной платы производится арендодателем самостоятельно с учетом изменений базовой ставки земельного налога, повышающих коэффициентов и условий их применения (пункт 2.3 договора); размер арендной платы может изменяться арендодателем в одностороннем порядке при изменении устанавливаемых централизованных ставок и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации без подписания дополнительного соглашения (пункт 5.1 договора).
Вопрос: Как в бухгалтерском учете отражаются начисление и уплата земельного налога?
(Консультация эксперта, 2025)Для расчета земельного налога месяц покупки участка учитывают, если регистрация была до 15-го числа включительно, месяц продажи - если регистрация произведена после 15-го числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Для расчета земельного налога месяц покупки участка учитывают, если регистрация была до 15-го числа включительно, месяц продажи - если регистрация произведена после 15-го числа (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.10.1997 N 13-П
"По делу о проверке конституционности Закона Санкт - Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт - Петербурге в 1995 году"Оспариваемый Закон Санкт - Петербурга в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривает, что налогоплательщики уплачивают земельный налог равными долями в следующие сроки: до 15 июля, до 15 сентября и до 15 ноября 1995 года. Его статьей 2 утверждены новые ставки земельного налога в Санкт - Петербурге с дифференциацией по зонам градостроительной ценности территории и административным районам. При этом для значительного числа налогоплательщиков утверждение новых ставок означало необходимость уплаты земельного налога в гораздо больших размерах, чем было установлено в 1994 году.
"По делу о проверке конституционности Закона Санкт - Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт - Петербурге в 1995 году"Оспариваемый Закон Санкт - Петербурга в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" предусматривает, что налогоплательщики уплачивают земельный налог равными долями в следующие сроки: до 15 июля, до 15 сентября и до 15 ноября 1995 года. Его статьей 2 утверждены новые ставки земельного налога в Санкт - Петербурге с дифференциацией по зонам градостроительной ценности территории и административным районам. При этом для значительного числа налогоплательщиков утверждение новых ставок означало необходимость уплаты земельного налога в гораздо больших размерах, чем было установлено в 1994 году.
Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 N 34-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статьи 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", статьи 1 Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"Правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации в указанных решениях, в том числе применительно к оспариваемым заявителем положениям статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога", в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" носят общеобязательный характер, т.е. распространяются на иные оспариваемые им законоположения, предусматривающие индексацию ставок земельного налога на соответствующие налоговые периоды (финансовые года).
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", статьи 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", статьи 1 Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" и статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"Правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации в указанных решениях, в том числе применительно к оспариваемым заявителем положениям статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога", в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" носят общеобязательный характер, т.е. распространяются на иные оспариваемые им законоположения, предусматривающие индексацию ставок земельного налога на соответствующие налоговые периоды (финансовые года).
Ситуация: Когда у наследника наступает обязанность по уплате налогов на унаследованное имущество, в том числе недвижимое?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дата, с которой начисляются земельный налог и налог на имущество физических лиц, определяется по следующим правилам: если наследство открыто до 15-го числа месяца включительно, налог начисляется с начала этого месяца; если наследство открыто после 15-го числа месяца, налог начисляется с начала следующего месяца (п. 7 ст. 396, п. 5 ст. 408 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Дата, с которой начисляются земельный налог и налог на имущество физических лиц, определяется по следующим правилам: если наследство открыто до 15-го числа месяца включительно, налог начисляется с начала этого месяца; если наследство открыто после 15-го числа месяца, налог начисляется с начала следующего месяца (п. 7 ст. 396, п. 5 ст. 408 НК РФ).
Вопрос: Об исчислении земельного налога при прекращении права на земельный участок 12.09.2024.
(Письмо Минфина России от 27.11.2024 N 03-05-06-02/119077)Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
(Письмо Минфина России от 27.11.2024 N 03-05-06-02/119077)Если возникновение права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение указанного права произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Уральского округа от 26.09.2022 N Ф09-5745/22 <О несогласии фирмы с земельным налогом, начисленным инспекцией по одному из участков>
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2022, N 24)Инспекция направила обществу "В" (на основании п. 4 ст. 363 НК РФ) сообщение об исчисленной сумме земельного налога. Согласно ему эта компания обязана уплатить за 2020 год земельный налог в общей сумме 15 480 610 руб., в том числе по наделу с кадастровым номером 66:41:0702001:1 - 854 723 руб.
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2022, N 24)Инспекция направила обществу "В" (на основании п. 4 ст. 363 НК РФ) сообщение об исчисленной сумме земельного налога. Согласно ему эта компания обязана уплатить за 2020 год земельный налог в общей сумме 15 480 610 руб., в том числе по наделу с кадастровым номером 66:41:0702001:1 - 854 723 руб.
Статья: Правовое регулирование функционирования налоговой системы Российской Федерации в условиях цифровой экономики
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" <15> начиная с 2021 г. налоговые органы будут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного и земельного налога.
(Мигачева Е.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" <15> начиная с 2021 г. налоговые органы будут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах транспортного и земельного налога.
Вопрос: О представлении организацией в налоговые органы сведений по налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам согласно типовой форме соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
(Письмо ФНС России от 18.03.2025 N БС-2-21/4154@)Также обращаем внимание на то, что согласно абзацу 4 пункта 18 Правил возмещения затрат, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", понесенных организацией, реализующей проект, в рамках осуществления инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 N 1599, ФНС России передает в систему "Капиталовложения" с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о суммах налога на имущество организаций, земельного налога (в том числе о суммах авансовых платежей по указанным налогам), исчисленных к уплате организацией, реализующей проект, в связи с реализацией проекта, в соответствующем отчетном периоде.
