Земельные участки в казне земельный налог
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельные участки в казне земельный налог (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 387 "Общие положения" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Комитет городского хозяйства администрации города оспорил начисление земельного налога. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что ни комитет, ни администрация не являются плательщиками земельного налога. Суд установил, что администрации на праве собственности принадлежит земельный участок с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность". Постановлением администрации земельный участок передан комитету для содержания, контроля и учета в качестве имущества муниципальной казны города на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Этот участок расположен в пределах другого муниципального образования, поэтому согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог по нему регулируют нормативные акты представительных органов данного муниципального образования. Согласно таким актам категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность" не освобождена от уплаты земельного налога. Соответственно, у комитета есть обязанность по уплате земельного налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Комитет городского хозяйства администрации города оспорил начисление земельного налога. Суд отклонил доводы налогоплательщика о том, что ни комитет, ни администрация не являются плательщиками земельного налога. Суд установил, что администрации на праве собственности принадлежит земельный участок с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность". Постановлением администрации земельный участок передан комитету для содержания, контроля и учета в качестве имущества муниципальной казны города на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Этот участок расположен в пределах другого муниципального образования, поэтому согласно п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог по нему регулируют нормативные акты представительных органов данного муниципального образования. Согласно таким актам категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность" не освобождена от уплаты земельного налога. Соответственно, у комитета есть обязанность по уплате земельного налога.
Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2024 N 305-ЭС24-591 по делу N А40-55776/2023
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку уполномоченным органом доказан факт пользования обществом земельным участком, однако в части периода пропущен срок исковой давности.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды при рассмотрении спора не учли, что арендная ставка согласно условиям договора (пункт 6.1) от 19.01.2004 N 04-00031/04 устанавливается постановлениями Правительства города Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы", что следует из уведомлений о ставке аренды помещений.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании неосновательного обогащения.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено частично, поскольку уполномоченным органом доказан факт пользования обществом земельным участком, однако в части периода пропущен срок исковой давности.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды при рассмотрении спора не учли, что арендная ставка согласно условиям договора (пункт 6.1) от 19.01.2004 N 04-00031/04 устанавливается постановлениями Правительства города Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы", от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы", что следует из уведомлений о ставке аренды помещений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правосубъектность федеральной территории "Сириус"
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 6)Земельный налог (местный налог)
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 6)Земельный налог (местный налог)
Статья: Земля в аренде и в оперативном управлении в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Таким образом, для определения налоговой базы по земельному налогу значение кадастровой стоимости земли, подлежащей применению с 1 января 2022 года, определяется на основе сведений ЕГРН о кадастровой стоимости, применяющейся на 1 января 2022 года.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2023, N 2)Таким образом, для определения налоговой базы по земельному налогу значение кадастровой стоимости земли, подлежащей применению с 1 января 2022 года, определяется на основе сведений ЕГРН о кадастровой стоимости, применяющейся на 1 января 2022 года.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС РФ от 30.11.2006 N ММ-6-21/1159@
"О земельном налоге"
(вместе с <Письмом> Минфина РФ от 16.11.2006 N 03-06-02-02/138)В том случае, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, отсутствует налогоплательщик. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом, налогоплательщиком земельного налога должна признаваться организация - правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.
"О земельном налоге"
(вместе с <Письмом> Минфина РФ от 16.11.2006 N 03-06-02-02/138)В том случае, если в многоквартирном доме имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности (неприватизированные квартиры и иные помещения), то в отношении доли земельного участка, приходящейся на эти помещения, находящиеся в муниципальной казне, отсутствует налогоплательщик. В случае закрепления муниципальной собственности (земельного участка, доли земельного участка) под многоквартирным домом на праве постоянного (бессрочного) пользования за юридическим лицом, налогоплательщиком земельного налога должна признаваться организация - правообладатель на основании правоустанавливающих документов на земельный участок (доли земельного участка) до государственной регистрации прекращения прав данной организации на земельный участок.
Решение Совета депутатов городского округа Химки МО от 27.11.2009 N 48/3
(ред. от 26.09.2024)
"О земельном налоге"8.4. Полностью освободить от уплаты земельного налога органы местного самоуправления городского округа Химки в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в муниципальной казне, а также муниципальный жилой фонд.
(ред. от 26.09.2024)
"О земельном налоге"8.4. Полностью освободить от уплаты земельного налога органы местного самоуправления городского округа Химки в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в муниципальной казне, а также муниципальный жилой фонд.
