Земельные участки под объектами гражданской оБороны
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельные участки под объектами гражданской оБороны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с куплей-продажей земли: Третье (заинтересованное) лицо хочет признать договор купли-продажи земельного участка недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)паспорт объекта и акт осмотра представителями МЧС России, согласно которым на земельном участке расположен объект гражданской обороны (убежище), который в силу закона находится в федеральной собственности вместе с земельным участком, на котором он расположен (ст. 17 ЗК РФ) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)паспорт объекта и акт осмотра представителями МЧС России, согласно которым на земельном участке расположен объект гражданской обороны (убежище), который в силу закона находится в федеральной собственности вместе с земельным участком, на котором он расположен (ст. 17 ЗК РФ) >>>
Позиция ВАС РФ: Если одним из собственников здания является публичное образование, другие собственники вправе требовать заключения договора аренды занятого этим зданием участка с множественностью лиц на стороне арендатора
Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 3333/12 по делу N А11-4231/2011
Применимые нормы: п. 2 ст. 39.20 ЗК РФЗдание не может быть полностью передано в частную собственность в связи с нахождением в нем убежища - объекта гражданской обороны, относящегося исключительно к федеральной собственности. Поскольку РФ сохраняет за собой долю в праве общей долевой собственности на названное имущество и приватизация занятого этим объектом земельного участка невозможна, собственники частей здания вправе требовать заключения договора аренды участка с множественностью лиц на стороне арендатора.
Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 3333/12 по делу N А11-4231/2011
Применимые нормы: п. 2 ст. 39.20 ЗК РФЗдание не может быть полностью передано в частную собственность в связи с нахождением в нем убежища - объекта гражданской обороны, относящегося исключительно к федеральной собственности. Поскольку РФ сохраняет за собой долю в праве общей долевой собственности на названное имущество и приватизация занятого этим объектом земельного участка невозможна, собственники частей здания вправе требовать заключения договора аренды участка с множественностью лиц на стороне арендатора.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Продажа недвижимости.
Возможна ли купля-продажа земельного участка в общую долевую собственность, если часть расположенного на нем недвижимого имущества является государственной или муниципальной собственностью
(КонсультантПлюс, 2025)Однако в рассматриваемом деле упомянутое здание не может быть полностью передано в частную собственность в связи с нахождением в нем убежища - объекта гражданской обороны, относящегося исключительно к федеральной собственности. Поскольку Российская Федерация сохраняет за собой долю в праве общей долевой собственности на названное имущество, суды пришли к обоснованному выводу о невозможности приватизации занятого этим объектом земельного участка.
Возможна ли купля-продажа земельного участка в общую долевую собственность, если часть расположенного на нем недвижимого имущества является государственной или муниципальной собственностью
(КонсультантПлюс, 2025)Однако в рассматриваемом деле упомянутое здание не может быть полностью передано в частную собственность в связи с нахождением в нем убежища - объекта гражданской обороны, относящегося исключительно к федеральной собственности. Поскольку Российская Федерация сохраняет за собой долю в праве общей долевой собственности на названное имущество, суды пришли к обоснованному выводу о невозможности приватизации занятого этим объектом земельного участка.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)1. Согласно ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации; а также суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района и др.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)1. Согласно ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы); а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации; а также суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района и др.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Согласно положениям ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)Согласно положениям ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Постановление Правительства РФ от 14.03.2024 N 302
"Об утверждении Положения о проведении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, его территориальным органом осмотра и проверок эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества и изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества"23) отнесение объекта к сооружениям гражданской обороны;
"Об утверждении Положения о проведении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, его территориальным органом осмотра и проверок эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества и изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению федерального имущества"23) отнесение объекта к сооружениям гражданской обороны;
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (подп. 2).
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения (для объектов недвижимости), назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (подп. 2).
Готовое решение: Как облагается налогом на имущество недвижимость организации
(КонсультантПлюс, 2025)имущество в оперативном управлении федеральных органов, указанных в пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, если они используют его для нужд обороны, гражданской обороны, безопасности и правопорядка;
(КонсультантПлюс, 2025)имущество в оперативном управлении федеральных органов, указанных в пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, если они используют его для нужд обороны, гражданской обороны, безопасности и правопорядка;
Статья: Особенности государственного кадастрового учета объектов капитального строительства
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)1) в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", при отсутствии документов, предусмотренных частью 8 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ <24>, в том числе в отношении отнесенных решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу объектов гражданской обороны, находящихся в государственной или муниципальной собственности <25>;
(Нуприенкова А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)1) в отношении объектов недвижимости, созданных до дня вступления в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", при отсутствии документов, предусмотренных частью 8 статьи 24 Федерального закона N 218-ФЗ <24>, в том числе в отношении отнесенных решением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к числу объектов гражданской обороны, находящихся в государственной или муниципальной собственности <25>;
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 N 1496 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" было установлено еще одно исключение. Так, запреты также не распространяются на случаи согласования сделок с федеральным имуществом, закрепленным за территориальными органами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организациями, находящимися в ведении этого министерства, в том числе на случаи согласования сделок, связанных с распоряжением предоставленными этим организациям земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Постановлением Правительства РФ от 06.09.2021 N 1496 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" было установлено еще одно исключение. Так, запреты также не распространяются на случаи согласования сделок с федеральным имуществом, закрепленным за территориальными органами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организациями, находящимися в ведении этого министерства, в том числе на случаи согласования сделок, связанных с распоряжением предоставленными этим организациям земельными участками, находящимися в федеральной собственности.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) земельные участки и иные объекты природопользования (поскольку они подвергаются налогообложению иными налогами поимущественного характера);
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)1) земельные участки и иные объекты природопользования (поскольку они подвергаются налогообложению иными налогами поимущественного характера);