(Письмо ФНС России от 18.03.2025 N БС-2-21/4154@)Также обращаем внимание на то, что согласно абзацу 4 пункта 18 Правил возмещения затрат, указанных в части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации", понесенных организацией, реализующей проект, в рамках осуществления инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 N 1599, ФНС России передает в систему "Капиталовложения" с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия сведения о суммах налога на имущество организаций, земельного налога (в том числе о суммах авансовых платежей по указанным налогам), исчисленных к уплате организацией, реализующей проект, в связи с реализацией проекта, в соответствующем отчетном периоде.
Вопрос: О применении повышающих коэффициентов по земельному налогу в отношении участков, приобретенных в собственность кредитными организациями для ИЖС и облагаемых по ставке, не превышающей 1,5%.
(Письмо Минфина России от 22.03.2024 N 03-05-05-02/25878)Учитывая изложенное, а также ввиду специфики деятельности кредитной организации, в рамках которой в процессе исполнения должниками обязательств отступным либо обращения взыскания на предмет залога кредитная организация принимает в собственность земельные участки с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство (в том числе индивидуальное жилищное строительство), правомерно ли применение при исчислении земельного налога повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 15 ст. 396 НК РФ, в отношении земельных участков, облагаемых земельным налогом по максимальной ставке 1,5 процента?
(Письмо Минфина России от 22.03.2024 N 03-05-05-02/25878)Учитывая изложенное, а также ввиду специфики деятельности кредитной организации, в рамках которой в процессе исполнения должниками обязательств отступным либо обращения взыскания на предмет залога кредитная организация принимает в собственность земельные участки с видом разрешенного использования, предусматривающим жилищное строительство (в том числе индивидуальное жилищное строительство), правомерно ли применение при исчислении земельного налога повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 15 ст. 396 НК РФ, в отношении земельных участков, облагаемых земельным налогом по максимальной ставке 1,5 процента?
Статья: Меры господдержки инвестпроектов участников СЗПК
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Возмещение затрат происходит при одновременном соблюдении условий, предусмотренных ч. 9 ст. 15, в том числе:
(Кислов С.С.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)Возмещение затрат происходит при одновременном соблюдении условий, предусмотренных ч. 9 ст. 15, в том числе:
Вопрос: Об исчислении организацией земельного налога при изменении вида разрешенного использования земельного участка, если права на построенные на участке объекты недвижимости в ЕГРН не зарегистрированы.
(Письмо ФНС России от 25.03.2025 N БС-4-21/3157@)Согласно абзацу третьему пункта 15 статьи 396 Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ) в случае, если разрешенное использование земельных участков, предусматривающее жилищное строительство (за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, и жилищного строительства, осуществляемого на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), установлено после государственной регистрации прав на данные земельные участки, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному абзацами первым и вторым пункта 15 статьи 396 Кодекса, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об указанном разрешенном использовании данных земельных участков.
(Письмо ФНС России от 25.03.2025 N БС-4-21/3157@)Согласно абзацу третьему пункта 15 статьи 396 Кодекса (в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ) в случае, если разрешенное использование земельных участков, предусматривающее жилищное строительство (за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, и жилищного строительства, осуществляемого на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности), установлено после государственной регистрации прав на данные земельные участки, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному абзацами первым и вторым пункта 15 статьи 396 Кодекса, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об указанном разрешенном использовании данных земельных участков.
Вопрос: Об обжаловании актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц и о перерасчетах сумм земельного налога, исчисленных физлицам до 01.01.2019.
(Письмо Минфина России от 12.07.2024 N 03-05-06-02/65115)Обращаем внимание, что до 01.01.2019 перерасчет сумм ранее исчисленных физическим лицам налогов, указанных, в частности, в пункте 1 статьи 15 Налогового кодекса (земельный налог), осуществлялся на основании положений пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса (в соответствующей редакции), согласно которому налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества (в том числе земельных участков), исчислялся налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
(Письмо Минфина России от 12.07.2024 N 03-05-06-02/65115)Обращаем внимание, что до 01.01.2019 перерасчет сумм ранее исчисленных физическим лицам налогов, указанных, в частности, в пункте 1 статьи 15 Налогового кодекса (земельный налог), осуществлялся на основании положений пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса (в соответствующей редакции), согласно которому налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества (в том числе земельных участков), исчислялся налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Статья: Актуальные направления надзора за исполнением законов в налоговой сфере в условиях новых вызовов
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В решении Совета депутатов муниципального образования Лавровское сельское поселение от 23 марта 2016 г. N 05/10 (ред. 15.11.2019) "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Лавровское сельское поселение Судогодского района" вопреки ч. 1 ст. 388 НК РФ из числа налогоплательщиков неправомерно исключены организации и физические лица, владеющие участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По протестам Муромского и Судогодского прокуроров муниципальные правовые акты приведены в соответствие с требованиями законодательства <10>.
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В решении Совета депутатов муниципального образования Лавровское сельское поселение от 23 марта 2016 г. N 05/10 (ред. 15.11.2019) "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования Лавровское сельское поселение Судогодского района" вопреки ч. 1 ст. 388 НК РФ из числа налогоплательщиков неправомерно исключены организации и физические лица, владеющие участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. По протестам Муромского и Судогодского прокуроров муниципальные правовые акты приведены в соответствие с требованиями законодательства <10>.