Статья: Возмещение государством вреда, причиненного незаконными актами власти, и векторы контентного развития деликтного права
(Губаева А.К.)
("Закон", 2017, N 10)Договор купли-продажи указанного земельного участка был заключен с обществом спустя два года после вступления в силу решения арбитражного суда, которое длительное время не исполнялось администрацией. До передачи спорного земельного участка в собственность истцу земельный участок использовался истцом на праве аренды. Истец потребовал возместить за счет муниципальной казны убытки, которые составили разницу между уплаченной им арендной платой и суммой земельного налога, подлежавшего взысканию с собственника земельного участка. Решением АС Московской области от 16.03.2017 заявленные требования были удовлетворены частично.
(Губаева А.К.)
("Закон", 2017, N 10)Договор купли-продажи указанного земельного участка был заключен с обществом спустя два года после вступления в силу решения арбитражного суда, которое длительное время не исполнялось администрацией. До передачи спорного земельного участка в собственность истцу земельный участок использовался истцом на праве аренды. Истец потребовал возместить за счет муниципальной казны убытки, которые составили разницу между уплаченной им арендной платой и суммой земельного налога, подлежавшего взысканию с собственника земельного участка. Решением АС Московской области от 16.03.2017 заявленные требования были удовлетворены частично.
Статья: Строительным организациям о земельном налоге
(Королев С.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 11)Деятельность строительных организаций напрямую связана с использованием земельных участков. Не секрет, что целью многих компаний является приобретение участков в собственность. Однако иногда единственным возможным способом получения земли является аренда. Вместе с тем организации в любом случае приходится платить за пользование участком. В первом случае (земля на праве собственности) - в казну государства в виде земельного налога, а во втором - арендодателю (собственнику земли) в виде платы, установленной договором аренды. Причем если с арендой все предельно просто (размер платы устанавливается договором), то с исчислением и уплатой земельного налога все гораздо сложнее, о чем свидетельствуют многочисленные разъяснения контролирующих органов и арбитражная практика по этому вопросу. В связи с этим в статье рассмотрены ситуации, с которыми могут столкнуться строительные компании, имеющие статус плательщиков земельного налога.
(Королев С.А.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 11)Деятельность строительных организаций напрямую связана с использованием земельных участков. Не секрет, что целью многих компаний является приобретение участков в собственность. Однако иногда единственным возможным способом получения земли является аренда. Вместе с тем организации в любом случае приходится платить за пользование участком. В первом случае (земля на праве собственности) - в казну государства в виде земельного налога, а во втором - арендодателю (собственнику земли) в виде платы, установленной договором аренды. Причем если с арендой все предельно просто (размер платы устанавливается договором), то с исчислением и уплатой земельного налога все гораздо сложнее, о чем свидетельствуют многочисленные разъяснения контролирующих органов и арбитражная практика по этому вопросу. В связи с этим в статье рассмотрены ситуации, с которыми могут столкнуться строительные компании, имеющие статус плательщиков земельного налога.
"Земельный налог"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2016)Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, что если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков налогоплательщик земельного налога отсутствует. Такое мнение отражено в Письме Минфина России от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2016)Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать, что если земельные участки находятся в собственности муниципального образования (в муниципальной казне), то до приобретения этих земельных участков в собственность организациями или физическими лицами либо предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования организациям или на праве пожизненного наследуемого владения физическим лицам в отношении таких земельных участков налогоплательщик земельного налога отсутствует. Такое мнение отражено в Письме Минфина России от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82.
"Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики: Монография"
(Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С.)
("Новый индекс", 2010)К сказанному остается лишь добавить, что земельный интерес муниципалитета состоит вовсе не в том, чтобы получить максимальное количество земли, а в том, чтобы получить с земель населенных пунктов максимальное количество земельного налога (отнесенного ст. 15 Налогового кодекса РФ к числу местных) в свой бюджет. Сделать это можно следующим образом: за счет собственных средств (либо выделенных вышестоящими органами публичной власти) произвести формирование земельных участков под многоквартирными домами. Это позволит получить в качестве плательщика земельного налога самую массовую (миллионную) армию населения. С точки зрения интересов муниципальной казны это намного выгоднее, чем быть собственником городских земель и не получать с них особого дохода.
(Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С.)
("Новый индекс", 2010)К сказанному остается лишь добавить, что земельный интерес муниципалитета состоит вовсе не в том, чтобы получить максимальное количество земли, а в том, чтобы получить с земель населенных пунктов максимальное количество земельного налога (отнесенного ст. 15 Налогового кодекса РФ к числу местных) в свой бюджет. Сделать это можно следующим образом: за счет собственных средств (либо выделенных вышестоящими органами публичной власти) произвести формирование земельных участков под многоквартирными домами. Это позволит получить в качестве плательщика земельного налога самую массовую (миллионную) армию населения. С точки зрения интересов муниципальной казны это намного выгоднее, чем быть собственником городских земель и не получать с них особого дохода.
Статья: О некоторых вопросах, возникающих при разрешении арбитражными судами споров о взыскании убытков с государственных органов
(Захарова М.В.)
("Арбитражные споры", 2016, N 2)В другом деле, напротив, суды пришли к выводу о доказанности совокупности условий деликтной ответственности и частично удовлетворили требование о взыскании с Российской Федерации в лице Росимущества за счет средств казны причиненных истцу убытков в виде разницы между суммой арендной платы и земельного налога, подлежащих уплате за использование земельного участка. Суды исходили из следующих обстоятельств.
(Захарова М.В.)
("Арбитражные споры", 2016, N 2)В другом деле, напротив, суды пришли к выводу о доказанности совокупности условий деликтной ответственности и частично удовлетворили требование о взыскании с Российской Федерации в лице Росимущества за счет средств казны причиненных истцу убытков в виде разницы между суммой арендной платы и земельного налога, подлежащих уплате за использование земельного участка. Суды исходили из следующих обстоятельств.
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 06.10.2009 N 03-05-04-01/82 <Налогообложение имущества муниципальной казны> и Письму Минфина России от 27.10.2009 N 03-05-04-01/88 <Налог на имущество, находящееся в муниципальной собственности>
(Чурсинова Е.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2009, N 23)Дальше в Письме разобран вопрос о земельном налоге с участков, составляющих казну. Здесь финансисты обратились к п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, посвященному налогоплательщикам земельного налога. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица. Минфин России сделал вывод, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организаций или физических лиц. Следовательно, по причине отсутствия налогоплательщика земельные участки, составляющие казну, не облагаются земельным налогом.
(Чурсинова Е.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2009, N 23)Дальше в Письме разобран вопрос о земельном налоге с участков, составляющих казну. Здесь финансисты обратились к п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ, посвященному налогоплательщикам земельного налога. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица. Минфин России сделал вывод, что субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не могут рассматриваться в качестве организаций или физических лиц. Следовательно, по причине отсутствия налогоплательщика земельные участки, составляющие казну, не облагаются земельным налогом.
Вопрос: О налогообложении земельным налогом земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных вокзалов.
(Письмо Минфина России от 21.09.2015 N 03-05-04-02/53851)Земельные участки, являющиеся федеральной собственностью, до передачи их организациям в постоянное (бессрочное) пользование или физическим лицам в собственность составляют государственную казну и, следовательно, не подлежат налогообложению земельным налогом.
(Письмо Минфина России от 21.09.2015 N 03-05-04-02/53851)Земельные участки, являющиеся федеральной собственностью, до передачи их организациям в постоянное (бессрочное) пользование или физическим лицам в собственность составляют государственную казну и, следовательно, не подлежат налогообложению земельным налогом.
"Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры"
(Березин М.Ю.)
("Волтерс Клувер", 2006)Сначала охарактеризуем зарубежные страны. Основным методом мобилизации доходов в казну в провинциях Римской империи являлся земельный налог. Ставка этого налога составляла в среднем 1/10 доходов с земельного участка. На основе того, что земельный налог взимался исходя из доходов, приносимых земельным участком, можно сделать вывод о зарождении и практическом функционировании доходного подхода при расчете налоговой базы земельного налога: объекты недвижимости облагаются налогом на основе их доходности.
(Березин М.Ю.)
("Волтерс Клувер", 2006)Сначала охарактеризуем зарубежные страны. Основным методом мобилизации доходов в казну в провинциях Римской империи являлся земельный налог. Ставка этого налога составляла в среднем 1/10 доходов с земельного участка. На основе того, что земельный налог взимался исходя из доходов, приносимых земельным участком, можно сделать вывод о зарождении и практическом функционировании доходного подхода при расчете налоговой базы земельного налога: объекты недвижимости облагаются налогом на основе их доходности.